Тема 5.3. Стратегии поведения в конфликтной ситуации

Содержание:

Профилактика, урегулирование и разрешение конфликтов. Роль по­средничества в урегулировании конфликтов. Процедуры посредничества. Переговоры как универсальный способ разрешения конфликтов. Стратегии конфликтного взаимодействия: сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление, соперничество. Методика выявления стиля поведения в конфликтной ситуации Томаса-Киллмена. Кодекс конструктивного поведения в кон­фликте и табу в конфликтной ситуации.

Методические рекомендации к выполнению домашней контрольной работы

Контрольная работа выполняется на ПК. Вопросы задания необходимо перепечатать. Работа должна быть выполнена аккуратно и в той последовательности, в которой приведены вопросы домашнего задания.

Контрольная работа включает в себя:

Титульный лист с указанием шифра, содержание (вопросы контрольной работы), ответы на вопросы, используемые источники (не менее 3).

Шрифт-14, Times New Roman. Абзац - полуторный. Поля: верхнее, левое-2, нижнее, правое-1,5.

Комплект заданий для домашней контрольной работы

Вариант 1.

1. Объект, предмет социальной психологии

2. Социально-психологические учения в Древней Греции.

3. Какие методы изменения социальной установки являются наиболее эффективными? Почему?

4. Классификация больших социальных групп

5. Является ли ваше поведение конформным? Опишите причины конформного поведения

6. Место социальной психологии в системе профессиональной деятельности

Вариант 2

1. Задачи социальной психологии

2. Социальная психология на современном этапе развития

3. Необходим ли в современном обществе социальный контроль? Какова роль социального контроля?

4. Характеристика поведения личности в толпе

5. Нонконформизм и конформиз описывают одинаковые явления? Ответ обоснуйте.

6. Место социальной психологии в системе профессиональной деятельности

Вариант 3

1. Отрасли социальной психологии

2. Первые социально-психологические теории, возникшие в ХХ в. «теория инстинктов социального поведения» (В.Макдаугалл).

3. Социальная установка. Причины возникновения.

4. Характерные черты этноса. Все ли этносы обладают данными чертами?

5. Типы конформного поведения

6. Место социальной психологии в системе профессиональной деятельности

Вариант 4

1. Какой метод является основным в социальной психологии? Почему?

2. История становления социальной психологии

3. Являетесь ли Вы индивидом, индивидуальностью, личностью? Ответ обоснуйте

4. Каковы наиболее эффективные стратегии выхода из конфликта

5. Теории личности

6. Место социальной психологии в системе профессиональной деятельности

Вариант 5

1. Анкетирование. Виды вопросов

2. Социальный контроль

3. Теории лидерства. Сравнительная характеристика

4. Внутриличностный конфликт. Примеры.

5. Классификация типов семейного воспитания

6. Место социальной психологии в системе профессиональной деятельности

Вариант 6

1. Первые социально-психологические теории, возникшие в ХХ в. «психология масс» (Г.Тард, С. Сигиле, Г.Лебон);

2. Социально-психологическое тестирование

3. Какие стратегии взаимодействия между людьми являются более эффективными?

4. Классификация малых групп

5. Типы семей

6. Место социальной психологии в системе профессиональной деятельности

Вариант 7

1. Метод анализа результатов деятельности

2. Эффективные методы психологического воздействия

3. Понятие социальной группы. Границы малой группы

4. Приведите примеры социальнойфасилитации

5. Может ли функциональный конфликт перейти в дисфункциональный и наоборот? Ответ аргументируйте.

