Глава 9. стресс в профессиональной деятельности специалиста

У живых организмов в чрезвычайных обстоятельствах мобилизуются все ткани и системы, чтобы за счет нередко колоссальных перегрузок справиться с надвигающейся бедой. При этом при любом конкретном характере раздражения (нападение преступника, травма, инфекция, голод и холод) ответ всегда один – стрессовое состояние. Стресс в переводе с английского – напряжение. Это напряжение может быть физическим, физиологическим, психологическим.

Стресс повинен в возникновении как психических заболеваний, так и ряда заболеваний внутренних органов. Стресс может спровоцировать любую болезнь. По данным Всемирной организации здравоохранения, 45% всех заболеваний связано со стрессом. Ряд отечественных медиков не без основания считают, что до 50% посетителей поликлиник – практически здоровые люди, нуждающиеся лишь в помощи психолога.

Однако стресс может быть и полезным. Он в считанные секунды позволяет мобилизовать скрытые силы организма на борьбу с препятствиями, жизненными трудностями, опасностью [18].

Характеристика стресса, его виды и причины возникновения. Стрессом называется обширный круг неспецифических реакций на разнообразные экстремальные воздействия. Позднее термин стал использоваться для обозначения реакций организма на любое экстремальное воздействие. Бурная реакция, о которой рассказано ранее, является стрессом, провоцирующим ряд заболеваний, подавленное настроение, вялость, пассивное состояние, бессонницу. Все это последствия хронического стресса, который возникает при очень сильном психическом воздействии на человека или при слабом, но многократном и повторяющемся на протяжении длительного времени.

Чрезмерно сильный или продолжительный стресс может вызвать такую реакцию тревоги, что человек или животное погибают. Еще Авиценна (Ибн Сина) тысячу лет назад провел показательный эксперимент. Он привязал к двум столбам баранов, а в нескольких метрах от одного из баранов был посажен на цепь волк. Через два дня баран, не выдержав опасного соседства, умер. Однако второе животное чувствовало себя прекрасно [44].

В зависимости от вида воздействия на человека возникает как ответная реакция физиологический стресс (на боль, холод, голод, недостаток воздуха) или психологический стресс (результат злости, обиды, испуга, зависти). Психологический стресс, в свою очередь, делится на эмоциональный и информационный. Рассмотрим примеры, представленные далее.

В конце Второй мировой войны фашисты бомбили английский голод Ковентри. Жители прятались в подвалах, в бомбоубежищах. Они испытывали сильный эмоциональный стресс, который у большинства из них переходил в хронический. То же произошло со многими ленинградцами, перенесшими блокаду.

Менеджер вернулся из отпуска. На его рабочем столе три десятка газет, журналов и пять книг, которые купила мужу заботливая жена. Что прочитать сразу, а что отложить на потом? Трудно решить. Это зависит от многих причин, которые заранее предусмотреть невозможно. Возникает неспецифическая реакция – информационный стресс.

И, тем не менее, нельзя сказать, что стресс вреден для человека. Он необходим для адаптации организма к изменяющимся условиям существования. Более того, стресс оказывает благотворное влияние на человека, делая более эффективной его борьбу, повышая его работоспособность, облегчая выход из экстремальных ситуаций. Во время этих ситуаций пробуждаются скрытые силы организма, и человек уверенно оставляет позади трудности, которые в спокойной обстановке оказались бы для него непреодолимыми. Организм положительно реагирует на легкий температурный и пищевой стресс. Так, холодная температура и умеренное недоедание будят скрытые силы организма, активизируют его органы и системы, тонизируют человека.

Частота возникновения стресса зависит от стиля руководства. При автократическом и авторитарном стилях, когда руководитель жестко требует, педантично заставляет подчиненных выполнять все пункты инструкций, распоряжений, приказов, хотя лично для себя не считает это обязательным, стресс возникает значительно чаще, чем у коллеги, демонстрирующего демократический или интегративный стиль управления.

Нередкая причина стресса – духовная черствость, бездумность, ограниченность людей в отношениях с другими, близкими им людьми. Одна из частых причин стресса – резкая смена эмоциональных состояний. Особенно часто это случается, когда радость сменяется сильным горем, то есть ситуацией, которую И.П. Павлов назвал «сшибкой».

Стадии стресса. Проследим стадии стресса на примере из жизни животных. Лев подкрадывается к безмятежно пасущейся зебре. И вдруг зебра настораживается. Она чувствует опасность, хотя почему и отчего – пока не догадывается. Наступила первая фаза стресса – тревога. Но вот зебра увидела хищника и бросается наутек. Вторая фаза стресса – бегство или борьба. И третья фаза, которая, очевидно, будет иметь место только в случае, если удалось убежать или победить в борьбе, – истощение.

