Глава iv. архетипальные символы: тантра и юнг
Как мы видели в предыдущей главе, визуализация является одним из основных методов медитации в буддизме Ваджраяна. Различные типы божеств, визуализированные в персонифицированной форме, внешне выражаются в тантрической иконографии, тогда как внутренне они соответствуют различным психологическим состояниям. Отождествляясь с разнообразными божествами тибетско-буддийского пантеона, мирское сознание трансцендируется в познание священного, и образы оказываются символами преобразования. Антропоморфные тантрические образы рассматриваются как архетипы, становясь реальными для медитирующего. Согласно Юнгу, архетипы оживают, как только они заряжаются смыслом для индивида. Равным образом, как только все мощные символы, тантрические образы интегрируются с эмоцией, они принимают священный характер и предоставляют медитирующему энергию, которая заставляет его сделать шаг и переносит его в другое психологическое состояние, состояние трансличностного, духовного.
Какова роль образов в практике буддизма, философские и метафизические основы которого зиждутся на концепте пустоты?
Лама Говинда отвечает следующим образом: Абстрактный характер философских концептов и выводов нужно постоянно корректировать непосредственным опытом, практикой медитации, а также конкретными событиями повседневной жизни. Антропоморфный элемент, наблюдаемый в Ваджраяне, происходит не от недостатка интеллектуального понимания (как в опыте первобытного человека), но, напротив, от сознательного желания перейти от простой интеллектуальной и теоретической установки к прямому осознанию реальности. Этого нельзя совершить, разрабатывая идеалы и цели, основанные на рассуждении; нужно сознательное проникновение в те слои нашего разума, которые нельзя достичь или на которые нельзя повлиять логическими аргументами дискурсивной мысли.
Такое проникновение или подобное преобразование возможны лишь благодаря непреодолимой мощи внутреннего видения, первостепенные образы которого, или «архетипы», являются формирующими принципами нашего разума. Они падают, как зерна в плодородную землю нашего подсознательного, чтобы затем прорасти, расти и развивать свой потенциал...
Субъективность внутреннего видения не уменьшает его реальную ценность. Такие видения не будут галлюцинацией, потому что их реальность — это реальность человеческой психики. Это символы, выражающие самое высокое знание и самую благородную установку человеческого разума. Их визуализация является творческим процессом духовной проекции, через которую проявляется внутренний опыт в видимой форме. Ее можно сравнить с творческим актом артиста, чьи субъективные идеи, эмоции или видения преобразуются в объективное произведение искусства, которое затем приобретает собственную реальность, независимую от своего создателя.
Равным образом, по Юнгу, архетипы суть первоначально пустые формы, но они вмещают в себя некоторые восприятия, некоторые латентные действия, и их активизация сообщает великую силу существованию и поведению индивида. Естественно, архетип может приобрести автономную реальность как таковую и стать хозяином личности в ее совокупности. Видение может также привести к художественным созданиям или к научным открытиям, как знаменитое открытие бензолового кольца Кекулем. Но видения могут также привести к безумию, если они не интегрированы в сознание. Водораздел между двумя путями очень часто оказывается весьма узким.
Так же как Юнг, тибетские буддисты осознают поджидающие их опасности и, соответственно, настойчиво рекомендуют принять соответствующие меры предосторожности. Как тантрическая визуализация, так и юнговская техника активного воображения требует сонетов квалифицированного учителя или аналитика. Более того, в практике Ваджраяны до и после каждой визуализации совершается медитация на пустоту и растворение образов — и эта медитация является предохранительной мерой, чтобы медитирующий мог избежать дальнейшего самоотождествления с вызываемыми им символами: он должен осознать, что божества являются продуктами его воображения.
Одно из самых значительных божеств — это Тара, самое популярное божество на Тибете, женский аспект Будды, почитаемая как мать всех Будд. По своей сущности Тара символизирует получившую полное развитие мудрость, трансцендирующую рассудок. Она ••шляется Буддой просветленной деятельности, освободителем и, освобождая индивида от рабства и эгоцентрических страстей, тем самым выводит его с берегов вовлеченности в мирскую жизнь (сансара) на другой берег просветления (нирвана). Тара проявляется в различных формах: зеленая Тара, красная Тара, белая Тара и. т. д.; всего этих форм тридцать одна, и каждая из них соответствует слегка иному архетипальному образу психики. В юнгианской терминологии она представляет собой архетип матери, образ матери, вобравший в себя все противоположности — позитивную и негативную. Так, для Эриха Ноймана (ученика Юнга) Тара символизирует самую возвышенную форму, апогей женского архетипа. Она — «Великая Богиня, которая в полноте своего развития питает мир, направляя его из нижней элементарной фазы в свое высшее духовное преобразование».
