Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом
Вид учебной работы | Всего часов |
Общая трудоемкость базового модуля дисциплины | |
Аудиторные занятия (всего) | |
В том числе: | |
Лекции | |
Семинары | |
Самостоятельная работа | |
В том числе: | |
Выполнение индивидуальных заданий | |
И (или) другие виды самостоятельной работы | |
Вид промежуточного контроля | ТЕСТИРОВАНИЕ |
Вид итогового контроля | Зачет |
Разделы базового обязательного модуля дисциплины «Основы нейропсихологии» и трудоемкость по видам занятий (в часах)
№ п/п | Раздел Дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Общая трудоёмкость (часах) | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||||||||||||
Учебная работа | В.т.ч. активных форм | Самостоятельная работа | ||||||||||||||||||
всего | лекции | практ. | ||||||||||||||||||
Предмет, принципы современной нейропсихологии | 17-18 | УО (Диктант по понятиям) | ||||||||||||||||||
Методы исследования в нейропсихологии | 19-20 | УО (Диктант по методам), ИЗ-1 | ||||||||||||||||||
Нарушения восприятия | 21-22 | ПР-1(тест), ИЗ-2 | ||||||||||||||||||
Нарушения внимания и памяти | 23-24 | ПР-2 по теме 3, ИЗ-3 | ||||||||||||||||||
Нарушения мышления | 25-26 | ИЗ-4 | ||||||||||||||||||
Нарушения праксиса и речи | 27- | УО (Диктант по видам нарушений мышления), ИЗ-5 | ||||||||||||||||||
Нарушения эмоционально-волевой сферы и сознания. | 29- | ПР-2 по теме 6 | ||||||||||||||||||
Синдромы, проявляющиеся в расстройствах поведения, развития и учебной деятельности. Коррекция нейропсихологических нарушений. | 31- | УО (Диктант по видам нарушений эмоций), ИЗ-7 | ||||||||||||||||||
ИТОГО | УО -3 (Зачет) | |||||||||||||||||||
Примечание: * | УО - устный опрос, УО-1 - собеседование, УО-2 - коллоквиум, УО-3 - зачет, УО-4 - экзамен | |||||||||||||||||||
ПР - письменная работа, ПР-1 - тест, ПР-2 - контрольная работа, ПР-3 эссе, ПР-4 - реферат, ПР-5 - курсовая работа, ПР-6 - научно-учебный отчет по практике, ПР-7 - отчет по НИРС, ИЗ –индивидуальное задание | ||||||||||||||||||||
ТС - контроль с применением технических средств, ТС-1 - компьютерное тестирование, ТС-2 - учебные задачи, ТС-3 - комплексные ситуационные задачи | ||||||||||||||||||||
4.2 Содержание дисциплины
Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины
Содержание лекционного курса
№ | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела дисциплины | Результат обучения, формируемые компетенции |
Предмет, принципы современной нейропсихологии | Тема 1.Предмет, принципы современной нейропсихологии. Предмет нейропсихологии. Теория системной динамической локализации высших психических функций. Нейропсихологические понятия. Учение о мозговой организации психических процессов. Первичные, вторичные и третичные зоны мозга Нейропсихологические синдромы и симптомы, экспериментальная и клиническая нейропсихология. Жесткие и гибкие звенья обеспечения психической деятельности. Изменение мозговой организации психических процессов по мере их функционального развития. О природе двойственности мозга. | ОК 15 Знать -теории и методики мозговой организации психической деятельности ПК 13 Владеть - знаниями и понятиями о нейропсихологических синдромах и функциональном становлении психики | |
Методы исследования в нейропсихологии | Тема 2. Методы исследования в нейропсихологии. Методы исследования в клинической нейропсихологии. Особенности нейропсихологического обследования больных с мозговыми нарушениями. Методы нейропсихологического исследования при нарушениях восприятия, памяти, мышления, речи, произвольных движений и действий, расстройствах эмоционально- личностной сферы. Особенности нейропсихологического обследования в дошкольном, младшем школьном, юношеском возрастах. | ПК 6 Знать - особенности диагностики состояния мотивации, самосознания, психомоторики, характера, темперамента и функциональных состояний организма в норме и патологии Уметь - использовать психодиагностические методы для гармонизации психического состояния человека | |
