Творчество в бытовых ситуациях
Задача занятия – изучение того, где и как креативность может проявляться в реальных жизненных ситуациях. При обсуждении и осмысливании упражнений следует делать акцент на том, что все узнанное на предыдущих занятиях актуально и для этого и связано с жизнью, а также подчеркнуть, где и для чего можно использовать собственную креативность.
Упражнение «Кто умеет»
Описание упражнения. Участники сидят в кругу. Каждый из них, поочередно выступая в роли водящего, говорит: «Поменяйтесь те, кто умеет…», и называет какое‑либо умение. Те, кто обладает им, должны быстро встать и поменяться местами.
Психологический смысл упражнения. Разминка, создание условий для того, чтобы лучше узнать друг друга и раскрыть свои сильные стороны перед другими участниками.
Обсуждение. Что удалось узнать нового и интересного о группе при выполнении этого упражнения? Что из названного вы еще не умеете делать, но чему хотели бы научиться?
Упражнение «Применение умений»
Описание упражнения. Каждый из участников вспоминает и называет какое‑нибудь практическое умение, которым он владеет (например, вышивать крестиком, кататься на сноуборде, выращивать огурцы на даче, играть в боулинг, делать Интернет‑сайты и т. п.), после чего остальные участники предлагают возможные варианты применения этих умений. Упражнение выполняется в общем кругу.
Психологический смысл упражнения. Оно обучает генерировать идеи о ракурсах практического применения имеющихся у участников ресурсов, способствует повышению самооценки, а также повышает мотивацию к выработке новых умений и совершенствованию имеющихся.
Обсуждение. Участники обмениваются своими впечатлениями о работе и соображениями о том, какие ракурсы применения умений заинтересовали и вызвали желание претворить их в жизнь, а также о том, какими новыми умениями им захотелось овладеть в ходе выполнения упражнения.
Упражнение «Шпаргалки»
Описание упражнения. Участникам предлагается небольшой текст (15–20 слов) и дается задание сделать 2–3 варианта шпаргалок, с которых в дальнейшем можно было бы списать его незаметно для наблюдателей. Можно изготовить шпаргалки из бумаги или воспользоваться другими способами: написать слова на какой‑нибудь части тела, собственной авторучке и т. п., обратившись к известным по собственному экзаменационному опыту или вновь придуманным уловкам такого рода. На подготовку дается 10–12 минут.
Потом группа делится пополам, одна подгруппа выступает в роли «учеников», а другая – «экзаменаторов». «Ученики» садятся за парты и получают по чистому листу бумаги. Их задача – незаметно списать на нее текст со своих шпаргалок (10 минут). «Экзаменаторы» наблюдают, и если замечают у кого‑то шпаргалку, то конфискуют ее, однако из игры этот участник не удаляется, у него остается еще один шанс. Если он попадается во второй раз, то выбывает из игры. Чтобы она была не слишком простой для «экзаменаторов» и трудной для «учеников» (в силу соотношения наблюдателей и «списывалыциков» 1/1, решить свою задачу последним очень сложно), вводится дополнительное ограничение: «экзаменаторы» наблюдают за «учениками» издалека, не имея права подходить к ним ближе, чем на 3 м.
Потом «ученики» и «экзаменаторы» меняются ролями, и игра повторяется. Когда второй раунд завершен, производится выставка созданных шпаргалок. Отдельно демонстрируются те, которые были замечены, и те, которыми удалось воспользоваться незаметно.
Психологический смысл упражнения. Упражнение направлено не на то, чтобы научить школьников или студентов обманывать экзаменаторов, а на то, чтобы убедительно продемонстрировать, как много креативных решений возникает при решении актуальной для молодых людей задачи: создать себе «протезы памяти» к экзамену или контрольной работе. Как свидетельствуют результаты опросов, хотя бы иногда к таким действиям прибегают более 90 % обучающихся. Упражнение дает почву для обсуждения, как изготовление шпаргалок создает почву для креативной переработки учебного материала и чем оно может реально помочь не в списывании, а в усвоении и систематизации знаний. В конце концов, в материале нужно неплохо разобраться, чтобы уместить конспект целой лекции на клочке размером со спичечный коробок.
Обсуждение. Какие переживания возникали у участников в ролях «экзаменаторов» и «учеников»? Какие основные разновидности шпаргалок можно выделить, что более эффективно, почему? Что побуждает учеников делать шпаргалки? Какую реальную пользу может принести изготовление шпаргалок в процессе подготовки к экзамену? А на самом экзамене, если ими не воспользоваться? А если воспользоваться?