Помимо мирных и гневных божеств, важную роль в тибетском буддизме играет другая категория существ. Их называют дакини, и они обладают божественными или демоническими качествами и представляют порыв вдохновения человека. Речь идет о женских воплощениях знания и магических сил, и их описывают как «духов медитации и духовных помощников», способных пробудить скрытые силы, пребывающие в спячке в потемках бессознательного.
Слово дакини, или по-тибетски кхадома, означает — «пространство» и «эфир» и относится к тому, что делает движение возможным. Вероятно, наделенная текучей природой, дакини приводит психику в движение и побуждает ее разжижать все, что жестко и кристаллизовано в силу концептуальных мыслей и догм, всякую застывшую формулировку. В этом смысле она символизирует принцип движения и отражает динамические силы, подобные друг другу в космосе и психике индивида.
Дакини самого высокого ряда — Ваджра Йогини, божественная фигура музы вдохновительницы, «сохраняющая сокровища, накопленные в течение вечностей опыта и спящие в подсознании, и возвышает их до света царства высшего сознания — за пределами царства нашего интеллекта (понимания)». Согласно тибетским буддистам, Ваджра Йогини всегда существовала в самой глубине нас самих, в нашем бессознательном, но она зажата эго. Когда открывается концепт эго, мы позволяем Ваджра Йогини появиться на поверхности. (Когда со своей стороны я думаю о Ваджра Йогини, мне на ум всегда приходит Спящая красавица.)
В контексте юнгианской психологии Ваджра Йогини представляет собой первостепеннный образ, который как таковой играет роль посредника, «проявляя свою спасительную мощь, мощь, которой она всегда владела в разнообразных религиях» 8).
Тибетская иконография изображает Ваджра Йогини со странным выражением лица — одновременно любящим, улыбающимся и яростным, что раскрывает принципиальную двойственность всякого архетипа.
На Западе тантрический символ дакини иногда сравнивали с юнгианским концептом, составляющим один из главных архетипов, а именно с анимой, обычно определяемой как женский аспект мужской психики. Анима проявляется в различных формах и включает в себя благожелательные аспекты и аспекты демонические. Она может быть для человека руководителем и посредником и привести его к счастливому преобразованию, или же увлечь его к собственной гибели.
Но понятие анимы еще гораздо более сложно. Прежде всего, оно не применяется исключительно к женской психике. Как архетипальная фигура она играет свою роль в психике обоих тендеров. В западном мире — предпочтительно мужской ориентации — концепт анимы, женский эквивалент мужской психики, играет ключевую роль для психологического равновесия индивида и культуры. В восточном мире женское качество, равно как и мужское качество, инь и ян, богиня и бог, всегда были составной частью культуры. Не может быть бога без богини: одно немыслимо без другого. Превалирующий образ тантрической иконографии — это символ яб-юм, бог и богиня, отец и мать, соединенные в экстатическом объятии, что символизирует совершенный союз мужского начала и женского начал, слияние противоположностей, которое составляет фундаментальный внутренний опыт.
Юнг прав, утверждая, что концепт анимы, такой, как он его установил, отсутствует в восточной концепции. Следовало бы добавить, что речь тут идет о понятии анимы, как он его сформулировал в своих первых работах и как его чаще всего понимают. На Востоке этот концепт скорее был бы излишним. Однако анима может быть мостиком доступа к Самости. Сама по себе она имеет явное соответствие с дакини, эфирным существом, представляющим собой одновременно и сущность, и носителя мудрости. В этом смысле можно воспринимать дакини — и все тантрические божества, мирные и яростные, божественные и демонические — как посланников и персонификации высшей мудрости, играющие роль катализаторов в процессе интеграции. Или еще, изъясняясь по-другому, это духовные личности, воплощения архетипов, выражающие различные атрибуты Самости.
Иногда дакини может иметь соответствие с архетипом анимы, но точно так же может представлять собой эквивалент архетипа «мудрого пожилого человека», символизирующего более высокое восприятие. «Мудрый пожилой человек» явился Юнгу в обличий Филемона и казался ему таким же вполне реальным, насколько реальным бывает божество для тантрического медитанта. Однако различие здесь состоит в том, что дакини или божество не являются спонтанно, как это произошло у Юнга с видением Филемона. Скорее, гуру предоставляет какое-либо божество своему ученику (или ученице) во время посвящения, чтобы облегчить его эволюцию, и он выбирает это божество в зависимо сти от конкретных потребностей, характеристик и способностей конкретного человека. Такое божество, называемое йидам, становится хранителем и наставником ученика — «мудрым пожилым человеком». Было сказано, что дакини «раскрывает скрытую информацию или смыслы, идущие из глубоких слоев существа». Дакини в этом случае отражает такое качество анимы, описанной Юнгом, как персонификацию бессознательного и имеющего качества отношения Эроса.
