Задачи старости (от 55-60 до 80-90)
- выполнение тех жизненных «заданий» (семейных или социальных), которые не выполнялись или не достаточно хорошо выполнялись в течение предыдущей жизни.
- окончание активной профессиональной деятельности, приспособление к выходу на пенсию.
- Зависимость психического состояния пожилого человека от состояния здоровья и его социального окружения.
Этапы умирания (классификация Кюблер-Росс)
Элизабет Кюблер-Россосуществила систематическое исследование смерти и процесса умирания. Проведя много времени у постели умирающих больных, она выделила в их переживаниях пять этапов: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие 1969.
Отрицание. Человек отказывается принять возможность своей смерти узнав о том, что его болезнь смертельна, человек уверяет себя, что ошибка и диагноз поставлен неправильно.
Гнев. Осознание человеком того, что он действительно умирает, приводит к появлению чувства гнева, обиды и зависти к окружающим. Человек задает вопрос: «Почему именно я?». Фрустрация актуализирует обвинительные реакции, обращенные к врачам, к каким-либо другим людям или к судьбе вообще.
Торг. Человек ищет способы продления жизни и обещает все что угодно вобмен на продление своей жизни. Одни обещают врачам бросить пить или курить, другие, обращаясь к Богу, обещают начать в случае выздоровлении праведную жизнь.
Депрессия. Умирающий теряет интерес к жизни, его охватывает чувство безнадежности. Человек горюет о предстоящей смерти и о разлуке с родными и близкими.
Принятие. На последней стадии человек смиряется со своей судьбой и с неизбежностью смерти. И хотя человек не становится веселым, у него в душе воцаряется мир и спокойное ожидание конца.
Развитие морального сознания личности по Л. Колбергу.
На разных возрастных этапах дети по-разному решают нравственные проблемы. Л. Колберг рассматривает развитие морального сознания как последовательный процесс, выделив при этом шесть стадий развития, объединяющихся в три уровня.
0 – доморальный уровень. Нормы морали для ребенка – нечто внешнее, он выполняет правила, установленные взрослыми, из чисто эгоистических соображений.
1 – конвенциональная мораль. Источник моральных предписаний для ребенка остается внешним. Но он уже стремиться вести себя определенным образом из потребности в одобрении, в поддержании хороших отношений со значимыми для него людьми.
2 – автономная мораль. Моральные нормы и принципы становятся собственным достоянием личности, т.е. внутренними. Поступки определяются не внешним давлением или авторитетом, а своей совестью.
Уровень | Стадия | Возраст | Основание морального выбора. |
Доморальный уровень | 0-2 2-3 4-7 | Делаю то, что мне прятно Ориентация на возможное наказание. Подчиняюсь правилам, чтобы избежать наказания. Наивный потребительский гедонизм. Делаю, то за что меня хвалят; совершаю добрые поступки по принципу: «ты – мне, я – тебе» | |
Конвенциональный уровень | 7-10 10-12 | Мораль «пай-мальчика». Поступаю так, чтобы избежать неодобрения, неприязни ближних, стремлюсь быть «хорошим мальчиком», «хорошей девочкой». Ориентация на авторитет. Поступаю так, чтобы избежать неодобрения авторитетов и чувства вины, выполняю свой долг, подчинясь правилам. | |
Автономная мораль | После 13 После 18 | Мораль, основанная на признании прав человека и демократически принятого закона. Поступаю согласно собственным принципам, уважаю принципы других людей, стараюсь избежать самоосуждения. Индивидуальные принципы, выработанные самостоятельно. Поступаю согласно общечеловеческим универсальным принципам нравственности. |
Периодизация Колберга
Стадия | Возраст | Характеристика |
I уровень: Страх наказания | До 7 лет | 1.Страх перед правом силы 2. Страх быть обманутым и недополучить благ |
II уровень: Стыд перед окружающими людьми | 13 лет | 1.Стыд перед товарищами, ближайшим окружением 2. Стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп |
III уровень: Совесть | После 16 лет | 1.Желание соответствовать своим нравственным принципам 2.Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей |
Периодизация Петровского
Стадия | Возраст | Характеристика |
Эпоха детства | 3-7 лет | Преобладает адаптация, ребенок в основном приспосабливается к социальной среде |
Эпоха отрочества | 11-15 лет | Доминирует индивидуализация, человек проявляет свою индивидуальность |
Эпоха юности | 15-17 лет | Должна произойти интеграция в общество |
Периодизация Ж. Пиаже
Стадия | Возраст | Характеристика |
Сенсомоторная стадия | от 0 до 1,5-2лет | Ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, возникает понимание постоянства, устойчивости внешних объектов. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения (отсюда и название "сенсомоторный"). |
Дооперациональная стадия | от 2 до 7 лет | Мышление с помощью представлений. Сильное образное начало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к своеобразной детской логике. На этапе дооперационных представлений ребёнок не способен к доказательству, рассуждению. Мышление ориентируется на внешние признаки предмета. Ребёнок не видит вещи в их внутренних отношениях, он считает их такими, какими их дает непосредственное восприятие. (Он думает, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья). |
Стадия конкретных операций | от 7 до 12 лет | Возникновение элементарного логического рассуждения |
Стадия формальных операций | от 12 лет | Формирование способности мыслить логически, пользоваться абстрактными понятиями, выполнять операции в уме |