Нарушения восприятия | Тема 3. Нарушения восприятия. Расстройства восприятия и их причины. Элементарные сенсорные расстройства и сложные гностические нарушения. Сенсорные и гностические зрительные расстройства. Особенности симптомов при нарушениях различных уровней зрительного анализатора. Предметная, оптико-пространственная, буквенная, цветовая, симультанная, лицевая агнозии. Сенсорные и гностические слуховые расстройства. Слуховые агнозии в зависимости от уровня поражения. Специфика расстройств восприятия у «правшей» и «левшей». Неречевой слуховой гнозис. Изменение ориентировки в пространстве. Расстройства стереогноза. Нарушения высших обонятельных, тактильных, вкусовых функций. Сенсорные и гностические кожно- кинестетические расстройства. Тактильные агнозии. Симптомокомплексы и методы исследования агнозий. Коррекция агнозий различной этиологии | ПК 7 Знать - прогнозные изменения восприятия и их причины, - виды нарушения восприятия у человека. Уметь - определять нарушения восприятия, Владеть – способами психокоррекции сенсорных расстройств. | |
Нарушения внимания и памяти | Тема 4. Нарушения внимания и памяти. Основы церебральной организации памяти. Анатомические и нейродинамические механизмы памяти человека. Материально-специфические и общие нарушения памяти. Нарушения памяти при поражениях мозга. Специфика нарушений памяти при поражении глубинных структур мозга. Особенности расстройств памяти при поражениях мозга различной локализации в зависимости от латерализации полушарий мозга. Нейропсихологическая диагностика и коррекция нарушений памяти при синдроме «минимальной мозговой дисфункции» и « иррегулярности психического развития». Нейропсихологическая организация внимания. Расстройства внимания при различной локализации мозговых поражений. | ПК 13 Знать - виды нарушения внимания и памяти и базовые процедуры их психоанализа, Уметь - определять специфику нарушений памяти и внимания для коррекции профессиональной деятельности | |
Нарушения мышления | Тема 5. Нарушения мышления. Анатомические и нейродинамические механизмы организации интеллектуальной деятельности. Нейропсихологический анализ нарушений вербально-логического мышления: Нарушения работы с текстами, нарушения понимания текста и решения арифметических задач. Вербально-логическое мышление- норма и патология. Нейропсихологический анализ нарушений наглядно- образного мышления: психология образа и процесс опознания объекта, нарушения предметного образа. Нарушения мышления при поражениях мозга различной локализации. Особенности расстройств мышления у детей при локальных и диффузных поражениях мозга. Восстановление вербально-логического и наглядно-образного мышления. Нарушение и восстановление наглядно-действенного мышления | ПК 7 Знать - мозговые механизмы мыслительной деятельности, - виды нарушения мышления, Уметь - прогнозировать изменения мыслительных процессов в норме и патологии, Владеть - методологическим аппаратом диагностики мыслительных операций | |
Нарушения праксиса и речи | Тема 6. Нарушения праксиса и речи. Идеаторный, идеамоторный, конструктивный праксис. Пирамидная, экстрапирамидная системы в обеспечении сложной двигательной деятельности. Кинетическая апраксия. Нарушения произвольной и автоматической организации двигательной деятельности. Особенности двигательных расстройств при различных мозговых расстройствах. Нейропсихологическая диагностика двигательных нарушений. Особенности динамического, кинестетического, пространственного праксиса. Нейропсихологический подход к терапии двигательных нарушений. Проблемы нейролингвистики. Психологический анализ акустического восприятия и повторения речи. Классификация афазий, предложенная А.Р.Лурия: эфферентная моторная, афферентная моторная, динамическая афазии. Сенсорная, акустико-мнестическая, семантическая, амнестическая афазии. Нарушения и повторения звуков и слогов при акустико- мнестической и моторной формах афазии. Нарушения фонационного (голосообразующего) оформления произносительной стороны речи. Структурно-семантические системные нарушения речи. Дисфонии, брадилалия и тахилалия, дислалия, дизартрия, дифрагия, дислексия при различных мозговых поражениях. Методы восстановления нарушений речи. | ПК 7 Знать - мозговые механизмы речевой деятельности, - виды нарушения речи и праксиса, Уметь - прогнозировать изменения двигательных и речевых процессов в норме и патологии, Владеть - нейропсихологическим методом диагностики и терапии двигательных нарушений. | |
Нарушения эмоционально-волевой сферы и сознания. | Тема 7. Нарушения эмоционально-волевой сферы и сознания. Нейропсихологические синдромы эмоционально-волевых и личностных расстройств. Симптомы раздражения и выпадения высших психических функций. Нейропсихологический анализ расстройств сознания. Особенности нарушения неосознаваемой сферы. Нейропсихологические основы коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы и расстройств сознания | ПК 6 Знать - Особенности эмоциональных и волевых нарушений при различных мозговых поражениях и при различной локализации дефектов мозга. Уметь - проводить нейропсихологический анализ эмоционально-волевых и личностных нарушений | |
