Большое положительное значение имеют общества трезвости, функционировавшие в СССР и в настоящее время в России
Причинами развития алкоголизма являются наследственные факторы, особенность ферментов, участвующих в разрушении алкоголя и на фоне изменений личности. Личность – понятие широкое, включающее особенности поведения, воли. Личность формируется с детства. Поэтому профилактика алкоголизма начинается прежде всего с детского и подросткового возраста, с формирования здоровой в психическом и физическом плане личности. У детей и подростков алкоголизм особенно опасен, так как нарушает важные процессы роста, развития, социального становления человека.
Следует отметить, что пагубное пристрастие к алкоголю у детей и подростков развивается быстрее и тяжелее, чем у взрослых. Это связано с особенностями психики и всего организма подростков. У детей психика лабильна (неустойчива), дети внушаемы, часто следуют за своим кумиром, стараются подражать авторитету.
С этим и связано быстрое привыкание. Кроме того, у несовершенен обмен веществ, незрелы ферменты печени, участвующие в разрушении алкоголя. С этим связана тяжесть алкоголизма.
У детей 12—17 лет в подростковый (пубертатный) период происходят интенсивный рост, половое развитие, перестраиваются нервная и эндокринная (гормональная) системы, поэтому алкоголизм развивается очень быстро и протекает тяжело, его трудно лечить.
Профилактика алкоголизма на уровне семьи:
• создание здорового образа жизни в семье;
• отказ от злоупотребления алкоголем в семье;
• приобщение к спорту, физкультуре всей семьи, совместные путешествия, прогулки;
• правильно организованный отдых детей (совместный отдых, отдых в хорошо зарекомендованных лагерях);
• рациональное питание, соблюдение режима дня и сна. Рациональное питание имеет большое значение для правильного развития детей, а, следовательно, является фактором профилактики алкоголизма. Рациональным называется питание с физиологическим (соответствующим возрасту) содержанием основных пищевых веществ: белков, жиров, углеводов, витаминов, микро– и макроэлементов. В таблице приводятсянормы потребления основных пищевых веществ для детей различного возраста.
Желательно не привлекать детей к шумным торжествам, проходящим в доме. По возможности для детей рекомендуется в таких случаях накрыть отдельный стол.
Создание положительного психологического климата в семье:
• антиалкогольное воспитание в семье (беседы, разъяснения детям вреда алкоголя);
• доверительные отношения в семье. Правильное воспитание (исключение деспотизма, агрессии, подавления, грубости, жестокости и, наоборот, гиперопеки, «оранжерейности», любого потакания прихотям и капризам детей, избалованности и вседозволенности). Обучение детей сдерживанию своих желаний, порывов. Воспитание активной и здоровой жизненной позиции, правильного мировоззрения. Приветствие самовоспитания, самостоятельности в разумных пределах. Стремление не к индивидуализму, а к индивидуальности (самостоятельности). Формированию самостоятельности способствует приобщение к труду. Выработка силы воли, так как именно волевые нарушения – фон для развития алкоголизма;
• создание охранительного режима (подразумевает стремление к избежанию конфликтов, ссор);
• демонстрация положительных примеров родителей детям в любой сфере жизни;
• одобрение положительных увлечений и хобби (коллекционирования, увлечения музыкой, танцами, спортом и т. д.).
В профилактике алкоголизма имеет значение полноценность семьи (полная семья, благополучная, достаточно обеспеченная (без пресыщения), созданная в достаточно зрелом возрасте, а не раннем).
Профилактика разводов в некоторых случаях – это своего рода профилактика алкоголизма.
Профилактика алкоголизма на уровне школы
Педагогический такт имеет большое значение в обучении школьников. Неправильное слово или жест учителя могут нанести психологический ущерб ученику, что в свою очередь создает почву для формирования вредных привычек, особенно у замкнутых, тревожно-мнительных детей, с комплексами неполноценности. Имеют значение условия учебного процесса, связанные со значительными эмоциональными переживаниями.
Это экзамены, зачеты, контрольные работы, вызовы к доске. У детей с перечисленными особенностями психики в указанных ситуациях могут возникнуть состояния оторопелости, растерянности, тревоги и забывчивости. К таким детям можно применить иной подход: давать письменные задания, а не настойчиво, не с большим рвением и не слишком часто заставлять отвечать их при всем классе. Иначе постоянные стрессовые ситуации могут подорвать психику ребенка.
А подорванная психика – условия для формирования вредных привычек, в частности алкоголизма. Учитель должен хорошо знать все тонкости психологического такта и педагогической этики.
Установление контакта учителя с учащимися. Необходим индивидуальный и личностный подход учителя к ученикам. Учитель должен учитывать характер и особенности личности, психики каждого ученика.
Использование различных приемов изучения психологических особенностей школьников (наблюдения, бесед, экспериментов). Наблюдение позволяет установить, какое настроение свойственно ученику в большей степени (веселое, угнетенное или ровное, спокойное; какова реакция на трудности – растерянность, неуверенность или чувство азарта).