Взаимодействие субъектов в процессе общения
Вступая в контакт в процессе общения люди не только об-
мениваются информацией, но и взаимодействуют между собой, стре-мясь оказать влияние друг на друга, добиться от партнера желаемого ответа, выполнить просьбу, пообещать совершить какое-либо действие или поступок. Формы влияния партнеров по общению могут быть са-мыми разнообразными.
Прямой формой влияния является принуждение, высказан-ное в форме приказа, распоряжения, требования и угрозы нака-зания, если они не будут выполнены. В то же время известно, что педагоги и разного рода руководители предъявляют к уча-щимся и к своим подчиненным массу требований, но их влияние является незначительным и педагогический эффект нулевым. Это объясняется тем, что директивные требования вызывают про-тест и нежелание выполнить их неукоснительно, а если они и выполняются то формально и кое как.
Между тем существует много более эффективных спосо-бов влияния, чем прямое принуждение. Чаще всего применяется воздействие в форме убеждения, под влиянием которого у инди-вида формируется аргументированная установка совершать оп-ределенные действия и поступки как наиболее целесообразные для достижения поставленной цели. Иногда применяют для воз-действия на личность такой способ как внушение, посредством которого стараются вызвать или изменить у партнера по обще-нию желаемые для внушающего взгляды, убеждения, верования, установки. Возможно и такое воздействие как заражение, когда состояние одной личности передается другой, что и побуждает её подражать действиям этой личности. Применяется и такой способ воздействия на личность, когда партнер по общению под-вергает справедливой критике своего оппонента за некомпетен-тность и за необдуманные действия и поступки. В некоторых случаях убедившись, что личность не реагирует на справедли-вую критику её подвергают бойкоту, игнорируя все её попытки нала-дить прежние отношения с окружающими. Можно применять и такую меру как просьбу удовлетворить желание её инициатора, так как это не составляет труда для адресата. Иногда стремясь воздействовать на личность её партнер начинает проявлять благосклонность по пово-ду её желаний и стремлений, которые будут реализованы в русле пла-нов, задуманных субъектом по общению.
Форма применения взаимовлияния зависит во многих случаях от
дистанции между общающимися и от тех официальных и межличнос-тных отношений, которые существуют между ними. Дистанция в об-щении может быть большой и малой. Большая дистанция имеет мес-то в официальных структурах, где вышестоящие начальники общают-ся с основной массой подчиненных через нижестоящих, отдавая им приказы и распоряжения в устной и письменной форме. Малая дистан-ция существует между непосредственными начальниками и подчинен-ными, а также между рядовыми членами в любых групповых объеди-нениях.
Начальники оказывают влияние на подчиненных, применяя принуждение, убеждение, внушение, критику, а также проявляя благосклонное отношение к ним. Подчиненные тоже могут вли-ять на начальников, высказывая просьбы и пожелания, упраши-вая их отпустить пораньше с работы, дать внеочередной отпуск, оказать денежную помощь и т.д.
В процессе общения часто возникают межличностные кон-фликты. Конфликт - это напряженная ситуация, возникшая в ре-зультате столкновения личностей, находящихся в аффективном состоянии, вызвавшая кризис в их отношениях. В основе кризи-са лежат противоречия и разногласия, возникшие в процессе об-щения. Почвой для кризиса являются разногласия в области мо-ральных, нравственных ценностей, личных интересов, желаний, стремлений, целей и способов их достижения.
Межличностный конфликт - это напряженное состояние лич-ностей, возникшее в результате наступления кризиса в их отно-шениях, обусловленных разногласиями в области духовных цен-ностей, личных интересов и способов их достижения.
Конфликты могут возникнуть в связи с нарушением пра-вил и норм общения и взаимодействия между людьми. Часто при-чиной конфликта может являться нечестное, несправедливое, непоря-дочное и нетактичное поведение одной личности по отношению к дру-гой. Поэтому одним из основных условий нормального общения явля-ется соблюдение такта общающимися.
Такт - это способность человека соблюдать правила и нор-мы поведения, которые соответствуют ожиданиям партнеров по общению. Бестактность - это нарушение личностью ожидаемых от неё норм поведения в процессе общения, которое приводит к прекращению нормального взаимодействия между общающимися
и является причиной возникновения конфликтной ситуации.
Острота конфликта зависит как от эмоционального со-стояния, так и от психических свойств личности, присущих общающимся. Есть люди, не склонные к конфликтам, а есть “задиры” или “нонконформисты”, которые конфликтует со всеми по любому поводу. Нонконформисты - это личности, открыто не подчиняющиеся давлению группы и не желающие следовать принятым в ней правилам поведения.
