Глава 6. социализация в ранние периоды онтогенеза
ЧЕЛОВЕКА.................................................................................................................................... 156
ИСТОРИЯ ВОПРОСА ............................................................................................................... 156
ТЕОРИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ .................................................................................................. 157
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ...................................... 160
ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕБЕНКА И ВЗРОСЛОГО НА РАННИХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ
В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ .......................................................................................... 162
ТЕОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗНАНИЯ.................................................... 164
ИТОГИ ВОЗРАСТА .........................................................................................................................168
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................................................... 170
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ДЕТСТВА ....................................... 174
ГЛАВА 2. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.......................................................................... 178
РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЙ И ВОСПРИЯТИЯ........................................................................... 179
РОЛЬ ТРУДА В РАЗВИТИИ ВОСПРИЯТИЯ ................................................................. 181
ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ............................................................... 181
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ............................................................................................................... 182
АМНЕЗИЯ ДЕТСТВА ......................................................................................................... 182
Переход от младенческой к взрослой форме организации памяти ............................ 183
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ....................................................................................................................... 184
ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКИ ... 184
Первый этап развития речи ребенка, связанный с практическим
обобщением языковых фактов ...................................................................................... 185
Второй этап развития речи ребенка, связанный с формированием
у него логического мышления ....................................................................................... 186
Третий этап развития речи ребенка, связанный с началом
изучения языка ................................................................................................................ 186
РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ ................................................................................... 186
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ....................................................................................................... 187
ТЕОРИЯ ПИАЖЕ: 4 СТАДИИ В РАЗВИТИИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ .... 188
ТЕОРИЯ ГАЛЬПЕРИНА: 5 ЭТАПОВ ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ... 189
РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ ........................................................... 190
РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ........................................................................................... 190
РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ............................................................................................... 191
Стадии развития воображения.......................................................................................... 191
Аффективная функция воображения ........................................................................... 192
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ......................................................................................................... 192
ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.................................... 193
РЕЗЮМЕ ..................................................................................................................................... 194
ГЛАВА 3. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА.............................................................................................. 195
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА 2-6 ЛЕТ ................................ 195
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У РЕБЕНКА 2-4 ЛЕТ ......................................................................... 196
РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА ЮМОРА ....................................................................................... 197
МОРАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА..................................................................................................... 197
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У РЕБЕНКА 4-6 ЛЕТ ........................................................................ 198
РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ......................................................................................................... 198
РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ ЭМОЦИЙ............................................................................... 199
0ШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШЮШШШШШЯЯШШШ СОДЕРЖАНИЕ ■
ФОРМИРОВАНИЕ ВЫСШИХ ЧУВСТВ ............................................................................... 200
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ.................................................................................... 202
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ .................................................................................... 203
СТРАХИ ............................................................................................................................... 203
РЕЗЮМЕ ..................................................................................................................................... 204
ГЛАВА 4. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА..................................................................................... 206
КРИЗИС ТРЕХЛЕТОК: ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИЗНАНИИ, УВАЖЕНИИ............................ 207
ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ.................................................................................................... 208
ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМИ.............................................................................................. 208
ОБЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ ....................................................................................................... 208
МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ............................................................................................... 209
УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ.................................................................................................... 211
ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА МОТИВАЦИЮ ДОСТИЖЕНИЯ ................................... 211
ТЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ ............................... 212
ИГРА И РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ............................................................ 212
ЗНАЧЕНИЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ........ 213
РАЗВИТИЕ У РЕБЕНКА ИНТЕРЕСОВ И ЛЮБОПЫТСТВА .............................................. 214
РЕЗЮМЕ ...................................................................................................................................... 215
ГЛАВА 5. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ.............................................................................. 216
РОЛЬ РЕЧИ В ФОРМИРОВАНИИ Я-КОНЦЕПЦИИ ......................................................... 218
ЗНАЧЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИМЕНИ В Я-КОНЦЕПЦИИ РЕБЕНКА....................... 218
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Я-ОБРАЗА ........................................ 219
Я-ОБРАЗ И САМООЦЕНКА В ИГРАХ РЕБЕНКА ............................................................... 220
Я-ОБРАЗ И ОПЫТ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА ............................................................................. 221
ОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА СО ВЗРОСЛЫМИ........................................................................... 222
ОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА СО СВЕРСТНИКАМИ................................................................... 223
Я-ОБРАЗ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ............................................................................ 224
