Обсуждение результатов. Несмотря на предварительный характер, полученные результаты включены нами в базы

Несмотря на предварительный характер, полученные результаты включены нами в базы данных для последующей количественной обработки. Как показал данный этап исследования, визуальный и вербальный выборы предпочтительных цветов оказались практически тождественными АМИ-тесту и частично 5 шкале MMPI. Это позволило нам, если можно так сказать экспериментально верифицировать объективный характер АМИ в пределах вышеприведенной достоверности.

В частности, можно отметить, что при так называемом “затруднительном” выборе (“все цвета одинаково нравятся”) первый предпочтительный цвет визуального теста часто не совпадал с 5 шкалой MMPI и тестом АМИ, тогда как второй и третий цвета в преобладающем большинстве случаев совпадали.

Как и предполагалось, цвет наличной одежды влиял не только на выбор предпочтительных цветов, но и на результаты по вербальным тестам АМИ и MMPI. Это влияние наблюдалось в основном у женщин в предовуляционной фазе цикла и у фемининных мужчин.

Визуальный хром-тест, в отличие от теста Люшера, включал значимое количество фокусных цветов без их смешения, к примеру в №2 (сине-зеленый) и №5 (фиолетовый), что дало проекцию на более детальную картину функционального подразделения интеллекта на атомарные компоненты.

Выводы

1. Экспериментально подтверждена связь (канонизированная историей мировой культуры) доминирующего характера определенных компонентов с определенными цветами в АМИ.

2. Согласие с экспериментом позволило считать установленные принципы архетипической модели интеллекта надежной основой для создания психологической теории.

3. Гендерные характеристики достаточно четко моделировались цветом и носили полярный характер лишь на диаметрах цветового круга: Id (f) — S (m); M (f) — M (m); Id (m) — S (f) и Id (n) — S (n). Поэтому нам представляется недостаточно обоснованным построение так называемой полярной шкалы “маскулинность — фемининность”, принятое рядом исследователей.

4. Проведенная работа выявила необходимость строгого учета в психологических исследованиях таких факторов как цвет одежды и гендер.

5. Безусловно, для дальнейшей разработки теории АМИ требуется огромнейшая работа как по дифференциации функций каждого из компонентов интеллекта, так и атрибуция определенных психологических проявлений каждому из этих компонентов.

Литература

1. Абрамов Л. К (Ред.). Руководство по цвету для архитекторов, строителей и студентов. Л.: ЛИСИ, 1967.

2. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М., Академический проект, 2001.

3. Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000.

4. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. Гл. 6–7.

5. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., Прометей, 1994.

6. Асадуллина Ф. В жертву остальным цветам голубого не отдам // Здоровье. 2001. 3.

7. Бастид Р. О чем говорят цвета. Мифы и символы // Курьер ЮНЕСКО. Июнь. 1958. С. 24–33.

8. Батуев А. С. Высшие интегративные системы мозга. Л., Наука, 1981.

9. Белик А. А. Психологическая антропология. История и теория. М.: ИЭ РАН, 1993.

10. Белый Б. И. Тест Роршаха. Практика и теория. СПб.: «Дорваль»,1992.

11. Бер У. Что означают цвета. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

12. Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: Еврознак, 2001.

13. Берн Э. Введение в психиатрию и анализ для непосвященных. Минск: Попурри, 1998.

14. Богословский Е. Искусство Древнего Египта // Художник. 1988. № 12.

15. Бреслав Г. Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. СПб.: Б&K, 2000.

16. Бычков В. В. Византийская эстетика. М.: Искусство, 1977.

17. Васильченко Г. С., Агаркова Т. Е., Агарков С. Т. и др. Сексопатология: Справочник. М.: Медицина, 1990.

18. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997.

19. Витгенштейн Л. Философские работы. (Сост. М. С. Козлова). М.: Гнозис, 1994.

20. Галеев Б. М. Искусство космического века. Казань: ФЭН, 2002.

21. Гете И.-В. К учению о цвете (Хроматика) // Гете И.-В. Избр. соч. по естествознанию. М.: Наука, 1957.

22. Горшкова В. Светоносная палитра // Родина.1994. № 2. С. 96–98.

23. Государственная Третьяковская галерея. История и коллекции. М. Искусство, 1986.

24. Де Боно Э. Шесть шляп мышления. СПб.: Питер, 1997.

25. Дерибере М. Цвет в деятельности человека. М.: Стройиздат, 1964.

26. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993.

27. Забадыкина Е. Женщины в современной России (на примере Санкт-Петербурга) // Все люди — сестры. 1993. №1–2. С. 60–72.

28. Забозлаева Т. В. Символика цвета. СПб.: BOREY-PRINT, 1996.

29. Измайлов Ч. А., Соколов Е. Н., Черноризов А. М. Психофизиология цветового зрения. М.: МГУ, 1989.

30. Иттен И. Искусство цвета. М., изд. Д. Аронов, 2000.

31. Каждан А. П. Цвет в художественной системе Никиты Хониата. // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. М., Наука, 1973.

