Обработка и интерпретация результатов. 1. Постройте таблицу в соответствии с приведенным ниже «об­разцом-ключом»

1. Постройте таблицу в соответствии с приведенным ниже «об­разцом-ключом», вписывая по каждому вопросу рядом с соответству­ющей буквой то количество баллов, которое вы дали атому варианту ответа в таблице ответов испытуемого.

2. Найдите сумму баллов по каждому из I - VIII столбцов.

3. Выделите те столбцы-роли, где набраны наибольшие суммы. Эти роли вычаще выполняете в группе.

Характеристика ролей в управленческой команде

4. Прочтите и проанализируйте описания ролей в групповом взаи­модействии: I роль — председатель; II роль - формирователь; III роль -генератор идей; IV роль — оценщик идеи; V роль - организатор ра­боты; VI роль - организатор группы; VII роль — исследователь ре­сурсов; VIII роль — завершитель.

«ОБРАЗЕЦ-КЛЮЧ» для обработки и интерпретации ответов испытуемого

Роли/ Вопросы 1 II III IV V VI VII VIII
1 Г Е В Ж Б А Д
2 Б Д Ж Г А Е В
3 А В Г Ж д Е Б
4 Б Д В Г А Ж Е
5 Е Г А Б В Д Ж
6 В Ж А Д Е Б Г
7 Ж А Е Б Д Г В
Сумма                                

I - председатель. Функции: впитываетвсе возможные мнения и принимает решения; свойства: умеет слушать, хорошо говорит, логич­ный, решительный; тип: спокойный, стабильный тип личности, нуж­дается в высокомотивированной группе.

II - формирователь. Функции: лидер, соединяет усилия членов группы в единое целое; свойства: динамичный, решительный, напори­стый; тип: доминирующий экстраверт, нуждается в компетентной, уме­лой группе.

I и II - два противоположных подхода к общему управлению группой.

III -генератор идей. Функции: источник идей; свойства: ум, богатое воображение, креативность; тип: нестандартная личность, нуж­дается в мотивированном окружении, которое будет воспринимать его идеи.

IV - оценщик идей (критик). Функции: анализ и логические выводы, контроль; свойства: аналитичность, интеллектуальность, эру­дированность, «якорь группы», возвращает к реальности; тип: рассу­дительный, волевой тип личности, нуждается в достоянном притоке информации и новых идей.

V - организатор работы. Функции: преобразование идей в кон­кретные задания и организация их выполнения; свойства: организа­тор, волевой, решительный; тип: волевой тип личности, нуждается в предложениях и идеях группы.

VI - организатор группы. Функции: способствует согласию груп­пы, улаживает разногласия, знает потребности, проблемы членов группы; свойства: чувствительность, дипломатичность, доброта, коммуни­кативность; тип: эмпативныи и коммуникативный тип личности, нуж­дается в постоянном контакте со всеми членами группы.

VII -исследователь ресурсов. Функции: связующее звено с внешней средой; свойства: общительный, увлекающийся, энергичный, привлекательный; тип: «напористый экстраверт», нуждается в сво­боде действий.

VIII - завершитель. Функции: побуждает группу все делать вов­ремя в до конца; свойства: профессиональная педантичность, обяза­тельность, ответственность; пат: педантичный тип личности, нуждает­ся в групповой ответственности, обязательности.

Чтобы управленческая команда была эффективна, нужно, чтобы все эти роли выполнялись членами группы, чтобы они взаимно допол­няли друг друга (иногда один член группы может выполнять две и больше ролей).

Методика №3. Трансактный анализ общения

Инструкция: Обращаясь к другому человеку, мы обычно выбираем себе и собеседнику одно из трех возможных состояний нашего «Я»: состояние РОДИТЕЛЯ, ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА.

Попробуйте оценить как сочетаются эти три «Я» в вашем поведении. Для этого оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 10.

1. Мне порой не хватает выдержки.

2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.

3. Родители, как более взрослые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.

4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.

5. Меня провести нелегко.

6. Мне бы понравилось быть воспитателем.

7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.

8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.

9. Каждый должен выполнять свой долг.

10. нередко я поступаю не как надо, а как хочется.

11. Принимая решения, я стараюсь продумать его последствия.

12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.

13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.

14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.

16. Я – увлекающийся человек.

17. Мой основной критерий оценки человека – объективность.

18. Мои взгляды непоколебимы.

19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.

20. Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны.

21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.

Подсчитайте сумму баллов по строкам таблицы:

1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 – Д – «дитя»
2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 – В – «взрослый»
3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 – Р – «родитель»

Характеристика состояний

Назидатель­ный, самоуве­ренно-агрес­сивный Пристройка сверху РОДИ­ТЕЛЬ «Надо» Учит, направ­ляет, оценивает, осуждает, опекает
Рациональ­ный, коррект­ный, сдержан­ный Пристройка рядом ВЗРОС­ЛЫЙ «Хочу, по­тому что надо» Трезво оценива­ет, логически мыслит, владе­ет собой
Эмоциональный, неуверенный, подчиняе­мый Пристройка снизу ДИТЯ «Хочу» Капризничает, упрямится, тво­рит, протес­тует

Расположите соответствующие символы в порядке убывания. Формула ВДР означает, что вы обладаете развитым чувством ответственности. В меру импульсивны и непосредственны, не склонны к назиданиям и поучениям.

Если на первом месте стоит Р, то человеку присущи категоричность и самоуверенность.

Сочетание РДВ порой способно осложнить жизнь обладателю такой характеристики. РОДИТЕЛЬ с детской непосредственностью режет правду-матку, ни в чем не сомневаясь и не заботясь о последствиях.

Д во главе формулы – вполне приемлемый вариант для научной работы. Характерна детская непосредственность, маленький контроль над эмоциями.

Наши рекомендации