Психологическая наука и ее методология

Глава 2. Основы научно-психологического знания

Психология: наука и практика

Научно-психологическое знание имеет длительную предысторию накопления суждений мудрецов и ученых древности и средневековья. Слово психология ввел в научный обиход немецкий философ Христиан Вольф (1679—1754). Оно представляет собой слияние двух греческих слов «псюхе» — душа и «логос» — учение, т. е. дословно — наука о душе. Но возникновение научной психологии связывается обычно с 1879 годом — годом создания в Лейпциге В. Вундтом (1832—1920) первой экспериментальной психофизиологической лаборатории.

Психологией называют реальность — саму психику, психическую деятельность, особенности психики человека, но чаще — саму науку (это корректнее) и ее положения о психических реальностях (в этом смысле говорят: «психология человека», «психологические особенности поведения», «психологическая характеристика ситуации» и пр.). Среди населения бытуют суждения по вопросам психологии, представляющие собой субъективные понимания их, и обычно очень неточные, поверхностные, нередко ошибочные — эта область психологического знания относится к обыденной психологии.

В последнее время на глубокое проникновение в психологию человека претендуют представители оккультного знания — астрологи, хироманты, предсказатели, колдуны и пр. Они не располагают никакими научными доказательствами достоверности своего знания, ссылаясь только на свою индивидуальность: интуицию, «дар свыше», наследственность и т.п. Это квази (как бы) психология.

В потоке надвинувшейся на нас с Запада так называемой «массовой культуры» просматривается и психологическая струя «поп-психологии» — «упрощенной психологии», психологии для массового читателя, воплощающейся в изданиях типа: «Как стать богатым», «Как добиться успеха у мужчин», «Сила ума» и пр. В этом направлении редко встречаются подлинно научно-популярные работы. Большинство же — не более чем житейские рассуждения, подкрепляемые «для научности» упоминанием имен видных психологов и эпизодическими ссылками на серьезные психологические публикации.

Современная научная психология представляет собой развитую и разветвленную науку с широкой сферой применения своих теоретических и прикладных разработок (рис. 2.1, П — психология).

Психологическая наука и ее методология - student2.ru

Методологи и теоретики науковедения, отмечая место психологии в системе наук, ставят ее где-то в центре, подчеркивая ее роль в целостном познании мира и взаимосвязи с многими научными дисциплинами. Она нужна людям современного общества, а потребности практики, как известно, развивают науку быстрее, чем тысячи университетов. Психология имеет широкую и долговременную перспективу своего научного развития и практического применения.

Основные научные направления в мировой психологии

Психологическая наука в последнее столетие получила мировое признание и распространение. При наличии многих общих теоретических и прикладных подходов ученых разных стран имеются и своеобразные научные направления, отличия которых в основном связаны с выделением каких-то сторон психической деятельности в качестве основных, фундаментальных, с помощью которых объясняются и решаются все частные психологические вопросы.

Бихевиоризм*(поведенческая психология) возник в 1912 г. в результате работ Д.Б. Уотсона (1878—1958), в которых была объявлена необходимость построения научной психологии исключительно на данных объективного метода. Но объективно можно регистрировать только то, что действует на человека, и то, что проявляется в ответ в его поведении, т. е. по формуле «стимул—реакция». Суждения о том, что происходит во внутреннем мире, были объявлены ненаучными, т. е. бихевиоризм в сущности отказался от изучения психической деятельности, стая «психологией без психики». Бихевиористские исследования велись в направлении поиска стимулов, которые вызывают нужную реакцию. В логическом соответствии с теорией и практикой прагматизма были признаны полезными все стимулы, которые приводят к успеху. Позднее последователями бихевиоризма была введена категория «промежуточных переменных» и вставлена в середину приведенной выше традиционной формулы.

* От англ. behavior — поведение.

Бихевиоризм дал почву для развития механистичных подходов в практике обучения и воспитания, породил практику психологического манипулирования людьми, в том числе в политических и идеологических целях, но остается распространенным в американской психологии.