32. Казимир Малевич. Л., М., Амстердам 1989.

33. Кандинский В. О духовном в искусстве (живопись). Л.: Фонд «Ленинградская галерея», 1990.

34. Канкия С. Цвет как лекарство // Здоровье и экология женщины. 2001. № 12. С. 10.

35. Каптен Ю. Л. Основы медитации. СПб.: Андреев и сыновья, 1991.

36. Кармин А. С. Основы культурологии: морфология культуры. СПб.: Лань, 1997.

37. Керлот Х. Э. Словарь символов. М.: REFL-book, 1994.

38. Килошенко М. И. Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. СПб.: Речь, 2001.

39. Киреева Е. В. История костюма. Европейский костюм от античности до ХХ века. М.: Просвещение, 1976.

40. Кон И. С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1990.

41. Корво Д., Вернер-Бондз Л. Целебная сила цветозонотерапии. М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.

42. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1977.

43. Кох Э., Вагнер Г. Индивидуальность цвета. Путь упражнений по живописи и переживанию цвета. М.: Антропософия, 1995.

44. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. М.: Мир, 1995.

45. Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.

46. Кульпина В. Г. Лингвистика цвета. М.: МГУ, 2001.

47. Купер М., Мэтьюз А. Язык цвета. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001.

48. Купер Дж. Энциклопедия символов. М.: Золотой век, 1995.

49. Кустодиева.Т. К. Итальянское искусство эпохи Возрождения. Л.: Искусство, 1985.

50. Кустодиева.Т. К. Итальянская живопись XIII–XV веков. Каталог выставки. Л.: Гос. Эрмитаж, 1989.

51. Кустодиева.Т. К. Сны готики и Ренессанса. Сиенская живопись XIV — первой половины XVI века. СПб.: Эрмитаж, 2002.

52. Левинский Й.-Т. Еврейские праздники. Тель-Авив: АХИАСАФ, 1991.

53. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1985.

54. Леонардо да Винчи. Книга о живописи. М.: Академия, 1934.

55. Лунин И. И., Старовойтова Г. В. Исследование родительских полоролевых установок в разных этнокультурных средах // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб.: Наука, 1991.

56. Люшер М. Цвет вашего характера. М., Вече, 1996.

57. Лясковская О. А. Французская готика XII–XIV веков. М.: Искусство, 1973.

58. Марк Шагал. Каталог выставки. М.: СХ, 1987.

59. Махлина С. Т. Эстетика и художественная культура. СПб.: ГАК, 1997.

60. Махлина С. Т. Семиотика культуры и искусства. СПб.: Композитор, 2003.

61. Миронова Л. Н. Семантика цвета в эволюции психики человека // Проблема цвета в психологии. М.: Наука, 1993. С. 172–188.

62. Миронова Л. Н. Цветоведение. Минск: ВШ, 1984.

63. Мифы народов мира. (Гл. ред. С. А. Токарев) М.: СЭ. Т.1. 1980. Т.2. 1982.

64. Музеум книги. Каталог выставки. Гос. Эрмитаж. Славия, 2002.

65. Мыльников А. С. Народы Центральной Европы: формирование национального самосознания. XVIII–XIX вв. СПб.: Наука, 1997.

66. Николай I и Новый Эрмитаж. Каталог выставки. СПб.: Гос. Эрмитаж, 2002.

67. Овчаренко В. И. Психоаналитический глоссарий. Минск: ВШ, 1994.

68. Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб.: Речь, 2002.

69. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. М.: МГУ, 1997.

70. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: ИП, 1969.

71. Платонов К. К. Психологическая структура личности // Личность при социализме. М.: Наука, 1968. С. 69–75.

72. Платонов Ю. П. Этническая психология. СПб.: Речь, 2001.

73. Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эмблематики. М.: Международные отношения, 1995.

74. Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М.: Наука, 1979.

75. Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению. (Ред. И. Н. Яблоков) М.: Гардарики, 2002.

76. Роджерс К. Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

77. Розанов В. В. Люди лунного света. Метафизика христианства. СПб.: Новое время, 1913.

78. Савельева О. О. Коммерция в стиле модерн // Человек, 2002, № 5, с. 54-75.

79. Сарабьянов Д. В. Валентин Александрович Серов. М., Искусство, 1974.

80. Серов Н. В. Атрибуты и функции цветового пространства // Оптич. Журн. 2001. Т. 68. № 5. С. 43–47.

81. Серов Н. В. Аксиология цвета в культурах Востока и Запада // Евразия. 2001. № 2. С. 85–91.

82. Серов Н. В. Светоцветовая терапия. Смысл и значение цвета. СПб.: Речь, 2001.

83. Серов Н. В. Светоцветовое представление информации // Научно-техническая информация. 2001. Сер.2. № 12. С. 1–3.

84. Сиверцев М. А. Межрелигиозный диалог в условиях цивилизации // Человек. 2002, № 5. С. 76–87.