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫРАЖАЮЩИЕ СВЯЗЬ МОРАЛЬНЫХ НОРМ И Я-ОБРАЗА 224
РЕЗЮМЕ ...................................................................................................................................... 225
ГЛАВА 6. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ........................................................................ 227
РАЗВИТИЕ МОТОРНЫХ УМЕНИЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ............................ 228
РАЗВИТИЕ «СХЕМЫ ТЕЛА» .............................................................................................. 229
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ........................................................................ 230
ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ В ОБЩЕСТВЕ СВЕРСТНИКОВ..................................................... 230
РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .............................................................................. 231
СОСТАВ ГРУППЫ ............................................................................................................. 232
СТАТУС................................................................................................................................... 232
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА КАК СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ............................................... 233
РАЗВИТИЕ САМОКОНТРОЛЯ............................................................................................ 234
ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ............. 234
УСВОЕНИЕ КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫХ НОРМ ............................................................. 234
РЕЗЮМЕ ...................................................................................................................................... 235
ИТОГИ ВОЗРАСТА .........................................................................................................................236
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
10 ■ СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.......................................................................... 242
СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
У РЕБЕНКА В ВОЗРАСТЕ ОТ 6 ДО 11 ЛЕТ ........................................................................... 242
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ........................................................................................................ 243
КОНСЕРВАЦИЯ..................................................................................................................... 244
КЛАССИФИКАЦИЯ ........................................................................................................... 245
СЕРИАЦИЯ .......................................................................................................................... 245
ТРАНЗИТИВНОСТЬ ........................................................................................................... 246
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ................................................................... 247
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ....................................................................................................................... 247
РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ................................................................. 249
РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ............................................................................................... 249
РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ........................................................................................... 250
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ .......................................................................................................... 251
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ............................................................................................................... 252
ШКОЛА И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ................................................ 254
ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ............................................................ 254
ПСИХОДИАГНОСТИКА В ШКОЛЕ ............................................................................... 255
РЕЗЮМЕ ...................................................................................................................................... 256
ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА.............................................................................................. 257
ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ........................................................................................ 257
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ............................. 258
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ........................................... 260
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ............................................................... 260
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ...................................................................... 261
СОЦИАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ.......................................................................................................... 262
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ . . 264
РЕЗЮМЕ ..................................................................................................................................... 265
ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА..................................................................................... 267
МОТИВАЦИЯ ОБЩЕНИЯ ...................................................................................................... 267
МОТИВАЦИЯ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ........................................................... 268
МОТИВАЦИЯ ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ .......................................................... 269
ФОРМИРОВАНИЕ ДОЛГА КАК ОСНОВНОГО МОРАЛЬНОГО МОТИВА.............. 270
ЭМПАТИЯ............................................................................................................................... 271
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ........................................................................ 271
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ.......................................................................................... 272
Структура учебно-познавательных мотивов младшего школьника ........................... 273
СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ................................................................................................... 274
Статусный, или позиционный, мотив «быть учеником» ............................................. 274
Мотив хорошей отметки ................................................................................................. 274
Мотив утверждения в коллективе класса, стремления к превосходству
и признанию сверстниками ............................................................................................. 275
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ В ОБЛАСТИ ЗАПРЕТНОГО .......................... 275
ПОТРЕБНОСТЬ В ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ......................................................... 277
РЕЗЮМЕ ..................................................................................................................................... 277
СОДЕРЖАНИЕ ■ 11
ГЛАВА 4. РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ................................................................................ 279
Я-РЕАЛЬНОЕ И Я-ПЕРСПЕКТИВНОЕ................................................................................ 280
ОБРАЗ ТЕЛА И Я-КОНЦЕПЦИЯ ........................................................................................ 281
РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ ................................................................................................. 282
СТРУКТУРА САМООЦЕНКИ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОГНИТИВНОГО
И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТОВ САМООЦЕНКИ................................................... 284
ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
НА РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА............................................................................. 285
САМООЦЕНКА РЕБЕНКА И ШКОЛЬНАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ ............................................ 286
Система традиционного школьного обучения и самооценка........................... 288
Формирование заниженной самооценки ............................................................. 288
Возрастные особенности взаимовлияния самооценки и успеваемости
ребенка ........................................................................................................................... 290
ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ.................................................................... 291
