Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом

Вид учебной работы Всего часов
Общая трудоемкость базового модуля дисциплины
Аудиторные занятия (всего)
В том числе:  
Лекции
Семинары
Самостоятельная работа
В том числе:  
Выполнение индивидуальных заданий
И (или) другие виды самостоятельной работы  
Вид промежуточного контроля ТЕСТИРОВАНИЕ
Вид итогового контроля Зачет

Разделы базового обязательного модуля дисциплины «Основы нейропсихологии» и трудоемкость по видам занятий (в часах)

    № п/п   Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Общая трудоёмкость (часах) Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)  
Учебная работа В.т.ч. активных форм Самостоятельная работа  
        всего лекции практ.  
Предмет, принципы современной нейропсихологии 17-18   УО (Диктант по понятиям)  
Методы исследования в нейропсихологии   19-20 УО (Диктант по методам), ИЗ-1  
Нарушения восприятия 21-22   ПР-1(тест), ИЗ-2  
Нарушения внимания и памяти 23-24 ПР-2 по теме 3, ИЗ-3  
Нарушения мышления 25-26   ИЗ-4  
Нарушения праксиса и речи 27-   УО (Диктант по видам нарушений мышления), ИЗ-5  
Нарушения эмоционально-волевой сферы и сознания. 29-   ПР-2 по теме 6  
Синдромы, проявляющиеся в расстройствах поведения, развития и учебной деятельности. Коррекция нейропсихологических нарушений. 31- УО (Диктант по видам нарушений эмоций), ИЗ-7  
  ИТОГО     УО -3 (Зачет)  
      Примечание: * УО - устный опрос, УО-1 - собеседование, УО-2 - коллоквиум, УО-3 - зачет, УО-4 - экзамен              
      ПР - письменная работа, ПР-1 - тест, ПР-2 - контрольная работа, ПР-3 эссе, ПР-4 - реферат, ПР-5 - курсовая работа, ПР-6 - научно-учебный отчет по практике, ПР-7 - отчет по НИРС, ИЗ –индивидуальное задание
      ТС - контроль с применением технических средств, ТС-1 - компьютерное тестирование, ТС-2 - учебные задачи, ТС-3 - комплексные ситуационные задачи  
                                         