6. Место социальной психологии в системе профессиональной деятельности

Вариант 8

1. Теоретические и методологические основы социальной психологии

2. Трансактный анализ

3. Интерактивная сторона общения

4. Параметры малой группы

5. Приведите примеры социальной ингибиции

6. Место социальной психологии в системе профессиональной деятельности

Вариант 9

1. Механизмы социальной перцепции

2. Теория личности З.Фрейда

3. Понятие лидерства

4. Понятие конфликта Причины возникновения

5. Самооценка личности

6. Место социальной психологии в системе профессиональной деятельности

Вариант 10

1. Первые социально-психологические теории, возникшие в ХХ в.: «Психология народов» (М.Лацарус, Х. Штейнталь, В.Вундт);

2. Гуманистическая теория личности

3. Приведите примеры невербальных средств общения

4. Отличие и сходство лидера от руководителя

5. Структура Я-концепции

6. Место социальной психологии в системе профессиональной деятельности

Вопросы промежуточной аттестации (зачет)

1. Предмет, объект социальной психологии и её отрасли.

2. Методы социальной психологии.

3. Теоретические и методологические основы социальной психологии

4. История становления социальной психологии

5. Первые социально-психологические теории

6. Социальная ситуация

7. Коммункативная сторона общения

8. Механизмы социальной перцепции

9. Интерактивная сторона общения

10. Психология воздействия

11. Стратегии взаимодействия

12. Социальный контроль

13. Социальная установка. Причины возникновения.

14. Социальная установка. Методы изменения

15. Классификация малых групп

16. Понятие социальной группы. Границы малой группы

17. Параметры малой группы

18. Понятие лидерства

19. Отличие и сходство лидера от руководителя

20. Теории лидерства

21. Классификация больших социальных групп

22. Характеристика толпы

23. Характерные черты этноса

24. Индивид, индивидуальность, личность

25. Теории личности

26. Структура Я-концепции

27. Самооценка личности

28. Понятие конфликта Причины возникновения

29. Внутриличностный конфликт

30. Стратегии выхода из конфликта

31. Типы конфликтов

32. Понятие конформизма

33. Причины конформного поведения

34. Типы конформного поведения

35. Социальное расслабление

36. Понятие социальной фасилитации

37. Понятие социальной ингибиции

38. Типы семей

39. Типы семейного воспитания

40. Значение социальной психологии для профессиональной деятельности

Словарь терминов

адаптация — эффективное взаимодействие организма со средой

апперцепция — зависимость восприятия от прошлого опыта

архетипы — наследственно передающиеся первичные идеи

аттракция — процесс формирования привлекательности человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений

атрибуция – приписывание индивиду или социальной группе непосредственно воспринимаемых особенностей, стереотипное достраивание образа; атрибуция каузальная – предположение о причинах поведения

аутизм — утрата контактов с окружающими, уход от действительности во внутренний мир, отгороженность, замкнутость

аффект — быстро возникающее очень интенсивное и кратковременное эмоциональное состояние, вызываемое сильным или особо значимым для человека стимулом

бихевиоризм одно из основных направлений американской психологии, трактующее

психику как совокупность реакций организма на внешние стимулы. Основоположником бихевиоризма является Дж. Уотсон; последователи – Толмен, Торндайк, Скиннер и др.

вербальный – словесный

взаимодействие межличностное- личный контакт двух или более людей, следствием которого являются изменения в их деятельности, поведении, их взглядах и установках

восприятиемежличностное-понимание, объяснение и оценка человека при его восприятии (первое впечатление о человеке), достраивание его образа на основе исходной чувственной информации под влиянием психического состояния воспринимающего лица.

внушение – внедрение в психическую сферу человека помимо его воли; процесс воздействия на психику человека в условиях снижения его сознательности, критичности

вытеснение – вид психологической защиты, состоящий в переводе в сферу подсознания или глубокое торможение следов от психотравмирующих воздействий

группа социальная-общность людей, объединенных общими целями, интересами, ценностными ориентациями в условиях социально-группового контроля. Группы (по величине) бывают малые средние, большие

групповая динамика – совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов, присущих различным этапам развития группы

групповая нормализация - социально-психологический феномен (явление) , возникающий в результате конструктивной групповой дискуссии , выработка общего группового мнения

групповая сплоченность - степень приверженности к группе её членов, показатели которой: взаимные симпатии в межличностных отношениях, единство базовых ценностей, привлекательность групповых целей, , социальный престиж группы и др.

