Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Вариант тестового задания

  1. Под службой практической психологии в системе образования понимается организационные структуры:

1) образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

2) диагностические центры;

3) психолого-медико-педагогическая комиссия;

4) психолого-медико-педагогический консилиум;

5) научные учреждения, в состав которых входят педагоги-психологи;

6) учебно-методические кабинеты, в состав которых входят педагоги-психологи;

7) детские поликлиники;

8) все перечисленные структуры.

  1. Специалисты службы практической психологии образования в своей работе руководствуются, прежде всего:

1) Уставом образовательного учреждения;

2) Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ;

3) Конвенцией о правах ребенка;

4) Законом об образовании.

  1. Основными целями службы практической психологии образования является:

1) содействие администрации и педагогическим коллективам образо­вательных учреждений всех типов в создании социальной ситуации разви­тия, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных предста­вителей), педагогических работников и других участников образовательно­го процесса;

2) содействие в приобретении обучающимися, воспитанниками обра­зовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, не­обходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения ус­пеха в жизни;

3) оказание помощи обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;

4) проведение психотерапевтических мероприятий, направленных на коррекцию и развитие обучающихся, воспитанников;

5) содействие педагогическим работникам, родителям (законным пред­ставителям) в воспитании обучающихся, воспитанников, а также форми­ровании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социаль­ному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;

6) перечисленное в п.1-5.

  1. Основными задачами службы практической психологии образования является:

1) психологический анализ социальной ситуации развития в образова­тельных учреждениях, выявление основных проблем и определение при­чин их возникновения, путей и средств их разрешения;

2) содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающих­ся, воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;

3) психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и лич­ностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;

4) профилактика и преодоление отклонений в социальном и психоло­гическом здоровье, а также развитии обучающихся, воспитанников;

5) содействие распространению и внедрению в практику образова­тельных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии;

6) содействие в обеспечении деятельности педагогических работников образовательных учреждений научно-методическими материалами и разра­ботками в области психологии;

7) перечисленное в п.1-6.

  1. Организация деятельности службы практической психологии образования состоит в:

1) первичной помощи участникам образовательного процесса в образова­тельных учреждениях всех типов;

2) специализированной помощи участникам образовательного процесса, а также содействии в профессиональной деятельности педагогов-психологов образовательных учреждений всех типов;

3) в научно-методическом обеспечении участников образовательного процесса;

4) перечисленное в п.1-3.

  1. Основными направлениями деятельности службы практической психологии образования является:

1) психологическое просвещение;

2) психологическая профилактика;

3) психологическая диагностика;

4) психологическая коррекция;

5) социальная диспетчерская деятельность;

6) психотерапевтическая деятельность;

7) консультативная деятельность.

  1. Психологическое просвещение — это:

1) предупреждение возникновения яв­лений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных уч­реждениях;

2) разработка конкретных рекомендаций педагогическим работ­никам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в воп­росах воспитания, обучения и развития;

3) формирование у обучающихся, вос­питанников и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собствен­ного развития;

4) создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе;

5) своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

  1. Психологическая диагностика — это:

1) углубленное психолого-педагогичес­кое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения;

2) предупреждение возникновения яв­лений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных уч­реждениях;

3) определение индивидуальных особенностей и склонностей лич­ности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении;

4) активное воздействие на процесс фор­мирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальнос­ти, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психо­логов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов;

5) выявление причин и меха­низмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

9. Конфиденциальность в работе психолога важна потому, что:

1) дает возможность клиенту чувствовать уверенность в возможности улучшения своего состояния;

2) обеспечивает клиенту возможность быть открытым, чувствовать себя комфортно и безопасно;

3) большинство клиентов опасается, что если на работе станет известно об их посещении психотерапевта, это может отрицательно сказаться на карьере или заработке;

4) необходимо поддерживать сложившиеся профессиональные традиции.

  1. Основными должностными обязанностями педагога-психолога являются:

1) сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения;

2) психотерапия семьи учащихся;

3) содействие охране прав личности;

4) разработка новых методов диагностики и коррекции;

5) гармонизация социальной сферы учреждения;

6) апробирование новейших достижений практической психологии;

7) определение факторов, препятствующих развитию личности;

8) научно-методическая деятельность;

9) проведение психологической диагностики.

11. В каком утверждении верно сформулирована цель введения групповых норм при проведении психотренинга:

1) дисциплинирует участников;

2) повышает авторитет психолога;

3) направлено на обеспечение обстановки безопасности в группе;

4) блокирует реакции переноса.

12. Для подростков наиболее адекватны модели групповой работы:

1) основанные на действии;

2) образовательные;

3) аналитические.

  1. Нагрузка педагога-психолога в образовательных учреждениях составляет:

1) 24 часа в неделю;

2) 18 часов в неделю;

3) 36 часов в неделю.