Коррекция неуспеваемости ..................................................................................... 293
НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ ................................................................................................ 293
ПОГРАНИЧНАЯ ЛИЧНОСТНАЯ СТРУКТУРА. ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ
ИЗ ГРУПП СОЦИАЛЬНОГО РИСКА........................................................................................ 293
РЕЗЮМЕ .................................................................................................................................... 295
ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ................................................................. 296
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА КАК СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ...................................... 296
ВЕДУГЦАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ................................................................................................... 296
Структура учебной деятельности ......................................................................... 297
РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
И МОТОРНЫХ НАВЫКОВ...................................................................................................... 298
РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА............................................................... 299
РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ ........................................................................................ 300
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ................................................................... 300
ПОВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ ........................................................................................................ 300
ПОВЕДЕНИЕ В СЕМЬЕ............................................................................................................ 301
ПОВЕДЕНИЕ В КРУГУ СВЕРСТНИКОВ ............................................................................... 302
Лидерство ...................................................................................................................... 302
Дружба ........................................................................................................................... 303
ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ............................................................................................................. 304
РЕЗЮМЕ .................................................................................................................................... 304
ГЛАВА 6. ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ................................................................................................ 305
ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ ...................................... 306
АГРЕССИВНОСТЬ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ .................. 309
ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПРОЯВЛЕНИИ АГРЕССИВНОСТИ ................................. 310
ИТОГИ ВОЗРАСТА ......................................................................................................................313
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ........................................................................................................... 315
ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ................................................................... 319
РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ........................................................................................... 319
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ......................................................................................................... 319
РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ПАМЯТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ............................ 321
РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ ......................................... 323
12 ■ СОДЕРЖАНИЕ
РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ ........................................................... 324
ПИК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ............................................................... 324
РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ ............................................................................................ 326
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ ................................................... 326
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ ..................................................... 328
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ .................... 328
ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .... 330
ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.................................................... 331
РЕЗЮМЕ .................................................................................................................................... 334
ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА.......................................................................................... 335
ЭМОЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ .................................................................... 335
«ПОДРОСТКОВЫЙ КОМПЛЕКС» ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ.................................................... 336
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ............................. 337
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ ................................................. 338
ПАЛИТРА ЭМОЦИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ ........................................................... 338
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСКОЙ ДРУЖБЫ И ЛЮБВИ........................ 339
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ................. 340
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ ............................................................. 343
РЕЗЮМЕ .................................................................................................................................... 343
ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА................................................................................ 345
МОТИВАЦИЯ ОБЩЕНИЯ........................................................................................................ 346
ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ГРУППЕ.................................................................. 346
ПОТРЕБНОСТЬ В ДРУЖБЕ...................................................................................................... 347
МОТИВЫ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ .............................................................................. 347
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ................................................................... 348
МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ..................................................... 350
Мотивы поступления в вуз и ПТУ ......................................................................... 351
ПОТРЕБНОСТЬ В АВТОНОМИИ И САМОУТВЕРЖДЕНИИ ..................................... 351
МОТИВАЦИЯ ПОДРОСТКОВОЙ
И ЮНОШЕСКОЙ СЕКСУАЛЬНОСТИ................................................................................. 352
МОТИВЫ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ...................................................................... 353
МОТИВЫ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ......................................................................... 353
МОТИВЫ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ .................................................................... 355
РЕЗЮМЕ .................................................................................................................................... 355
ГЛАВА 4. РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ................................................................................ 357
КРИЗИС ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
И ПУТАНИЦА РОЛЕЙ............................................................................................................... 357
РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ ................................. 358
АДЕКВАТНОСТЬ САМООЦЕНКИ........................................................................................... 359
ДИНАМИКА САМООЦЕНКИ.................................................................................................. 360
ФИЗИЧЕСКИЙ ОБЛИК И САМООЦЕНКА .......................................................................... 361
ХАРАКТЕР САМООЦЕНКИ И КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ........................................................ 362
ЭМАНСИПАЦИЯ САМООЦЕНКИ ....................................................................................... 363
РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ ............................................. 363
ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА САМООЦЕНКУ ..................................................................... 364
ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ С СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ СТАТУСОМ .... 365
САМООЦЕНКА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА .............................................................. 366
содержание ■ 13
ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ.................................................................................................... 367
АФФЕКТ НЕАДЕКВАТНОСТИ........................................................................................... 367
САМООЦЕНКА В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОДРОСТКА.. 367
САМООЦЕНКА ПОДРОСТКОВ ПРИ НЕВРОЗАХ ....................................................... 369
РЕЗЮМЕ ..................................................................................................................................... 372
ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ........................................................................... 373
РАЗВИТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ФИЗИЧЕСКИМ МИРОМ ......................................... 373
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 374
ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ......................................................................................................... 374
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ........................................................................ 375
ПОВЕДЕНИЕ В СЕМЬЕ......................................................................................................... 375
Реакция эмансипации......................................................................................................... 375
Конфликты в семье............................................................................................................ 377
ПОВЕДЕНИЕ В КРУГУ СВЕРСТНИКОВ........................................................................... 377
Подростковые группы....................................................................................................... 378
Конфликты в группе.......................................................................................................... 378
Полоролевое поведение .................................................................................................. 378
РАЗВИТИЕ УВЛЕЧЕНИЙ, ХОББИ ................................................................................. 379
Типы увлечений.................................................................................................................. 379
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ...................................................................................................... 380
РЕЗЮМЕ ..................................................................................................................................... 381
ГЛАВА 6. ПОДРОСТКОВАЯ АГРЕССИЯ................................................................................. 383
ПУТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ АГРЕССИИ ........................................................ 383
ВЛИЯНИЕ СТЕПЕНИ ПРИВЯЗАННОСТИ К РОДИТЕЛЯМ НА РАЗВИТИЕ АГРЕССИИ . . 385
АГРЕССИЯ И ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ........................................... 386
ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ РАЗВИТИЯ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ ................................ 387
РАЗВИТИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ АГРЕССИИ .................................................................... 388
АГРЕССИВНОСТЬ И КОНФЛИКТНОСТЬ............................................................................... 389
САМООЦЕНКА ПОДРОСТКА И АГРЕССИВНОСТЬ............................................................ 389
АУТОАГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ............................................................ 391
ИТОГИ ВОЗРАСТА .........................................................................................................................393
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ...............................................................................................................396
ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.......................................................................... 400
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ ..................................................................................... 400
ПОНЯТИЕ ВОЗРАСТА И ВОЗРАСТНЫХ ЧАСОВ.......................................................... 401
РАЗВИТИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ
ФУНКЦИЙ И ОЩУЩЕНИЙ....................................................................................................... 402
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ............................................................................................................... 405
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ........................................................................................................ 405
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ....................................................................................................................... 407
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ .......................................................................................................... 409
ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА .............................................................. 409
КРИТЕРИИ КОГНИТИВНОЙ ЗРЕЛОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ .411
ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ .................................................................................. 411
ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ................................................................. 412
Я СОДЕРЖАНИЕ
ГИБКОСТЬ МЫШЛЕНИЯ ...................................................................................................... 412
РЕЗЮМЕ ...................................................................................................................................... 413
ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА................................................................................................... 414
ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ ...................................................................................................................... 414
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ................................................................. 414
ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ В. ВУНДТА ............................................................................................ 415
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИЙ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ . . 416
ЛЮБОВЬ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЭМОЦИЯ .................................. 417
ТРЕХКОМПОНЕНТНАЯ ТЕОРИЯ ЛЮБВИ СТЕРНБЕРГА ................................................. 418
РЕВНОСТЬ, ЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ............................................. 419
ЭМОЦИИ В РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ...................................... 420
ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА .................................... 422
РЕЗЮМЕ ...................................................................................................................................... 423
ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА.......................................................................................... 424
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ПЕРИОДА
РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ.................................................................................................................. 424
МОТИВАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ ПЕРИОДА РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ ................................ 425
МЕЧТА ................................................................................................................................... 425
ВЫБОР ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ .................................................................................... 426
МОТИВАЦИЯ БРАКА ................................................................................................................... 427
ПЛАНИРОВАНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ СЕМЬИ........................................................................... 428
МОТИВАЦИЯ РАЗВОДОВ .................................................................................................... 429
МОТИВАЦИОННАЯ УСТАНОВКА ОДИНОКОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ....................................... 430
МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.................................................................................................. 431
МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ....................................................... 434