85. Симонов П. В. Эмоциональный мозг: Физиология, нейрофизиология, психология эмоций. М.: Наука, 1981.

86. Смекал В. Личность // Й. Шванцара и др. Диагностика психического развития. Прага: Авиценна, 1978.

87. Собчик Л. Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. СПб.: Речь, 2001.

88. Советское искусство 20–30-х годов. Л.: Искусство, 1988.

89. Соколов Е. Н., Измайлов Ч. А. Цветовое зрение. М.: МГУ, 1984.

90. Судзуки Д. Т. Лекции по дзэн-буддизму / Пер. с англ. Вступ. ст. М. А. Мамоновой, А. В. Иванова. М.: Ассоциация молодых ученых, 1990.

91. Сычев Л. П., Сычев В. Л. Китайский костюм. Символика, история, трактовка в литературе и искусстве. М.: Наука, 1975.

92. Трубецкой Е. Н. Умозрение в красках. Paris: YMCA-PRESS, 1965.

93. Турчин В. Символика цвета // Юный художник. 1991. № 7.

94. Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983.

95. Ульяновский А. В. Мифодизайн рекламы. СПб.: Институт личности, 1995.

96. Федоров-Давыдов А. А. Природа и человек в искусстве Врубеля // М. А. Врубель. М.: Искусство, 1968.

97. Филимоненко Ю. И. Цветовой тест Люшера. Модификация “попарные сравнения”. СПб.: СПбГУ, 1993.

98. Флоренский П. Иконостас. Избранные труды по искусству. СПб., 1993.

99. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989.

100. Фридлендер М. Об искусстве и знаточестве. СПб: Андрей Наследников, 2001.

101. Фромм Э. Искусство любви. Исследование природы любви. Минск, Полифакт, 1990.

102. Фрумкина Р. М. Цвет, смысл, сходство. М.: Наука, 1984.

103. Хёйзинга И. Осень Средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления … М.: Наука, 1988.

104. Хельмиус Г. Сценарий взросления. О любви, сексуальности и социализации в подростковые годы. СПб.: Нордмедиздат, 2003.

105. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002.

106. Цуканов Б. И. Время в психике человека. Одесса, Астропринт, 2000.

107. Цултэм Н. Монгольская национальная живопись «Монгол Зурат». Улан-Батор: Госиздательство, 1986.

108. Шереметева Г. Б. Семь цветов здоровья: лечение цветом. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.

109. Шмитт Б. Что такое феминизм? Философский и исторический обзор // Все люди — сестры. 1993. №1–2. С. 21–28.

110. Эткинд А. Цветовой тест отношений // Общая психодиагностика... М.: Наука, 1987. С. 221–227.

111. Яньшин П. В. Эмоциональный цвет: Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. Самара: СамГПУ, 1996.

112. Яньшин П. В. Введение в психосемантику цвета: Учебно-методическое пособие. Самара: СамГПУ, 2001.

113. Bern E. Principles of group treatment. N.Y., Oxford University Press, 1966.

114. Birren, F. Color psychology and color therapy. N.Y., Citadel Press, 1978.

115. Brémond É. L’intelligence de la couleur, P., Albin Michel, 2002.

116. Colby K.M. Energy and structure in psychoanalysis. N.Y., Ronald Press Company, 1955.

117. Cooper J. С. Lexikon alter Symbole. Leipzig, Seeman, 1986.

118. Dukelskaya L., Moore A. A capital collection Houghton Hall and the Hermitage. New Haven, London, Yale University, 2002.

119. Eysenck A. A critical and experimental study of color preference // Am. J. Psychol. 1941. 54. 385–394.

120. Frances R. Psychologie de l'èsthétique. P., PUDF, 1968.

121. Gericke L., Schöne К. Das Phänomen Farbe. Zur Geschichte und Theorie ihrer Anwendung. Berlin, Henschelverlag, 1970.

122. Heller E. Wie Farben wirken. Farbpsychologie. Farbsymbolik. Kreative Farbgestaltung. Hamburg, Rowohlt Verlag GmbH, 1999.

123. Kostin V. Petrov-Vodkine. L., Aurore, 1976.

124. La couleur: Nature, histoire et décoration. (Red. Y. Forman). P., Le Temps Apprivoisé, 1993.

125. L’Ermitage. Peinture d’Europe occidentale. (Red. Y.I.Kouznetsov). L., Aurore, 1980.

126. Le Musée Russe. Peinture. (Red. N.N. Novoouspenski). L., Aurore, 1979.

127. Pastoureau M. Dictionnaire des couleurs de notre temps. Symbolique et société. P., BONNETON, 1999.

128. Zeugner G. Farbenlehre // Farbgestaltung. B., VEB Verlag für Bauwesen, 1987.

129. Rousseau R.-L. Le langage des couleurs. St Jean de Braye, 1980.

130. Vigorelli G. Giotto. Corvina Kiadó, 1984.

131. Wittgenstein L. Bemerkungen über die Farben. Baden-Baden, Nomos, 1979.

Наши рекомендации