групповая поляризация –расхождение мнений членов группы в результате групповой дискуссии

девиантное поведение — отклонение от нормы, связанное с совершением поступка или внеинституциональным поведением

дезадаптация — процесс, который приводит к нарушению взаимодействия со средой

делинквентное поведение—противонормное сознательно осуществляемое поведение, целью которого является уничтожение, изменение, замена норм, принятых данным социальным институтом

детерминация — причинно-следственная связь, обусловленность явлений

деятельность — процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта

жизненный путь — процесс развития человека в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчивой и пластичной структуры личности

заражение – процесс перехода эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта, фактор спонтанного социального сплочения; психическое заражение может приводить к распаду нормативно-ролевого поведения, возникновению деструктивного «эффекта толпы»

защита психологическая – механизмы самозащиты от психотравмирующих воздействий (подавление, вытеснение, регрессия, сублимация, рационализация и др.)

ид — совокупность бессознательных побуждений в теории З Фрейда

идентификация — мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления

имитация — формирование нового поведения путем воспроизведения чужих действий

ингибициясоциальная – ухудшение деятельности человека в присутствии других людей

инсайт — моментальное научение

индивид - человек как природное существо, носитель врожденных своеобразных черт (поло-возрастных и психодинамических)

индивидуальность – своеобразие психики отдельного человека, проявляющихся в особенностях характера, познавательных процессов, потребностей и способностей

интроверсия — ориентация человека на внутренний мир, на собственные переживания

климат социально-психологический – качество межличностных отношений, влияющих на продуктивность совместной деятельности, зависящее от уровня группового развития

когнитивный – познавательный; когнитивный диссонанс – дискомфортное психическое состояние, вызванное противоречивыми сведениями об одном объекте

коллективное бессознательное — совокупность всех врожденных архетипов в теории К.Г. Юнга

конфликт — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом сил, мнений, сторон, интересов, целей и различных представлений о способе их достижения

конформизм — изменение мнений, установок и поведения индивидов под влиянием окружающих

конформность – внешняя податливость индивида групповому давлению при сохранении внутренней позиции

корпорация – замкнутая социальная общность с авторитарным руководством, функционирующая на основе узкогрупповых (антисоциальных интересов)

лидерство — феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов

локус контроля — характеристика того, где люди преимущественно располагают (локализуют) факторы контроля над собственным поведением и значимыми для них событиями

малая группа — небольшое по размеру объединение людей (от 2-3 до 30-40 человек), связанных непосредственным взаимодействием, общими целями и совместной деятельностью

менталитет — глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, совокупность установок и предпочтений индивида или социальной группы, определяющая действия, мысли и чувства людей, а также их восприятие мира

монотония — однообразие деятельности

мотив — побуждения, объясняющие индивидуально-психологические различия между людьми в протекании деятельности в идентичных условиях

мотивация — совокупность психических процессов, которые придают поведению энергетический импульс и общую направленность

мышление — опосредованное и обобщенное познание объективной реальности

направленность — система устойчивых предпочтений и мотивов личности, задающая главные тенденции поведения личности

настроение — слабо выраженное устойчивое эмоциональное состояние, причина которого человеку может быть не ясна

научение — формирование нового индивидуального опыта в процессе активного взаимоотношения организма со средой

невроз — психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека и проявляется, в основном, психогенно обусловленными эмоциональными и соматовегетативными расстройствами при отсутствии психотических явлений

образ жизни — совокупность устоявшихся типичных форм жизнедеятельности

общение — реальность человеческих отношений, предполагающая любые формы совместной деятельности людей

паника массовая – безотчётный ужас, охватывающий толпу в экстремальных условиях,

массовый страх перед реальной или воображаемой опасностью

поведение человека – система действий, поступков человека, направленных на удовлетворение определенных потребностей

перцепция социальная - особенности восприятия, понимания и оценки людьми социальных объектов (других людей, самих себя, социальных групп)

позиция социальная – положение индивида или группы в системе социума, регламентирующее стиль их поведения (социальный статус)

поступок — действие, совершение которого связано со сменой состояния, а также условий и характера деятельности