Еще раз нужно подчеркнуть, что все эти антропоморфические образы тантрического пантеона — божества, дакини, йидамы — не отождествляются с внешними существами: они суть не что иное, как отражение разума индивида и открываются во внутреннем опыте. Вот почему эти различные архетипальные фигуры могут проявиться в той или иной форме в разные моменты и в разных обстоятельствах. Цель здесь состоит в том, чтобы установить контакт с этими психическими реальностями и привести их к сознанию, или, как сказал бы Юнг, ввести их в нашу душу. Юнг признавал, что религиозная функция не является вопросом веры и внешней формы, оставляя душу полностью стерильной, бесплодной; укорененная в человеческую психику, она стремится выразиться, но мы можем ее раскрыть лишь посредством нашего собственного опыта. Так, Юнг утверждает, что:
При помощи действительно трагической иллюзии... теологам явно не удается увидеть, что речь идет не о доказательстве существования света, но что мы имеем тут дело со слепыми, не ведающими, что их глаза могут видеть. Давно пора осознать, что бесполезно восхвалять свет и проповедовать его, если никто не способен его увидеть. Гораздо более полезно преподавать искусство видеть. Ибо очевидно, что многие пребывают в неспособности установить соотношение между священными фигурами и своей собственной психикой. Они неспособны увидеть, в какой степени одни и те же образы притуплены в их собственном бессознательном.
Для Юнга очевидно, что решение этой проблемы, а именно развитие способностей внутреннего видения и переживание опыта мистериум магнум, космической реальности, можно найти, только лишь входя в соприкосновение с психикой. Другими словами, психика — или разум, как сказали бы тибетские буддисты,— является носителем преобразования.
Священные образы — тибетского пантеона, современного мира или всякой другой мифологии, всякой эпохи и всякого географического происхождения,— общее наследие человечества, присутствуют в каждом индивиде. И в этом качестве Юнг открыл в своей врачебной практике, что современные западные люди спонтанно производят из своего бессознательного образы, принадлежащие к очень отдаленным во времени и пространстве мифологиям, пришедшим от дальних народов и относящимся к древним эпохам, и что эти образы оказывают на индивида глубокое и интенсивное воздействие. В акте видения, вхождения в контакт с символом эти люди могли испытать духовное возрождение и преобразование своей психической энергии, и тибетские буддисты знали это уже в течение многих веков.
Как мы упоминали выше, особый подход Юнга к психотерапии превосходил традиционно понимаемые и практикуемые цели и методы. Для него психотерапия в конечном итоге является подходом к духовному. На этой основе Юнг и Тантра сходятся вместе: оба постигают и преобразуют одни и те же психические реальности.
Процесс индивидуации, или психологического развития, постепенно приводит — в непрестанных подступах — от эго к Самости, от бессознательности к сознанию, от личностного к трансличному, к священному, к осознанию того, что макрокосм отражается в микрокосме человеческой психики.
Задача состоит в искуплении Самости, психической тотальности, ляписе, в «великом скрытом сокровище, которое свернулось кольцом в пещере бессознательного», персонифицированном Буддой, Ваджра Йогини, Спящей красавицей, и удушенном эго. И, согласно Юнгу, эта задача может быть выполнена, когда архетипальный символ, Самость, становится сознательной и отмежевывается от бессознательного отождествления с эго. Другими словами, Самость — Бог, Будда, Ваджра Йогини — должна быть искуплена человеческим сознанием. В рамках юнгианской психотерапии речь тут идет о конечной цели психологического развития.
Понятие, что материя, символизирующая временную реальность эго, прячет и скрывает в себе Бога, была частью гностического мифа, а также составляла скрытую тему алхимии. Алхимическое делание, противоположно делу христианского искупления, подразумевает активную установку, предлагающую замечательную аналогию с буддийской установкой. В алхимии, утверждает Юнг, «человек принимает на себя долг осуществить дело выкупа, опус, и он приписывает вытекающие из него состояние страдания и потребность искупления аниме мунди, заключенной в узилище материи» 18>. Но в алхимии, в Тантре и у Юнга дело искупления нельзя оставлять природе: оно требует сознательного усилия. Это прежде всего живой опыт, и он переживается внутри самой жизни. Согласно алхимикам, субстанция, «которая содержит в себе божественную тайну, находится везде... даже в самой отталкивающей грязи». Аналогичным образом, для тантрических буддистов всякое событие и всякая ситуация, ч орошая или плохая, может стать носителем духовного преобразования. Ничто нельзя отбрасывать. То же самое относится к юнгианской психологии, которая принимает и учитывает каждый аспект психики и не отбрасывает ни один из этих аспектов. Она зондирует психику в глубине и возвышении, в потемках и в свете, не упуская мельчайших внешних и внутренних событий повседневной жизни.