Формами проведения педагогической практики являются
Цели освоенияпедагогической практики.
Целями педагогическойпрактики являются:
- формирование у студентов целостного представления о психологической деятельности специалиста в условиях детского учреждения;
-совершенствование студентами умений и навыков диагностической и коррекционной работы;
- совершенствование навыков работы с психологической документацией;
- включение в реализацию основных направлений психологической службы в образовании;
- обучение практическим методам оказания специальной психологической помощи лицам с отклонениями в развитии (диагностической, коррекционной, консультативной)
- развитие исследовательского потенциала и творческого подхода к профессиональной деятельности.
Задачипедагогической практики.
Задачами педагогическойпрактики являются:
- формирование творческого подхода к осуществлению профессиональной деятельности на примере творчески работающих психологов и педагогов;
- формирование умений ставить цели профессиональной деятельности, формулировать задачи индивидуальной и групповой психолого-педагогической работы с детьми;
- развитие навыка формирования психодиагностической программы для соответствующего возраста испытуемых;
- развитие навыка профессионального общения и освоение диагностической процедуры;
- формирование навыка работы с документацией психолога учреждения.
- развитие навыка психологического консультирования;
- расширение методического аппарата студентов диагностическими и коррекционными методиками, реализующимися в учреждении.
3. Местопедагогической практики в структуре ОПОП ВО.
Место педагогической практики в структуре ОПОП ВО определяется логикой профессиональной подготовки обучаемых в освоении теоретического и практического материала для направления подготовки 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование, степень выпускника бакалавр.
На данном этапе освоения основ профессиональной деятельности осуществляется переход к практическому закреплению навыков применения методов психодиагностики и взаимодействия с испытуемыми в рамках процедуры обследования, навыков работы с документацией, а также включение студентов в исследовательскую деятельность, предполагающую творческий комплексных подход к деятельности.
Учебная практика актуализирует знания по таким дисциплинам как «Специальная психология» «Социальная педагогика», «Возрастная и педагогическая психология», «Дифференциальная психология», «Специальная педагогика», а также дисциплин входящих в состав модулей вариативной части профессионального цикла, обеспечивающих освоение предметного содержания профессиональной деятельности бакалавра специального (дефектологического) образования. Педагогическая практика является завершающей в освоении основ деятельности в сфере специального (дефектологического) образования. Она обеспечивает необходимые условия для успешного практического выполнения выпускной квалификационной работы.
4. Формы проведенияпедагогической практики.
Формами проведения педагогической практики являются
- основная организационная форма – индивидуальное закрепление студентов за опытными сотрудниками (психологами) учреждения, обеспечивающее выполнение самостоятельных профессиональных действий:
- участие в подготовке методического материала;
- оформление документации психолога;
- проведение групповых занятий;
- участие в заседаниях школьной ПМП-комиссии;
- самостоятельное проведение диагностических обследований;
- составление психологических заключений;
- взаимодействие с педагогическим персоналом и родителями.
5. Место и время проведенияпедагогической практики.
Местом проведения учебной практики являютсяспециальные (коррекционные) и реабилитационные учреждения г. Москвы и Московской области на основании долгосрочных договоров о сотрудничестве с Российским государственным социальным университетом, заключаемых кафедрой Специальной и клинической психологии:
1.ГОУ СОШ «Школа надомного обучения» № 370;
2.ГОУ специальная (коррекционная) школа-интернат 2 вида № 30 им. К.А. Микаэльяна;
3.ГОУ ЦППРиК «Строгино»;
4.ФГУ «Сергиево Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»;
5.ФГУ «СПДДС Росздрава».
Практика организуется в течение 2 недель во втором семестре. Нагрузка на студента составляет 6 часов в день или 36 часов в неделю.
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохожденияпедагогической практики.
В ходе педагогической практики у студентов должны развиться и сформироваться следующие компетенции:
способностью использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-7),
способность организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);
готовность к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8).
