Оптимизация социальной ситуации развития ребенка путем дифференциации обучения

Неблагополучие социальной ситуации развития ребенка, естественно, может быть детерминировано не только сферой семейных отношений, но и его школьными проблемами. Ситуация в школе оценивается как абсолютно неблагоприятная в случаях, когда ребенок занимается по учебной программе, не соответствующей его интеллектуальным возможностям, и у него выявляются психотические или невротические реакции на пребывание в данном учебном заведении. В этих случаях нужно экстренное изменение условий обучения: перевод в другой класс или школу с соответствующей учебной программой; временное обучение на дому, экстернат.

Проблема дифференциации обучения детей с нарушениями развития является общемировой проблемой. Накоп -лен обширный опыт оказания помощи, создания благоприятной социальной ситуации развития для детей с различными нарушениями психики. В Германии существуют три основных типа учебных заведений: народная школа, школа для слабоодаренных (IQ = 65–90) и школа для умственно отсталых (IQ < 60 б). В школу для слабоодаренных направляются дети, которые в течение 2–3 лет обучения не освоили программу народной (обычной) школы. При этом они проходят обследование, в ходе которого учитываются такие факторы, как IQ, оценка социальной приспособленности и речи ребенка, установление возможности обучения. Затем ребенок направляется на пробное обучение по рекомендованной программе, и если он с ним успешно справляется, то и остается в этом типе школы. Основная цель обучения и воспитания – восстановление самооценки, потребности в учебе, социальная адаптация. Специальная профессиональная подготовка осуществляется не в школе, а по ее окончании, в профессиональных школах. Дети младшего возраста с личностными нарушениями, неврозами успешно обучаются и адаптируются по системе Вальсдорфской педагогики, которая направлена на целостное, гармоническое развитие личности, воспитание

единства человека с миром, природой, искусством; развитие творческих возможностей.

В Англии большинство детей с нарушениями в развитии обучаются в специальных классах при обычной школе. Это способствует более широкой сфере обучения таких детей, увеличивает шансы последующей социальной адаптации. В специальных школах содержатся дети с глубокой умственной отсталостью, тяжелыми формами аутизма, сочетанной патологией (например, тугоухость и олигофрения). Основной задачей является обучение навыкам самообслуживания, общения (вербального или жестового), эмоционального взаимодействия с коллективом. Эти заведения не интернатного, а дневного типа, что позволяет сохранить связь больного ребенка с семьей, оказывать консультативную помощь родителям.

Во Франции сложилась следующая система специальных учреждений для детей с нарушениями развития:

1) классы усовершенствования при обычных начальных школах,

2) самостоятельные (экстернатные) школы усовершенствования,

3) школы-интернаты,

4) специальные классы и школы-интернаты при госпиталях,

5) школы усовершенствования для юношества, в которых дается профессиональная подготовка.

Также широко развита сеть специальных частных учебных заведений-пансионатов. В США законодательство по организации специального обучения в значительной мере различается в зависимости от штата, но в целом оно направлено на обучение в границах обычной общеобразовательной школы. При поступлении в школу все дети проходят психологическое обследование и распределяются по различным типам учебных программ. Дети с задержкой психического развития и недоразвитием на уровне дебильности занимаются в общеобразовательной школе, но по специализированным программам, которые направлены на социальную адаптацию учащихся. В специальные учебные заведения направляются дети с имбецильностью и идиотией, тяжелыми нарушениями опорно-моторного аппарата. Дети

с аутизмом, шизофренией, декомпенсированной психопатией, тяжелыми невротическими расстройствами выделяются в отдельную группу «страдающих нарушениями общения и поведения». Они обучаются в специализированных классах при обычной школе. Эти классы малой наполняемости (9–10 человек) и в них постоянно находятся педагог и психолог, проводящие одновременно обучение и коррекцию нарушений развития.

Необходимость дифференцированного обучения возникает в связи с проблемами ребенка (неспособностью усвоить программный материал, нарушениями поведения, высокой утомляемостью) и учителей (техническая невозможность обеспечить индивидуальный подход и индивидуальную программу обучения для ребенка с нарушениями в развитии в условиях современной школьной системы). Степень дифференциации обучения зависит от многих факторов и может проводиться в рамках обычной школы (классы выравнивания), а также путем направления ребенка в специализированные заведения.