Кстати, опытные преподаватели на экзаменах обычно не испытывают нужды внимательно следить, не пользуется ли кто шпаргалкой, потому что по ответам и так чувствуется, знает ли человек то, что говорит, или просто списал это. А для того чтобы вывести списывающего на чистую воду, достаточно задать ему пару дополнительных вопросов.
Упражнение «Способы действия»
Описание упражнения. Участникам предлагается придумать как можно больше способов действия, позволяющих разрешить какую‑либо нетривиальную ситуацию, например из числа этих:
♦ выпить из бутылки, не открывая ее;
♦ красиво и оригинально упаковать подарок, имея только газетную бумагу и скотч;
♦ перевезти пассажирку на велосипеде, не оборудованном специальными приспособлениями для этого;
♦ открыть консервную банку, не имея консервного ножа (более сложный вариант: пользуясь только теми предметами, которые имеются в аудитории);
♦ налить бензин из бочки с узкой горловиной, не наклоняя ее и не проделывая в ней отверстие;
♦ достать со стремянки до лампочки, до которой не дотянуться 20 см;
♦ заделать дырку в лодке с использованием подручных средств (размер дырки 2x2 см, специальных склеивающих материалов под рукой нет).
Более динамично упражнение проходит, когда выполняется в подгруппах по 3–4 человека, хотя возможна и индивидуальная работа. Что касается выбора ситуаций, которые станут предметом работы, – упражнение получается интереснее, если сначала ведущий озвучивает 5–6 различных вариантов, а потом участники сами выбирают из них 2–3, с которыми хотели бы работать.
Психологический смысл упражнения. Тренировка основных качеств творческого мышления (беглость, гибкость, оригинальность) в ситуациях поиска выхода из необычных ситуаций.
Обсуждение. Сначала представители каждой из подгрупп кратко рассказывают о том, какие способы действий они предлагают, а потом обсуждают следующие 2 вопроса:
1) что, с их точки зрения, облегчало появление этих идей, а что затрудняло;
2) каким реальным жизненным ситуациям можно уподобить это упражнение.
Упражнение «Восточный базар»
Описание упражнения. Каждого из участников просят найти какой‑нибудь «никчемный предмет», имеющий минимальную ценность или не имеющий ее вовсе. Если позволяет окружающая обстановка, то целесообразно предложить участникам покинуть аудиторию на 10–15 минут, отыскать такой предмет за ее пределами и принести с собой (наиболее интересно делать это, если тренинг проводится за городом). Если же искать подобные предметы поблизости негде или обстановка не позволяет покидать аудиторию, можно предложить участникам провести ревизию содержания своих сумок и карманов – можно быть уверенным, что какие‑нибудь «никчемные предметы» отыщутся там почти у каждого.
Когда предметы найдены, каждому предлагается придумать как можно больше аргументов, почему окружающим имеет смысл купить его предмет (5 минут). Потом инсценируется «восточный базар» – участники выкладывают свои предметы и озвучивают причины, почему же их необходимо приобрести. В принципе на этом упражнение можно завершить и перейти к обсуждению. Однако иногда аргументы звучат так убедительно, что у кого‑то действительно возникает желание купить некий предмет. Когда происходит подобное, игру стоит продолжить, дав участникам возможность поторговаться, и, если будет достигнуто соглашение о цене, совершить сделки.
Психологический смысл упражнения. Помимо отработки умения генерировать идеи, упражнение позволяет тренироваться в аргументации своей позиции.
Обсуждение. В какие смысловые группы можно объединить приводимые аргументы, и какие из них, с точки зрения участников, оказались более действенными? Что было важнее – содержание аргументов или форма их представления; с чем это связано? Возникал ли у кого‑то дискомфорт в ходе работы, и если да, то чем он вызван? Каким еще жизненным ситуациям, помимо реальной торговли, можно уподобить этот «восточный базар»?
Упражнение «Значимые события»
Описание упражнения. Участников просят подумать о том, какие 10 событий в их жизни наиболее значимы. Эти события могут уже остаться в прошлом или происходить в настоящем, либо же планироваться в будущем. Упражнение выполняется индивидуально, на составление списка отводится 6–8 минут. После этого участников просят отметить, какие события касаются прошлого, какие – настоящего, а какие – будущего.
Затем ведущий рассказывает, что наше восприятие времени может существенно отличаться от его объективного, физического течения. С определенной долей условности можно утверждать, что психологическая длительность нашей жизни определяется не столько числом прожитых дней/месяцев/лет, сколько насыщенностью этих периодов значимыми для нас жизненными событиями. Как поется в песне Вячеслава Малежика:
Жить на свете много лет – это дело третье,
Головешкой тлеть всю жизнь – дикая тоска.
