Юсихотерапия с использованием цвета
Профшпактика нервного напряжения требует учета характера воздействия цвета на человека. Экспериментальные исследова-ния Е.Б.Рабкина позволили установить диапазон оптимальных цветов, на;иболее благотворно влияющих на человека. Это зеле-ные, желтю-зеленые и зелено-голубые цвета. Помимо физиче-ских свойств цвета, т.е. длины волны, необходимо учитывать его качество иі эстетическое значение. Это связано с тем, что абст-рактного щвета нет, он всегда встречается как более или менее цветовая ожраска предметов. И ассоциативный характер воспри-ятия обусловливает перенос эстетической оценки предметов на те цвета, которые этим предметам обычно свойственны. Таким образом, щвет черпает свою значимость из реальной действи-тельности и его воздействие определяется целой суммой факто-ров, куда тходит и социальный опыт человека.
Все выішеизложенное позволяет рекомендовать окрашивать в синий цвет и голубые тона помещения и оборудование (выделяю-щее тепло» и создающее шум). Например, в кабинете трудового обучения красные и желтые цвета оказывают возбуждающее вли-яние, поэтому их использование должно быть ограничено, т.е. в помещенишх, где учащиеся могут находиться лишь кратковре-менно, илм там, где это возбуждение необходимо, например, спор-тивный зал. Однако при окраске помещений и оборудования сле-дует избегать одноцветности, так как однообразие быстро надо-едает, вызіывая охранительное торможение. Развитие утомления может быть предупреждено путем рационального освещения за-лов и рабсочих мест (достаточная освещенность, благоприятный спектр, рашномерность), художественным оформлением интерь-еров, красивой и удобной формой одежды (если она введена в учебном зіаведении). Рациональная окраска учебных помещений поможет шовысить производительность и эффективность учеб-ной деяте.льности.
Несомиенно, что окраска стен в помещении не должна быть гнетущей,, казенной, способной усилить тревогу и волнение. Вес-тибюли, жоллы, залы, кабинеты становятся приветливыми и уютными,, когда их оживляют произведения изобразительного ис-кусства. В ыполненные на высоком художественном уровне и уме-ло подобріанные по тематике картины способны поднять настро-
ение, сделать его оптимистичным, снизить внутреннее напряже-ние, снять утомление и т.д.
При подборе картин необходимо проявлять максимум требо-вательности к их художественному совершенству и тщательно учитывать соответствие их содержания тем или иным условиям. Так, например, удачно подобранные и развешанные в помеще-нии столовой натюрморты могут возбуждать аппетит. Однако, если обилием и качеством съестного они будут значительно пре-вышать то, что предлагает меню столовой, то это вызывает сни-жение аппетита. Такое же отрицательное влияние оказывают по-мещенные в кабинете и приемных администрации школы кар-тины, изображающие кровавые битвы, тоскующих узников в тем-ницах, драматические бытовые сцены. Это необходимо иметь в виду, если требуется, чтобы убранство интерьера отвечэло свое-му назначению.
Здесь следует учитывать, что талант художника состоит преж-де всего в его умении через свои произведения щедро делиться увиденным, глубоко воздействуя на внутренний мир зрителя. Это используется в психотерапии для воздействия на настроение и психическое состояние человека, а через них и на организм в целом.
Для снятия психического напряжения можно использовать и сам процесс рисования (на специально отведенной стене, доске или бумажной основе). Учащиеся свободно, по собственному же-ланию выбирают темы для своих рисунков, надписей, могут по-казать и рассказать их содержание товарищам, могут рисовать анонимно. Это позволяет заметно снять внутреннее напряже-ние, развивает способность к общению с окружающими, подго-тавливает к работе, дает педагогам информацию о психическом состоянии учащихся и психологической атмосфере в школе.
Особое внимание цветовому оформлению помещения следует уделять во время сеансов психологической разгрузки. При сю-жетной сенсорной репродукции существенное значение имеет цвет или окраска вызываемых образов. Известно, что у каждого человека имеется свое более или менее отчетливое отношение к тому или иному цвету и их различным сочетаниям.