Глубинная психология (фрейдизм, неофрейдизм, психоанализ) придает решающий характер глубинным, прежде всего бессознательным явлениям в психической жизни человека. Последняя сравнивается с айсбергом, девять десятых которого находится под водой (подсознание), а одна десятая (сознание) — над водой. Основы глубинной психологии были заложены австрийским психиатром 3. Фрейдом (1856—1939), придававшим решающее значение агрессивным и сексуальным подсознательным влечениям, энергии последних («либидо»), инстинктам жизни и смерти. Последователи его учения, шокированные таким низменным, животным пониманием человеческой сущности, пытались придать решающее значение иным влечениям: чувству неполноценности и потребности компенсировать его, «коллективному бессознательному» (мифологии, религиозной символике, искусству, передаваемому по наследству), чувству одиночества и др.

Заслуга глубинной психологии в том, что она дополнила понимание психологии человека существованием в ней подсознательного и бессознательного и исследованиями его взаимодействия с сознанием. Фрейдом был вскрыт феномен психологической защиты. Испытывающий психологические трудности (неспособность справиться с ними, колебания, тревогу, длительное подавление, сдерживание желаний, тоску, неуверенность, горе и пр.) человек использует психологические защитные механизмы: вытеснение (непроизвольное удаление из сознания остро неприятного, тревожащего), подавление, рационализацию (использование примитивных самооправданий, самообман), противодействие (замена тревожащего желания другим и удовлетворение его), замещение (срыв, разрядка своего переживания агрессией против чего-то или кого-то) и др. Психоанализ (метод изучения и устранения причин невротизма — нервно-психических расстройств, связанных с подсознанием) способствовал распространению в разных странах института психологической помощи (основанной на нем). Однако представление человека как постоянно, неразрешимо, внутренне противоречивого, мучающегося, страдающего, постоянно подавляющего свои животные инстинкты под влиянием необходимости соблюдения социальных норм, противоречащих, по мнению Фрейда, его внутренней сущности, а поэтому подверженного невротическим заболеваниям, в большей степени отвечает подходам психиатрии*, чем господствующим в других научных течениях данным и положениям. Фрейдизм сыграл отрицательную роль в распространении сексуальной распущенности, якобы снимающей основные психологические проблемы жизни человека.

* От греч. psyche — душа и iatreia — лечение. Психиатрия — медицинская дисциплина, изучающая сущность, причины психических болезней и способы их лечения, предупреждения, оказания медико-психологической помощи больным. Она в чем-то близка психологии, но это принципиально иная система научных знаний и действий. Психология имеет дело с нормальной психикой, психиатрия — с больной. Психология занимается людьми в процессе их жизни и труда, психиатрия имеет дело с больницей, клиникой. Психология использует в практике работы с людьми методы формирования, развития, регуляции, а психиатрия занимается лечением, использованием медицинских средств и методов. Психологи — по существу социальные работники, психиатры - медики, врачи.

Глубинная психология пользуется популярностью во многих странах Старого и Нового света.

Когнитивная*(«понимающая») психология сложилась на рубеже 60-х годов как реакция на бихевиористские и фрейдистские увлечения. Это научное течение характерно исследованием знаний человека, его мышления, образных и вербальных** компонентов, познавательных процессов, понимания человеком окружающего мира и приданием им решающей роли. Когнитивный подход считает приоритетными влияния интеллекта, мышления на побуждения, эмоции и поведение человека. Типичны для него такие утверждения: как человек думает — так и относится, чувствует, делает; свое понимание ситуации человеком более важно, чем ее объективные особенности; неправильное поведение порождается неправильным мышлением.

* От лат. cognito — мыслю.

** От лат. verbalis — словесный; Вербальные компоненты — словесные компоненты психической деятельности, использование в ней слов, понятий, объяснений, рассуждений, построенных на их основе знаний.

Важные и интересные исследования познавательной сферы психической жизни человека обнаруживают у когнитивистов определенную односторонность, недооценку ее системности, включающей в себя и другие сферы.

Гуманистическая психология возникла и развивалась за рубежом во второй половине XX в. преимущественно в исследованиях А. Маслоу (1908—1970), К.Р. Роджерса (р. 1902), Э. Фромма (1900—1980), В. Франкла (р. 1905). В противовес фрейдизму, видящему в человеке страдающее и болезненное существо, представители этого направления оптимистично оценивают возможности человека и разрабатывают психологические пути достижения каждым вершин человеческого развития, уважения и самоуважения, достоинства, престижа, успеха путем постижения смысла жизни, раскрытия и реализации собственных возможностей (самореализации). Люди способны сами определять свою судьбу (самоопределяться), утверждаться в жизни, занимать в ней достойное место (самоутверждаться). Решающая роль в этом принадлежит высокоразвитым потребностям и мотивам.

