Информационно - методическая часть
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина «Практикум по основам профессионального мастерства психолога» направлена на профессиональное самоопределение студентов-психологов и повышение их коммуникативной и профессиональной компетентности. Программа дисциплины разработана в соответствии с образовательным стандартом по специальности 1 - 23 01 04 «Психология».
Основная цель изучения дисциплины «Практикум по основам профессионального мастерства психолога» – сформировать у будущих специалистов-психологов представление о профессиональной деятельности психолога.
Задачами изучения курса являются:
- ознакомить студентов с основными видами и областями профессиональной деятельности психолога;
- рассмотреть требования, предъявляемые профессией;
- сформировать навык осознания профессиональной позиции;
- ознакомить с современными образовательными технологиями;
- выработать профессиональные коммуникативные умения и навыки;
- развить навыки устного выступления и научной коммуникации.
Учебная дисциплина «Практикум по основам профессионального мастерства психолога» читается во втором семестре параллельно с учебными дисциплинами «Общая психология», «Физиология поведения». Также учебная дисциплина связана с такими дисциплинами, как «Социальная психология», «Медицинская психология» и курсами специализаций.
В результате изучения данной дисциплины, студент должен знать:
– многообразие областей деятельности психолога и профессиональных психологических практик;
– методики профессионального самоопределения;
– особенности профессионального общения психолога;
– этические принципы и нормы психолога в различных областях деятельности;
В результате изучения данной дисциплины, студент должен уметь:
– использовать различные стили взаимодействия в профессиональной деятельности;
– устанавливать контакт и вести профессиональную беседу;
– регулировать эмоциональное напряжение;
– использовать современные образовательные технологии;
В результате изучения данной дисциплины, студент должен владеть:
– приемами самоанализа;
– техниками конструктивного общения;
– методами управления группой;
Типовым учебным планом на изучение дисциплины отводится всего 56 часов, из них аудиторных – 34 часа практических занятий. Рекомендуемая форма отчетности – зачет.
Содержание учебного материала
Тема 1. Введение в предмет
История профессионального применения психологических знаний. Специфика психологического знания. Психология и жизненный опыт человека. Научное и житейское психологическое знание. Психология в системе естественных и гуманитарных наук. Отрасли психологии. Академическая и практическая психология: предметная область, задачи и методы работы.
Подготовка профессиональных психологов в Республике Беларусь и за рубежом. Ученые степени и звания. Принципы присуждения ученых степеней и званий в Беларуси, России и за рубежом. Международные контакты и исследовательские программы. Международные научные организации и сообщества ученых. Основные области деятельности психолога (научно-исследовательская, практическая, педагогическая). Организации и учреждения, в которых может работать психолог. Пути повышения квалификации и профессионального мастерства психолога. Последипломное образование. Формы профессионального общения психологов (конгрессы, съезды, симпозиумы, конференции, семинары). Белорусские и мировые психологические общества. Периодические и информационные издания.
Тема 2. Общее представление о профессии психолог
Объективные и субъективные аспекты профессиональной деятельности психолога. Мифы и стереотипы о психологах. Роль популяризации психологического знания в профессиональной деятельности психолога. Мотивация выбора профессии (социально-экономические, познавательные, индивидуально-личностные аспекты). Типы и уровни профессионального самоопределения. «Модель специалиста» и индивидуальный стиль деятельности психолога. «Кризисы разочарования» и основные этапы развития психолога-профессионала. Особенности карьеры психологов. Проблема профессиональной деформации.
Профессиограмма психолога. Психологические типы психологов. Связь профессиональной деятельности психолога с чертами темперамента и характера. Значимые профессиональные и личностные качества психологов. Квалификационные требования к психологам. Профессиональная самооценка. Ответственность психолога. Личностный рост психолога как условие признания его профессионализма.
Тема 3. Практическая деятельность психолога
Представление о прикладной психологии и психологической практике. Психологическая профилактика, психологическая диагностика, психологическая коррекция, психологическое консультирование, психотерапия. Основные психологические школы. Индивидуальная и групповая формы работы психолога.
Профессиональные умения и навыки психолога в практической работе. Самопознание и рефлексия. Самопрезентация. Коммуникативная компетентность. Влияние организации пространства в межличностном общении. Основные виды и приемы слушания. Анализ содержания сообщения и эмоциональных проявлений собеседника. Приемы пассивного и активного слушания. Установление контакта. Принципы конструктивного общения в работе с клиентом. Регуляция эмоционального напряжения. Эмпатия и обратная связь. Индивидуальные способы предоставления обратной связи адресату. Невербальное, вербальное общение. Межнациональные особенности невербального общения. Барьеры общения. Развитие антиципации и социальной перцепции. Работа с группой. Правила работы группы. Стили взаимодействия, психологические умения, необходимые для эффективного управления групповыми процессами.
Этические принципы практической деятельности психолога.
Тема 4. Педагогическая и просветительская деятельность психолога
Психолог в системе образования. Проблемы обучения психологическим знаниям и выработки психологических умений и навыков различных аудиторий. Формы и методы обучения. Классические и современные образовательные технологии.