4.2 Содержание дисциплины

Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины

Содержание лекционного курса

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела дисциплины Результат обучения, формируемые компетенции
Предмет, принципы современной нейропсихологии Тема 1.Предмет, принципы современной нейропсихологии. Предмет нейропсихологии. Теория системной динамической локализации высших психических функций. Нейропсихологические понятия. Учение о мозговой организации психических процессов. Первичные, вторичные и третичные зоны мозга Нейропсихологические синдромы и симптомы, экспериментальная и клиническая нейропсихология. Жесткие и гибкие звенья обеспечения психической деятельности. Изменение мозговой организации психических процессов по мере их функционального развития. О природе двойственности мозга. ОК 15 Знать -теории и методики мозговой организации психической деятельности   ПК 13 Владеть - знаниями и понятиями о нейропсихологических синдромах и функциональном становлении психики
Методы исследования в нейропсихологии   Тема 2. Методы исследования в нейропсихологии. Методы исследования в клинической нейропсихологии. Особенности нейропсихологического обследования больных с мозговыми нарушениями. Методы нейропсихологического исследования при нарушениях восприятия, памяти, мышления, речи, произвольных движений и действий, расстройствах эмоционально- личностной сферы. Особенности нейропсихологического обследования в дошкольном, младшем школьном, юношеском возрастах. ПК 6 Знать - особенности диагностики состояния мотивации, самосознания, психомоторики, характера, темперамента и функциональных состояний организма в норме и патологии Уметь - использовать психодиагностические методы для гармонизации психического состояния человека
Нарушения восприятия Тема 3. Нарушения восприятия. Расстройства восприятия и их причины. Элементарные сенсорные расстройства и сложные гностические нарушения. Сенсорные и гностические зрительные расстройства. Особенности симптомов при нарушениях различных уровней зрительного анализатора. Предметная, оптико-пространственная, буквенная, цветовая, симультанная, лицевая агнозии. Сенсорные и гностические слуховые расстройства. Слуховые агнозии в зависимости от уровня поражения. Специфика расстройств восприятия у «правшей» и «левшей». Неречевой слуховой гнозис. Изменение ориентировки в пространстве. Расстройства стереогноза. Нарушения высших обонятельных, тактильных, вкусовых функций. Сенсорные и гностические кожно- кинестетические расстройства. Тактильные агнозии. Симптомокомплексы и методы исследования агнозий. Коррекция агнозий различной этиологии ПК 7 Знать - прогнозные изменения восприятия и их причины, - виды нарушения восприятия у человека. Уметь - определять нарушения восприятия, Владеть – способами психокоррекции сенсорных расстройств.
Нарушения внимания и памяти Тема 4. Нарушения внимания и памяти. Основы церебральной организации памяти. Анатомические и нейродинамические механизмы памяти человека. Материально-специфические и общие нарушения памяти. Нарушения памяти при поражениях мозга. Специфика нарушений памяти при поражении глубинных структур мозга. Особенности расстройств памяти при поражениях мозга различной локализации в зависимости от латерализации полушарий мозга. Нейропсихологическая диагностика и коррекция нарушений памяти при синдроме «минимальной мозговой дисфункции» и « иррегулярности психического развития». Нейропсихологическая организация внимания. Расстройства внимания при различной локализации мозговых поражений. ПК 13 Знать - виды нарушения внимания и памяти и базовые процедуры их психоанализа, Уметь - определять специфику нарушений памяти и внимания для коррекции профессиональной деятельности
Нарушения мышления Тема 5. Нарушения мышления. Анатомические и нейродинамические механизмы организации интеллектуальной деятельности. Нейропсихологический анализ нарушений вербально-логического мышления: Нарушения работы с текстами, нарушения понимания текста и решения арифметических задач. Вербально-логическое мышление- норма и патология. Нейропсихологический анализ нарушений наглядно- образного мышления: психология образа и процесс опознания объекта, нарушения предметного образа. Нарушения мышления при поражениях мозга различной локализации. Особенности расстройств мышления у детей при локальных и диффузных поражениях мозга. Восстановление вербально-логического и наглядно-образного мышления. Нарушение и восстановление наглядно-действенного мышления ПК 7 Знать - мозговые механизмы мыслительной деятельности, - виды нарушения мышления, Уметь - прогнозировать изменения мыслительных процессов в норме и патологии, Владеть - методологическим аппаратом диагностики мыслительных операций
Нарушения праксиса и речи Тема 6. Нарушения праксиса и речи. Идеаторный, идеамоторный, конструктивный праксис. Пирамидная, экстрапирамидная системы в обеспечении сложной двигательной деятельности. Кинетическая апраксия. Нарушения произвольной и автоматической организации двигательной деятельности. Особенности двигательных расстройств при различных мозговых расстройствах. Нейропсихологическая диагностика двигательных нарушений. Особенности динамического, кинестетического, пространственного праксиса. Нейропсихологический подход к терапии двигательных нарушений. Проблемы нейролингвистики. Психологический анализ акустического восприятия и повторения речи. Классификация афазий, предложенная А.Р.Лурия: эфферентная моторная, афферентная моторная, динамическая афазии. Сенсорная, акустико-мнестическая, семантическая, амнестическая афазии. Нарушения и повторения звуков и слогов при акустико- мнестической и моторной формах афазии. Нарушения фонационного (голосообразующего) оформления произносительной стороны речи. Структурно-семантические системные нарушения речи. Дисфонии, брадилалия и тахилалия, дислалия, дизартрия, дифрагия, дислексия при различных мозговых поражениях. Методы восстановления нарушений речи. ПК 7 Знать - мозговые механизмы речевой деятельности, - виды нарушения речи и праксиса, Уметь - прогнозировать изменения двигательных и речевых процессов в норме и патологии, Владеть - нейропсихологическим методом диагностики и терапии двигательных нарушений.
Нарушения эмоционально-волевой сферы и сознания. Тема 7. Нарушения эмоционально-волевой сферы и сознания. Нейропсихологические синдромы эмоционально-волевых и личностных расстройств. Симптомы раздражения и выпадения высших психических функций. Нейропсихологический анализ расстройств сознания. Особенности нарушения неосознаваемой сферы. Нейропсихологические основы коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы и расстройств сознания ПК 6 Знать - Особенности эмоциональных и волевых нарушений при различных мозговых поражениях и при различной локализации дефектов мозга. Уметь - проводить нейропсихологический анализ эмоционально-волевых и личностных нарушений
Синдромы, проявляющиеся в расстройствах поведения, развития и учебной деятельности. Коррекция нейропсихологических нарушений. Тема 8.Синдромы, проявляющиеся в расстройствах поведения, развития и учебной деятельности. Мозговая организация психики, как системная работа определенных мозговых зон, необходимая для нормального протекания психических функций (напр., мышления, восприятия, речи и т.д.). Различные нарушения психики при локальных поражениях мозга (определяющиеся спецификой пораженной зоны). Варианты нейропсихологических синдромов (какие психические функции и почему будут нарушаться при поражении той или иной зоны мозга). ПК 13 Знать - особенности проявления синдромов расстройств поведения личности для диагностики в практических условиях деятельности Владеть - практическими навыками определения синдромов расстройств поведения