принятие решения — совокупность психических процессов, основными функциями которых являются определение возможных вариантов действия, оценка их полезности и вероятностей, выбор одного из возможных вариантов действия и оценка правильности сделанного выбора

психические свойства — индивидуально-психологические особенности, определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром

психический процесс — психическая функциональная система в действии

психическое состояние — внутренняя целостная характеристика индивидуальной психики, относительно неизменная во времени

психограмма — описание психологических характеристик деятельности

психодиагностика — наука о распознавании и измерении психологических особенностей человека

психологическая готовность — психическое состояние, которое характеризуется мобилизацией ресурсов субъекта труда на выполнение конкретной деятельности

психологическая система деятельности — совокупность психических свойств, качеств субъекта труда, организованная для выполнения функций конкретной деятельности

психологический стресс — состояние чрезмерной психической напряженности и дезорганизации поведения

психологическое консультирование — оказание помощи в определении, уточнении и решении проблем клиента

психотерапия — планируемый процесс психологического воздействия, направленный на редукцию болезненной симптоматики как с помощью научения, так и путем структурной перестройки личности

рефлексия — осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению

речь — использование языка

самоконтроль — совокупность свойств саморегуляции, связанная с осознанием личностью самой себя

сензитивные периоды — интервалы онтогенеза, в течение которых организм наиболее чувствителен к определенным воздействиям среды

слухи — форма искаженной информации о значимом объекте, циркулирующей в больших диффузных группах в условиях неопределенности и социально-психологической нестабильности

социализация — овладение индивидом в процессе взаимодействия с социальной средой механизмами социального поведения и усвоение его норм, имеющих адаптивное значение

социальная адаптация — процесс эффективного взаимодействия с социальной средой

социальная психология — наука о психических явлениях (процессах, состояниях и свойствах), характеризующих индивида и группу как субъектов социального взаимодействия

социальная установка — состояние психологической готовности личности вести себя определенным образом в отношении объекта, детерминированное ее прошлым опытом

социальный институт — начало, организующее членов общества в систему отношений, ролей и статусов

социально-психологическая компетентность – способность индивида взаимодействовать с окружающими его людьми, умение ориентироваться в социальной обстановке, адекватно отражать психические особенности и состояния других людей, выбирать оптимальные способы общения с ними

способности — психические свойства, проявляющиеся в успешности освоения деятельности

стратегия выбора — совокупность правил, с помощью которых человек обрабатывает информацию о возможных последствиях альтернативных вариантов

сублимация — направление энергии инстинкта на выполнение видов деятельности, не связанных с прямым удовлетворением потребности

суперэго — психическая структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности общества

темперамент – характеристика индивида с точки зрения динамики протекания его психической деятельности - скорости и интенсивности реакций, эмоциональных и энергетических особенностей поведения

толпа — стихийно возникшее (или утратившее организованность) и характеризующееся отсутствием общей для всех осознанной цели многочисленное скопление людей, находящихся в непосредственных контактах друг с другом и в состоянии повышенного эмоционального возбуждения

удовлетворенность трудом — характеристика эмоционального отношения человека к выполняемой им производственной деятельности

утомление — временное нарушение ряда психических и физиологических функций в результате рабочей нагрузки

фасилитациясоциальная – облегчение совершения определенных действий в присутствии других людей

фрустрация – психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми или субъективно воспринимаемыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели; переживание неудачи

характер — совокупность морально-нравственных и волевых свойств человека

черта — предрасположенность человека вести себя сходным образом в различное время и в различных ситуациях

чувствительность — способность реагировать на сигнальные раздражения

чувство — выражение человеком долговременного оценочного отношения

эвристика — метод поиска, который со значительной вероятностью позволяет отбирать наиболее удачные способы решения задачи

эго — совокупность преимущественно осознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики в теории З. Фрейда

экстраверсия — ориентация на человека на внешний мир, на объект

эмоция — переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо

эмпатия — способность к сопереживанию, к постижению эмоционального состояния другого человека

«Я»-концепция — сложный составной образ или картина, включающая в себя совокупность представлений личности о себе самой вместе с эмоционально-оценочными компонентами этих представлений

Список литературы

Основная литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология [Электронный ресурс]: учебник для высших учебных заведений/ Андреева Г.М.— Электрон.текстовые данные.— М.: Аспект Пресс, 2009.— 363 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8862.— ЭБС «IPRbooks»

2. Гуревич П.С. Психология личности [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Гуревич П.С.— Электрон.текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 566 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16435.— ЭБС «IPRbooks»

3. Майерс Д. Социальная психология. – СПб, 2002.