В фазе тревоги увеличивается приток адреналина в кровь, учащается сердцебиение, увеличивается количество сахара в крови, разогреваются мышцы, мобилизуется резервные силы организма и значительно повышается работоспособность человека, животного, сокращается щитовидная железа. Организм подготавливается к эффективной деятельности, в этих случаях стресс «будит» скрытые силы организма, «призывая к оружию», увеличивая силу, скорость, гибкость движений, которые после ликвидации напряжения, вызванного перегрузкой нервной системы, возвращаются к первоначальным величинам.

Фаза борьбы или бегства (иногда – замирания, оцепенения) – вредна. Однако у человека эти формы реакции заторможены, и организм часто не может эффективно использовать вылившуюся в результате стресса энергии. Это приводит к истощению нервной системы, к переутомлению, износу организма, стойкой патологии. При этом, кроме нервной, страдает скелетно – мышечная система. Мышцы напрягаются, и кровоснабжение их возрастает. Сокращаются, например, мышцы спины с целью подготовки тела к быстрому рывку с места. Если при этом не происходит действия, а ситуация продолжает оставаться напряженной, то в крови повышается содержание продуктов обмена веществ и индивид испытывает боль. В этом случае – в пояснице.

Современная цивилизация нередко создает условия, при которых можно отказаться от борьбы, вести себя пассивно, но это наносит вред здоровью человека. Страдают сердце, кровеносные сосуды, желудок, щитовидная железа и другие органы и системы тела. Но в этом случае мы констатируем наличие не стрессовой, а дистрессовой эмоции. Если опасная угроза, обида, обилие информации или, наоборот, полное ее отсутствие оказывают отрицательное, демобилизующее влияние на человека и деятельность дезорганизуется, он подвергается влиянию дистресса.

Если же человек не капитулирует, не погружается в мир отрицательных переживаний, а активно борется, ищет пути преодоления возникающих трудностей, отрицательная эмоция не вредна. Расторможение, энергичное противостояние трудностям, активная жизненная позиция благоприятны и с социальной, и с медицинской точек зрения.

И наконец, третья стадия стресса – истощение. Перенесенная мобилизация и активизация на короткий срок всех сил организма, большой расход жизненной энергии требуют последующего ее восстановления. При остром или часто повторяющемся стрессе организм некоторое время не может восстановить необходимую для нормальной жизнедеятельности энергию, поэтому может развиться хронический стресс, вызывающий целую палитру заболеваний.

Болезни и стресс. В настоящее время наблюдается рост числа заболеваний, вызванных стрессом. Это объясняется социальными катаклизмами: безработицей, неуверенностью в завтрашнем дне, разгулом преступности, постоянными локальными войнами, конфликтами с подчиненными и с близкими. Следствием стресса могут стать неврозы, сердечно – сосудистая недостаточность, язвенная болезнь, сахарный диабет, экзема и другие болезни. Частота неврозов за последние 60 лет возросла более чем в 20 раз. Положение усугубляется сложностью современной техники, с которой ежедневно контактируют рабочий, инженер, исследователь.

Невроз имеет три основные формы: неврастению, истерию и невроз навязчивых состояний. Неврастения у менеджеров всех рангов встречается наиболее часто. Она сопровождается повышенной раздражительностью, утомляемостью, подавленным настроением, физической слабостью. Однако, как это ни парадоксально, стресс может вызвать и избыток положительных эмоций.

Медикам известен так называемый «синдром Стендаля». Знакомясь во Флоренции с произведениями художников эпохи Возрождения, Стендаль потерял сознание. Несоизмеримый с возможностями человека объем положительных эмоций может вызвать шоковое состояние.

Стресс воздействует на щитовидную железу, которая поддерживает иммунитет. Вот почему подверженный стрессовым реакциям человек часто болеет. Очевидно, стресс не всегда приводит к заболеванию, но он, как правило, сопровождается болью в затылке, шее, животе, спине, глазных яблоках, тяжестью в желудке, а при очень сильных эмоциях – тошнотой, рвотой, обильным потоотделением, чувством усталости, дрожью в коленях. Одна из важнейших функций стресса, помогающих человеку справиться с различными препятствиями, - обезболивание. При воздействии стрессов порог болевой чувствительности возрастает, и для ощущения боли требуется раздражитель значительно большей силы.