Содержание практических занятий

Наименование раздела дисциплины, темы занятия Содержание раздела дисциплины Результат обучения, формируемые компетенции
Предмет, принципы современной нейропсихологии Тема: История развития нейропсихологии. 1.История нейропсихологии. 2.Этапы становления нейропсихологии. 3.Отечественная нейропсихология, вклад А.Л. Лурии в развитие нейропсихологии. ОК -15 Знать - этапы становления развития отечественной и зарубежной нейропсихологии для повышения уровня профессиональзма и обеспечения полноценной социальной жизнедеятельности
Методы исследования в нейропсихологии Тема: Синдромный анализ как основной метод нейропсихологии. 1. Метод изучения различных нарушений высших психических функций (или нейропсихологических симптомов) при локальных поражениях мозга. 2. Анализ первичного дефекта и его вторичных (системных) последствий. 3. Клинические нейропсихологические методы исследования, позволяющие дифференцировать общемозговые и локальные поражения мозга. ПК- 6 Знать - основы закономерного сочетания нейропсихологических симптомов (или нейропсихологического синдрома), - нарушение работы той или иной синдромообразующей корковой или подкорковой структуры мозга Уметь - использовать метод синдромного анализа для изучения различных нарушений высших психических функций
Методы исследования в нейропсихологии. Тема: Специфика нейропсихологического обследования взрослых.   1. Сравнительный анализ нейропсихологических синдромов у детей и взрослых. 2. Нейропсихологическое обследование взрослых с нарушениями в поведении. 3.Система комплексного клинического и психологического обследования взрослых. ПК-7 Уметь осуществлять . сравнительный анализ нейропсихологических синдромов у детей и взрослых Уметьохарактеризовать систему комплексного клинического и психологического обследования взрослых.
Нарушения восприятия Тема: Теория системной динамической локализации высших психических функций. 3 блока мозга. 1.Понятие «функция» в психологии и физиологии. 2.Сущность теории системной динамической локализации высших психических функций. 3.Характеристика блоков мозга. ПК – 7 Знать - подходы различных ученых к теории (П.К. Анохин, Е.Е. Соколов, А.Л. Лурия, П. Брок…) Уметь - использовать полученные знания о блоковых механизмах системной локализации высших психических функций мозга в практической деятельности психолога-диагноста
Нарушения восприятия Тема: Мозговая организация восприятия (проблема агнозий) 1.История изучения агнозий. 2.Механизм протекания агнозий. 3. Ведения протокола экспериментального психологического исследования больной ПК – 6 Знать - виды агнозий, - механизм возникновения и течения отклонения, - влияние агнозий на жизнедеятельность и социальное благополучие человека Уметь - диагностировать агнозии у детей
Нарушения внимания и памяти. Тема:Корковые механизмы внимания и памяти 1. Механизм модально-неспецифических нарушений памяти и внимания. 2. Структура нарушения памяти как мнестической деятельности. 3. Структура нарушения внимания. 4. Причины нарушения и профилактика. ПК -13 Знать - характеристику модально-специфических нарушений памяти и внимания, - роль первого, второго и третьего блоков мозга в организации процессов внимания и памяти. Уметь - определять виды нарушения памяти и внимания, - пользоваться диагностическим аппаратом изучения памяти и внимания.
Нарушения Мышления. Тема: Межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодействие 1. Проявление анатомической и функциональной асимметрии мозга. 2. Теории функциональной асимметрии мозга. 3. Межполушарное взаимодействие у детей. 4. Становление межполушарных связей. ПК -13 Знать - как проявляется функциональная и анатомическая асимметрия мозга, - функции правого и левого полушария, Уметь - определять характер межполушарной асимметрии, Владеть - знаниями о «синдром расщепленного мозга»  
