Использование архетипов и ключевых аспектов формирования образа музыкального исполнителя на примере образа британской певицы Джесси Джей

Британская певица и автор песен Джесси Джей (англ. Jessie J), настоящее имя — Дже́ссика Э́ллен Ко́рниш родилась 27 марта 1988 года. Изначально она получила известность, как автор песен, которые исполняли, в частности, Джастин Тимберлейк, Алиша Киз, Кристина Агилера, Майли Сайрус и другие.

Джесси – еще один яркий представитель архетипа Бунтаря, что очень ярко проявляется в тематике ее песен, иногда поднимающих настроение, иногда – социально значимые темы, как, например, всемирно известная песня «Price Tag».

Большое значение имеет ее стиль и частые изменения с внешностью. Так, девушка известна частыми сменами причесок, от черного каре до розовых, голубых, серых, фиолетовых, розовых, зеленых волос и даже до полного их отсутствия. Так проблема недостатка продуктов питания в Африке и распространение СПИДа подтолкнули британскую певицу к тому, чтобы побриться на глазах у миллионов зрителей для сбора средств на решение этих проблем.

Ее наряды, особенно на заре ее карьеры, отличались особенным эпатажем и своеобразностью. Девушка могла появиться на интервью в ажурном полупросвечивающем комбинезоне или в странном боди с одной закрытой ногой, а другой – нет.

Нужно сказать, что помимо внешнего вида, названия ее песен и альбомов всегда яркие или даже дерзкие, как у альбома «Wild» («»дИКАЯ) или песни «Do it like a dude» («Делай это как парень»).

Несмотря на лаконичность цветовой гаммы на обложках альбомов, в них есть какие-то яркие привлекающие внимание детали. То же самое касается и преобладающих цветов на официальном сайте певицы, который весь оформлен в черно-сером цвете, за исключением возвышающейся цветной фигуры певицы, отвлекающей взгляд от фона.

Эпатаж и непосредственность певицы часто сражает наповал не только в откровенных или ярких клипах, но и на ее живых выступлениях, когда она общается с залом или вообще поет одну или две песни вместе с кем-то из зала.

Другим ярким акцентом в ее образе, где ярко проявляется архетипический образ Бунтаря, является ее имя, которое частично представляет собой сокращенную версию ее оригинального имени. Оно броское, звонкое, запоминающееся – такое же, как и весь ее образ в целом.

Цель архетипа Бунтаря – разрушить то, что должно быть разрушенным. И Джессика, часто в предисловиях перед концертами, делится своими эмоциями и впечатлениями от того, насколько она смогла изменить свою жизнь, и как в нее никто не верил в начале пути, пытаясь тем самым разрушить сомнения людей, показать своим примером, что невозможное, казалось бы, возможно. Так в своей песне «Who’s laughing now» она говорит о недругах, которые не верили, что она сможет добиться успеха и, как бы насмехаясь, говорит: «и кто теперь смеется?».

В конце анализа, необходимо отметить соответствие личностных качеств и внутреннего соответствия личности построенному образу, которых стал эффективным, который работает и продолжает приносить признание и преумножать славу звезды. Это значит, что архетип выбран верно внутренним качествам и харизме певицы, что, как мы можем наблюдать, работает и приносит свои плоды.

Суммируя всю изученную информацию в практической части работы, необходимо отметить уникальность каждого бренда и методику построения каждого образа. В этой части работы мы выявили и проверили на практических примерах, как влияют базовые архетипы и их правильный выбор и позиционирование на формирование образов звезд музыкальной индустрии.

Мы разобрали пункты корпоративной идентичности данных брендов, выявив, тем самым, насколько они соподчинены друг другу и насколько задействованы архетипическе образы, которые лежат в основе их имиджа.

Данная часть работы в дальнейшем может быть использована при углублённом изучении влияния базовых архетипов на формирование образа данных личностей, при укреплении или ребрендинге приведенных выше имиджей с целью их усовершенствования и укрепления позиций на рынке товаров и услуг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе данной исследовательской работы путем анализа литературных источников были рассмотрены понятия образа и имиджа и их взаимосвязь, а также выделены и рассмотрены базовые архетипы, описанные Карлом Густавом Юнгом в своих работах, как неотъемлемый аспект формирования эффективных образов бренда.

Путем сравнительного анализа информации специальной отечественной и зарубежной литературы и публикаций информационной поддержки, была определена роль использования архетипических образов в разных аспектах PR-деятельности, в частности при формировании образа известных зарубежный звезд музыкальной индустрии, рассмотрены основные положения теории архетипов, изучены базовые архетипы, проведена их классификация, а также определено их пространство; уточнена роль архетипической составляющей в актуальных явлениях, связанных с PR-технологиями, а также в изучении воздействия архетипической символики на аудиторию через технологии связей с общественностью; выделены ключевые аспекты формирования образа поп-музыканта за рубежом.