Но бывает день один больше, чем столетье.
Хорошо бы этот день в жизни отыскать!
Если исходить из того, что наиболее значимые события распределены на нашем жизненном пути приблизительно равномерно, а прожить нам предстоит, в среднем, 70 лет (по статистике эта цифра в современной России меньше, но будем оптимистами), то «цена» каждого из 10 самых значимых событий – примерно 7 лет. Подсчитайте, сколько из отмеченных вами событий уже в прошлом, умножьте эту цифру на 7 и получите свой «психологический возраст».
Психологический смысл упражнения. Оно способствует повышению осмысленности взгляда на свой жизненный путь, дает хороший повод задуматься, какие же события для нас действительно значимы. Кроме того, упражнение позволяет выйти на разговор о психологическом времени и его взаимосвязи с организацией нашей жизни.
Обсуждение. У кого психологический возраст получился меньше календарного, у кого примерно равен, а у кого больше? (Как правило, примерно у 80 % участников он оказывается больше). О чем, с вашей точки зрения, свидетельствуют такие результаты? Психологи утверждают, что с возрастом нам кажется, будто время течет все быстрее и быстрее: для ребенка день тянется, а для старика года бегут. Наблюдали ли вы нечто подобное на себе? С чем еще это связано, помимо того, что в молодости обычно выше «концентрация» значимых событий? Можно и нужно ли организовывать свою жизнь таким образом, чтобы свести к минимуму этот эффект; если да, то как? Какие выводы вы сделали лично для себя из этого упражнения?
Упражнение «Ресторан "Грибоедов"»
Описание упражнения. В качестве «затравки» для этого упражнения участникам читается фрагмент романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита», где описывается, как Коровьев и Бегемот пытаются попасть в принадлежащий московской литературной ассоциации ресторан, называемый «Грибоедов». Удостоверений членов литературной ассоциации у героев, естественно, нет. Их останавливает вахтерша, и…
– Ваши удостоверения? – она с удивлением глядела на пенсне Коровьева, а также и на примус Бегемота, и на разорванный Бегемотов локоть.
– Приношу вам тысячу извинений, какие удостоверения? – спросил Коровьев, удивляясь.
– Вы – писатели? – в свою очередь, спросила гражданка.
– Безусловно, – с достоинством ответил Коровьев.
– Ваши удостоверения? – повторила гражданка.
– Прелесть моя… – начал нежно Коровьев.
– Я не прелесть, – перебила его гражданка.
– О, как это жалко, – разочарованно сказал Коровьев и продолжал: – Ну, что ж, если вам не угодно быть прелестью, что было бы весьма приятно, можете не быть ею. Так вот, чтобы убедиться в том, что Достоевский – писатель, неужели же нужно спрашивать у него удостоверение? Да возьмите вы любых пять страниц из любого его романа, и без всякого удостоверения вы убедитесь, что имеете дело с писателем. Да я полагаю, что у него и удостоверения‑то никакого не было! Как ты думаешь? – обратился Коровьев к Бегемоту.
– Пари держу, что не было, – ответил тот, ставя примус на стол рядом с книгой и вытирая пот рукою на закопченном лбу.
– Вы – не Достоевский, – сказала гражданка, сбиваемая с толку Коровьевым.
– Ну, почем знать, почем знать, – ответил тот.
– Достоевский умер, – сказала гражданка, но как‑то не очень уверенно.
– Протестую! – горячо воскликнул Бегемот. – Достоевский бессмертен!
– Ваши удостоверения, граждане, – сказала гражданка.
– Помилуйте, это, в конце концов, смешно, – не сдавался Коровьев, – вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет! Почем вы знаете, какие замыслы роятся в моей голове? Или в этой голове? – и он указал на голову Бегемота, с которой тот тотчас снял кепку, как бы для того, чтобы гражданка могла получше осмотреть ее.
Участникам предлагается ролевая игра по мотивам данного отрывка. Три‑пять человек принимают роли «вахтерш», а остальные изображают желающих попасть в предназначенный только для писателей ресторан «Грибоедов». Их задача – убедить «вахтерш», что они писатели, и поэтому их следует туда пропустить. Никаких формальных подтверждений своего статуса (удостоверений, копий собственных публикаций и т. п.) у них нет. Каждый из них получает минуту для публичного выступления, в ходе которого должен попытаться убедить «вахтерш», что именно он достоин пройти в этот ресторан, поскольку относится к «творческой элите». Когда выступления завершены, «вахтерши» после краткого совещания говорят, кого они приняли решение пропустить в ресторан, а кого нет, и поясняют, чем они при этом руководствовались.