Решение о направлении ребенка в тот или иной тип специальной школы Украины входит в компетенцию психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК), так как для правильного решения вопроса о месте и форме обучения ребенок должен быть обследован всеми специалистами, установлены особенности его психического и интеллектуального развития, стиль усвоения школьных знаний, умений и навыков.

По современному законодательству обращение в консультацию является делом добровольным и зависит от желания родителей ребенка с нарушениями в развитии. Школьная администрация, врач-психиатр или школьный психолог имеют возможность только предложить родителям изменить место обучения их ребенка и рекомендовать посещение психолого-медико-педагогической консультации. Такой добровольный порядок направления детей в специализированные школы имеет свои преимущества. Он соответствует конвенции об охране прав человека, дает возможность родителям ребенка с отклонениями обращаться за помощью к психиатру или психологу, не опасаясь социальных последствий. Добровольность, сознательное принятие родителями решения о помещении ребенка в специализированное учебное заведение обеспечивают (в некоторой степени) взаимодействие семьи и школы, направленное на социальную адаптацию ребенка. Но это происходит в тех случаях, если родители достаточно ответственно и осознанно относятся к проблемам своих детей, а специализированная школа способна помочь в их решении.

К сожалению, во многих случаях родители сознательно или бессознательно игнорируют особенности психического развития ребенка, настаивают на его обучении в обычной школе, даже если ребенок явно не способен справиться с ее программой. Иногда на родителей влияет и их малая осведомленность о типах специальных школ (они все воспринимаются как школы для «недоразвитых»); то, что это школы-интернаты и пребывание там ухудшает контакт ребенка с семьей. Волнуют родителей и другие социальные последствия такого шага: мнение родственников и соседей, проблемы трудоустройства по окончании специальной школы и т д.

Психолог должен быть знаком с организацией работы и руководством существующих в городе или районе специализированных школ, и при необходимости – проводить разъясни-телыгую работу с родителями.

Если дифференцированное обучение проводится в рамках обычной школы, то отбор детей в классы выравнивания и повышенного педагогического внимания проводит школьный психолог совместно с педагогами младших классов. Такая форма оказания помощи целесообразна для детей с легкой задержкой психического развития, минимальной мозговой дисфункцией. Но возлагать на эти классы обязанность обучения детей с олигофренией, тяжелой речевой патологией и т. п. нельзя. Однако для направления ребенка в психолого-медико-педагогическую консультацию необходимы достаточные основания. Для детей, ранее не обучавшихся, таким основанием является учет у психиатра по поводу заболеваний, нарушающих психическое развитие ребенка (олигофрения, органическое поражение ЦНС, задержка психического развития и т.д.). В случае, если ребенок ранее на учете у психиатра не состоял, а на момент обследования перед поступлением в первый класс у него обнаружены

выраженные нарушения психического развития (недоразвитие речи, моторики, интеллекта, нарушение функции общения), психолог обязан направить такого ребенка на обследование к детскому психиатру, а тот, в свою очередь, в

пмпк.

Если ребенок обучается в обычной школе, его направление в ПМПК может быть обусловлено неусвоением школьной программы, нарушениями поведения. Для того чтобы направить ребенка в консультацию, необходимы такие документы, как выписка из истории развития ребенка с результатами обследования всех специалистов (особенно ЛОР и окулиста), а при подозрении на нарушение слуха – и сурдолога; выписка от районного врача-психиатра из истории болезни; педагогическая характеристика, табель успеваемости (если ребенок обучался ранее); по возможности, заключение психолога и логопеда. Следует подробно остановиться на таком важном документе, как психолого-педагогическая характеристика, так как характеристики, присылаемые из школ в ПМПК, не всегда удовлетворяют предъявляемым к ним требованиям. Например, характеристики даются в виде справок: «Коля П. проучился в 1-м классе 3 года и обнаружил неспособность к обучению»; ничего не сообщая об особенностях ребенка, динамике его психического развития.

Пеихолого-педагогическая характеристика должна удовлетворять следующим требованиям:

1. Характеристика должна отражать результаты наблюдения за учеником. В ней должны быть указаны меры, принимаемые учителями для помощи отстающему ребенку, и динамика его развития на протяжении обучения.

2. При составлении характеристики следует осуществлять подбор и систематизацию фактов. Факты, изложенные в ней, должны быть характерны для поведения данного ребенка и изложены последовательно.

