Основные подходы к построению периодизаций

Существует представление о развитии как непрерывном процессе, в соответствии с которым в процессе развития невозможно выделить отдельных периодов. В противовес такому взгляду существуют периодизации, основывающиеся на представлении о развитии как дискретном процессе, в котором можно выделить своеобразные качественно отличающиеся друг от друга периоды.

Эмпирическая и теоретическая периодизация развития. Критерии выделения возрастных периодов социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование. Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.

Понятие «ведущая деятельность» было введено А.Н. Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики. Новообразование - те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.

Современные теории развития. Психоаналитич. направление. Таблица Слободчикова В.И.

Основные подходы к построению периодизаций - student2.ru

1. Психоаналитическая теория Фрейда, представленная в пяти стадиях психосексуального развития ребенка: оральной, анальной, фаллической, латентной и генитальной.

В психической жизни З. Фрейд выделил три уровня:

сознание; предсознательное; бессознательное. Он рассматривал их в единстве. В начале 20-х годов З. Фрейд описал три основные структуры личности: Ид, Эго, Супер-эго. Ид есть изначальная система личности. Включает все психическое, что является врожденным и присутствует при рождении, включая инстинкты. Эго – это организованная часть Ид – появляется для того, чтобы следовать целям Ид и не фрустрировать их. Его основная функция – быть посредником между инстинктивными запросами организма и условиями среды. Супер-эго – это моральная сила личности, оно представляет собой идеал. Его основная задача – оценить правильность или неправильность чего-то, исходя из моральных стандартов, санкционированных обществом. Супер-эго находится в оппозиции к Ид и к Эго и пытается строить мир по своему образу.

Особенности развития по З. Фрейду:

• Определяющим развитие человека является сексуальный инстинкт, прогрессирующий от одной эрогенной зоны к другой в течение жизни человека.

• Развитие – биологически детерминированная последовательность, развертывающаяся в определенном порядке.

• Социальный опыт отражается в виде приобретенных установок, черт, ценностей.

Возраст Архетип Психосоциальный кризис Стадия
от 0 – до 1года Бог (11.) Базальное доверие – базальное недоверие Орально - сенсорная
от 1 – до 3лет Младенец (1.) Автономия – стыд и сомнения Мышечно - анальная
3 – 6 лет Анима(2.) или Анимус (3.) Инициативность – вина Локомоторно – генитальная
6 – 12 лет Трикстер (4.) Трудолюбие - неполноценность Латентная
12 – 19 лет Эго – в Тень (5) уходит негатив Эго идентичность – ролевое смешение Подростковая
20 – 25 лет Тело – изоляция в своей Персоне (6.) – маске Интимность – изоляция Ранняя зрелость
7. 26 – 33 года (64) (делится на два варианта) I.–33г– Смерть – Возрождение (7), Мать или Мудрец (9)… доходя до архетипа Бога гораздо раньше, чем в 64 года Продуктивность (33) соответствует экзистенциальному внутреннему опыту, духовному рождению или – Застой (64) Средняя зрелость
II.– 64года – Персона (5) или Тень (6) Застой (64)    
65 лет – смерть (делится на два варианта) I.– Самость (2), Бог (1) или I.– Эго – Интеграция сознания в Самость или I.– Мудрость  
II.– Тень (6), Трикстер (7) II.– Отчаяние - Деградация II.– Безумие

2. Восемь стадий человеческой жизни по Э. Эриксону.

Теория психосоциального развития Э. Эриксона. Э. Эриксон - последователь З. Фрейда, он расширил фрейдовскую концепцию, вышел за ее рамки. Вслед за З. Фрейдом он принимает неосознанную мотивацию, но посвящает свои исследования главным образом процессу социализации, включению ребенка в общество.

Э. Эриксон рассматривал этапы развития личности с точки зрения тех задач, которые общество ставит перед человеком, и которые человек должен решить:

1.младенчество – формирование базового доверия к миру / недоверие;

2.ранний возраст – автономия / стыд, сомнение за собственную независимость, самостоятельность;

3.возраст игры – инициативность / чувство вины и моральной ответственности за свои желания;

4.школьный возраст – достижение (формирование трудолюбия и умения обращаться с орудиями труда) / неполноценность (как осознание собственной неумелости);

5.подростковый возраст – идентичность (первое цельное осознание себя, своего места в мире) / диффузия идентичности (неуверенность в понимании своего Я);

6.молодость – интимность (поиск спутника жизни и установление близких дружеских связей) / изоляция;

7.зрелость – творчество / застой;

8.старость – интеграция / разочарование в жизни).

Развитие личности, по мнению Э. Эриксона, определяется единством и взаимодействиемтрех основных линий: соматической, психосоциальной, психосексуальной.

Главным содержанием развития личности является процесс становления эго-идентичности. Идентичность понимается как самотождественность и включает три основных параметра: самотождественность как внутреннюю тождественность самому себе во времени и в пространстве; признание самотождественности личности значимым социальным окружением; уверенность в том, что внутренняя и внешняя идентичность сохраняются и имеют стабильный характер.

Наши рекомендации