Инструмент № 17: магическое «а что, если?»
Заключающим ключом к достижению наибольшей достоверности игры является, несомненно, активное ис-
Стр. 181
пользование воображения. Интересно отметить, что активное воображение широко применяется в наши дни другими «исполнителями», работающими в условиях тяжелых психологических и физических нагрузок, то есть спортсменами и женщинами. Спринтеры и теннисисты пользуются им (хотя они называют его визуализацией)-, визуально рисуя себе тот момент, когда они первыми достигнут финишной черты или сделают сокрушительную победную подачу. И этот метод срабатывает (как правило).
Конечно, актеры тоже пользуются воображением. Оно является центральной точкой того, что делает актер. Чтобы быть хорошим актером, необходимо раскрыться навстречу своему воображению и быть особенно отзывчивым к нему. Самая простая и, по моему мнению, наиболее эффективная концептуальная идея Станиславского — это его так называемое «магическое если». «А что, если?» — эта простая фраза представляет собой прямой вызов той части вашей личности, которая обожала в детстве игры, основанные на воображении. В «Работе актера над собой» (An Actor Prepares) Станиславский помещает в центр чрезвычайно мощный вопрос «А что, если?», таящий в себе угрозу душевнобольного потенциального убийцы, который находится за стенами комнаты. Где бы вы ни находились, читая эти строки, представьте это прямо сейчас: вы (не ваш театральный персонаж, а реальный вы) подвергаетесь риску нападения со стороны находящегося поблизости человека, у которого имеется возможность убить вас. Что вы почувствовали?
Вполне разумно, что при этом первый вопрос перестает быть для вас ключевым. Вместо того возникает вопрос
Стр. 182
более важный: что вам делать? Как вы можете гарантировать собственную безопасность? А что будет с любимыми вами людьми, которые находятся рядом? Что вы можете сделать, чтобы защитить их? Что если предполагаемый убийца вас не видел и, если вы будете вести себя тихо, он просто уйдет? Используйте все свое воображение, чтобы сконцентрироваться на этой ситуации. При этом ваш мозг будет бурлить от обуревающих вас мыслей и чувств, однако тело будет оставаться в относительном покое. Вы переживаете свою внутреннюю жизнь.
Конечно, не обязательно пребывать в полном покое, чтобы ощутить внутреннюю жизнь; ведь в разделе «Тело» этой книги уже рассматривалось в некоторых деталях, каким образом даже незначительное мышечное напряжение или легкие движения дают необходимые подсказки к переживаниям человека. Из этого раздела вы должны были узнать, какими могут быть внешние сигналы (проявления) мыслей и чувств.
В настоящее время мы анализируем, как воображаемые стимулы (мысленный образ или воспоминание, например) могут «подвигнуть» человека на физическое действие. Мы проникаем «внутрь характера», чтобы открыть для себя то, как вещи, которые вы воображаете, пребывая в роли, реально подсказывают вам спонтанное физическое выражение.
Давайте ненадолго вернемся к сумасшедшему потенциальному убийце. Вы сохраняете спокойствие (насколько можете) в надежде, что убийца не заметит вас и уйдет. Вы просто хотите, чтобы он ушел прочь. Что вы при этом чувствуете? Если честно, это не так уж важно. Вы просто хотите, чтобы он ушел. Но он по-прежнему тут, ходит
Стр. 183
кругами, погладывая в вашем направлении. Вы слышите крик или стук. Видит ли он вас? Если видит, что делать? Вам необходимо бежать. Насколько хорошо вы знаете это место? Насколько далеко спасение и помощь? Не будет ли безопаснее для вас пересидеть и постараться воздействовать на него доводами разума? Как вы сейчас себя чувствуете? (Ощущения, конечно, неважнецкие, думаете вы про себя, но мысли об этом можно отложить на потом).
Конечно, жизнь не всегда бывает столь драматична, но все мы сталкиваемся порой с подобными ситуациями, оказываясь вдруг почти лицом к лицу с теми, встречи с кем действительно хотели бы избежать. И пускай эти люди не представляют угрозы для вашей жизни, они настолько нудны, что способны утомить вас до смерти.
Снова перечитайте приведенные выше вопросы — они по-прежнему остаются актуальными. Если в данный момент вы находитесь в компании, выберите какого-нибудь человека поблизости, общества которого вы отчаянно желаете избежать (вам будет необходимо сформулировать довод, касающийся ваших социальных взаимоотношений с этим человеком). Сводя физические движения к минимуму, сконцентрируйтесь на мыслях о том, что вы сделаете, если этот человек приблизится к вам.
Мысль, которую Станиславский бесстрашно отстаивал и на которую я намекал выше, состоит в том, что чувства — эмоции — это не то, что можно распланировать заранее. Способность сыграть глубокие эмоции «по подсказке, по знаку» рассматривается иногда как свидетельство великого актерского таланта, но на самом деле, несмотря на то, что подобный стиль игры может в лучшем
Стр. 184
случае глубоко трогать зрителей, в худшем случае он может оказаться нежелательным «трюком» (приемом), отвлекающим внимание от сюжетной линии.
Тем не менее, представляется очень соблазнительным разложить по полочкам развитие характера в пьесе, стараясь «наклеить ярлыки» на меняющиеся эмоции персонажа. Вы думаете про себя: «в этот момент он сердится» или «ситуация его забавляла, но постепенно он становится все печальнее». Сопротивляйтесь этому искушению. Если вы выстроите свое исполнение, основываясь на заранее предопределенных эмоциях, ваша игра сделается обобщенной, предсказуемой, и вы перестанете реагировать на действия других актеров. И вы точно настроите себя на провал («черт, я ОПЯТЬ не заплакал в этой сцене!»).
Поглядите на Гамлета. По ходу пьесы он большую часть времени бездействует; он постоянно находит или изобретает причины, которые понуждают его держаться в стороне. Очень соблазнительно наклеить на него ярлыки вроде «пребывающий в депрессии», «желчный», даже «склонный к самоубийству». Но попробуйте сыграть его таким образом, и спустя два часа ваша аудитория пожелает, чтобы Гамлет действительно покончил с собой! Гораздо лучше вместо того довериться таланту Шекспира, сумевшего создать достоверные и сложные характеры, героев, действующих в ответ на изменяющиеся жизненные обстоятельства, — и проанализировать, о чем размышляет Гамлет. В конце концов, кто сказал горюющему Гамлету, что его дядя убил его отца? Призрак, вот кто.
Не знаю, как вам, но мне потребовалось бы больше доказательств, прежде чем я решился бы убить
Стр. 185
собственного дядю — особенно если тот старается хорошо ко мне относиться. Мне просто необходимо было бы произвести некоторые «раскопки» в недрах собственной души. Раз активное воображение имеет такую важность для актеров, как тогда можно развить свое воображение? Просто: путем практики. Играйте в игры «а что, если?», занимаясь повседневными делами, а особенно в моменты скуки (когда ваш мозг нуждается в стимуляции). С чего начать? С чего пожелаете. Можно, правда, вернуться к некоторым упражнениям из предыдущих разделов книги, добавив к ним мощное «а что, если?».