3. Следует избегать абстрактных и оценочных суждений. Такие высказывания, как, например, «нарушает дисциплину», «занимается своими делами», «плохо ведет себя», малоинформативны и неконкретны.

4. Необходимо также и указание положительных сторон личности ребенка.

В содержание характеристики должны войти следующие разделы:

I. Формальные данные. Если ребенок учился в школе не один год, характеристики даются за каждый год отдельно, должны иметь дату и подписи: учителя, директора школы и школьного психолога. Необходимо точно указать дату поступления ребенка в школу, в каких школах ранее учился, оставался ли на второй год, были ли длительные пропуски занятий и по каким причинам. Обязательно указание причин его направления на комиссию.

И. Объем школьных знаний и степень сформированности навыков ребенка. Этот раздел должен заключать в себя ответы на следующие вопросы: что усвоил ребенок из пройденного материала, как относится к своим неудачам в обучении, какие виды помощи применялись учителем для преодоления трудностей, какие результаты были достигнуты. Нужно отразить особенности работоспособности ребенка: понимание ребенком требований учителя, участие в работе класса, утомляемость, возбудимость.

III. Общая характеристика личности ребенка и особенностей его поведения в школе, что способствует более глубокому пониманию причин неуспеваемости ученика.

Вместе с педагогической характеристикой желательно представить в ПМПК и продукты деятельности ребенка – тетради, контрольные работы, рисунки. Если ребенок проходил патопсихологическое обследование, результаты обследования также должны быть представлены в ПМПК. Важным разделом заключения психолога является не только информация об актуальном уровне развития психики ребенка, но и о «зоне ближайшего развития», возможности ребенка принимать и использовать помощь взрослого. При необходимости в более подробном патопсихологическом или психиатрическом обследовании ребенок может быть направлен на стационарное обследование в психиатрическую больницу.

Дифференциация обучения детей с нарушениями психического развития проводится не только в рамках специальных школ, но при выборе альтернативных форм обучения: обучение на дому, в частной школе, экстернат. Обучение ребенка на дому может быть связано с тяжестью его

психического или физического состояния. Организация индивидуального обучения этих учащихся должна проводиться на основании заключения лечебного учреждения (больницы, поликлиники, диспансера) и с разрешения, в каждом случае, районного (городского) отдела народного образования. Такое обучение осуществляется ближайшей школой (или специальной школой со вспомогательной программой), которая устанавливает контроль за работой учителя и проявляет заботу о школьниках, обучающихся индивидуально. Эта форма обучения может применяться как постоянно, так и временно (в течение четверти, одного учебного года и т. д.). Индивидуальное обучение разрешается при таких психических состояниях, как: выраженное пси-хопатоподобное состояние с двигательной расторможенно-стью, состояние после перенесенного приступа шизофрении, частые эпилептические припадки и т. д. Тогда обучение на дому или экстернат могут быть оформлены, по согласованию с районным отделом народного образования, директором школы.

Указанные формы организации обучения являются наиболее оптимальными, поскольку позволяют аномальному ребенку все же освоить запас знаний, а иногда и приобрести специальность, не требующую общения с людьми, при которой работы могут выполняться на дому: машинистки, корректора, вязальщицы и т. д. В то же время обучение на дому осложняет и без того сниженные у этих детей возможности контакта с окружающими, с ровесниками, способствует усилению аутизма, возникновению психологической зависимости от родителей. Поэтому важно дать возможность ребенку осуществлять другие формы общения – посещение кружка, спортивной секции, общение со сверстниками дома (если позволяет психическое состояние ребенка). При улучшении психического состояния желательно попытаться вернуть ребенка в обычную школу, может быть, в условиях неполной учебной нагрузки, с освобождением от некоторых предметов.

Необходимость в изменении формы или места обучения детей без каких-либо отклонений в психическом развитии возникает при проявлениях социальной дезадаптации. Например, в случае ситуативной трудновоспитуемое™, когда конфликт ученика с педагогом и одноклассниками приводит к серьезным нарушениям в поведении, целесообразно, в качестве временной меры, обучение ребенка на дому (или экстерном), перевод ученика в другой класс или в другую школу.

В закрытые специальные учебные заведения для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания, направляются подростки с 11 до 14 лет по решению суда в связи с совершением противоправных действий. В этот тип школ подростка направляют принудительно. Целью этих учебных заведений является профилактика правонарушений несовершеннолетних и ресоциализация социально дезадаптированной личности подростка.

Наши рекомендации