МОТИВАЦИЯ И ПРОДУКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ................................................... 435
СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ НА ПОРОГЕ 30-ЛЕТИЯ ..................................................................... 437
ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ИЗМЕНЕНИИ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ...................................... 438
РЕЗЮМЕ ....................................................................................................................................... 439
ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ................................................................................... 440
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ В ПЕРИОД
РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ.................................................................................................................. 440
ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ЦЕННОСТИ НА Я-КОНЦЕПЦИЮ....................................................... 442
Я-КОНЦЕПЦИЯ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ВНУТРЕННЕЙ СОГЛАСОВАННОСТИ ........................................................................................ 443
Я-КОНЦЕПЦИЯ КАК СОВОКУПНОСТЬ ОЖИДАНИЙ........................................................... 443
РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ В Я-КОНЦЕПЦИИ .................................................. 444
Я-КОНЦЕПЦИЯ И САМООЦЕНКА.......................................................................................... 445
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ ................................................................................ 446
Я-КОНЦЕПЦИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ ЛИЧНОСТИ ........................................... 446
ФЕНОМЕН «КОНСЕРВАЦИИ ВОЗРАСТА» .......................................................................... 447
ТЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ ........................................................................ 448
ВНЕШНИЙ ОБЛИК И ПОЛОВАЯ САМОИДЕНТИЧНОСТЬ ...................................................... 450
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОГО Я: ИДЕНТИЧНОСТЬ, БЛИЗОСТЬ
И ГЕНЕРАТИВНОСТЬ .................................................................................................................. 451
БЛИЗОСТЬ И ОДИНОЧЕСТВО . ............................................................................................. 451
Я-КОНЦЕПЦИЯ И СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ...................................................................... 452
Я-КОНЦЕПЦИЯ И ПЕРЕХОД К РОДИТЕЛЬСТВУ.................................................................. 453
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ Я-КОНЦЕПЦИЯ И САМООЦЕНКА .................................................... 454
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМООЦЕНКА................................................................................ 456
РЕЗЮМЕ ...................................................................................................................................... 455
СОДЕРЖАНИЕ * 15
ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ........................................................................ 456
ВАЖНЕЙШИЕ СФЕРЫ АКТИВНОСТИ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА........................................ 456
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ФИЗИЧЕСКИМ МИРОМ.................................................................. 457
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ......................................... 457
ТИПЛИЧНОСТИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ФИЗИЧЕСКИМ МИРОМ................................. 458
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ .................................................................................................. 459
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ................................................................... 459
СЕМЕЙНО-БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ............................................................................... 460
РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ...................................................................................... 462
ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ .............................................................................................. 463
РЕЗЮМЕ......................................................................................................................................... 463
ГЛАВА 6. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА. ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ...................465
ИТОГИ ВОЗРАСТА ......................................................................................................................... 474
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ...............................................................................................................476
ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.......................................................................... 480
ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
В ПЕРИОД СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ........................................................................................ 480
РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ ФУНКЦИЙ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ........................... 481
ЗРЕНИЕ ................................................................................................................................. 481
СЛУХ ..................................................................................................................................... 482
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ......................................................................................................... 483
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА.......................................................................................................... 483
ТИПЫ ИНТЕЛЛЕКТА............................................................................................................... 484
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА .............................................................................. 485
КРИЗИС СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ ................................................................................................. 488
РОЛЬ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ИЗБЕЖАНИИ
КРИЗИСА СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА ........................................................................................ 490
РЕЗЮМЕ ...................................................................................................................................... 491
ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА.............................................................................................. 492
«НАСТРОЕНИЕ» ПЕРИОДА СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ........................................................ 492
ВЛИЯНИЕ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ
СФЕРУ ЛИЧНОСТИ..................................................................................................................... 493
РОЛЬ ЭМОЦИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ...................................... 494
СТРЕСС В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРИОД СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ.............................. 496
СТРЕСС И РАЗВИТИЕ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ ............................................................... 496
СИМПТОМЫ СТРЕССА........................................................................................................... 497
СТРЕСС И ДИСТРЕСС.............................................................................................................. 498
ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В РЕАКЦИИ НА СТРЕСС .............................................................. 499
ВЛИЯНИЕ СТРЕССА НА ИММУННУЮ СИСТЕМУ ЧЕЛОВЕКА.......................................... 500
ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА ........................................................................................ 501
РЕЗЮМЕ ...................................................................................................................................... 502
ГЛАВА3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА..................................................................................... 503
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ В СРЕДНЕМ
ВОЗРАСТЕ ................................................................................................................................... 503
МОТИВАЦИОННЫЙ КРИЗИС .............................................................................................. 504
16 ■ СОДЕРЖАНИЕ
МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ И МОТИВАЦИОННЫЙ КРИЗИС ...................................... 505
