Предмет и история становления педагогической психологии как науки
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
6.2. Программа и вопросы для семинаров
Тема №1. Предмет и методы педагогической психологии.
Основные понятия: Предмет педагогической психологии; формирующий метод; экспериментально-генетический метод; обучающий эксперимент; метод поэтапного формирования; формирующий эксперимент (генетико-моделирующий).
Вопросы для обсуждения:
1. Место педагогической психологии в системе психологического знания, специфика ее предмета.
2. Место формирующих методов в системе методов исследования педагогической психологии.
3. Сравнительная характеристика формирующих методов в соответствии со следующими критериями: цель; содержание; условия организации и проведения; преимущества и трудности метода.
4. Формирующий эксперимент как основа изучения закономерностей психической деятельности учащихся.
Литература.
Основная:
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. М., 1999, с. 7-28.
2. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. М., 1995
3. Педагогическая психология: Учеб.для студ.высш.учеб.заведений /Под ред. Н.В.Клюевой. М., 2003, с.7-12; 28-38.
4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. М., 1996 Т.1.
Дополнительная:
1. Давыдов В.В. Особенности формирующего эксперимента /Теория развивающего обучения. М. 1 996. С 282—287.
2. Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологического исследования /В кн.: Теории учения: Хрестоматия /Под ред. Н.Ф.Талызиной, И.А.Володарской. М., 1998. С. 46-52
3. Маркова А. К. Формирующий эксперимент в психологическом исследовании учебной деятельности// В кн.: Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В.Давыдова, И.Ломпшера, А.К.Марковой М., 1982. С. 54—59
4. Орлов А.Е. Основные исследовательские методы возрастной и педагогической психологии. /Вопросы психологии, 1981. I, С. 147-155
Тема №2. Проблема соотношения обучения и развития в психологии..
Основные понятия: Обучение; научение; учение; усвоение; освоение; развитие; психическое развитие; ЗБР; ЗАР; развивающее обучение
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность понятий: «обучение» и «развитие».
2. Анализ подходов к проблеме соотношения обучения и развития, их критика Л.С. Выготским.
3. Взаимосвязь обучения и развития в культурно-исторической концепции Л.С.Выготского.
Литература.
Основная:
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. М., 2004,, с. 91-116.
2. Габай Т.В. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. высш.. учеб. заведений. М., 2003, с. 22-26.
3. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М., 2003, с. 285-295.
4. Педагогическая психология: Учеб.для студ.высш.учеб.заведений /Под ред. Н.В.Клюевой. М., 2003, с.7-12; 28-38.
5. Педагогическая психология: Учебное пособие /В.Казанская. СПб., 2003, с. 93-98.
6. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений. М., 20003, с. 266-274.
Дополнительная:
1. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте/ Психол. наука и образование №4, 1996, с.5-17
2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения в трудах Л.С.Выготского / Вестник № 1/ 1996
3. Эльконин Д.Б. Обучение и умственное развитие в младшем школьном возрасте/ Психол. наука и образование №4, 1996, с.18-24.
4. Гильбух Ю.З. Понятие зоны ближайшего развития и его роль в решении актуальных задач педагогической психологии /Вопросы психологии №3, 1987. С.ЗЗ-40
5. Занков Л.В. К вопросу о соотношении обучения и развития / Психологическая наука и образование №4, 1996. С.24-28
6. Фридман Л.М. Проблема обучения и развития в современных условиях в психологии образования /В журнале "Феникс", Москва, Региональный Центр переподготовки работников образования "Развитие личности", 1994, N3, стр. 9-16
Тема №3. Психологические теории учения.
Основные понятия: обучение, учение, развитие; теория учения; ассоциативно-рефлекторной теории учения, ассоциация, рефлекс, стимул-реакция; деятельностные теории учения, действие, задача.
Вопросы для обсуждения:
1. Общая характеристика ассоциативно-рефлекторной теории учения, этапы ее становления.
2. Деятельностная теория учения в отечественной психологии: Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов. Принципы ее построения.
3. Сравнительный анализ аналитико-синтетической теории учения и теории проблемного обучения, по следующим критериям:
§ Целевые установки
§ Исходные (базовые) понятия;
§ Психологические основания отбора содержания материала;
§ Приоритетные формы организации процесса учения;
§ Развивающий эффект;
§ Позиция участников образовательного процесса (учитель, ученик)
§ Границы применения в педагогической практике.
Литература.
Основная:
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. М., 2004,, с. 56-89.
2. Педагогическая психология: Учебное пособие /В.Казанская. СПб., 2003, с. 86-93.
3. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений. М., 20003, с. 4-16.