Синдромы, проявляющиеся в расстройствах поведения, развития и учебной деятельности. Коррекция нейропсихологических нарушений. | Тема 8.Синдромы, проявляющиеся в расстройствах поведения, развития и учебной деятельности. Мозговая организация психики, как системная работа определенных мозговых зон, необходимая для нормального протекания психических функций (напр., мышления, восприятия, речи и т.д.). Различные нарушения психики при локальных поражениях мозга (определяющиеся спецификой пораженной зоны). Варианты нейропсихологических синдромов (какие психические функции и почему будут нарушаться при поражении той или иной зоны мозга). | ПК 13 Знать - особенности проявления синдромов расстройств поведения личности для диагностики в практических условиях деятельности Владеть - практическими навыками определения синдромов расстройств поведения |
Содержание практических занятий
№ | Наименование раздела дисциплины, темы занятия | Содержание раздела дисциплины | Результат обучения, формируемые компетенции |
Предмет, принципы современной нейропсихологии Тема: История развития нейропсихологии. | 1.История нейропсихологии. 2.Этапы становления нейропсихологии. 3.Отечественная нейропсихология, вклад А.Л. Лурии в развитие нейропсихологии. | ОК -15 Знать - этапы становления развития отечественной и зарубежной нейропсихологии для повышения уровня профессиональзма и обеспечения полноценной социальной жизнедеятельности | |
Методы исследования в нейропсихологии Тема: Синдромный анализ как основной метод нейропсихологии. | 1. Метод изучения различных нарушений высших психических функций (или нейропсихологических симптомов) при локальных поражениях мозга. 2. Анализ первичного дефекта и его вторичных (системных) последствий. 3. Клинические нейропсихологические методы исследования, позволяющие дифференцировать общемозговые и локальные поражения мозга. | ПК- 6 Знать - основы закономерного сочетания нейропсихологических симптомов (или нейропсихологического синдрома), - нарушение работы той или иной синдромообразующей корковой или подкорковой структуры мозга Уметь - использовать метод синдромного анализа для изучения различных нарушений высших психических функций | |
Методы исследования в нейропсихологии. Тема: Специфика нейропсихологического обследования взрослых. | 1. Сравнительный анализ нейропсихологических синдромов у детей и взрослых. 2. Нейропсихологическое обследование взрослых с нарушениями в поведении. 3.Система комплексного клинического и психологического обследования взрослых. | ПК-7 Уметь осуществлять . сравнительный анализ нейропсихологических синдромов у детей и взрослых Уметьохарактеризовать систему комплексного клинического и психологического обследования взрослых. | |
Нарушения восприятия Тема: Теория системной динамической локализации высших психических функций. 3 блока мозга. | 1.Понятие «функция» в психологии и физиологии. 2.Сущность теории системной динамической локализации высших психических функций. 3.Характеристика блоков мозга. | ПК – 7 Знать - подходы различных ученых к теории (П.К. Анохин, Е.Е. Соколов, А.Л. Лурия, П. Брок…) Уметь - использовать полученные знания о блоковых механизмах системной локализации высших психических функций мозга в практической деятельности психолога-диагноста | |
Нарушения восприятия Тема: Мозговая организация восприятия (проблема агнозий) | 1.История изучения агнозий. 2.Механизм протекания агнозий. 3. Ведения протокола экспериментального психологического исследования больной | ПК – 6 Знать - виды агнозий, - механизм возникновения и течения отклонения, - влияние агнозий на жизнедеятельность и социальное благополучие человека Уметь - диагностировать агнозии у детей | |
Нарушения внимания и памяти. Тема:Корковые механизмы внимания и памяти | 1. Механизм модально-неспецифических нарушений памяти и внимания. 2. Структура нарушения памяти как мнестической деятельности. 3. Структура нарушения внимания. 4. Причины нарушения и профилактика. | ПК -13 Знать - характеристику модально-специфических нарушений памяти и внимания, - роль первого, второго и третьего блоков мозга в организации процессов внимания и памяти. Уметь - определять виды нарушения памяти и внимания, - пользоваться диагностическим аппаратом изучения памяти и внимания. | |