Психологический смысл упражнения. Демонстрация и обсуждение стереотипов о творческом труде и занимающихся им людях, тренировка навыков публичного выступления, а также уверенного поведения.
Обсуждение. Какими способами участники демонстрировали, что они являются писателями или поэтами, что оказалось более убедительным? Какие стереотипы при этом проявились? Имело ли место психологическое манипулирование; если да, то в чем именно оно состояло?
Упражнение «Управляемый сон»
Описание упражнения. «Многие люди в детстве мечтали, а иногда продолжают мечтать, когда становятся взрослыми, чтобы можно было контролировать собственные сны. Не просто дать сновидению развиваться по каким‑то неведомым нам законам, а самим определять его сюжет, а потом активно действовать, направляя его течение в то или иное русло. Давайте попрактикуемся в этом! Вспомните какой‑либо сон, который оставил у вас не очень приятный осадок… Какая сцена этого сна была для вас самой значимой?..» После этого суть работы сводится к тому, что участников сначала просят нарисовать соответствующую сцену, какое‑то время мысленно «пожить» в ней, а потом изменить рисунок таким образом, чтобы оставленный этой сценой неприятный эмоциональный отклик исчез или был сведен к минимуму. Заключительный штрих – дорисовывание в эту композицию рисунка самого себя, но теперь уже не испытывающего негативных эмоций.
На тренингах, имеющих личностную направленность, каждый этап сопровождается подробным обсуждением – участники, объединившись в подгруппы, рассказывают сны и демонстрируют их рисунки, потом представляют измененные композиции и вновь рассказывают, что поменялось в их восприятии ситуации. Однако если тренинг носит преимущественно учебный характер, подробные рассказы могут оказаться не вполне уместными, поскольку они в большинстве случаев связаны с упоминанием материалов, носящих весьма личный характер. В таком случае более целесообразно работать индивидуально, а в группе ограничиться краткими комментариями о том, какие выводы сделаны из этого упражнения.
Психологический смысл упражнения. Демонстрация одной из арт‑терапевтических техник работы с материалами, «всплывшими» в сновидениях и сопровождающихся негативными эмоциями. Понятно, что в рамках психологического тренинга вряд ли удастся осуществить глубокое психотерапевтическое вмешательство, да это, скорее всего, будет и не вполне уместно. В данном контексте важнее то, что будет показана возможность направленной на развитие креативности работы со сновидениями, их использования в качестве ресурса не только для активизации творческого потенциала, но и для поиска решений реальных жизненных проблем.
Обсуждение. «Итак, мы попробовали на себе один из способов творчески осмыслить и переработать материал, который “подкинул” нам сон. Какие выводы вы сделали лично для себя из этого упражнения? Как еще можно использовать сновидения, чтобы творчески решать встающие перед нами проблемы? Приведите примеры из своего жизненного опыта, когда сновидения помогали решить какую‑либо проблему, показывали ее в новых ракурсах, подсказывали неочевидные способы действий».
Упражнение «Хочу‑могу‑надо»
Описание упражнения. Участники строят коллажи [30] , на которых представлены собственные желания, возможности и потребности. Это отражает структуру личности по Э. Берну: «Ребенок (желания) – Взрослый (возможности) – Родитель (долженствование)». Обычно ведущий сначала рисует эту схему личности и кратко комментирует ее, а потом предлагает участникам выполнить коллажи, придерживаясь либо традиционной схемы (три круга один под другим: в нижнем – желания, в среднем – возможности, в верхнем – обязательства»), либо в свободной форме. Более простой вариант, уместный при работе с младшими подростками, – остановиться на работе с одной из этих составляющих, например выполнить коллаж на тему «Моя мечта». Задание выполняется на листах формата АЗ, время – 30–40 минут. Потом проводится презентация работ в виде экскурсии, на которой авторы поочередно выступают в роли экскурсоводов, представляя свои коллажи.
Психологический смысл упражнения. Упражнение способствует более полному осознанию своих желаний и возможностей, постановке личностных и профессиональных целей, повышению самооценки.
Обсуждение. Какие выводы каждый сделал лично для себя при выполнении этого упражнения? Что нового узнал о себе, своих желаниях и возможностях?
Как говорит известный российский психолог и психотерапевт М. Е. Литвак, «счастье человека состоит в том, чтобы для него “хочу”, “могу” и “надо” имели одно и то же содержание». Насколько вы согласны с такой позицией? Приведите аргументы за и против нее.