Обработка и интерпретация результатов. 1. Постройте таблицу в соответствии с приведенным ниже «образцом-ключом»
1. Постройте таблицу в соответствии с приведенным ниже «образцом-ключом», вписывая по каждому вопросу рядом с соответствующей буквой то количество баллов, которое вы дали атому варианту ответа в таблице ответов испытуемого.
2. Найдите сумму баллов по каждому из I - VIII столбцов.
3. Выделите те столбцы-роли, где набраны наибольшие суммы. Эти роли вычаще выполняете в группе.
Характеристика ролей в управленческой команде
4. Прочтите и проанализируйте описания ролей в групповом взаимодействии: I роль — председатель; II роль - формирователь; III роль -генератор идей; IV роль — оценщик идеи; V роль - организатор работы; VI роль - организатор группы; VII роль — исследователь ресурсов; VIII роль — завершитель.
«ОБРАЗЕЦ-КЛЮЧ» для обработки и интерпретации ответов испытуемого
Роли/ Вопросы | 1 | II | III | IV | V | VI | VII | VIII |
1 | Г | Е | В | Ж | Б | А | Д | |
2 | Б | Д | Ж | Г | А | Е | В | |
3 | А | В | Г | Ж | д | Е | Б | |
4 | Б | Д | В | Г | А | Ж | Е | |
5 | Е | Г | А | Б | В | Д | Ж | |
6 | В | Ж | А | Д | Е | Б | Г | |
7 | Ж | А | Е | Б | Д | Г | В | |
Сумма |
I - председатель. Функции: впитываетвсе возможные мнения и принимает решения; свойства: умеет слушать, хорошо говорит, логичный, решительный; тип: спокойный, стабильный тип личности, нуждается в высокомотивированной группе.
II - формирователь. Функции: лидер, соединяет усилия членов группы в единое целое; свойства: динамичный, решительный, напористый; тип: доминирующий экстраверт, нуждается в компетентной, умелой группе.
I и II - два противоположных подхода к общему управлению группой.
III -генератор идей. Функции: источник идей; свойства: ум, богатое воображение, креативность; тип: нестандартная личность, нуждается в мотивированном окружении, которое будет воспринимать его идеи.
IV - оценщик идей (критик). Функции: анализ и логические выводы, контроль; свойства: аналитичность, интеллектуальность, эрудированность, «якорь группы», возвращает к реальности; тип: рассудительный, волевой тип личности, нуждается в достоянном притоке информации и новых идей.
V - организатор работы. Функции: преобразование идей в конкретные задания и организация их выполнения; свойства: организатор, волевой, решительный; тип: волевой тип личности, нуждается в предложениях и идеях группы.
VI - организатор группы. Функции: способствует согласию группы, улаживает разногласия, знает потребности, проблемы членов группы; свойства: чувствительность, дипломатичность, доброта, коммуникативность; тип: эмпативныи и коммуникативный тип личности, нуждается в постоянном контакте со всеми членами группы.
VII -исследователь ресурсов. Функции: связующее звено с внешней средой; свойства: общительный, увлекающийся, энергичный, привлекательный; тип: «напористый экстраверт», нуждается в свободе действий.
VIII - завершитель. Функции: побуждает группу все делать вовремя в до конца; свойства: профессиональная педантичность, обязательность, ответственность; пат: педантичный тип личности, нуждается в групповой ответственности, обязательности.
Чтобы управленческая команда была эффективна, нужно, чтобы все эти роли выполнялись членами группы, чтобы они взаимно дополняли друг друга (иногда один член группы может выполнять две и больше ролей).
Методика №3. Трансактный анализ общения
Инструкция: Обращаясь к другому человеку, мы обычно выбираем себе и собеседнику одно из трех возможных состояний нашего «Я»: состояние РОДИТЕЛЯ, ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА.
Попробуйте оценить как сочетаются эти три «Я» в вашем поведении. Для этого оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 10.
1. Мне порой не хватает выдержки.
2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.
3. Родители, как более взрослые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.
4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.
5. Меня провести нелегко.
6. Мне бы понравилось быть воспитателем.
7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.
8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.
9. Каждый должен выполнять свой долг.
10. нередко я поступаю не как надо, а как хочется.
11. Принимая решения, я стараюсь продумать его последствия.
12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.
13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.
14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.
15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.
16. Я – увлекающийся человек.
17. Мой основной критерий оценки человека – объективность.
18. Мои взгляды непоколебимы.
19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.
20. Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны.
21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.
Подсчитайте сумму баллов по строкам таблицы:
1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 – Д – «дитя» |
2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 – В – «взрослый» |
3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 – Р – «родитель» |
Характеристика состояний
Назидательный, самоуверенно-агрессивный | Пристройка сверху | РОДИТЕЛЬ | «Надо» | Учит, направляет, оценивает, осуждает, опекает |
Рациональный, корректный, сдержанный | Пристройка рядом | ВЗРОСЛЫЙ | «Хочу, потому что надо» | Трезво оценивает, логически мыслит, владеет собой |
Эмоциональный, неуверенный, подчиняемый | Пристройка снизу | ДИТЯ | «Хочу» | Капризничает, упрямится, творит, протестует |
Расположите соответствующие символы в порядке убывания. Формула ВДР означает, что вы обладаете развитым чувством ответственности. В меру импульсивны и непосредственны, не склонны к назиданиям и поучениям.
Если на первом месте стоит Р, то человеку присущи категоричность и самоуверенность.
Сочетание РДВ порой способно осложнить жизнь обладателю такой характеристики. РОДИТЕЛЬ с детской непосредственностью режет правду-матку, ни в чем не сомневаясь и не заботясь о последствиях.
Д во главе формулы – вполне приемлемый вариант для научной работы. Характерна детская непосредственность, маленький контроль над эмоциями.