Раздел 2. Социально-политические основы конфликтологии
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,
БИЗНЕСА И ПРАВА
И.И. Даниловская
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ
"КОНФЛИКТОЛОГИЯ"
РОСТОВ-НА-ДОНУ
Учебно-методический комплекс по дисциплине "Конфликтология" разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и предназначен для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 Психология.
Учебно-методический комплекс утвержден и рекомендован к печати на заседании кафедры "Психологии" от 29 августа 2010 г., протокол № 1.
Составитель: ст. преподаватель Даниловская И.И.
Рецензент: к.псих.н., доцент Пищик В.И.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение ...................................................................................................... 4
1. Содержание учебной программы .......................................................... 6
2. Учебно-тематический план дисциплины ................................................ 8
3. Тематика семинарских занятий .............................................................. 9
4. Тематика практических занятий ............................................................ 11
5. Типовая контрольная работа ................................................................. 12
6. Рекомендуемая литература .................................................................... 13
7. Контрольные вопросы ........................................................................... 14
8. Темы для самостоятельного изучения ................................................... 15
9. Рейтинговая система оценки и контроля знаний студентов .................. 16
9.1 Общее построение рейтинговой системы и шкала оценки знаний . 16
9.2 Вопросы к рейтингам ....................................................................... 17
Дополнительные упражнения к курсу ....................................................... 18
Введение
Конфликтология как наука аккумулирует междисциплинарные знания в области общественных отношений и необходима для использования в структуре высшего образования всех специальностей, так как она способствует формированию социально-психологического мировоззрения, а также развитию системного мышления студентов.
Программа ориентирована не только на изучение психологических основ общественных отношений, но и на изучение природы человеческих взаимоотношений в целом.
Целью дисциплины "Конфликтология" является формирование у студентов адекватного представления о возможностях практического применения основных положений психологии личности и социальной психологии в сфере общения и межличностного взаимодействия в конфликтной ситуации.
Задачи курса:
- дать студенту достаточно полное представление о роли и сущности конфликта, о конфликтологии как комплексном научно-исследовательском направлении, о процессе конфликтного взаимодействия в современном обществе, об источнике и субъектах конфликта, о психологическом разрешении различного рода конфликтных ситуаций, о способности их своевременного урегулирования;
- помочь студенту овладеть конкретными знаниями в области конфликтологии, освоить структуру и возможности системного и прикладного обеспечения эффективной работы с людьми;
- помочь получить практические навыки работы в условиях конфликтных ситуаций и их устранения.
Программа изучения дисциплины включает в себя лекционные, практические, семинарские и индивидуальные занятия, а также самостоятельную работу студентов.
Лекционные занятия предназначены для обеспечения теоретического осмысления и обобщения студентами с помощью преподавателя сложных разделов курса, которые освещаются в основном на проблемном уровне.
Практические занятия являются аудиторными, проводятся либо в виде семинара, либо в виде практических работ по заранее известной тематике. Большинство практических занятий проводится в виде тренингов и деловых ситуационных игр. Они предназначены для закрепления и более глубокого изучения определенных аспектов лекционного материала на практике.
Практические занятия предусматривают использование активных методов обучения, среди которых наиболее эффективными являются тренинговые занятия и ролевые игры, также студенты могут получить практические навыки работы психолога с конфликтами при решении качественных психологических задач.
Индивидуальные занятия предполагают работу каждого студента по индивидуальному заданию и личный устный или письменный отчет по нему перед преподавателем.
Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления студента с определенными разделами курса по рекомендованным преподавателем дидактическим материалам.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Методологические основы конфликтологии.
Основные понятия и определения конфликтологии. Конфликтология как научная дисциплина. Основные направления разработки теории конфликта. Методология и методы конфликтологии. Конфликт как социальный феномен. Конфликт и социальное противоречие. Структура и функция конфликта. Типология конфликтов. Условия и причины возникновения конфликта, его динамика. Детерминация конфликта. Возникновение конфликта, его развитие и завершение.
Раздел 2. Социально-политические основы конфликтологии.
Современный социальный конфликт. Социальный конфликт в современной России. Политический конфликт как вид политических отношений. Типология политических конфликтов. Закономерности политического конфликта. Модификация политического конфликта в России.
Международный политический конфликт. Психология урегулирования конфликта в странах Запада (США, Англия, Германия, Франция, Италия) и в России. Психология сотрудничества.
Специфика и типы национального конфликта. Природа национального конфликта. Специфика внутренних национально-этнических конфликтов в России. Особенности правового конфликта. Способы разрешения правового конфликта государством.