Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии.
ПРАКТИКУМ ПО КОНФЛИКТОЛОГИИ
2-е издание, дополненное и переработанное
Допущено Министерством образования Российской Федерации
в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по специальностям «Психология», «Юриспруденция»,
«Менеджмент организации», «Социальная антропология»,
«Связи с общественностью», «Социальная работа»
Аннотация
Предлагаемая книга является современным учебным пособием по одной из самых актуальных дисциплин современного вузовского образовательного процесса — конфликтологии. Содержание учебного материала представлено темами, которые включают в себя конспективное изложение общей теории конфликта, психологии и социологии конфликта, методические руководства по проведению практических и семинарских занятий на основе современных педагогических технологий, тщательно подобранные проверочные задания. В приложение практикума вошли наиболее популярные методики социально-психологической диагностики, а также авторская учебная программа по курсу конфликтологии. Пособие предназначено для преподавателей, студентов, изучающих курс конфликтологии, для практических психологов и социологов
Оглавление
Предисловие
Тема 1. Введение в конфликтологию.
История становления конфликтологии.
Предмет конфликтологии.
Методы исследования конфликтов и управления ими
Занятие 1.1. Семинар по теме: «Возникновение и развитие конфликтологии»
Раздел I Общая теория конфликта
Тема 2. Характеристика конфликта как социального феномена.
Сущность конфликта и его структура.
Определение основных структурных элементов конфликта.
Классификация конфликтов.
Причины конфликтов
Динамика конфликта.
Занятие 2.1. Тема: «Сущность конфликта и его причины».
Деловая игра «Жалоба».
Занятие 2.2. Практическое занятие по теме: «Конфликтные ситуации» (решение ситуационных задач)
Занятие 2.3. Тема: «Конфликтные ситуации». Дидактическая игра
«Фрустрирующие ситуации в деловых отношениях»
Оглавление
Тема 3. Теории механизмов возникновения конфликтов
Формулы конфликта.
Конфликты и трансактный анализ
Основные положения теории трансактного анализа
Поведенческие характеристики основных трансакций.
Алгоритм трансактного анализа.
Занятие 3.1. Практическое занятие по теме: «Формулы конфликта»
(проводится на примере решения ситуационных задач)
Занятие 3.2. Дидактическая игра: «Фрустрирующие ситуации»
Занятие 3.3. Практическое занятие по теме «Трансактный анализ конфликтов» (проводится методом тестирования и решения ситуационных задач)
Тема 4. Технологии управления конфликтами .
Понятие управления конфликтом
Содержание управления конфликтами.
Занятие 4.1. Тема: «Технологии управления конфликтами».
Дидактическая игра: «Оценка глубины конфликта»
Раздел II Психология конфликта
Тема 5. Теории поведения личности в конфликте.
Основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии.
Стратегии поведения в конфликте
Характеристика основных стратегий поведения
Типы конфликтных личностей.
Занятие 5.1. Практическое занятие по теме: «Мое поведение в конфликте»
(занятие построено по методу тестирования)
Тема 6. Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте
Понятие технологий эффективного общения и их основное содержание
Технологии рационального поведения в конфликте.
Оглавление
Занятие 6.1. Практическое занятие «Эффективное общение и рациональное поведение в конфликте» (проводится методом отработки тренинговых упражнений).
Занятие 6.2. Тема: «Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликтах». Дидактический тренинг «Овладение искусством критики».
Занятие 6.3. Тема: «Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте». Дидактическая игра: «Искусство критики»
Тема 7. Психология переговорного процесса по разрешению конфликтов.
Основное содержание переговорного процесса
Модели поведения партнеров в переговорном процессе
Манипулятивные технологии в переговорном процессе и противодействие им.
Технологии стратегий и тактик в переговорном процессе.
Занятие 7.1. Практическое занятие «Психология переговорного процесса» (проводится методом тестирования и отработки тренинговых упражнений).
Занятие 7.2. Психология переговорного процесса по разрешению конфликтов. Ситуационно-ролевая игра «Переговоры».
Тема 8. Внутриличностные конфликты.
Понятие внутриличностного конфликта
Основные психологические концепции вкутриличностных конфликтов
Формы проявления и способы разрешения внутриличностных конфликтов
Занятие 8.1. Практическое занятие по теме: «Самооценка личности методом тестирования»
Занятие 8.2. Игра-тренинг: «Внутриличностные конфликты».
Тема 9. Межличностные конфликты
Понятие межличностного конфликта и его особенности.