Склонность к тому или иному цвету или сочетанию цветов может существенно меняться под воздействием самых различ-ных факторов, в то же время у каждой личности имеются устой-чивые предпочтения, составляющие «личную цветовую шкалу» какодно из проявлений индивидуальности. В.СЛобзин и М.М.Ре-шетников (1986) предлагают учитывать воздействие цвета на пси-
хоэмоциональное состояние человека при проведении аутоген-ной тренировки.
Цвет | Воздействие цвета в зависимости от его локализации | ||
вверху | боковые поверхнос-ти или перспективы | внизу | |
Красный | Возбуждает, мобили-зует, оказывает эрото-генное воздействие | Возбуждает | Воспринимается не-естественно, может «обжигать» |
Розовый | Вызывает ощущение легкости, счастья | Пробуждает чувство нежности | Часто ассоциируется с обонятельными ощу-щениями |
Оранжевый | Способствует концен-трации внимания | Вызывает ощущение тепла, способствует релаксации | Создает эффект «при-надлежности» и тепла, иногда воспринимает-ся неестественно |
Желтый | Внушает приятные ошущения разрядки, отвлечения, способст-вует релаксации | Возбуждает, может привести к неприят-ным ощущениям | Создает эффект «при-поднятости», иног-да — парения |
Зеленый | Воспринимается не-естественно | Успокаивает | Успокаивает,«охлаж-дает», может оказы-вать снотворное дей-ствие |
Голубой | Навевает легкость, способствует релакса-ции | «Охлаждает», вызы-вает отчуждение | «Охлаждает» (более выраженно, чем зеле-ный) |
Синий | Нагнетает тревож-ность, беспокойство | Провоцирует отчуж-дение в группе, в от-ношениях с психо-логом | Вселяет тревогу, «холод», ощущение бездны |
Коричневый | Вселяет чувство тяже-сти, давления (для усиления чувства тя-жести использовать не рекомендуется) | Угнетает, усиливает ипохондрическую на-строенность | Укрепляет уверен-ность |
В связи с этим необходимо предусмотреть соответствующую освещенность в комнате разгрузки, что можно сделать, проеци-руя слайды на одну из стен или помещая цветные стекла в окон-ные проемы. У пациентов в состоянии депрессии намного улуч-шается настроение, если воздействие оказывает красный цвет, синий цвет благотворно действует при возбуждении.
ЛИБРОПСИХОТЕРАПИЯ
Либропсихотерапию (лечебное чтение) предложил еще В.М.Бех-терев. Использование специально подобранных книг позволяет ока-зывать существенное воздействие на эмоциональное состояние уча-щихся при минимально затраченных средствах. В одних случаях книга отвлекает человека от дурного влияния и направляет его энергию на достижение положительных целей, избавляет от ску-ки, пробуждает интерес к познанию, в других случаях книги за-ставляют пересмотреть всю жизнь, изменить не только отношение к чему-либо, но и все поведение.
Книга необходимо тщательно подбирать в соответствии с за-дачами, которые встали перед человеком, и обязательно с учетом его психологических особенностей, так как одно и то же художе-ственное произведение может вызвать у разных людей совер-шенно разные реакции.
ИОНИЗАЦИЯ ВОЗДУХА
Чувствительность людей к метеорологическим явлениям не-уклонно повышается, причем женщины гораздо более чувстви-тельны, чем мужчины, пожилые — в болыней степени, чем мо-лодые. Одним из наиболее изученных метеорологических факто-ров, влияющих на человека, являются ионы — невидимые элек-трически заряженные частицы газов. Обычно в одном кубиче-ском сантиметре находится 4—5 тысяч заряженных ионов, а в горных районах — более 10 тысяч. Известно также, что в городах с загрязненной атмосферой количество ионов резко уменьшает-ся. Ученые установили, что многае недомогания вызываются сни-жением количества ионов. Ионы сдерживают распространение грибков, уничтожают бактерии, повышают активность живых ор-ганизмов. Получены положительные результаты при лечении от-рицательно заряженными ионами некоторых болезней, в том числе и психических.
Имеющиеся данные позволяют предположить необходимость установки ионизаторов в помещениях, предназначенных для от-дыха, а также в системах вентиляции зданий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аванесов С.В. Тесты в социологическом исследовании. — М., 1982.
