МОДУЛЬ 4. Рассказываем друг другу о том, что произошло
На первом этапе- терапии деги научились видеть разнообразные чувства у других и проявлять их. Теперь они готовы к работе непосредственно с пережитым сексуальным насилием, и эта работа будет продолжаться на протяжении всего оставшегося времени. На этом этапе у детей появляется возможность рассказать о том, что произошло, поделиться чувствами, часто глубоко спрятанными, и получить поддержку и понимание.
Основные задачи этого модуля состоят в следующем:
1. Дать детям возможность выразить чувства, связанные с пережитым злоупотреблением, в обстановке понимания и поддержки. Вербальное выражение чувств снизит вероятность проявления неотреагированных эмоций в поведении.
2. Помочь детям разобраться в их чувствах, направленных на насильника.
3. Дать детям возможность рассказать о насилии тем, кто пережил сходные события и испытал похожие чувства. Это поможет избавиться от ощущения одиночества и стыда.
4. Помочь детям проанализировать чувство вины, часто неосознаваемое, и ощущение ответственности за то, что с ними произошло, и справиться с ним.
Практические занятия модуля 4 (6–8 занятий)
Упражнение 1
«Что я чувствую, когда вспоминаю об этом»
Выполняя это упражнение, дети начинают задумываться над чувствами, связанными с пережитым насилием. Чтобы заполнить рабочий листок, им необходимо разобраться в своих переживаниях. (Это – первый из нескольких рабочих листков, в котором оставлено свободное место для обозначения яйца, совершившего насилие. Дети могут вписать либо имя этого человека, либо соответствующее местоимение «он» или «она».) Затем терапевт помогает детям осознать и проанализировать названные чувства. Например, отношение к утверждению «Я думал, что______________________на самом деле
меня любил» может стать отправной точкой для обсуждения амбивалентности чувств ребенка к насильнику, который час-
то воспринимается как более заботливый родитель. Терапевту важно подчеркнуть сходство рашгчных ситуаций и в то же время показать, что каждый случай индивидуален. Повтор этого практического задания ближе к окончанию программы терапии поможет определить, как работа в группе повлияла на чувства детей, связанные со злоупотреблением.
РАБОЧИЙ ЛИСТОК
«Что я чувствую, когда вспоминаю об этом»
Я хотет(а) бы спрятаться от всех, чтобы мне не пришлось говорить об этом. | Никогда | Почти никогда | Иногда | Почти всегда | Всегда |
Мне хочется плакать | Никогда | Почти никогда | Почти всегда | Почти всегда | Всегда |
Я виню себя в том, что не смог (не смогла) этого предотвратить | Никогда | Почти никогда | Почти всегда | Почти всегда | Всегда |
Мне кажется, что на самом деле меня любил | Никогда | Почти никогда | Почти всегда | Почтивсегда | Всегда |
Я считаю себя хорошим человеком | Никогда | Почга никогда | Почти всегда | Почти всегда | Всегда |
Мне кажется, что у меня была возможность предотвратить то, что произошло | Никогда | Почти никогда | Почти всегда | Почти всегда | Всегда |
Мне кажется.что имел правотак прикасаться ко мне | Нико! да | Почти никогда | Почти всегда | Почти всегда | Всегда |
Мне кажется, я понимаю, почему это произошло | Никогда | Почти никогда | Почтивсегда | Почти все! да | Всегда |
Упражнение 2
«Я думаю, это произошло потому, что...»
Детям предлагается перечислить причины, по которым, как им кажется, они подверглись сексуальному злоупотреблению, а также причины, побудившие их обидчика это сделать. Пытаясь осмыслить происшедшее, дети постепенно избавляются от чувства вины и ответственности за то, что произошло, преодолевают ощущение собственной беспомощности. Дети часто думают, что насильник «был болен», или «сошел с ума», или даже «сам был жертвой», и начинают испытывать к нему жалость, что мешает им понять в полной мере ответственность этого человека за происшедшее.
Нередко дети пытаются найти ответ на вопрос, почему именно они стали жертвами насилия. Детям предлагается перечислить причины случившегося в двух разных вариантах:
1. Я думаю, это произошло, потому что________________
2. Мне кажется, что сделал это, потому что_____________
Упражнение 3
«Что обо мне подумают»
В этом упражнении участники группы работают со своими переживаниями, вызванными опасениями, что сверстники будут над ними смеяться или что их отвергнут после того, как узнают о подробностях насилия, совершенного по отношению к ним.
