Группы поддержки и Церковь
Эрл Хенслин
Сегодня Церковь переживает своеобразное возрождение. Оно не бросается в глаза и еще только набирает силу. Множество верующих, которые устали прятать свою боль под покрывалами стыда и его неразлучного спутника — лицемерия, встают на путь исцеления. Они твердо намерены решить личные и семейные проблемы, которые не позволяют им жить подлинно христианской жизнью.
Возрождение затрагивает тысячи христиан — тех, кто в одиночку, скрываясь от людей, старался справиться с самыми разными проблемами. Алкоголизм, наркомания, сексуальная зависимость, нарушение питания, трудоголизм, игромания, домашнее насилие (духовное, психологическое, физическое, в том числе и сексуальное), различные формы компульсивного поведения, созависимость — эти и множество других несчастий молчаливо прятались за стенами внешне вполне благополучных домов. Души людей постоянно терзали вина и стыд, рожденные склонностью к гомосексуальным отношениям, когда–то сделанным абортом или сложными проблемами — спутниками взрослых детей, выросших в дисфункциональных семьях. И вся эта боль, все муки, которые буквально убивали человека, не выносились на свет, а сохранялись в величайшей тайне.
Такое положение дел складывалось в христианском сообществе десятилетиями. В результате в нем, хоть и ненамеренно, но возникла обстановка, не позволявшая людям быть самими собой. До сих пор в некоторых приходах верующие не чувствуют себя в безопасности и боятся признаться, что у них есть серьезные проблемы. И ведь еще совсем недавно почти везде автоматически предполагалось, что серьезные проблемы могут быть только у неверующих, «неспасенных» людей — а разве такие присутствуют в нашей церкви? Для исцеления от всех неблагополучий предлагался один универсальный рецепт: личное спасение, которое однажды и навсегда все исправит и решит любую индивидуальную проблему. Вместо того чтобы видеть в Духе Святом и Его людях источник исцеления страждущих, христианское сообщество либо целиком и полностью отрицало наличие проблем, либо приписывало их нехристианам. Сколько возможностей сделать церковные общины по–настоящему исцеляющими сообществами было упущено! Но, к счастью, времена меняются.
У меня складывается впечатление, что Бог раскрывает двери для перемен — долгосрочных, глубоких, значимых — для множества страдающих людей (и христиан, и нехристиан), которые раньше не имели даже надежды избавиться от своей боли. Сегодня мы с вами являемся свидетелями и участниками особых событий в истории христианства, открывающих перед нами новые возможности. Именно ощущение благотворных перемен заставило меня и других авторов приступить к написанию этой книги. И именно поэтому я сейчас пишу заключительную главу, посвященную служению, которое могут осуществлять различные группы поддержки, организованные при церковных общинах. Как вы уже поняли из предыдущих материалов книги, эти группы призваны помогать членам церкви, вставшим на путь выздоровления.
Перед Богом все равны
Потребность в создании групп поддержки возникла в связи с тем, что в христианском сообществе было утеряно одно из главных свойств общины — способность с сочувствием и без осуждения принимать людей такими, какие они есть. Сейчас трудно проследить, откуда взялось пагубное убеждение, что мы, христиане, должны всегда быть людьми совершенными. Вряд ли можно точно сказать, когда была забыта простая истина: мы — те, кто всю жизнь, шаг за шагом, идет к недостижимому на земле совершенству, постепенно возрастая во Христе. А еще мы забыли мудрые слова: «Если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его» (Екк 4:10). Прожить полноценную жизнь самому, полагаясь лишь на свои силы, невозможно. Однако для нас стало настолько привычным делать все самостоятельно, что мы уже считаем существование один на один с нашей болью нормальным. А как же — ведь никто не узнает, что я несовершенен, даже если боль моя невыносима, но я скрою ее! Пусть лучше я останусь один, зато люди будут думать, что у меня все в порядке, все под контролем и никаких проблем нет!
Многие христиане полагают, что испытывать потребность в помощи стыдно и унизительно. Но в подавляющем большинстве случаев лучшее начало пути выздоровления — как раз и есть признание потребности в помощи. Первое, что сделали Анонимные Алкоголики на заре возникновения этого движения — приняли решение, что они будут помогать людям, протягивая им руку помощи, как равные равным. «У каждой группы есть лишь одна главная цель — донести наши идеи до тех алкоголиков, которые все еще страдают», — гласит Пятая Традиция АА.
Этот подход к оказанию помощи, безусловно, стал одним из главных факторов, обеспечивших успех АА и распространение этого движения во всем мире.
АА существует более семидесяти лет. За это время десятки тысяч людей, обреченных на верную гибель, стали участниками содружества Анонимных Алкоголиков и обрели в нем спасение и исцеление. Более того — большинство из тех, кто впервые услышал на собрании АА о некоей «Высшей Силе», впоследствии пришли ко Христу, ибо программа «Двенадцать Шагов», несомненно, имеет христианские корни. И очень печально, что христианское сообщество относится к опыту движений самопомощи, работающих по двенадцатишаговым программам, с излишней настороженностью. Почему бы нам не обратить внимание на принципы оказания помощи, принятые в АА? Ведь благодаря этим принципам преобразилось множество людей, проблемы которых, казалось, были абсолютно неразрешимыми.
У нас, христиан, есть склонность: вместо того чтобы поддерживать людей с позиции равных, относиться к ним так, словно мы, светясь от собственного совершенства, поднимаем их из глубокой зловонной ямы. Благодаря отсутствию осуждения и безусловному принятию, программа «Двенадцати Шагов» находит путь к сердцу любого человека. Никто из членов АА, оказывая помощь, не исходит из предположения «я лучше, чем ты». Нет, установка такова: «один алкоголик помогает другому». А если говорить об этом на языке христианства — «один грешник помогает другому» или «перед Богом все равны». Последнее утверждение нашло свое отражение в Двенадцатой Традиции АА: «Анонимность — духовная основа всех наших традиций, постоянно напоминающая нам о том, что главным являются принципы, а не личности». Обратите внимание, что в таком подходе к оказанию помощи можно найти и еще один смысл: если моя душа тоже изломана, то, помогая тебе, я помогаю и себе самому. Иными словами, когда я делюсь с тобой своей болью и опытом решения проблем, я получаю поддержку и понимание с твоей стороны, и наоборот. Вот так, в служении друг другу, возникает единство, которое и делает возможным исцеление членов сообщества. И если вновь перейти на язык христианства, то можно сказать, что спасение достигается в церкви — общине, члены которой доверяют и служат друг другу.
Каждый раз, когда я вижу, как человек, страдающий от тяжелейшей проблемы, начинает исцеляться, я всем своим существом проникаюсь смыслом слов апостола Павла: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим 8:28). Воистину, «душа возрастает в страданиях»: тяжкая душевная рана оборачивается благом, подвигая страдающего человека вступить на путь исцеления и идти по нему рядом с верными единомышленниками.