Адаптшрованный модифицированный вариант детского лич-ностного) вопросника Р.Кеттела. — Л., 1985.
Актуаліьные проблемы диагностики задержки психического раз-вития лкэдей. — М., 1982.
АнастазиА. Психологическое тестирование. В 2 т. — М., 1982.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — М., 1992.
Бернс Р. Развитие Я концепции и воспитание. — М., 1986.
Блейхеер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. — Киев, 19186.
Блум Ф., Лейзерсон А., Хофтедтер Л. Мозг, разум и поведе-ние. — М., 1988.
Бресмав Г.М. Типология аномалий в процессе формирования личностш дошкольника // Актуальные проблемы формирования личностш в теории и практике коммунистического воспита-ния. - Рига, 1982. - С. 49-52.
Бреслсав Г.М. Эмоциональные отклонения как первичный по-казатель деформации процесса формирования личности // Личностгь в системе общественных отношений. — М., 1983. — Ч. 2. - (С. 274-276.
Бресліав Г.М. Эмоциональные процессы. — Рига, 1984.
Бреслсав Г.М. Проблемы эмоциональной регуляции общения у дошколь.ников // Вопросы психологии. — 1984, № 3. — С. 53—59.
Бресліав Г.М. Пограничные варианты нормы в онтогенезе лич-ности // Методологические проблемы исследования функций моз-га. — Ршга, 1984. - С. 74—79.
Бреслав Г.М. Уровни активности учения школьников и этапы формирования личности // Формирование акгивности учащихся и студентов в коллективе. — Рига, 1985. — С. 45—49.
Бреслав Г.М. Временной масштаб эмоционалъной регуляции как показатель отклонений в формировании личности ребенка // Эмо-циональная регуляция учебной и трудовой деятельности. — М., ( Одесса, 1986. - С. 61.
Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования лич-ности в детстве. — М., 1990.
Бурлачук Л. Ф. Исследования личности в клинической психо-логии. — Киев, 1979.
Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-пси-хологическое консультирование. — М., 1990.
Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации челове-ка. — М., 1990.
Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И.В.Дубровиной, М.ИЛисиной. — М., 1982.
Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1982.
Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование. — Л., 1982.
Детский апперцептивный тест (САТ). Дополнение к детскому апперцептивному тесту (САТ-5). — Обнинск, 1992.
Диагностическая и коррекционная работа школьного психо-лога. - М., 1987.
Диагностика учебной деятельности и интеллектуального раз-вития детей. — М., 1981.
Добсон Дж.Ч. Родителям и молодоженам: доктор Добсон от-вечает на Ваши вопросы. — М.: Центр общечеловеческих ценно-стей, 1991.
Дубровина И.В. Индивидуальные особенности школьников. — М., 1975.
Дьяконов Г.В. Психология педагогического общения. — Киро-воград, 1992.
Зак А.З. Как определить уровень развития мышления школь-ника. — М., 1982.
Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. — Л., 1982.
Зимбардо Ф. «Застенчивость»: Пер. с англ. — М., 1991.
Игры — обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В.Петрусин-ского. — М., 1994.
Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологиче-ской диагностики и коррекции в клинике. — Л., 1983.
Каган В.Е. Психотерапия аутизма у детей // Руководство по психотерапии / Под ред. В.Е.Рожнова. — Ташкент, 1985.
Коченов М.М. Введение в судебно-психологическую эксперти-зу. - М., 1981.
Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. — Л., 1984.
Кыверялг. Методы исследования в профессиональной педаго-гике. — Таллин, 1980.
Лангмейер Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. — Прага, 1984.
Лешли Дж. Как работать с маленькими детьми. — М., 1991.
Личко А.Е. Подростковая психиатрия. — Л., 1979.
Лучшие психологические тесты для профотбора и профкон-сультации. — Петрозаводск, 1992.
Малахов Б.Б. Трудовая терапия психически больных. — Л., 1989.
Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в эксперименталь-ную психологию личности. — М., 1989.
Методика индивидуальной профориентации. — М., 1982.
Методика измерения родительских установок и реакций, — Новгород, 1992.
Методики психодиагностики в спорте. — М., 1990.