Дополнительная:
1. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. Избр.псх.труды, М., 2003
2. Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах: Кн для учителя, М., 1981
3. Давыдов В.В. Основные положения теории учебной деятельности / В кн. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996. С.247 – 251.
4. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., 1975
5. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка, М., 2004.
6. Теории учения: Хрестоматия. Ч.I. Отечественные теории учения / Под ред. Н.Ф.Талызиной, И.А.Володарской. – М., 1998
7. Шеварев П.А. Теория обобщенных ассоциаций в психологии. М., 1998
8. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. — М.: Знание, 1985. С. 16-29
Тема №4. Особенности построения схемы ООД в рамках теории планомерного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин).
Основные понятия: интериоризация; умственное действие; структурные (предмет, продукт, цель, мотив, операции) и функциональные (ориентировочная, исполнительная, контрольно-корректировочная) компоненты действия; ориентировочная основа действия (ООД); схема ООД; свойства ООД (полнота, обобщенность, способ получения); тип ООД; этапы формирования умственного действия: мотивационный, составление схемы ООД, материальный, материализованный, громкой речи, внешней речи (про себя), умственного действия.
Вопросы для обсуждения:
1. Действие как единица анализа усвоения в теории поэтапного формирования умственных действий. Его структурные и функциональные части.
2. Ориентировка и ее место в общей структуре действия.
3. Сравнительная характеристика типов ООД.
4. Этапы формирования умственного действия, характеристика основных свойств действия на каждом из этапов.
Литература.
Основная:
1. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.,2002.
2. Психология. Словарь. /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. –М., 1990
3. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1999.
4. Талызина Н.Ф. Практикум по педагогической психологии. –М., 2002.
Дополнительная:
1. Бадмаев Б.И. Психология в работе учителя. Книга 1. М.,2000. С 92-107.
2. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов н/Д. 2000.С 46-52.
3.Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.,1975.
4.Талызина Н.Ф. Теория планомерного формирования умственных действий сегодня. /Вопр. психологии. №1. 1993.
5.Степанова М.А. Обучение и развитие в трудах Гальперина и Выготского./Вопр. псих. №4 2001.
5. Степанова М.А. Предпосылки теории поэтапного формирования умственных действий Гальперина (связь с культурно-исторической теорией Выготского)/Вопр. псих. №6, 2000.
Тема №5. Учебная задача в структуре учебной деятельности школьника.
Основные понятия: учебная деятельность, задача, учебная и конкретно – практическая задачи, учебные действия, учебная дискуссия (диалог), переопределение (доопределение) учебной задачи.
Вопросы для обсуждения:
1. Психологическое содержание понятия "учебная задача". Сравнительная характеристика учебной и конкретно-практической задачи.
2. Основные принципы построения учебных задач при усвоении теоретических знаний.
3. Особенности постановки и этапы решения учебной задачи в условиях специально организованной учебной деятельности.
4. Проблема выделения и принятия школьниками учебных задач. (Переопределение учебной задачи в конкретно-практическую, неумение выделять учебную задачу как скрытая трудность учения).
Литература.
Основная:
1. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте// Хрестоматия по ВиПП/ Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис.М., 1981. С.84 –85. О структуре учебной деятельности// Эльконин Д.Б. Избранные психол. труды. М., 1989. С.212-223.
2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. С.157-159; 181-185.
3. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М., 1997. С.258-264.
4. Психологический словарь/ Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 1996. С. 109, 397 - 398.
5. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1997. С. 210 – 212.
Дополнительная:
1. Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование/ Под ред. В.В. Давыдова. М., 1990.
2. Максимов Л.К. Формирование математического мышления у младших школьников. М., 1987.
3. Цукерман Г.А. У истоков учебной общности: микроанализ одного урока в первом классе// Вопросы психологии. 2003. №4. С. 104 – 126.
4. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. Статьи. Томск, 1997.
Тема №6.Воспитание как процесс целенаправленного воспитания личности.
Основные понятия: воспитание, уровни воспитанности, критерии воспитанности; формирование, развитие;личность,социализация личности.
Вопросы для обсуждения:
1. Особенности предмета психологии воспитания в сравнении с предметом педагогики.
2. Проблемы воспитания и развития личности в отечественной психологии. Идеи Л.С.Выготского о зоне ближайшего развития и цели воспитания.
3. Психологические условия эффективности воспитания.
4. Самовоспитание, его роль в формировании личности. Психологические механизмы самовоспитания.
Литература.
Основная:
1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. /Под общ. ред. М.В.Гамезо, 2003. С.341-356
2. Иващенко Ф.И. Психология воспитания школьников: Учеб.пособие. Минск, 1999.