В результате прохождения педагогической практики обучающийся должен:
знать | психологию контингента испытуемых в учреждении, методику сбора анамнестических данных об испытуемом, этапы подготовки и процедуру проведения психодиагностического обследования, структуру заключения, приемы установления контакта с испытуемым, формы и методы работы с родителями. (ОК-7) |
уметь | самостоятельно анализировать и извлекать необходимую диагностическую информацию из различных источников (анамнеза, наблюдения, беседы, диагностики), научно обосновывать выводы психологической диагностики и рекомендации по специальной коррекционной помощи; оказывать консультативную помощь лицам, взаимодействующим с испытуемыми, вести исследовательскую работу. (ПК-5) |
владеть | навыками дифференциальной диагностики с целью выделения специфических нарушений у испытуемых, разработки программ индивидуальной и групповой работы с испытуемыми определенной категории, грамотного взаимодействия с лицами с нарушениями в развитии на каждом этапе их возрастного развития, владеть приемами работы с сотрудниками учреждений и родителями. (ПК-8) |
7. Структура и содержаниепедагогической практики.*
Общая трудоемкость педагогическойпрактики составляет 3 зачетные единицы,108 часов.
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды производственной работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость. (в часах) | Формы текущего контроля |
1. | Ознакомительный | Ознакомление с историей, со спецификой учреждения, с направлениями работы, с возможностями междисциплинарного взаимодействия различных специалистов; местом и ролью психологической службы в учреждении; с кабинетами, в которых проходят занятия. Составление плана практики. 4 | Паспорт учреждения. План работы студента. |
2. | Вводный | Посещение консультаций и занятий, проводимых специалистами учреждения, анализ используемых психодиагностических методик, проведение стандартизированного наблюдения за лицами с отклонениями в развитии. Определение темы и цели исследования. Составление программы исследования. 6 | Протоколы наблюдений. Конспекты увиденных занятий. Программа исследования. |
Индивидуальная диагностическая работа. | Составление индивидуальных диагностических программ, разработка процедуры обследования и бланков, организация и проведение обследований, оформление результатов обследований, составление заключений. 70 | Протоколы обследований. Заключения. | |
Групповая диагностическая работа | Составление групповых диагностических программ, разработка процедуры обследования и бланков, организация и проведение обследований, оформление результатов обследований, составление заключений. 30 | Протоколы обследований. Заключения. | |
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия | Составление планов занятий, подготовка оборудования к занятиям, проведение занятий, анализ эффективности занятий. 40 | Конспекты занятий. Анализ эффективности занятий. | |
1. | Документоведение | Сбор первичных документов (протоколов, результатов, заключений, методическая копилка, планы коррекционно-развивающих занятий), оформление Дневника и отчета по практике. 12 | Отчет о практике. Дневник практики. Результаты исследования. |
Примечание: * - формы отчетных документов практики представлены в Приложении.
8. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производствен-ные технологии, используемые напедагогическойпрактике:
- демонстрация приемов и техник профессиональной деятельности психолога;
- супервизия специалистом учреждения;
- создание проблемной ситуации;
- научно-исследовательская деятельность.
9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов напедагогической практике:
- Закон об образовании, законы и приказы, регламентирующие деятельность психолоической службы учебного и реабилитационного учреждения, Положения о ПМПК
- лекционно-практический материал;
- комплекс самостоятельно подобранного методического и дидактического материла по возрастам испытуемых и направлениям диагностики и коррекционной работе;
- материалы установочной конференции;
- методические разработки психологической службы образовательного или реабилитационного учреждения;
- консультации ответственных за практику преподавателей кафедры.
10. Формы промежуточной аттестации (по итогам практики):
Дифференцированный зачет в форме конференции с предоставлением Отчета по практике, Дневника практики, презентации и устного журнала «Моя профессия – помогать людям», анализ результатов исследования.
Содержание заданий практики.
1) Паспорт учреждения.
2) Конспекты посещенных занятий (в соответствии с возможностью учреждения):
по 1 конспекту - посещение урока, занятия логопеда, дефектолога;
10 конспектов занятий психолога (5 диагностических, 5 коррекционно-развивающих) по плану:
Тема,
Цель,
Оборудование,
Содержание занятия и методические приемы,
Собственный анализ достижения поставленной цели.