Сферы проявления межличностных конфликтов
Управление межличностными конфликтами
Оглавление
Занятие 9.1. Самооценка методом тестирования готовности к личному взаимодействию. Практическое занятие по теме: «Межличностные конфликты».
Тема 10. Групповые конфликты.
Понятие групповых конфликтов и их классификация.
Конфликт «личность — группа»
Межгрупповые конфликты.
Занятие 10.1. Практическое занятие по теме: «Конфликт между личностью и группой» (проводится методом анализа и обсуждения конфликтных ситуаций).
Занятие 10.2. Деловая игра «Конфликтная ситуация в комплексной бригаде строителей»
Раздел III Социология конфликта
Тема 11. Конфликты в обществе
Понятие конфликтов в обществе.
Экономические конфликты
Политические конфликты.
Социальные конфликты.
Конфликты в духовной сфере общества (духовные конфликты).
Занятие 11.1. Семинар-игра по теме: «Конфликты в обществе»
Тема 12. Конфликты в организации.
Понятие организации и конфликтов в ней
Классификация конфликтов в организации.
Управление конфликтами в организации
Занятие 12.1. Практическое занятие по теме: «Конфликты в организации» (проводится с использованием метода анализа конкретных ситуаций).
Занятие 12.2. Тема: «Конфликты в организации». Деловая игра «Реформирование организации»
Занятие 12.3. Деловая игра «Конфликт на промышленном предприятии».
Оглавление
Занятие 12.4. Практическое занятие по теме: «Прогнозирование конфликтов в организации» (проводится методом анализа рабочих документов).
Тема 13. Конфликты в семье.
Понятие семейных конфликтов и их особенности
Классификация семейных конфликтов
Кризисные периоды в развитии семьи.
Предупреждение и разрешение семейных конфликтов
Занятие 13.1. Практическое занятие по теме «Семейные отношения» (самооценка готовности к конструктивным взаимоотношениям в семье методом тестирования).
Занятие 13.2. Деловая игра «Супружеский конфликт».
Занятие 13.3. Деловая игра «Социально зрелая семья».
Тема 14. Конфликты в сфере управления.
Понятие управления и управленческих конфликтов.
Источники конфликтов в сфере управления
Классификация конфликтов в сфере управления
Специфика форм проявления управленческих конфликтов
Предупреждение и разрешение управленческих конфликтов
Занятие 14.1. Практическое занятие по теме: «Управленческие решения» (проводится методом анализа документов)
Занятие 14.2. Практическое занятие по теме: «Стиль управления» (проводится методом тестирования).
Тема 15. Глобальные и региональные конфликты.
Понятие глобальных конфликтов.
Управление глобальными конфликтами
Региональные конфликты
Особенности региональных конфликтов.
Классификация региональных конфликтов.
Управление региональными конфликтами.
Занятие 15.1. Семинар-игра по теме: «Глобальные и региональные конфликты» (семинар проводится в форме защиты рефератов).
Занятие 15.2. Тема: «Глобальные и региональные конфликты».
Деловая игра «Международная координация»
Приложения
Приложение 1. Программа курса «Конфликтология»
Приложение 2. Социально-психологическая диагностика
для практического психолога (социолога)
Глоссарий
Список литературы
http://log-in.ru/books/praktikum-po-konfliktologii-emelyanov-s-m-iskusstvo-obsheniya
7. Мириманова М.С. Конфликтология. – М, 2003. – 320 с.
