Основные подходы к построению периодизаций
Существует представление о развитии как непрерывном процессе, в соответствии с которым в процессе развития невозможно выделить отдельных периодов. В противовес такому взгляду существуют периодизации, основывающиеся на представлении о развитии как дискретном процессе, в котором можно выделить своеобразные качественно отличающиеся друг от друга периоды.
Эмпирическая и теоретическая периодизация развития. Критерии выделения возрастных периодов социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование. Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.
Понятие «ведущая деятельность» было введено А.Н. Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики. Новообразование - те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.
Современные теории развития. Психоаналитич. направление. Таблица Слободчикова В.И.
1. Психоаналитическая теория Фрейда, представленная в пяти стадиях психосексуального развития ребенка: оральной, анальной, фаллической, латентной и генитальной.
В психической жизни З. Фрейд выделил три уровня:
сознание; предсознательное; бессознательное. Он рассматривал их в единстве. В начале 20-х годов З. Фрейд описал три основные структуры личности: Ид, Эго, Супер-эго. Ид есть изначальная система личности. Включает все психическое, что является врожденным и присутствует при рождении, включая инстинкты. Эго – это организованная часть Ид – появляется для того, чтобы следовать целям Ид и не фрустрировать их. Его основная функция – быть посредником между инстинктивными запросами организма и условиями среды. Супер-эго – это моральная сила личности, оно представляет собой идеал. Его основная задача – оценить правильность или неправильность чего-то, исходя из моральных стандартов, санкционированных обществом. Супер-эго находится в оппозиции к Ид и к Эго и пытается строить мир по своему образу.
Особенности развития по З. Фрейду:
• Определяющим развитие человека является сексуальный инстинкт, прогрессирующий от одной эрогенной зоны к другой в течение жизни человека.
• Развитие – биологически детерминированная последовательность, развертывающаяся в определенном порядке.
• Социальный опыт отражается в виде приобретенных установок, черт, ценностей.
№ | Возраст | Архетип | Психосоциальный кризис | Стадия |
от 0 – до 1года | Бог (11.) | Базальное доверие – базальное недоверие | Орально - сенсорная | |
от 1 – до 3лет | Младенец (1.) | Автономия – стыд и сомнения | Мышечно - анальная | |
3 – 6 лет | Анима(2.) или Анимус (3.) | Инициативность – вина | Локомоторно – генитальная | |
6 – 12 лет | Трикстер (4.) | Трудолюбие - неполноценность | Латентная | |
12 – 19 лет | Эго – в Тень (5) уходит негатив | Эго идентичность – ролевое смешение | Подростковая | |
20 – 25 лет | Тело – изоляция в своей Персоне (6.) – маске | Интимность – изоляция | Ранняя зрелость | |
7. | 26 – 33 года (64) (делится на два варианта) | I.–33г– Смерть – Возрождение (7), Мать или Мудрец (9)… доходя до архетипа Бога гораздо раньше, чем в 64 года | Продуктивность (33) соответствует экзистенциальному внутреннему опыту, духовному рождению или – Застой (64) | Средняя зрелость |
II.– 64года – Персона (5) или Тень (6) | Застой (64) | |||
65 лет – смерть (делится на два варианта) | I.– Самость (2), Бог (1) или | I.– Эго – Интеграция сознания в Самость или | I.– Мудрость | |
II.– Тень (6), Трикстер (7) | II.– Отчаяние - Деградация | II.– Безумие |
2. Восемь стадий человеческой жизни по Э. Эриксону.
Теория психосоциального развития Э. Эриксона. Э. Эриксон - последователь З. Фрейда, он расширил фрейдовскую концепцию, вышел за ее рамки. Вслед за З. Фрейдом он принимает неосознанную мотивацию, но посвящает свои исследования главным образом процессу социализации, включению ребенка в общество.
Э. Эриксон рассматривал этапы развития личности с точки зрения тех задач, которые общество ставит перед человеком, и которые человек должен решить:
1.младенчество – формирование базового доверия к миру / недоверие;
2.ранний возраст – автономия / стыд, сомнение за собственную независимость, самостоятельность;
3.возраст игры – инициативность / чувство вины и моральной ответственности за свои желания;
4.школьный возраст – достижение (формирование трудолюбия и умения обращаться с орудиями труда) / неполноценность (как осознание собственной неумелости);
5.подростковый возраст – идентичность (первое цельное осознание себя, своего места в мире) / диффузия идентичности (неуверенность в понимании своего Я);
6.молодость – интимность (поиск спутника жизни и установление близких дружеских связей) / изоляция;
7.зрелость – творчество / застой;
8.старость – интеграция / разочарование в жизни).
Развитие личности, по мнению Э. Эриксона, определяется единством и взаимодействиемтрех основных линий: соматической, психосоциальной, психосексуальной.
Главным содержанием развития личности является процесс становления эго-идентичности. Идентичность понимается как самотождественность и включает три основных параметра: самотождественность как внутреннюю тождественность самому себе во времени и в пространстве; признание самотождественности личности значимым социальным окружением; уверенность в том, что внутренняя и внешняя идентичность сохраняются и имеют стабильный характер.