Нарушения Мышления. Тема: Межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодействие | 1. Проявление анатомической и функциональной асимметрии мозга. 2. Теории функциональной асимметрии мозга. 3. Межполушарное взаимодействие у детей. 4. Становление межполушарных связей. | ПК -13 Знать - как проявляется функциональная и анатомическая асимметрия мозга, - функции правого и левого полушария, Уметь - определять характер межполушарной асимметрии, Владеть - знаниями о «синдром расщепленного мозга» | |
Нарушения праксиса и речи. Тема: Мозговая организация произвольных движений и действий (проблема апраксий) | 1.Характеристика формыапраксий. 2. Классификации А.Р. Лурия и Г. Липманна апраксий. 3. Мозговая организация: онтогенез, гендерные особенности. | ОК -15 Знать - особенности организации произвольных движений и действий и их коррекции с помощью психологических и физиологических приемов Владеть - навыками психокоррекции различных форм апраксий | |
Нарушения праксиса и речи. Тема: Мозговая организация речи (проблема афазий) | 1. Особенности импрессивной речи и экспрессивной речи. 2. Проблема афазий. Классификации афазий по А. Р. Лурия. 3. Роль лобных отделов в организации речи. | ПК -6 Знать - элементы лингвистической структуры речи, - в чем отличие афферентной моторной афазии от эфферентной, - взаимосвязь речевой функции и поражение правого полушария мозга, - роль правого полушария мозга в организации речи Уметь - определять разницу между функциональной организацией повторной речи и называнием, - выявлять афазию и ее виды. | |
Нарушения эмоционально-волевой сферы и сознания. Тема: Становление эмоций у детей в различные возрастные периоды | 1. Основные характеристики эмоций. 2. Проявления нарушений эмоций при поражении различных областей мозга (гипофизарно-гипоталамической области, височной области, при поражении левого и правого полушарий мозга, при поражении лобных отделов мозга). | ПК -6 Знать - виды эмоций, - основные характеристики эмоций. Уметь - определять нарушения эмоций при различных поражениях мозга. | |
Нарушения эмоционально-волевой сферы и сознания. Тема: Становление сознания и причины его нарушения | 1. Сознание и мышление. Наглядное (конструктивное) мышление и факторы его нарушения. 2. Вербально-логическое мышление и факторы его нарушения. 3. Особенности нарушения мышления при поражении лобных долей мозга. 4. Что общего и в чем различия в мозговой организации вербально-логического и наглядно-образного типов мышления? 5. Особенности нарушения интеллектуальных процессов при поражении премоторных отделов левого полушария. | ПК – 7 Знать - виды мышления и его связь с сознанием, - способен ли лобный больной замечать свои ошибки; ошибки, допускаемые другими людьми. Уметь - определять нарушения мышления при поражении теменно-затылочных отделов, - определять нарушения мышления при поражении левой височной области. | |
Нарушения эмоционально-волевой сферы и сознания. Тема: Мозговые процессы эмоционально-волевой сферы. | 1.Виды эмоциональных состояний. 2. Характеристика волевой сферы. 3.Психофизиологические основы эмоционально-волевой сферы. | ПК -6 Знать - особенности мозговых процессов при волевом состоянии Уметь - проводить психический анализ волевого действия | |
Синдромы, проявляющиеся в расстройствах поведения, развития и учебной деятельности. Коррекция нейропсихологических нарушений. Тема: Нарушения психики при локальных поражениях мозга | 1.Системная работа определенных мозговых зон. 2.Нарушения психики при локальных поражениях мозга. 3.Виды синдромов нейропсихологических нарушений. | ПК -13 Знать - теорию функциональных систем П.К. Анохина, - виды нарушения психики при различных локальных нарушениях мозга Уметь - определять синдромы нарушения психики у детей и взрослых | |
Синдромы, проявляющиеся в расстройствах поведения, развития и учебной деятельности. Тема: Коррекция нейропсихологических нарушений. | 1.Способы коррекции расстройств поведения. 2.Особенности применения психологических коррекционных методов. 3.Различия в профилактике и коррекции детей и подростков. | ПК-13 Знать - основные положения синдромного анализа высших психических функций, - что такое нейропсихологический фактор, - причины нарушения работы всей функциональной системы, Уметь - определять связи анализа первичных дефектов и топический диагноз, - выделять нейропсихологические факторы у взрослого человека. - определять основные проявления нейропсихологических синдромов поражения задних отделов коры. |