Выявлено, что при восприятии разного рода PR-сообщений, подключается архетипический уровень, у воспринимающего автоматически усиливаются все соответствующие данному архетипу эмоциональные реакции и бессознательные ожидания. Предельно ясно, можно целенаправленно формировать изобразительный или смысловой ряд сообщения так, чтобы он вызывал нужный архетип у потребителя. Помимо этого, понятие архетип дает PR-агентам возможность проанализировать механизм формирования человеческой ментальности, а значит, инструмент повышения эффективности кампаний по связям с общественностью.

Посредством анализа публикаций информационной среды, можно оценить потенциал рассмотренных женских образов в музыкальной индустрии: американский певиц Рианны и Селены Гомез, и британской – Джесси Джей, а также влияние архетипической символики на построение их имиджа. В случае приведенных выше образов, можно говорить об эффекте удачного использования архетипических элементов при формировании их имиджа, а также о перспективе дальнейшего развития и укрепления каждого бренда в своем сегменте рынка.

Данный теоретический материал, а также результаты практической части работы, включающей в себя исследования особенностей использования базовых архетипов при формировании женских образов в музыкальной индустрии за рубежом, могут быть использованы в практике PR, при разработке имиджа личности из сферы культуры или масс-медиа, а также ребрендинга, построенного на использовании архетипического образа.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Аакер Д.А., Создание сильных брендов /– М.: Издательский дом Гребенникова, 2003

2. Аверинцев С.С. Архетипы // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 тт: Т. 1: А-К (под ред. Токарева С.А.). - М.: Большая Российская Энциклопедия / Дрофа, 1980.

3. Андреева Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс. 2000.

4. Гримак Л.П. Гипноз рекламы // Прикладная психология. 1999. - № 3.

5. Гринберг Т.Э. Политические технологии. ПР и реклама. М., 2012.

6. И.В. Гринёв, диссерт. «Роль национальной российской культуры в формировании международного имиджа страны», 2009г.

7. Дубов И. Г., Затылкина Т. Б. Социально-психологический аспект общенациональной идеи в России // Психологический журнал. 1999. № 5.

8. Дюби Ж. История ментальностей // Историческая антропология: Зарубежные исследования в обзорах и рефератах / сост. Е.М. Мухина. М.: Рос. Акад. Наук, Ин-т всеобщ. Истории и Рос. Гос. Гуманитарный ун-т.1996.

9. Дюркгейм Э. Представления индивидуальные и представления коллективные // Дюркгейм Э. Социология. М.: Канон+, 1995.

10. Кабрин В.И. Коммуникативный мир и транскоммуникативный потенциал жизни личности: теория, методы, исследования. М.: Смысл. 2005.

11. Коптев С., Кларк Н. и др., Человечный маркетинг – М.: Медиадом, 2003.

12. Крапивенский С.Э. Социальная философия. Волгоград: Волгоградский гос. университет. 1996.

13. Котлер Ф. «Основы маркетинга», М., Прогресс, 1998.

14. Лурье С.В. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы. М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2003.

15. Маслоу А. Х., Мотивация и личность 3-e изд. Спб, 2008

16. Марк М., Пирсон К., Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипа – СПб. Питер, 2005.

17. Огурцов А.П. Национальный менталитет и история России / Материалы «Круглого стола» // Вопросы философии. 1994.

18. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998.

19. Почепцов Г.Г. Имиджеология. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2004г.

20. Флиер А.Я., Культуралогия как гуманитарная наука // ОНС. 2005.

21. Шепель В.М. «Имиджелогия», М.: Народное образование, 2002, С. 128., 2008 г.

22. Шестопал Е.Б. Образы государств, наций и лидеров, Издательство: Аспект пресс, 2008г.

23. Е. Б. Шестопал «Политическая психология», 2008г.

24. Юнг К.Г., Душа и миф. Шесть архетипов - М.: Харвест, 2004.

25. Юнг К.Г., Психологические типы - М.: АСТ, 1997

26. Юнг К.Г. Архетип и символ, M, Renaissance, 1991.

27. Статья «Теория архетипов и практика брендинга». Библиотека маркетолога.

http://www.marketing.spb.ru/lib-comm/brand/inner_motivation.htm

28. Статья «Психографическая сегментация: сила архетипов в маркетинге» http://darksiteofmarketing.com/stati/psihograficheskaja-segmentacija-sila-arhetipov-v-marketinge.html

29. Символика цветов http://mironovacolor.org/theory/humans_and_color/symbolism/

30. http://slovari.yandex.ru/

31. Статься об истории успеха Рианны http://woman-l.ru/znachenie-imeni-riana/

32. Биографическая статья о Рианне http://www.bombardo.ru/load/biografii/biografija_rianna_zolushka_s_ostrova_barbados/3-1-0-73

33. История успеха Джесси Джей, статья http://inmood.ru/artist/jessie-j//artist/jessie-j/

34. Биографическая статья Джесси Джей http://www.apelzin.ru/bio/jessie-j-biography.html

35. Биографическая статья о Селене Гомез http://www.allure.ru/zvezdy/sekrety_zvezd/92807_istoriya_uspekha_selena_gomes.php

36. История успешной карьеры Селены Гомез, статья http://lady.harfa.ru/zvezda/istoriya-uspexa-selena-gomes.html

Наши рекомендации