Гуманистическая психология получила широкое признание своей оптимистичностью, адресованностью каждому человеку, реалистичностью и разумностью подхода к жизни и раскрытием личных возможностей достижения жизненного успеха.

Трансперсональная психология — также продукт научно-психологических поисков последних десятилетий XX в. Ее подход заключается в рассмотрении психологии человека в глобальном масштабе как связанной со всем человечеством, космосом, Вселенной и несущей в себе, преимущественно на уровне бессознательного, продукты их влияний. Связи психики индивида с историей и уровнем развития человеческой цивилизации прослеживались в психологической науке давно. Поэтому основной новацией в трансперсональной психологии последнего времени стали выходы на космический уровень, хотя еще в философских работах Г. Гегеля (1770—1831) вынашивалась идея абсолютного духа, частица которого воплощена в каждом человеке.

Это направление признает, что конкретные космические зависимости пока непостижимы, но прослеживается нечто общее в функционировании тела и психики человека с законами всего материального мира. Это обнаруживается в генетическом коде человека, возникновении и развитии его зародыша, существовании ауры, энергетического и волнового излучения тела и мозга, бессознательной передаче желаний и установок собеседниками, трансперсональных переживаниях и видениях, не связанных с опытом человека, поступков, не объяснимых с позиций традиционной психологии,и др.

Однако во всех этих умозаключениях много от воображения, мало доказанного научными методами, возможно, и поспешного желания объяснить то сложное, что достоверно и обоснованно еще не объяснено.

К. К. Платонов в своей «Занимательной психологии» приводит показательный пример. Один из знакомых горячо убеждал его, что владеет передачей мыслей на расстоянии и предлагал доказать это на примере своей жены. Пошли к нему домой. Жена сидит у телевизора и смотрит передачу. Поздоровались, сели сзади. Муж, уставившись в затылок жены, стал мысленно передавать команду «Повернись ко мне!», «Повернись!», «Повернись!». Через некоторое время жена действительно обернулась и спрашивает: «Саша, ты чего сопишь?».

Часто так и бывает: когда что-то не улавливается в действительных причинах и влияниях, ищут их в надуманных.

Трансперсональная психология привлекла к себе внимание многих малообразованных людей и своим появлением невольно способствовала активизации фантазии и мистики среди населения и работников искусств, что нашло частично отражение в обилии появившихся на экранах телевизоров и кинотеатров мистических фильмов и фильмов ужасов.

Отечественная психологическая наука, начиная с работ И.М. Сеченова и И.П. Павлова, всегда отличалась стремлением к объективному подходу, стремясь вместе с тем к глубокому проникновению в психологию человека. Гуманизм в традициях отечественной культуры и науки стал особенно выраженным на рубеже XX в. и нашел отражение в психологии. С возникновением социалистической системы психологическая наука продолжала без подыгрываний политической конъюнктуре, как это и должна делать любая наука, стремящаяся к истине, развивать идеи уважения, внимания к человеку, справедливого, научно корректного подхода к нему, что в 30-е годы вошло в противоречие со сталинским курсом, и ее исследования были свернуты на целых 30 лет. Лишь с середины 50-х годов они были возобновлены. Выдающуюся роль в становлении современного уровня отечественной психологии сыграли работы М.Я. Басова, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, СЛ. Рубинштейна, АН. Леонтьева, А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьева, Б.М. Теплова, Д.Н. Узнадзе, К.К. Платонова, Б.Ф. Ломова, А.В. Петровского, Е.С. Кузьмина, Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, К.А. Абульхановой-Славской, Е.А. Климова и др.

Можно утверждать, что отечественная психологическая наука является заметным и самостоятельным течением в мировом психологическом движении. Она отличается хорошо разработанной методологией, своей системной научной парадигмой*, большим, чем в других течениях, концептуальным единством, экспериментальной основательностью. В ней есть много общего с гуманистической и когнитивной психологией, характерно повышенное внимание к проблемам развития, становления личности, сознания, мотивации, познания, психологии общественной жизни и ее влияний.

* От греч. paradeigma — пример, образец. Понятие введено в науковедение американским ученым Т. Куном. Понимается как система феноменов, выделяемых и изучаемых данной наукой, основных теорий, положений, методов, научных категорий и понятий, выступающих ее основой (образцом, примером для проведения исследований).

Наши рекомендации