История создания методики мышечной релаксации
Приемы того, как можно повлиять на психофизиологическое состояние человека с помощью тех или иных воздействий на мышечный! аппарат, известны достаточно давно. К ним относят специальные физические действия (зарядка, разминка, собственно тренировка), массаж и самомассаж, потягивания после просыпания и зевоту перед/ сном. Когда эмоционально возбужденный человек судорожно сжимает и разжимает руки, трет лоб или заднюю поверхность шеи, барабанит пальцами по крышке стола, «играет желваками» или бессмысленно передвигается, «не находя себе места» от волнения, это подсознательно осуществляемая саморегуляция своего состояния через воздействие на те или иные группы мышц. Известны и иные пути достижения той; же саморегуляторной цели: управление дыханием (частота, глубина, структура), вниманием (отключение, переключение, рассредоточение) и т. д. Такие приемы весьма эффективны, и при желании ими достаточно легко овладеть. Однако их влияние на психофизиологическое состояние человека имеетт локальный, ограниченный по интенсивности и длительности последействия характер.
Отчасти поэтому в начале XX в. были разработаны две комплексные методики саморегуляции психофизиологического состояния: методика прогрессирующей релаксации Э. Джейкобсона, а также аутогенная тренировка (AT) Й. Г Шультца. В Европе преимущественное признание получил второй способ. В отличие от сугубо физиологичной «прогрессирующей релаксации» методика Й. Шультца в большей степени воплотила постулат европейского мышления о единстве физического и психологического начал в человеке. Он реализуется через сочетание физических и психологических приемов самовоздействия, через дополняемость высшей ступени AT ориентированной на духовное совершенствование пациента, низшей ступенью, сфокусированной на телесном восстановлении. С учетом этой и ряда других причин рассмотрению методики Й. Шультца будет уделено особое внимание.
Немецкий врач Йоган Генрих Шультц прошел достаточно сложный путь от врача-дерматолога до психотерапевта. В качестве последнего он лечил различные невротические расстройства с помощью гипноза, был хорошо знаком с учением и практикой йоги. Работал Шультц в тот период, когда некогда сильная увлеченность врачей лечебными возможностями гипноза существенно пошла на убыль, сменяясь разочарованием. В конце XIX в. казалось, что гипнозу подвластно практически любое заболевание. Однако постепенно обнаружилось, что гипнотерапии поддаются расстройства невротического круга. Подобное ограничение в применении метода вполне естественно. Главная же проблема оказалась совершенно другой.
По мере накопления практического опыта гипнотерапии Й. Шультц, как и многие другие врачи того времени, осознал главное противоречие этого вида лечения: будучи высокоэффективным в стенах лечебного учреждения, гипноз ничего не дает пациентам для самостоятельной борьбы человека за свое здоровье. На гипнотическом сеансе пассивно воспринимающий пациент «получает» выздоровление из рук активно действующего врача. Для методики проведения гипноза того времени было характерно четкое, если не сказать жесткое, распределение ролей и ожиданий между врачом и пациентом.
Оба участника процедуры такой терапии исходили из следующего представления о сущности гипноза: всесильный, всезнающий, несколько таинственный, уверенный в себе и своих лечебных возможностях врач воздействует на слабого, растерянного, запутавшегося в своих проблемах и потому готового подчиняться чужой воле пациента. Тем самым это невольно настраивало пациентов на пассивное отношение к своим проблемам, на необходимость и неизбежность переложить усилия по их разрешению на плечи гипнолога. Вопрос, который поставил перед собой Й. Шультц, можно кратко сформулировать следующим образом: как, сохранив лечебные возможности гипноза, сделать его доступным для самостоятельного использования пациентами? Или, точнее, как совместить в одном лице пациента и гипнотерапевта?
Для создания методики AT решающую роль имели два наблюдения, сделанных Й. Шультцем при изучении дневников, которые вели его пациенты и испытуемые. По его просьбе они подробно описывали все свои ощущения и переживания на разных этапах каждого сеанса гипнотизации. При сопоставлении записей проявились два аспекта:
1. На сеансе гипноза у большинства пациентов последовательно пои являются примерно одни и те же телесные ощущения. Сначала ведущим по степени субъективной выраженности становится! ощущение тяжести (вялость, нежелание двигаться, оцепенение)! наиболее сильно переживаемое в конечностях. Несколько позд-1 нее появляется ощущение приятного глубинного тепла (покалывание, легкое жжение) во всем теле.
2. Те пациенты Й. Шультца, которые не просто пассивно слушали] фразы во время гипноза, но и по каким-то причинам повторяли! их мысленно, про себя, быстрее впадали в гипнотический сон. Бо-j лее того, через несколько сеансов они оказывались способными] вызывать у себя аналогичное гипнотическому дремотное состояние! самостоятельно, произнося про себя некоторые ключевые фразыл наиболее запомнившиеся им в сеансах гипноза.
Благодаря этим наблюдениям Й. Шультцу стало очевидно следующее. Во-первых, разучивание и мысленное проговаривание пациентом про себя специально подобранных фраз (словесных формул) может служить эффективным инструментом самовоздействия. А во-вторых, сам факт появления и последующие изменения интен-1 сивности ощущений тяжести и тепла (в дальнейшем они будут обозначаться как «релаксационные ощущения») позволяет пациенту контролировать правильность и эффективность процедуры «гипнотического» самовоздействия.
В более поздних исследованиях было установлено, что ощущение тяжести возникает у человека при глубоком и полном расслаблении двигательных мышц. Ощущение тепла — результат снижения тонусатак называемых гладких мышц, регулирующих пропускную способ-ность кровеносных сосудов. Они расширяются, через них увеличивается кровоток, и соответственно повышается температура перифе- ; рии тела (примерно до 37 градусов). Таким образом, методика AT опирается прежде всего на генерализованное и глубокое мышечное расслабление (релаксацию). Расслабление мышц, по Й. Шультцу, — и цель всех отдельных упражнений, и инструмент влияния на все т| прочие аспекты психофизиологического состояния.
Если коснуться непосредственных задач, стоящих перед пациентом во всех упражнениях AT, речь должна идти о том, чтобы вызвать релаксационные ощущения в тех или иных участках тела. Поэтому чтобы заблаговременно предупредить возможные методологические ошибки, следует специально подчеркнуть: целью обучаемого в аутогенной тренировке является не «манипулирование» субъективными ощущениями, а реальное и целенаправленное изменение физиологических процессов, о завершении которых обучаемый узнает по появлению у него соответствующих релаксационных ощущений.
На первый взгляд последнее утверждение кажется парадоксальным: каким образом целенаправленно изменить что-либо в физиологических процессах, в работе своего организма, если отсутствует отчетливое представление о том, как это делается? На самом же деле незнание (неосознаваемость) психофизиологических механизмов управления той или иной телесной функцией не означает принципиальной невозможности такого управления. Мы же не знаем того, какими нервными путями и какой «игрой» нервных процессов возбуждения или торможения наше решение сделать некое конкретное физическое движение приводится в исполнение! Не знаем, но свободно произвольно двигаемся.
Опыт саморегуляции показывает, что каждый человек способен произвольно изменять тонус мышц кровеносных сосудов, усиливать или подавлять работу желудочно-кишечного тракта, увеличивать или понижать кровяное давление и т. д. Однако в большинстве случаев среднестатистический человек, будучи потенциально способным к целенаправленному и произвольному самовоздействию на свои психические и телесные функции, в реальности не умеет этого делать, поскольку никто и никогда его последовательно этому не учил.