Сферы и формы просветительской деятельности психолога. Психолог в масс-медиа. Проблема научно-популярного психологического знания. Социальная и личная ответственность психолога. Этические принципы педагогической и просветительской деятельности психолога.
Тема 5. Научно-исследовательская деятельность психолога
Фундаментальные и прикладные исследования. Теоретические, эмпирические и практические исследования. Возможности и ограничения междисциплинарных исследований.
Основные методы психологических исследований. Эмпирические и теоретические методы исследования. Наблюдение, эксперимент, опрос. Вспомогательные методы. Дополнительные методы.
Этапы исследования. Определение цели и задач, объекта и предмета исследования. Выдвижение научной гипотезы как направляющей и организующей составляющей исследования. Выбор и подготовка инструментария исследования. Организация процедуры исследования. Инструктаж и подготовка испытуемых. Сбор данных. Обработка данных. Интерпретация полученных результатов.
Этика психологического исследования.
ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ЛИТЕРАТУРА
ОСНОВНАЯ
1. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию / Г.С. Абрамова – М. : Международная педагогическая академия, 1995. – 260 с.
2. Бурнадрд, Ф. Тренинг навыков консультирования / Ф. Бурнард. – Спб. : Питер, 2002. – 256 с.
3. Бурлачук, Л.Ф. О дилетантизме в психологической диагностике // Л.Ф. Бурлачук Вопросы психологии. - 1993. - №5.
4. Вачков, И.В. Введение в профессию «психолог» / И.В.Вачков, И.А. Гришпун, С. Пряжников. – М. : МПСИ, 2003. – 464 с.
5. Введение в профессию в схемах и таблицах : учебно-методическое пособие ; сост. А.Ю. Маленова. – Омск : Изд-во ОмГУ, 2004. – 44 с.
6. Волочков, А.А. Активность субъекта как фактор психического развития (гипотезы, модели, факты) / А.А.Волочков // Психол. ж. – 2003. – том 24, №3. – С. 22-31.
7. Дерманова, И.Б. Психологический практикум / И.Б. Дерманова, Е.В. Сидоренко. – Спб. : Речь, 2001.
8. Карандашев, В.Н. Введение в профессию / В.Н. Карандашев. – М. : Смысл, 2000. – 288 с.
9. Кузнецов, И. Н. Интернет в учебной и научной работе: практическое пособие / И.Н.Кузнецов. – 2-е изд. – Москва: Дашков и К, 2005. – 190, [1] с.
10. Прошицкая, Е.Н. Выбирайте профессию: Учеб. пособие для ст. кл. сред. шк. / Е.Н.Прошицкая. – М. : Просвещение, 1991.
11. Соколова, Е.Е. Введение в психологию / М. : РПО, 1999
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
1. Бабайцева, В.Ю. Личностно ориентированный тренинг в процессе подготовки будущих учителей к воспитательной работе с трудными детьми / В.Ю. Бабайцева. – М. : РПА, 1997.
2. Быстро и легко осваиваем работу в сети Интернет : Практ. пособие / Под ред. Ф.А.Резникова. – М. : Лучшие кн., 2001. – 349 с.
3. Донцов, А.И. Введение в практическую социальную психологию / А.И.Донцов, Ю.М. Жуков. – М. : Наука, 1994. -
4. Емельянов, Ю.М. Активное социально-психологическое обучение / Ю.М. Емельянов. – Л. : Изд-во Ленинградского ун-та, 1985.
5. Марцинковская,Т.Д. Сто выдающихся психологов мира / Т.Д. Марцинковская, М.Г. Ярошевский. – М. : МПСИ, 1996.
6. Маркусова, В.А.Цитируемость российских публикаций в мировой научной литературе / В.А. Маркусова // Вестник РАН. – 2003. – № 4.
7. Мельников, А.П. О методике самостоятельной работы студентов с книгой в высшем учебном заведении / А.П. Мельников // Вышэйшая школа. – № 3(65). – 2008. – С.35–38.
8. Михайлов, О.В. Блеск и нищета "индекса цитирования"/ О.В. Михайлов // Вестник российской академии наук. – 2004. – Том 74, №11.
9. Петровская, В.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга / В.А. Петровская. – М. : Изд-во МГУ, 1982. – 168 с.
10. Рудестам, К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. – М. : Универс. Прогресс, 1993.
11. Самоукина, Н.В. Практическая психология в школе / Н.В. Самоукина. – М., 1997.
12. Соколова, Е.Е. Хрестоматия по курсу «Введение в профессию»: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец «Психология» / Ред., сост. Е.Е. Соколова. – М. : УМК «Психология» : Моск. психол.-соц. ин-т, 2005. – 656 с.
13. Соколова, Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии: хрестоматия по курсу «Введение в профессию» : Учеб. пособие по доп. образованию / Е.Е. Соколова. – М. : Смысл, 2005. – 685 с.
14. Харин, С.С. Искусство психотренинга: заверши свой гештальт / С.С. Харин. – Мн. Издатель В.П. Ильин, 1998.