  1. Требования к квалификации по 14 разряду оплаты труда согласно единой тарифной сетке:

1) высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология» и стаж педагогической работы (работы по специальности) от 4 до 6 лет или среднее психологическое, либо среднее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология» и стаж педагогической работы (работы по специальности) свыше 6 лет;

2) высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология» и стаж педагогической работы (работы по специальности) от 6 до 10;

3) высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология» и стаж педагогической работы (работы по специальности) свыше 10 лет или II квалификационная категория;

4) I квалификационная категория;

5) высшая квалификационная категория.

  1. Трудовой отпуск педагога-психолога составляет:

1) 56 календарных дней;

2) 36 календарных дней;

3) 24 календарных дней;

4) 56 рабочих дней.

  1. Обязательные документы, которые ведет педагог-психолог:

1) план работы педагога-психолога образовательного учреждения;

2) заключение по результатам проведенного психодиагностическо­го исследования;

3) журнал консультаций психолога;

4) журнал учета групповых форм работы;

5) карта психолого–медико-социальной помощи ребенку;

6) программа работы педагога-психолога с группой;

7) программа коррекционно-развивающих занятий;

8) аналитический отчет о работе педагога-психолога за год;

9) статистический отчет о работе педагога-психолога за полугодие (год);

10) перечисленное в п.1-9.

  1. При составлении плана педагогу-психологу необходимо учитывать:

1) цели и задачи образовательной деятельности своего учебного заведения;

2) приоритет прав и интересов директора образовательного учреждения как основного заказчика;

3) приоритет прав и интересов ребенка в соответствии с Конститу­цией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Фе­дерации «Об образовании», «Конвенцией о правах ребенка», норматив­ными документами Минобразования России, приказами и распоряже­ниями субъектов Российской Федерации;

4) нормы расхода времени на каждый вид деятельности;

5) перечисленное в п. 1-4.

  1. Структура и основы содержания заключение по результатам психодиагностического исследования включает в себя:

1) причину исследования (в изложении обратившегося);

2) план исследования;

3) построение гипотезы;

4) обоснование выбора методик психодиагностического исследования;

5) сведения о диагностах: ф.и.о., должность по месту работы;

6) сроки проведения исследования;

7) результаты исследования;

8) сравнительную характеристику с аналогичными исследованиями;

9) выводы по результатам исследования;

10) рекомендации по результатам исследования.

  1. Основными требованиями к личности педагога-психолога являются (по Овчаровой Р.В.):

1) педантизм;

2) высокие умственные способности;

3) социабельность;

4) аккуратность;

5) ответственность;

6) эмоциональная устойчивость;

7) эскапизм.

  1. Организационное обеспечение работы кабинета педагога-психолога предполагает наличие:

1) необходимой документации;

2) материально-технического оснащения;

3) соблюдение температурного режима;

4) звукоизоляции;

5) организации пространства;

6) световое и цветовое оформление;

7) специфическое оформление интерьера;

8) музыкальное оформление;

9) перечисленное в п.1-8.

  1. Психолого-педагогический анализ урока содержит:

1) психологическую оценку структуры урока в связи с его конкретными целями и задачами;

2) психологическую оценку содержания урока;

3) проявление познавательной деятельности учащихся на уроке и управление ею;

4) организацию учителем обратной связи;

5) воспитательное воздействие личности учителя и его деятельности на уроке;

6) результаты урока;

7) перечисленное в п.1,2,3;

8) перечисленное в п. 1-6.

  1. Основными формами работы педагога-психолога образования являются:

1) консультативная беседа;

2) урок психологии;

3) психолого-медико-педагогическая комиссия;

4) консилиум;

5) тренинг;

6) перечисленное в п;1-5.

  1. Целью психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения является:

1) определение и организация в рамках данного образовательного учреждения адекватных условий развития, обучения и воспитания в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными особенностями, диагностированными индивидуальными возможностями ребенка в зависимости от состояния соматического и нервно-психического здоровья;

2) своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возраста, имеющих нарушения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии, с целью оказания им коррекционной помощи, определения содержания, методов и форм их обучения и воспитания, постановки диагноза;

3) оказание консультативной помощи родителям, педагогам, врачам, социальным работникам, другим заинтересованным лицам и организациям по проблемам воспитания и обучения детей и подростков с проблемами в развитии;

4) комплексная медико-психолого-педагогическая диагностика трудностей адаптации учащихся к образовательному учреждению и отклоняющегося поведения детей и подростков.

  1. Особенностью школьной психодиагностики является то, что:

1) используются экспресс методы;

2) ориентация на исследование личности, в деятельности которой наблюдаются отклонения с целью их коррекции;

3) прогностичность результатов исследования;

4) перечисленное в п. 1-3.

  1. Перечислите документы учета деятельности педагога-психолога:

1) программа работы педагога-психолога с группой;

2) план работы педагога-психолога образовательного учреждения;

3) журнал консультаций психолога;

4) журнал учета групповых форм работы;

5) карта психолого–медико-социальной помощи ребенку;

6) программа коррекционно-развивающих занятий;

7) заключение по результатам проведенного психодиагностическо­го исследования;

8) аналитический отчет о работе педагога-психолога за год;

9) статистический отчет о работе педагога-психолога за полугодие (год);

10) перечисленное в п.1-9.