4. Михалкин Н.В. Социальная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Михалкин Н.В.— Электрон.текстовые данные.— М.: Российская академия правосудия, 2012.— 256 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14496.— ЭБС «IPRbooks»

5. Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология. – М., 2004.

Дополнительная литература:

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Абраменкова В.В.— Электрон.текстовые данные.— М.: Пер Сэ, 2008.— 432 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7439.— ЭБС «IPRbooks»

2. Андреева Г.М. Психология социального познания [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Андреева Г.М.— Электрон.текстовые данные.— М.: Аспект Пресс, 2009.— 303 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8861.— ЭБС «IPRbooks»

3. Горизонты когнитивной психологии [Электронный ресурс]: хрестоматия/ М. Уилсон [и др.].— Электрон.текстовые данные.— М.: Языки славянских культур, Российский государственный гуманитарный университет, 2012.— 320 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28597.— ЭБС «IPRbooks»

4. Гусева Т.И. Психология личности [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Гусева Т.И., Катарьян Т.В.— Электрон.текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 160 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6330.— ЭБС «IPRbooks»

5. Кибанов А.Я., Захаров Д,К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений.- М., 2009.

6. Коломинский Я.Л. Социальная психология развития личности [Электронный ресурс]/ Коломинский Я.Л., Жеребцов С.Н.— Электрон.текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2009.— 336 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20142.— ЭБС «IPRbooks»

7. Кондратьев М.Ю. Психология отношений межличностной значимости [Электронный ресурс]/ Кондратьев М.Ю., Кондратьев Ю.М.— Электрон.текстовые данные.— М.: Пер Сэ, 2006.— 272 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7392.— ЭБС «IPRbooks»

8. Конфликтология. Основы конфликтологических знаний [Электронный ресурс]: учебное пособие/ — Электрон.текстовые данные.— Волгоград: Волгоградский институт бизнеса, Вузовское образование, 2008.— 226 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11329.— ЭБС «IPRbooks»

9. Кузьмина Т.В. Конфликтология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Кузьмина Т.В.— Электрон.текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012.— 64 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/645.— ЭБС «IPRbooks»

10. Мельникова О.Т. Фокус-группы. Методы, методология, модерирование [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Мельникова О.Т.— Электрон.текстовые данные.— М.: Аспект Пресс, 2007.— 320 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8877.— ЭБС «IPRbooks»

11. Психология адаптации и социальная среда. Современные подходы, проблемы, перспективы [Электронный ресурс]/ Л.Г. Дикая [и др.].— Электрон.текстовые данные.— М.: Пер Сэ, 2007.— 624 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7431.— ЭБС «IPRbooks»

12. Социальная психология. Практикум [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов/ Г.М. Андреева [и др.].— Электрон.текстовые данные.— М.: Аспект Пресс, 2009.— 480 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8885.— ЭБС «IPRbooks»

13. Сухарев А.В. Этнофункциональная парадигма в психологии. Теория развития и эмпирические исследования [Электронный ресурс]/ Сухарев А.В.— Электрон.текстовые данные.— М.: Когито-Центр, Институт психологии РАН, 2008.— 576 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15680.— ЭБС «IPRbooks»

Интернет ресурсы:

1. «ВесникМосколвского университета. Серия 14-психология». http://www.psy.msu.ru/science/vestnik/archive.html

«Институт психологии РАН». http://www.ipras.ru/cntnt/rus/top_menu_rus/psihologic4.html

Наши рекомендации