СМЫСЛ ЖИЗНИ .................................................................................................................... 506
ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПРЕОДОЛЕНИИ МОТИВАЦИОННОГО КРИЗИСА...................... 507
РОЛЬ МЕТАПОТРЕБНОСТЕЙ В ВЫХОДЕ ИЗ КРИЗИСА...................................................... 508
МОТИВАЦИЯ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ ..................................................................................... 511
МОТИВАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ .............................. 511
МОТИВАЦИЯ СУПРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ................................................... 512
МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .............................................. 514
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ........................................................................ 516
РЕЗЮМЕ ..................................................................................................................................... 517
ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ.................................................................................. 518
ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ В ВОЗРАСТЕ
СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ ......................................................................................................... 518
Я-КОНЦЕПЦИЯ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩЕЙСЯ ЗРЕЛОЙ ЛИЧНОСТИ ......................... 520
ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ ВОЗРАСТА
СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ .......................................................................................................... 521
КОГНИТИВНЫЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТЫ САМООЦЕНКИ .................... 521
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧАСТНЫХ И ОБЩИХ САМООЦЕНОК ........................................... 521
ВРЕМЕННОЙ АСПЕКТ САМООЦЕНКИ ............................................................................. 522
Я-ОБРАЗ И САМООЦЕНКА...................................................................................................... 523
ВЛИЯНИЕ КРИЗИСНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ НА СТРУКТУРУ САМООЦЕНКИ . . 523
ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ И САМОСОЗНАНИЯ
ПОГРАНИЧНОЙ ЛИЧНОСТНОЙ СТРУКТУРЫ.................................................................... 525
Я-КОНЦЕПЦИЯ И ПЕРЕМЕНА РОЛЕЙ................................................................................... 525
ЭКСПЕРИМЕНТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ КОНЦЕПЦИЮ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ............ 527
РЕЗЮМЕ ..................................................................................................................................... 529
ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ............................................................................. 530
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ФИЗИЧЕСКИМ МИРОМ.................................................................. 531
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ .................................................................................................. 533
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ .......................................... 533
Профессионализм............................................................................................................... 534
Профессионализация и развитие личности ................................................................... 534
Смена профессиональной деятельности........................................................................... 535
Особенности поведения в семейной жизни...................................................................... 536
Взаимоотношения с супругами......................................................................................... 536
Взаимоотношения с детьми ............................................................................................ 537
Взаимоотношения с родителями....................................................................................... 537
ДОСУГ В ПЕРИОД СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ ..................................................................... 538
РЕЗЮМЕ ...................................................................................................................................... 539
ИТОГИ ВОЗРАСТА .........................................................................................................................540
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................................................... 542
ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ......................................................................... 546
РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ........................................................................... 547
ИЗМЕНЕНИЕ СЛУХОВОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ............................................................. 547
НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ ......................................................................................................... 547
ДИНАМИКА ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ............................................................... 548
СОДЕРЖАНИЕ ■ 17
РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ................................................................. 549
ИЗМЕНЕНИЯ ПАМЯТИ.................................................................................................................. 551
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ............................................................................................................ 555
МУДРОСТЬ ............................................................................................................................ 555
ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ .................................................. 556
ДЕМЕНЦИЯ.............................................................................................................................. 556
БОЛЕЗНЬ АЛЬЦГЕЙМЕРА....................................................................................................... 558
Симптомы заболевания ..................................................................................................... 558
Микроинсульты ................................................................................................................ 559
КОСВЕННЫЕ ПРИЧИНЫ ОСЛАБЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ................ 559
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ В ПЕРИОД
ПОЗДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ И СТАРОСТИ........................................................................................ 559
РЕЗЮМЕ ....................................................................................................................................... 561
ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА.................................................................................................... 563
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕКА...................................... 563
СТАРЕНИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ
СФЕРЫ ......................................................................................................................................... 566
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К СТАРОСТИ........................................................ 567
ПСИХИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ В ПЕРИОД ПОЗДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ И СТАРОСТИ .... 568
СМЕРТЬ. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ............................................................................. 569
РЕЗЮМЕ ....................................................................................................................................... 570
ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА.......................................................................................... 572
СМЕНА МОТИВОВ У ПЕНСИОНЕРОВ.......................................................................................... 572
ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ МОТИВОВ
В ПЕРИОД ПОЗДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ И СТАРОСТИ ................................................................. 574
ПОЗДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ.......................................................................................................... 574
СТАРОСТЬ............................................................................................................................... 575
ПОЗДНЕСТАРЧЕСКИЙ ПЕРИОД............................................................................................ 577
ЧУВСТВО УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ И МОТИВАЦИОННОЕ
ЗДОРОВЬЕ ..................................................................................................................................... 578