РАБОЧИЙ ЛИСТОК
«Что обо мне подумают»
1. Когда другие люди узнают о том, что случилось, они могут подумать, что _______________________________
2. Я боюсь, что я – единственный, кто (кого)_________
3. Если я расскажу об этом другим детям, они _____________
4. Люди могут подумать, что я ненормальный, если я скажу им, что _____
5. Труднее всего мне рассказать о_____________________
6. Меня предупредили, что другие дети могут сказать, что ___________ ___
7. Я боюсь, что, если я расскажу обо всем, что случилось, то у____________________ будут неприятности
8. Мне было бы легче говорить об этом, если бы___
Упражнение 4
«Рассказываем друг другу о том, что произошло»
Дети разбиваются на пары, и им предлагается взять друг у Друга интервью, используя вопросы анкеты. Вопросы касаются взаимоотношений ребенка с совратителем и подробностей пережитого злоупотребления. Дети должны постараться заполнить анкету как можно более подробно, однако если какой-нибудь вопрос смутит их, разрешается сказать о своем смущении и не отвечать на вопрос. Возможность обсудить вопросы сначала только с одним из детей помогает снизить тревожность и укрепляет доверие. После бесед в парах ребята по очереди рассказывают о случившемся уже всей группе
АНКЕТА
«Рассказываем друг другу о том, что произошло»
Прочитай эту инструкцию своему партнеру: «Никто не заставляет тебя отвечать на все вопросы. Если какой-нибудь из вопросов тебя смущает, ты можешь его пропустить»
1. Сколько лет тебе было, когда это случилось в первый раз?
2. Кто это сделал?
3. Как_____________относился (относилась) к тебе до того, как это произошло?
4. Изменилось ли отношение______________ к тебе после того, как это произошло?
5. Расскажи о том, как это случилось в первый раз. Что__________________говорил(а) тебе? Как прикасался (прикасалась)?
Дотрагивался (лась) ли ты до_____________сам(а)?
6. После того, как это произошло в первый раз, прикосновения изменились? Если изменились, то как?
7. Где это происходило?
8. Когда это происходило7
9. Как часто____________________делал(а) это (только
один раз, ежедневно, раз в месяц, раз в неделю)? Сколько это продолжалось (это произошло только один раз, несколько месяцев, дольше)?
10. Где находились остальные члены семьи, когда это происходило?
11. Кто-нибудь видел, как это происходило, или знал об этом?
12. Делал(а) ли________________это с кем-нибудь другим?
13. Если да, то случалось ли тебе быть свидетелем этого?
14. Что ты чувствовал(а), отвечая на все эти вопросы?
Упражнение 5 «Письмо обидчику»
Выполняя это упражнение, дети пытаются противостоять человеку, совершившему насилие. Для одних это – возможность подготовиться к встрече с обидчиком (если он является членом семьи, которая будет воссоединена); для других – единственный способ «поговорить» с насильником. Каждому ребенку предлагается написать письмо этому человеку, рассказать о своих переживаниях по поводу происшедшего и чувствах, которые он испытывает к виновнику случившегося. Если насильников было несколько, ребенок может написать письмо каждому из них или выбрать только одного. Детям разрешается использовать любые слова и выражения, в частности ругательства. Им также рекомендуется включить в письмо свои добрые чувства или воспоминания. Одни дети выражают противоречивые чувства, подписывая письмо, полное отрицательных переживаний, «твой любящий сын (дочь)». Другие передают в письме только положительные чувства, в то же время всегда находятся участники, которые в своем письме выражают лишь гнев.
Свои письма дети зачитывают вслух. Терапевт оказывает им поддержку, высоко оценивая их усилия, а также вновь подчеркивает, что дети могут испытывать самые разные чувства, и это вполне нормально. Если ребенок не хочет читать письмо всей группе, он может сначала прочесть его кому-нибудь одному или попросить терапевта сделать это за него. В некоторых случаях ребенок предпочитает порвать письмо. Такое действие является попыткой избавиться от чувства вины и дискомфорта, которое часто сопровождает выражение гнева, и терапевт должен обратить на это внимание.
РАБОЧИЙ ЛИСТОК «Письмо обидчику»
Адресовано_____________________Дата________________
Я очень давно хотел(а) сказать тебе это. Я думал(а),
что ____________________и что ты________________
Потом все изменилось. Когда ты сделал(а) это со мной, я
подумал(а), что__________________и я не понимал(а),
почему_____________________________
Теперь, когда я вспоминаю об этом,
я____________________и я чувствую______________________
Ты_____________________и__________________________
Иногда, думая о тебе, я______________________________
Я хочу сказать, что___
Если мы когда-нибудь встретимся,
я________________________и___________________________
P.S.
МОДУЛЬ 5. По секрету
К этому моменту участники группы поделились друг с другом подробностями того, что с ними произошло, и начали работать со своими чувствами, вызванными насилием. Теперь они готовы к более детальному анализу переживаний, возникших за время хранения тайны о сексуальном злоупотреблении.
Основные задачи этого модуля состоят в следующем:
1. Поддержать ребенка в его решении рассказать о происшедшем, несмотря на негативную реакцию окружающих. Тем самым уменьшается вероятность возникновения подобных «семейных тайн» в будущем.
2. Поработать с чувством вины, беспомощности и ответственности за злоупотребление, чтобы помочь детям понять, почему для них было важно сохранять тайну.