Стресс и пол. Существуют ли гендерные различия на воздействие стресса? Этот вопрос всегда волновал исследователей. Так, в Финляндии проводилось исследование в период выпускных экзаменов в средних школах. График экзаменов в учебных заведениях этой страны достаточно интенсивен: они проводятся в течение недели по шесть часов в день. Полученные оценки очень важны для будущей жизни. От них зависит возможность учиться в университете, увеличиваются или уменьшаются шансы добиться успеха в конкурентной борьбе за высокооплачиваемую должность. В день экзамена увеличивается выделение адреналина и у юношей, и у девушек. Но у девушек значительно меньше. А примерно у третьей части представительниц прекрасного пола сдача экзамена вообще не вызывала выделения адреналина. Анализ данных показал, что оценка для них не играла особой роли, не сказывалась на реализации дальнейших планов, так как у них были другие жизненные цели: выйти замуж, создать семью. Те девушки, которые мечтали о профессиональной карьере, или, когда экзамен был настолько сложным, что справиться с ним можно было только за счет максимального использования своих возможностей, в большей мере реагировали на экзамены, попадали в стрессовую ситуацию.

Для юношей во всех случаях последствия стресса сказались в большей степени, чем у девушек: мужчины более прямолинейны, значительно активнее настроены на борьбу, профессиональная карьера для них не только престижна, но и жизненно необходима.

Шведских исследователей интересовало, будет ли женщина, работающая в мужской профессии, реагировать на стресс так же, как и мужчина. У женщин технологов с высшим образованием также повышался уровень гормонов в крови, как и у их коллег – мужчин.

Итак, если в раннем детстве интересы полов различаются (девочки играют в куклы, мальчики – в машины, конструкторы), то возраст и общая профессия сглаживают различия. В свободное от работы время у представителей того и другого пола были зафиксированы одинаковые интересы. Более того, у мужчин отмечается некоторый рост чисто женских интересов, а у женщин – мужских.

Психологическая разница осталась. Мужчины преувеличивают свои успехи в труде, свои способности, внешний вид, место в коллективе. Женщины оценивают себя более адекватно. Может быть, поэтому женщины реагируют на стресс более разнообразно, используют свои ресурсы более экономно? Они не так честолюбивы, у них более широкая сфера интересов, они более ориентированы на взаимоотношения, чем на служебную карьеру.

Стресс непосредственно влияет на старение организма мужчин и женщин. Мужчины обычно сдержанны, не выплескивают свои эмоции по поводу и без повода, накапливают напряжение в себе. Женщины чаще не скрывают радость и раздражение. Не обращая внимания на окружающих, могут закричать или заплакать навзрыд. Они быстрее мужчин разряжают стрессовую ситуацию и, естественно, стареют медленнее.

Замечено, что быстрее стареют и те, кто ухаживает медленно и тоскливо за умирающими близкими и друзьями.

Отечественные психологи установили, что при посещении поликлиники с маленькими детьми, особенно в момент осмотра ребенка врачом, у обоих родителей повышается выделение гормонов, но у мам и бабушек – в значительно большей степени. Здесь, видимо, две причины. Во-первых, воспитание детей – компетенция, в основном, женщин, и, во-вторых, эстроген (женский половой гормон) препятствует выделению адреналина.

Таким образом, исследования подтвердили многолетние наблюдения: стресс зависит не от ситуации, а от того, как человек к этой ситуации относится. Шведские психологи предложили тест на интеллект 35 – летним промышленным рабочим, мужчинам и женщинам. Уровень адреналина в крови поднимался только у мужчин. А результаты проверки на интеллект были не хуже, а даже несколько лучше у женщин, чем у мужчин. И опять женщины были удовлетворены работой, а мужчины надеялись, что удачная сдача экзамена позволит им добиться повышения по службе. Можно предположить, что при однозначном отношении мужчин и женщин к перспективам дальнейшего служебного роста и в этом случае имела бы место идентичная реакция на стрессовую ситуацию.

Подводя итог, можно сделать вывод, что стресс играет положительную роль в жизни человека и животных, позволяя в короткие промежутки времени мобилизовать все силы организма на борьбу с опасностями, трудностями. Стресс позволяет обнаружить черты, свойства человека, которые в спокойной обстановке не проявляются. Пользу приносят кратковременные отрицательные эмоции. Они мобилизуют внутреннюю энергию, помогают, преодолевать трудности, достигать цели и, таким образом, улучшают настроение и самочувствие человека. Однако острый и хронический стрессы опасны для здоровья, для жизни.

Вопросы и задания для аудиторной и внеаудиторной работы студентов по теме 9

1.Изучите материалы электронных пособий, базовые источники и литературу и составьте мини – глоссарий из пяти терминов по изучаемой теме. Образец представлен ниже:

Наши рекомендации