Название | Конфликтология |
Продолжение названия | Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений |
Тип литературы | Учебник |
Факультет | Общее |
Авторский знак | М-63 |
Каталожный индекс | 88.53я723 |
Индекс ББК | 88.53я723 |
Сведения об издании | 2-е изд., испр |
Место издания | М |
Издательство | Издат. центр |
Год издания | |
Объем | 320с |
Серия | Педагогическое образование |
Ключевые слова | конфликтология; психология; конфликт; толерантность |
Оглавление | СОДЕРЖАНИЕ | |
Введение | ||
Раздел 1. Конфликтология как наука | ||
Предпосылки возникновения и развития конфликтологии | ||
Основные этапы развития конфликтологии | ||
Донаучный этап | ||
Монодисциплинарный этап | ||
Междисциплинарный этап | ||
Место конфликтологии в системе наук | ||
Современное понимание предмета и задач конфликтологии | ||
Раздел 2. Современные подходы к пониманию толерантности | ||
Основные смыслы понятия «толерантность» | ||
Конфликт и толерантность в тезаурусе человека | ||
Раздел 3. Конфликт: его сущность и основные структурные характеристики | ||
Понятие конфликта | ||
Структура конфликта | ||
Стороны конфликта | ||
Влияние толерантности на позиции в конфликте | ||
«Взрослый —взрослый» как позиция толерантности | ||
Объект конфликта: реальный и идеальный | ||
Возникновение конфликтной ситуации и инцидент | ||
Влияние толерантности на образ конфликтной ситуации | ||
Раздел 4. Динамические характеристики конфликта (Основные стадии развития конфликта) | ||
Возникновение конфликтной ситуации и сигналы конфликта | ||
Осознание конфликта и его источники | ||
Толерантность и конфликтность в действиях участников конфликта | ||
Завершение конфликта и готовность сторон к его разрешению | ||
Раздел 5. Конфликтность и толерантность в общении | ||
Толерантность как средство повышения эффективности общения | ||
Конфликтность и толерантность в разных формах общения | ||
Основные функции общения | ||
Корни толерантности и конфликтности в разных видах общения | ||
Конструктивная обратная связь | ||
Правила конструктивной обратной связи | ||
Толерантность в преодолении коммуникативных барьеров | ||
Стили общения и конфликты | ||
Стратегии поведения в конфликте | ||
Раздел 6. Конфликтность и толерантность как качества личности | ||
Основные психологические теории личности | ||
Индивид —личность—индивидуальность | ||
Конфликтогенные личности и их роль в конфликте | ||
Раздел 7. Конфликт как явление индивидуальной и социальной жизни | ||
Конфликт как явление индивидуальной жизни | ||
Внутриличностный конфликт | ||
Внутриличностный конфликт и защитные механизмы | ||
Конфликт как феномен социальный | ||
Межличностный конфликт | ||
Ролевой конфликт | ||
Внутригрупповой конфликт | ||
Межгрупповой конфликт | ||
Основные функции конфликта в индивидуальной и социальной жизни | ||
Раздел 8. Влияние установок толерантного сознания на реагирование в конфликте | ||
Роль установки (аттитюда) в конфликтном взаимодействии | ||
Эмоциональное реагирование в конфликте и саморегуляция | ||
Агрессия и гнев в конфликте | ||
Разрядка эмоций | ||
Раздел 9. Пути и способы разрешения конфликтов | ||
Разрешение конфликтов без посредника | ||
Метод творческой визуализации | ||
Рационально-интуитивный метод | ||
Картография конфликта | ||
Метод Декартовых координат | ||
Метод принципиального ведения переговоров | ||
Участие третьей стороны в разрешении конфликтов | ||
Формы посредничества | ||
Метод мозгового штурма | ||
Профилактика конфликтов | ||
Раздел 10. Толерантность как норма существования и сосуществования | ||
Проблема конфликта и толерантности в исторической перспективе | ||
Толерантность и конфликт в системе «Я и другие» | ||
Самосознание и целостность Я | ||
Внимание к другому — шаг к толерантности | ||
Постановка целей и их приоритет | ||
Заключение | ||
Практикум. «Познай себя! » Методы выявления конфликта и конфликтности | ||
Понятие «конфликт» в тезаурусе | ||
Какие чувства вызывает конфликт? | ||
Ваше отношение к конфликтам в ближайшем окружении | ||
Ценности и цели | ||
Восприятие конфликта | ||
Конфликты учителя | ||
Умеете ли вы слушать? | ||
Я-высказывания | ||
Невербальная коммуникация | ||
Стратегии поведения в конфликте К. Томаса | ||
Агрессивны ли вы? | ||
Кто я? | ||
Методы изучения самооценки | ||
Самооценка | ||
Психогеометрический тест | ||
Краткая психологическая характеристика основных форм личности | ||
Темперамент | ||
Различные стороны вашей личности (по К. Леонгарду) | ||
Уровень субъективного контроля (УСК) | ||
Диагностика мотивации | ||
Мотивация к успеху | ||
Мотивация к избеганию неудач (по Т. Элерсу) | ||
Готовность к риску (по Шуберту) | ||
Мотивация одобрения (шкала лживости Д. Марлоу иД. Крауна) | ||
Межличностные отношения | ||
Анализ личностного профиля | ||
Социально-психологическая адаптация (по К. Роджерсу и Р. Даймонду) | ||
Главные жизненные цели | ||
Какова ваша толерантность? | ||
Литература |
http://psbatishev.narod.ru/library/19936.htm