Ключевые аспекты формирования образа
Неотъемлемой составляющей успешного бренда является достоверная бренд-легенда или PR-легенда. Такую же роль в построении образа музыкантов играет их личная легенда. Поэтому обязательной частью работы над образом является создание биографии. В контексте имиджа биография – это не просто фиксация событий. Необходимо фокусироваться на знаковых событиях и акцентировать внимание на поступках личности.
Биография доносится до целевой аудитории по всевозможным каналам коммуникации. Литературный вариант полностью или частями публикуется в печатных СМИ. По возможности биография издается отдельной брошюрой или книгой или, что еще лучше, фильмом. Например, фильм Джастина Бибера «Никогда не говори никогда».
Для создания полнокровного живого образа публичной личности придется сделать свою частную жизнь максимально открытой. Отношения в семье, количество молодых людей / девушек и даже домашние животные могут позитивно или негативно влиять на образ. Закрытая частная жизнь делает образ плоским, пресным и неинтересным для обывателей. Поэтому появление публичной личности на страницах СМИ популярных глянцевых журналов является обязательным.
Другим важным аспектом является внешний вид. Но при всем разнообразии сценических костюмов и многообразии пластических операций эталоном остается многоликая Мадонна. Вероятно потому, что в каждой своей ипостаси Мадонна всегда предельно органична.
Самая распространенная проблема – в отсутствии четкого позиционирования. Большинство исполнителей похожи друг на друга, как клоны, а большинство политиков похожи на партработников советского образца. Только те, кто имеет свой неповторимый имидж, способны достаточно долго продержаться на гребне популярности.
Профессионалам нечасто приходится работать над изначальным, стартовым имиджем. Зачастую их приглашают уже к достаточно известным персонажам. Поэтому работа начинается не с «нуля», как на на шоу «Voice» или «X-factor». В таких случаях речь идет о коррекции уже имеющегося имиджа. Причем изменения могут быть весьма кардинальными. Примером яркого, цельного, хотя и измененного в последние несколько лет, но ни на кого не похожего имиджа может служить американская певица Майли Сайрус, которая резко сменила свой образ с «папиной дочки» на дерзкую, иногда выходящую за грани разумного девушку.
Но часто даже самый удачный образ проваливается, если он статичен. Мало привлечь внимание к персоне, необходимо его удержать, что значительно сложнее. Поэтому необходимо постоянно работать над драматургией образа, развивать его, раскрывать новые черты.
Имидж развивается по принципу «мыльной оперы»: с персонажем постоянно должно что-то происходить. Для поддержания динамики образа необходимо создавать интересные события. Так американская кантри-поп-исполнительница и автор песен Тейлор Свифт навещает больных раком детей в больницах или встречается со своей «поклонницей-близнецом» после концерта в Австралии.
События, возникающие в жизни публичных личностей стихийно, также требуют соответствующего освещения. Хотя девушка, незаметно укравшая аксессуар в виде солнечных очков у американской певицы Селены Гомез, когда та вышла навстречу к фанатам у отеля, и доставила неприятности молодой певице, но это события привлекли дополнительное внимание людей. А задача PR-специалистов – найти выход из неудобной ситуации. К тому же, аксессуар, всё-таки, вернулся к своему прежнему владельцу с искренними извинениями.
В соответствии с законами маркетинга, имидж публичной личности имеет как пики, так и спады. При правильном подходе имидж можно реанимировать, как это неоднократно демонстрировали истинные звезды шоу-бизнеса. Свежий пример – упомянутая выше Селена Гомез, вернувшаяся на первые места чартов с выходом своего нового альбома «Revival».
Главная специфика работы PR-специалистов с имиджем заключается в сопротивляемости «материала». Шоу-бизнес находится в прямой зависимости от денег потребителя. Поэтому создание имиджа, а также его изменение уже стало естественным действием для поп-исполнителей.
В заключение необходимо напомнить правило, относящееся не только к пиару отдельных людей, но и к общим задачам public relations. PR – это не только трансляция имиджа, но и его формирование, не просто описание событий, но и создание их, не только формирование мнения целевой аудитории, но и обратная связь, влияющая на объект, будь-то публичная личность или торговая марка, государство или социальный институт.
Подводя итог теоретической части данной работы, нужно отметить, что мы рассмотрели понятие образа и значение его на формирование имиджа деятеля музыкальной сферы, разобрали теорию архетипов Карга Густава Юнга огромное значение в PR-деятельности, а также выяснили, что архетипы всеобщи и воспринимаются всеми одинаково; что существует внутренняя потребность человека настраивать психику на восприятие соответствующей информации; что процесс восприятия медиа-сообщения является бессознательным; рассмотрели также влияние архетипов на становление коллективного бессознательного и узнали, что архетипы являются образным воплощением потребностей человека и при этом демонстрируют характерный способ обработки информации, особые приоритеты в принятии решений и проявляются во всех сферах человеческой деятельности; а также, что наш мозг использует архетипы для облегчения процесса декодирования информации и быстрого ответа на нее. Также мы разобрали ключевые аспекты формирования образа музыкального деятеля, чтобы приступить к практической части и непосредственному разбору конкретных примеров.