ТЕМА № 5.2. Стили поведения в конфликтных ситуациях
Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций и взглядов.
Конфликт бывает: конструктивный и неконструктивный.
Конструктивный конфликт, – когда оппоненты не выходят за рамки деловых отношений, отстаивают свою позицию аргументировано.
Неконструктивный конфликт, – когда один из оппонентов стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его.
Стили поведения в конфликтных ситуациях.
Напористость
Соревнование | Сотрудничество | ||
Компромисс | |||
Уклонение | Приспособление | ||
кооперация
Соревнование;
Сотрудничество;
Компромисс;
Уклонение;
Приспособление.
Выбор наилучшего стиля поведения определяется конкретной ситуацией и складом вашего характера.
Оценивать ситуацию необходимо по следующим факторам:
Оценка соотношения власти;
Наличие свободного времени:
Определение своих приоритетов;
Определение реальных проблем и интересов;
Определение вариантов реакции.
Использовать набор стилей необходимо в зависимости от ситуации:
Стиль соревнования – используем в тех случаях, когда:
а) – исход события очень важен для вас и вы делаете большую ставку на решение проблемы;
б) вы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения;
в) решение необходимо принять быстро и у вас хватит власти для этого;
г) вы находитесь в критической ситуации, которое требует мгновенного решения;
д) вы должны принять нестандартное решение.
Вывод:
Используя этот подход, вы можете приобрести союзников только, если он дает положительный результат. Поскольку этот стиль поведения довольно рискованный, мастеру рекомендуется обращаться к нему, когда он абсолютно уверен в своей правоте.
Стиль уклонение – типичные ситуации, в которых мастер может применять этот стиль
а) напряженность слишком велика и вы ощущаете необходимость ослабления накала;
б) у вас трудный день, решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности:
в) вы знаете, что не можете или даже не хотите решить конфликт в свою пользу;
г) вы хотите выиграть время, чтобы получить дополнительную информацию или чтобы заручиться чьей-либо поддержкой;
д) у вас недостаточно, власти для решения проблемы или для решения ее желательным для вас способом;
е) вы чувствуете, что у других больше шансов решить эту проблему;
ж) пытаться решить проблему немедленно – опасно.
Вывод:
Стиль уклонения можно посчитать бегством от проблемы и ответственности, но часто отсрочка бывает конструктивной реакцией на конфликт.
Стиль приспособления:
а) вас не особенно волнует случившееся;
б) вам важнее сохранить хорошие взаимоотношения с клиентом, чем отстаивать свои интересы;
в) вы понимаете, что исход конфликта важнее для клиента, чем для вас;
г) вы понимаете, что правда, на вашей стороне;
д) вы полагаете, что клиент может извлечь из этой ситуации полезный урок, если вы уступите его желаниям, даже не соглашаясь с ним.
Стиль сотрудничества:
а) решение проблемы очень важно для обеих сторон и никто не хочет от него полностью устраниться;
б) у вас очень тесные, длительные и взаимозависимые отношения с клиентом;
в) у вас есть время поработать над этой проблемой;
г) и вы, и клиент способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга.
Стиль компромисс:
а) когда вы хотите придти к решению быстро, а у вас нет времени;
б) вас может устроить временное решение: другие подходы к решению проблем оказались неэффективные;
в) удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение, и вы можете изменить поставленную в начале цель;
г) компромисс позволяет вам сохранить взаимоотношение с клиентом, и вы предпочитаете получить хоть что-то, чем потерять все.
Тест Томаса:
?
Какой из стилей, на Ваш взгляд, является наиболее эффективным.