Причиной конфликтов являются часто не столько разногла-сия, сколько стремление одного навязать свою волю другим, за-ставить их действовать вопреки присущим им взглядам, жела-ниям и стремлениям. Длительность конфликта зависит от степе-ни противостояния друг другу, от настроенности на “победу”, от степени нежелания понять друг друга и от стремления пойти навстречу друг другу.
Межличностный конфликт имеет не только отрицательное, но и положительное значение в процессе общения между людь-ми. Отрицательную роль играет, так называемый, тупиковый конфликт, в основе которого лежат непримиримые противоре-чия, возникшие между личностями в результате оскорбительных действий одного из партнеров по общению. Примером этому яв-ляется конфликт между Ленским и Онегиным. Инициатором кон-фликта был Ленский, который усмотрел в действиях Онегина злой умысел, направленный против него и близких ему лю-дей. Поэтому никакие доводы Онегина и окружающих людей не могли убедить его в обратном.
Положительную роль играет конфликт в связи с тем, что он является сигналом неблагополучия в межличностных отношени-ях, которые следует изменить разрешая конфликтную ситуацию в интересах всех людей, вовлеченных в него. Кроме того, ситуатив-ный конфликт играет роль стимулятора развития процесса общения. Он вносит оживление в процесс общения, который приобретает дис-куссионный характер, и в связи с этим может продолжаться длитель-ное время, вовлекая многих людей.
Возникшие в процессе общения межличностные конфликты могут в определенной степени регулироваться, управляться и своевременно разрешаться. Существует много способов регу-ляции и разрешения конфликтов между субъектами. Трудность
в регулировании и разрешении конфликтов заключается в том, что они связаны с повышенным эмоциональным состоянием субъектов, кото-рые часто не в состоянии ими управлять. Каждому из конфликтующих кажется, что его не понимают, что его правота очевидна и что его оппонент не соглашается с ним из чувства враждебности и недобро-желательства к нему. Такое взаимное предубеждение не только не разрешит конфликт, но еще больше усугубит его.
Возможность разрешения межличностного конфликта заключа-ется в том, что каждый из оппонентов должен отделить эмоции от своего “Я” и обратить внимание на внешние и внутренние причины, вызвавшие конфликт. Но это будет возможно только в том случае, если субъект может критически подойти к своей личности и в дальнейшем сознательно осуществлять самоконтроль и регуляцию своего поведе-ния. Для того, чтобы прийти к согласию оппоненты должны настроить себя не на конфронтацию, а на сотрудничество. Только в этом случае они могут прийти к взаимопониманию и устранить разногласия.
Но это не всегда сразу уд а е т с я . Иногда проходит достаточно много времени пока противники не успокоятся и не поймут, что нужно пойти навстречу друг другу, проявить готовность к пониманию своего оппонента и продемонстрировать ее. Необходимо помнить, что чело-век сам создает те правила, которым следуют другие, осуществляя поведение по отношению к нему. Если конфликтующие субъекты сами не могут прийти к взаимопониманию и согласию, то в этом им может помочь посредник, человек, который пользуется их доверием и уваже-нием. Он может дать объективную оценку поведения противников, настроить их на примирение и убедить их в необходимости прийти к согласию. Только в результате достижения согласия можно считать, что возникшие разногласия устранены, а межличностный конфликт исчерпан.
При отсутствии согласия конфликт может быть разрешен на некоторое время. Это может иметь место, например, в том случае, если один из конфликтующих является сильной личнос-тью и может применить к своему более слабому противнику же-сткие меры: предъявить ультиматум, оказать эмоциональное давление, заставить угрозами пойти на примирение. В другом случае более хитрый противник может обмануть своего просто-душного оппонента и заставить его примириться, пообещав ему никогда не конфликтовать с ним в будущем, быть ему верным
другом и т.п.
Возможен и такой выход из конфликта, когда один из конф-ликтующих вместо решения проблемы и устранения разногла-сий стремится уйти от реальной действительности, сделать вид, что никакой проблемы не существует. Это происходит в том случае, когда проблема для субъекта не представляет большого значения, а возможное решение её потребует больших усилий.
Противоположным конфликтному является дружеское об-щение, которое характеризуется взаимной привязанностью ин-дивидов, основанной на чувстве доверия, взаимного уважения и доброжелательного отношений друг к другу. Конфликтные си-туации при дружеском общении возникают крайне редко, а их разрешение происходит часто безболезненно для субъектов.
Таким образом, взаимодействие субъектов в процессе об-щения имеет сложный динамический характер. Оно может быть кратковременным и длительным, спокойным и оживлен-ным, свободным и дискуссионным, деловым и интимным, кон-фликтным и дружеским.