Нарушения праксиса и речи. Тема: Мозговая организация произвольных движений и действий (проблема апраксий) 1.Характеристика формыапраксий. 2. Классификации А.Р. Лурия и Г. Липманна апраксий. 3. Мозговая организация: онтогенез, гендерные особенности. ОК -15 Знать - особенности организации произвольных движений и действий и их коррекции с помощью психологических и физиологических приемов Владеть - навыками психокоррекции различных форм апраксий
Нарушения праксиса и речи. Тема: Мозговая организация речи (проблема афазий) 1. Особенности импрессивной речи и экспрессивной речи. 2. Проблема афазий. Классификации афазий по А. Р. Лурия. 3. Роль лобных отделов в организации речи.   ПК -6 Знать - элементы лингвистической структуры речи, - в чем отличие афферентной моторной афазии от эфферентной, - взаимосвязь речевой функции и поражение правого полушария мозга, - роль правого полушария мозга в организации речи Уметь - определять разницу между функциональной организацией повторной речи и называнием, - выявлять афазию и ее виды.
Нарушения эмоционально-волевой сферы и сознания. Тема: Становление эмоций у детей в различные возрастные периоды 1. Основные характеристики эмоций. 2. Проявления нарушений эмоций при поражении различных областей мозга (гипофизарно-гипоталамической области, височной области, при поражении левого и правого полушарий мозга, при поражении лобных отделов мозга). ПК -6 Знать - виды эмоций, - основные характеристики эмоций. Уметь - определять нарушения эмоций при различных поражениях мозга.
Нарушения эмоционально-волевой сферы и сознания. Тема: Становление сознания и причины его нарушения 1. Сознание и мышление. Наглядное (конструктивное) мышление и факторы его нарушения. 2. Вербально-логическое мышление и факторы его нарушения. 3. Особенности нарушения мышления при поражении лобных долей мозга. 4. Что общего и в чем различия в мозговой организации вербально-логического и наглядно-образного типов мышления? 5. Особенности нарушения интеллектуальных процессов при поражении премоторных отделов левого полушария.   ПК – 7 Знать - виды мышления и его связь с сознанием, - способен ли лобный больной замечать свои ошибки; ошибки, допускаемые другими людьми. Уметь - определять нарушения мышления при поражении теменно-затылочных отделов, - определять нарушения мышления при поражении левой височной области.
Нарушения эмоционально-волевой сферы и сознания. Тема: Мозговые процессы эмоционально-волевой сферы. 1.Виды эмоциональных состояний. 2. Характеристика волевой сферы. 3.Психофизиологические основы эмоционально-волевой сферы. ПК -6 Знать - особенности мозговых процессов при волевом состоянии Уметь - проводить психический анализ волевого действия
Синдромы, проявляющиеся в расстройствах поведения, развития и учебной деятельности. Коррекция нейропсихологических нарушений. Тема: Нарушения психики при локальных поражениях мозга 1.Системная работа определенных мозговых зон. 2.Нарушения психики при локальных поражениях мозга. 3.Виды синдромов нейропсихологических нарушений.   ПК -13 Знать - теорию функциональных систем П.К. Анохина, - виды нарушения психики при различных локальных нарушениях мозга Уметь - определять синдромы нарушения психики у детей и взрослых
Синдромы, проявляющиеся в расстройствах поведения, развития и учебной деятельности. Тема: Коррекция нейропсихологических нарушений. 1.Способы коррекции расстройств поведения. 2.Особенности применения психологических коррекционных методов. 3.Различия в профилактике и коррекции детей и подростков. ПК-13 Знать - основные положения синдромного анализа высших психических функций, - что такое нейропсихологический фактор, - причины нарушения работы всей функциональной системы, Уметь - определять связи анализа первичных дефектов и топический диагноз, - выделять нейропсихологические факторы у взрослого человека. - определять основные проявления нейропсихологических синдромов поражения задних отделов коры.

Наши рекомендации