3) Не менее 5 самостоятельно проведенных диагностических занятий, отраженных в протоколах и диагностических методиках и характеристик. Не менее 1 группового обследования с заключением;
4) 5 конспектов коррекционно-развивающих занятий, проведенных самостоятельно (по приведенной в п.2) схеме).
5) 10 страниц теоретического анализа психологической проблемы, выявленной в ходе практической работы в учреждении (рукописно).
6) Список научно-практических источников, по теме выявленной проблемы (15 источников с библиографическими данными).
7) Психодиагностическая программа для контингента учреждения с пояснительной запиской, обосновывающей выбор. Программа отвечает требованиям:
- название программы;
- пояснительная записка;
- цель;
- задачи;
- границы применимости программы;
- количество методик, отражающих цель, не менее 7;
- комплект самих методик готовых к применению (с бланками).
8) продолжительное личное участие в коррекционно-развивающей деятельности психолога учреждения. Отчет темами занятий и динамикой изменений на основе методов наблюдения и беседы в развернутой форме в соответствии с тематическим планом (подробно).
6) Самостоятельно разработанная коррекционно-развивающая программа для контингента учреждения. Требования к программе:
- название программы;
- пояснительная записка;
- цель;
- задачи;
- границы применимости программы;
- количество занятий 10;
- конспекты занятий по схеме:
название, цель, задачи, оборудование, содержание занятия с описанием заданий, ожидаемый результат.
11. Учебно-методическое и информационное обеспечениепедагогической практики.
а) основная литература:
1.Бреслав Г. М. Основы психологического исследования: учеб. пособие для студ. Вузов. - М.: Смысл, Академия, 2010.
2.Каменская В.Г., Томанов Л.В., Драганова О.А. Психодиагностика ребенка: учеб. для студ. вузов. - М.: ФОРУМ, 2011.
б) дополнительная литература:
1.Комплексная методика диагностики познавательного развития детей предшкольного возраста и первоклассников: метод. пособие/М.М. Безруких, Е.С. Логинова, Р.И. Мачинская и др. - М.: МГПИ, 2007.
2.Лешин В.В. Развитие младших школьников с соматическими заболеваниями. 1 класс. Диагностика и развитие восприятия. Методическое пособие. - М.: ФинИнвестГрупп, 2009.
3.Либин А.В. Дифференциальная психология. Наука о сходстве и различиях между людьми – М.: Эксмо, 2008,
4.Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков./Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – СПб.: Речь, 2009.
5.Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2006.
6.Нарушения психического развития у детей: основы специальной психологии и педагогики: Учеб. пособие/Ред. Е.Л. Инденбаум - Иркутск: Изд-во ИГПУ, 2006.
7.Психолого-педагогическая диагностика: Уч. пос. для студ. вузов/Ред. Левченко И.Ю., Забрамная С.Д. - М: Академия, 2008.
8.Ткачева В.В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: Диагностика и консультирование. -М.: Книголюб, 2007
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1.Муниципальное учреждение Централизованная библиотечная система Библиотека им. Н.К. Крупской Центр психологического просвещения - http://www.psibib.ru/center/fond/stud.php
2.Ресурсы Российской Книжной Палаты - http://www.lib.vsu.ru/cgi-bin/zgate?Init+rkp.xml,simple_rkp.xsl+rus
3.Университетская библиотека. - http://www.BiblioClub.ru/book/39182/
12. Материально-техническое обеспечениепедагогической практики.
Материально-техническое обеспечение практики осуществляется учреждением, принимающим студентов на практику, и согласуется с требованиями и задачами практики на безвозмездной основе. В обеспечение входит предоставление помещений и детей для проведения психологической работы, условий для выполнения санитарно-гигиенических норм и питания студентов, предоставление оргтехники и расходных материалов, технических средств необходимых для ауди- и визуальной демонстрации материалов. Сотрудники учреждения проводят инструктаж по технике безопасности и осуществляют контроль трудовой дисциплины студентов.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению и профилю подготовки 050700 «Специальное (дефектологическое) образование»,Специальная психология.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1.