  1. Какие графы включает в себя журнал консультаций психолога?

1) дата;

2) время;

3) Ф.И.О. консультируемого;

4) повод обращения;

5) проблема;

6) рекомендации;

7) результаты выполнения диагностического задания;

8) исследуемая функция.

  1. Каковы организационно-правовые аспекты работы педагога-психолога в образовательном учреждении?

1) практический психолог образования является специалистом с высшим образованием психологическим или педагогическим с дополнительной специализацией «Психология», уравненным в отношении оплаты, присвоения разряда, продолжительности отпуска, пенсионных гарантий, а также других профессиональных прав и гарантий с педагогическим персоналом образовательных учреждений;

2) должностные оклады педагогов-психологов устанавливаются на основании ЕТС от 7 до 18 разрядов;

3) в образовательных учреждениях, имеющих более 500воспитанников (учащихся), количество ставок психологов может быть увеличено;

4) продолжительность рабочей недели педагога-психолога составляет 24 часа;

5) должностные оклады педагогов-психологов устанавливаются на основании ЕТС от 8 до 14 разрядов;

6) продолжительность рабочей недели педагога-психолога составляет 18 часов;

7) при приеме на работу в трудовой книжке делается запись наименование должности в соответствии с ЕТС – «педагог-психолог»;

8) продолжительность рабочей недели педагога-психолога составляет 36 часов;

9) отпуск педагога-психолога составляет 56 календарных дней;

  1. Какие аспекты личности должна отражать психолого-педагогическая характеристика?

1) общие сведения о школьнике;

2) учебная деятельность;

3) индивидуально-типологические особенности личности;

4) межличностные отношения;

5) сведения о классе;

6) педагогические меры, необходимые для дальнейшего развития личности учащегося;

7) прогноз дальнейшего развития.

  1. Что может включать в себя психолого-педагогический анализ урока?

1) акт о внедрении преподаваемой программы;

2) список литературы, которую могут использовать обучаемые, и которую использовал учитель;

3) культура речи;

4) степень конкретности, четкости и лаконичности цели занятия;

5) реальность, сложность и достижимость цели;

6) насколько занятие способствовало развитию детей;

7) степень воспитательного воздействия.

  1. Какие структурные элементы включает в себя программа коррекционно-развивающих занятий?

1) актуальность, цель программы;

2) задачи;

3) категория;

4) содержание;

5) тематический план занятий;

6) список литературы.

  1. Какие структурные элементы включает в себя заключение по результатам психодиагностического исследования?

1)анамнестические данные;

2)причина исследования (в изложении обратившегося);

3) разработка плана исследования, построение гипотезы;

4) сроки проведения исследования.

5) описание примененных методик;

6) результаты исследования;

7) выводы и рекомендации.

  1. Целью психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения является:

1) определение и организация в рамках данного образовательного учреждения адекватных условий развития, обучения и воспитания в соответствии со специальными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями ребенка;

2) ПМПк составляет диагностико-коррекционные программы с учетом многообразия и изменчивости условий местного и регионального социума.

  1. Задачами психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения является:

1) выявление "зоны актуального развития" и "зоны ближайшего развития" ребенка, поступившего в первый класс;

2) выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии детей;

3) разработка рекомендаций учителю, воспитателю, родителям для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционного обучения и воспитания сопровождения;

4) решение вопроса о создании в рамках данного образовательного учреждения условий, адекватных индивидуальным особенностям развития ребенка;

5) организация коррекционных занятий (индивидуальных, подгрупповых, групповых).

  1. В психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения ведется следующая документация:

1) карта развития ребенка;

2) приказ о создании школьного психолого-медико-педагогического консилиума;

3) договор о сотрудничестве городской ПМПК и школьного ПМПк;

4) выписки из протоколов городской ПМПК;

5) списки специальных или компенсирующих классов;

6) договор о сотрудничестве школьного ПМПк и родителями;

7) план работы коллегиальных заседаний ПМПк;

8) протоколы коллегиальных заседаний ПМПк;

9) планы коррекционно-развивающей работы специалистов;

10) списки специальных (коррекционных) или компенсирующих классов;

11) методический и стимульный материалы.

  1. Порядок подготовки и проведения психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения следующий:

1) плановые консилиумы проводятся один раз в четверть;

2) плановые консилиумы проводятся два раза в четверть;

3) внеплановые консилиумы собираются по запросам специалистов;

4) внеплановые консилиумы собираются только по запросам администрации или ПМПк;

5) для повышения эффективности коррекционноговоздействия на ребенка назначается ведущий специалист;

6) для повышения эффективности коррекционноговоздействия на ребенка назначается администратор.

Вопросы к экзамену

Вопросы к экзамену бакалавров

Наши рекомендации