3. Педагогическая психология: Учебное пособие /В.Казанская. СПб., 2003. С.193-226
4. Педагогическая психология: Учеб.для студ.высш.учеб.заведений / Под ред. Н.В.Клюевой. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. С. 218-285.
Дополнительная:
1. Л.С.Выготский. Биологический и социальный факторы воспитания /В кн: Выготский Л.С. Педагогическая психология/Под ред. В.В.Давыдова, М., Пед-Пресс, 1996г. С.50-61
2. Давыдов В.В. Личности надо «выделаться» / С чего начинается личность. М. 1979.
3. Мудрик А.В. Воспитание в контексте социализации:материалам Международного научного педагогического Интернет-журнала «Образование: исследовано в мире» /Под патронатом Российской академии образования И Государственной научной педагогической библиотеки им. К.Д.Ушинского © А.В. Мудрик 2000.
4. Никольская А.А. Возрастная педагогическая психология. Феникс. Дубна. 2001. С.163-174
5. Третьяков Г.Ф. Основные понятия психологии воспитания. /В кн.: Педагогическая психология: Учеб.для студ.высш.учеб.заведений / Под ред. Н.В.Клюевой. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. С.218-226
Тема №7. Психологические проблемы труда учителя.
Основные понятия: структура педагогической деятельности; структурно-иерархическая модель личности учителя; педагогические способности (компетентности): проектировочно-гностические; рефлексивно-перцептивные; структура педагогического общения; функции педагогического общения.
Вопросы для обсуждения:
1. Исследования труда учителя в психологической науке ( Кан-Калик В.А.; Кузьмина Н.В.; Маркова А.К., Орлов А.Б. и др.).
2. Концепция Л.М.Митиной о трехмерной модели труда учителя, ее системообразующие компоненты:
§ структура педагогической деятельности;
§ структурно-иерархическая модель личности учителя;
§ структура педагогического общения.
Литература.
Основная:
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. М., 2004, с. 145-153; 262-269; 322-344.
2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. /Под общ. ред. М.В.Гамезо, 2003. С.394-430.
3. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. М., 1987.
4. Педагогическая психология: Учебное пособие /В.Казанская. СПб., 2003. С. 229-235; 280-306.
5. Педагогическая психология: Учеб.для студ.высш.учеб.заведений /Под ред. Н.В.Клюевой. М., 2003, с.213-216.
Дополнительная:
1. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985. 32 с.
2. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997.
3. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
4. Митина Л.М. Структура педагогической деятельности /В кн.: Л.М.Митина. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. М., 1999. С. 21-36
5. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. — М.: МПСИ, 1998. С. 9-18;
6. Орлов АБ. Проблемы перестройки психолого-педагогнческой подготовки учителя /Вопросы психологии, 1988 №1.
Тема №8. Стиль педагогической деятельности.
Основные понятия: стиль деятельности, педагогическая деятельность, стиль педагогической деятельности; индивидуальный стиль педагогической деятельности; эмоционально-импровизационный стиль, эмоционально-методичный стиль, рассуждающе-импровизационный стиль, рассуждающе-методичный стиль.
Вопросы для обсуждения:
1. Этапы развития концепции индивидуального стиля деятельности:
§ Типологический подход (конец 1950-1960-е гг.);
§ Эмпирический подход (1970-80-е гг.);
§ Естественнонаучный подход (1980-90-е гг.).
2. Концепция стилей профессиональной деятельности (Е.А.Климов, В.С.Мерлин и др.).
3. Стили педагогического руководства: дискуссионные вопросы проблемы. Индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя.
Литература.
Основная:
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. М., 2004, с. 278-285.
2. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. М., 1987.
3. Педагогическая психология: Учеб.для студ.высш.учеб.заведений /Под ред. Н.В.Клюевой. М., 2003, с.156-172.
Дополнительная:
1. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности. Казань, 1969. 278 с.
2. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985. 32 с.
3. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
4. Мерлин И. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986. 256 с.
5. Митина Л.М. Стили педагогической деятельности учителя /В кн.: Л.М.Митина. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. М., 1999. С. 54-58
6. Толочек В. А. Исследование индивидуального стиля деятельности/ Вопросы психологии №3, 1991с.53-62.
7. Толочек В. А. Стили профессиональной деятельности. - М.: Смысл, 2000. С.29-39
6.3. Примерная тематика эссе и рефератов
1. Психологические основы проблемного обучения.
2. Психологические проблемы компьютеризации обучения.
3. Основные положения психологической концепции о поэтапном формировании умственных действий (П. Я. Гальперин).