Методические рекомендации по определению функциональ-ной готовности к школьному обучению. — М., 1986.
Методы системного педагогаческого исследования. — Л., 1980.
Методы социально-психологических исследований. — М., 1975.
Методы социальной психологии. — М., 1977.
Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как фор-ма усвоения социального опыта. — М., 1981.
Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. — М., 1986.
Никольская О.С. К типологии раннего детского аутизма // Журн. невропат. и психиатр. им. С.С.Корсакова. — 1987. — Вып. 10.
Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Сто-линаХ- М., 1987.
Орлов А.Б. Методы современной возрастной и педагогической психологии. — М., 1982.
Осорина М. «Черная простыня летит по городу», или зачем дети рассказывают страшные истории // Популярная психоло-гия: Хрестоматия. — М., 1990.
Панасюк А.Ю. Адаптированный вариант методики Д.Венсле-ра. - Л., 1973.
Платонов К.К. Психологический практикум. — М., 1980.
Практические занятия по психологии. — М., 1972.
Практикум по патопсихологии. — М., 1987.
Практикум по психодиагностике: дифференциальная психо-метрика. — М., 1984.
Практикум по психологии. — М., 1972.
Практикум по общей и экспериментальной психологии / Под общей ред. А.А.Крылова. — Л., 1987.
Профконсультационная работа со старшеклассниками / Под ред. Б.А.Федоршнина. — Киев, 1980.
Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов / Под ред. А.А.Бодалева, И.М.Палея, М.Д.Дворяшиной. — Л., 1976.
Психодиагностика: теория и практика. — М., 1986.
Психодиагностика и школа. — Таллин, 1980.
Психологическая служба: детский сад, школа, вуз / Под ред. И.Б.Котовой, Е.И.Рогова. — Ростов н/Д, 1991.
Психология. Словарь / Под ред. А.В.Петровского и М.Г.Яро-шевского. — М., 1990.
Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В.Запорожца, Я.З.Неверович. — М., 1986.
Рамулъ К.А. Введение в методы экспериментальной психоло-гии. — Тарту, 1963.
Рогов Е.И. Личность в педагогической деятельности. — Рос-тов-н/Д, 1994.
Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. — Рос-тов-на/Д, 1996.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в обра-зовании. — М., 1995.
Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психо-логической диагностике. — М., 1992.
Романова Е.С., Усанова О.С., Потемкина О.Ф. Психологиче-ская диагностика развития школьников в норме и патологии. — М., 1990.
Рубинштейн С.Я. Методики экспериментальной патопсихоло-гии. — М., 1970.
Савенко Ю.С. Методика «Рисунок человека» // Вопросы пси-хопатологии. — 1970.
Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личнос-ти. — М., 1980.
Сорокжа Т.М. Амбивалентное поведение у детей раннего возра-ста // Новые исследования в психологии. — 1978. — № 1(18). — С. 26-31.
Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психоло-гии. - М., 1979.
Спок Б. Разговор с матерью. — М., 1991.
Столин В.В. Самосознание личности. — М., 1983.
Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. — М., 1991.
Франселла Ф., Банностер Д. Новый метод исследования лич-ности. — М., 1987.
Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. — М., 1991.
Фридман Л.П. и др. Изучение личности учащегося и учениче-ских коллективов. — М., 1988.
Херсонский Б.Г. Метод пиктограмм в психодиагностике пси-хических заболеваний. — Киев, 1988.
Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. — М., 1980. Т. 1.
Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения — М., 1988.
Чада Ф. Педагогическое значение детских рисунков. — СПб., 1911.
Шванцара Й. и др. Диагностика психического развития. — Пра-
га, 1978.
Школьный Тест Умственного Развития (ШТУР); Методиче-ские рекомендации по работе с тестом. — М., 1987.
Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррек-ция / Под ред. В.ВЛебединского, О.С.Никольской, Е.Р.Баен-ской, М.М.Либлинг. — М., 1990.
Юнг К. Психологические типы. — М., 1952.
Юницкий А.В. Психология детской потери // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. — 1991, № 2. — С. 49—55.
КетЬошкі У. \Ѵіе2І исгисклѵе \ѵ госкіпі. — \Ѵ-лѵа, 1972.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие..............................................................................................................3