4. Основные проблемы формирования у учащихся теоретического мышления (В. В. Давыдов).
5. Педагогические способности: понятие, структура, проблемы формирования.
6. Сущность педагогического общения и его проблемы.
7. «Зона ближайшего развития» в контексте проблемы соотношения обучения и развития (концепции Ж.Пиаже и Л.С. Выготского).
8. Индивидуализация обучения как организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
9. Психологические проблемы школьной отметки и оценки.
10. Пути, средства и возможности формирования нравственного поведения школьников.
6.4. Перечень вариантов контрольных работ
6.5. Примерная тематика курсовых работ
6.6. Примерный перечень вопросов к зачетам
1. Предмет, задачи и проблемы педагогической психологии.
2. Специфика методов педагогической психологии (экспериментально-генетический метод; обучающий эксперимент; метод поэтапного формирования умственных действий; формирующий эксперимент [генетико-моделирующий]).
3. Дидактические принципы обучения, их характеристика и психологический анализ.
4. Проблема взаимосвязи обучения и развития. Развивающее обучение в современном отечественном образовательном пространстве.
5. Деятельностный подход к учению в педагогической психологии.
6. Концепция П.Я. Гальперина о трех типах учения, ее реализация в педагогической практике.
7. Этапы формирования умственных действий и понятий в концепции П.Я. Гальперина.
8. Психологический анализ урока в деятельности учителя.
9. Педагогическая деятельность, ее сущность, структура и особенности, связанные со спецификой факультета. Понятие о стиле педагогической деятельности.
10. Психология личности учителя. Проблема педагогических способностей, их сущность, виды.
11. Психологические проблемы нравственного воспитания личности.
12. Педагогическое общение, его психологические характеристики. Особенности общения в системе "учитель-ученик".
13. Роль и психологические функции оценочной деятельности педагога. Условия повышения психологической эффективности оценочных воздействий педагога.
14. Мотивы учебной деятельности, их виды, психологические условия формирования положительных мотивов. Изучение мотивов учения в деятельности учителя.
15. Проблема формирования теоретического мышления школьников (В.В. Давыдов). Принципы построения учебных предметов и принципы обучения, организованного на основе содержательных обобщений.
16. Содержание и психологическая структура учебной деятельности, коллективно-распределенные формы ее организации.
17. Учебная задача, ее сущность, условия построения. Учебные действия как способ решения учебных задач.
18. Проблема самоконтроля и самооценки в учебной деятельности школьника.
19. Программированное обучение, его теоретические основания и предпосылки, способы организации.
20. Проблемное обучение, его сущность, уровни. Психологическая характеристика проблемной ситуации. Этапы решения проблемы.
6.8. Тесты
Предмет и история становления педагогической психологии как науки.
1.Возникновение педагогической психологии относят к периодам:
а) начало XX века
б) середина XIX века
в) начало XIX века
г) вторая половина XIX века
2.Предметом педагогической психологии является:
а) психика
б) развитие психики в онтогенезе
в) закономерности развития психики в процессе обучения и воспитания
г) закономерности общения людей в процессе их совместной деятельности
3.Последовательность этапов становления педагогической психологии как науки:
1. общедидактический этап
2. этап оформления в самостоятельную науку
3. этап создания психологических теорий обучения
4. Соотнесение этапов развития педагогической психологии как науки и их представителей:
1.Разработка теоретических основ психологических теорий обучения | А) И. Песталоцци, П.Ф.Каптерев, А.Дистервег | |
2.Первые попытки «психологизировать педагогику» | Б) Э.Мейман, Ж.Пиаже, П.П.Блонский, Л.С.Выготский | |
3. Выделение педагогической психологии в самостоятельную отрасль | В) Л.Н.Ланда, В.Оконь, А.М. Матюшкин и др. |
5.Традиционную структуру педагогической психологии составляют такие разделы как:
а) психология воспитания
б) психология группы
в) психология обучения
г) психология учителя
д) психология общения
6.Возникновение термина «педагогическая психология» связывают с именем :
а) П.Ф.Каптеревым
б) Каптеревым
в) Каптерев
7.Соответствие между первыми экспериментальными работами в области педагогической психологии и исследователями:
1.Исследования особенностей запоминания, развития речи, интеллекта, особенностей выработки навыков | А) Дж.Уотсон, Э.Толмен, Б.Скиннер и др. | |
2.Экспериментальное изучение особенностей поведения научения | Б) А.Бине, Т.Симон, Дж.Кеттелл и др. | |
3. Развитие тестовой психологии и психодиагностики | В) Э.Мейман, Ж.Пиаже, А.П.Нечаев, А.Бине и др. |