Структура методики мышечной релаксации
В 1932 г. увидело свет первое издание книги, посвященное новой психотерапевтической методике — методике «самогипноза», которая Должна была помочь больным-невротикам в их самостоятельной борьбе с эмоциональной напряженностью, личностными проблемами, переутомлением, — методике аутогенной тренировки (AT). Давая ей общую оценку, Й. Шультц, в частности, писал:
Концентрированное саморасслабление аутотренинга имеет цель точно предписанными упражнениями достигать внутренней расслабленности и переключения всего организма, которое позволяет здоровое укреплять, а нездоровое уменьшать или вовсе устранять[18]
Методика AT слагается из двух ступеней, условно обозначаем как высшая и низшая.
Высшая ступень включает систему упражнений, формируют/ способность к ярким наглядно-образным представлениям. В ее основе лежит концепция взаимодействия сознательной и подсознательно частей Я в жизнедеятельности человека. Предполагалось, что чёловек появляется на свет с индивидуальным набором задатков, склонностей, способностей, мотиваций, т. е. с некоторой предуготованность к тем или иным конкретным видам деятельности, моделям поведем ния, типам взаимоотношений. С другой стороны, благодаря обучению и воспитанию, а также под влиянием в той или иной степени осмысленного жизненного опыта у каждого человека складываются сознательные представления о том, чем ему следует заниматься и как лучше всего строить свою жизнь.
В рамках такой концептуальной модели внутриличностного взаимодействия нервно-психическое здоровье индивида представляется зависимым от того, насколько согласованы между собой врожденные задатки человека и сознательно (или же игрой обстоятельств) выстраиваемая им жизнедеятельность. Если они близки между собой, человек весьма успешен в работе, адаптирован в обществе и чувству-1 ет себя в жизни полноценной, самоактуализирующейся личностью. Про него можно было бы сказать, что он «нашел свой путь».
Если же сознательный (или вынужденный) выбор человека cyщественно расходится с его предуготованностыо, все, что бы он ни ] делал, будет даваться ему с большим трудом, требовать постоянного и избыточного волевого напряжения, не будет приносить полноценного удовлетворения от достигнутого, даже в случае очевидных успехов и удач. Он человек «не на своем месте», внутренне дисгармоничный, становящийся из-за этого в итоге пациентом психоневрологической клиники. При этом поскольку глубинная причина болезненных расстройств усматривалась И. Шультцем в ошибках сознательного выбора тех или иных жизненно важных решений, постольку основным способом лечения естественно выступало восстановление и налаживание эффективного диалога между сознанием и подсознанием.
В качестве языка такого диалога Й. Шультц предлагал использовать образные представления, тренируемые на фоне общей мышечной расслабленности. В серии довольно длительных упражнений высшей ступени AT обучаемый последовательно тренировался ярко и четко представлять сначала цветовые ощущения, затем — реальные объекты (свечу, яблоко, какого-либо человека, эмоционально значимого человека), а далее — абстрактные понятия: справедливость, счастье и т. д. После того как обучаемый в обсуждениях с терапевтом учился понимать смысл непроизвольно всплывающих в сознании образов, начинался этап собственно коррекции личности. Пациент, достигая состояния релаксации, начинал задавать вопросы, обращенные к своему подсознанию: «Правильно ли я живу?», «В чем смысл моей жизни?», «В чем я поступаю неправильно?»
Высшая ступень AT не получила широкой популярности, поскольку весьма трудна, требует немалого времени, а также потому, что процедура обучения психофизиологически слабо обоснованна. Вообще, популяризация AT совпала по времени с переходом психотерапевтов от индивидуальной формы работы с пациентом (ориентированной на его прошлое и подсознательные тенденции) на групповую (фиксирующую социально-психологические и поведенческие аспекты невротического расстройства и его терапии).
Низшая ступень мыслилась И. Шультцем как подготовительная: чтобы привлечь внимание пациента к его глубинным жизненным проблемам, нужно сначала снять его подавленность или возбудимость, устранить разнообразные болевые и дискомфортные ощущения, т. е. переключить его внимание с болезненных симптомов на внутренние причины их появления у пациента. Именно на решение этих задач и нацелена низшая ступень AT. Благодаря ее применению нормализовались физиологические процессы и эмоциональная сфера пациентов. Низшая ступень получила признание в разных странах сначала в сфере медицины, а затем в спорте, авиации и космонавтике, на производстве. В связи с этим термин «аутогенная тренировка» ассоциируется именно с ней, и далее он именно так и будет применяться.
В структурном плане методика AT состоит из семи последовательно разучиваемых упражнений. Каждое из них предполагает воздействие на определенную систему органов или орган. Это создание У себя установки на отдых и расслабление; глубокое расслабление двигательных поперечно-полосатых мышц (вызывание ощущения тяжести в теле); расслабление гладких мышц кровеносных сосудов (вызывание ощущения тепла); формирование успокаивающей структуры ч ритма дыхания (ощущение непроизвольности дыхания, ощущение Изменения веса тела в такт дыханию); снятие гипертонуса с коронарных сосудов сердца (ощущение акцентированного тепла в левой руке и левой половине грудной клетки); активизация системы парасимпатических нервных центров, обеспечивающих восстановление энергоресурсов организма, в частности активизацию пищеварительных процессов (глубинное тепло в области живота); устранение пм пертонуса мышц кровеносных сосудов мозга (легкая прохлада в области лба).
Все упражнения AT осваиваются обучающимися самостоятельна и разучиваются последовательно, одно за другим. Принято считать] что в среднем одно упражнение требует 3-разовых тренировок ежедневно в течение двух недель. Некоторые немецкие психотерапевты (Oderich, 1978) рекомендуют своим пациентам заниматься до 15 раз в день! Столь высокая «интенсивность» тренировок не должна приводить обучающегося в уныние: длительность каждой отдельной «тренировки»в каждом конкретном случае обусловлена только уровнем развития внимания у обучающегося. Тренировка продолжается до тех] пор, пока внимание обучающегося свободно, без волевых усилий, как бы само собой удерживается на ощущениях от тела. Й. Шультц специально подчеркивал необходимость для успешной релаксацииi именно пассивного, а не натужно-волевого сосредоточения на ощу-j щениях. Более того, волевое напряжение — это прямой путь прочь от] релаксации: принципиально невозможно «взять себя за горло» и заставить расслабиться. С точки зрения методики AT это положение! реализуется в том, что сначала обучающего курса длительность самостоятельного занятия AT может составлять всего 1-5 мин.
Начинать самостоятельное изучение расслабления лучше в комфортных внешних условиях (например, лежа в постели непосредственно перед сном, либо сразу после просыпания). Днем комфортными оказываются следующие условия: тишина и полумрак в помещении, где проводится тренировка, свежесть и прохлада воздуха (но при отсутствии сквозняков), кресло с высокой спинкой и подлокотниками. При этом вопреки обыденным представлениям, кресло не должно быть абсолютно мягким. Более того, из опыта лечебной гимнастики известно, что определенного рода жесткая поверхность, на которой сидит человек, приводит к лучшему и более быстрому расслаблению мышц.
В литературе дискутируется вопрос о том, какое положение теланаиболее способствует мышечному расслаблению. По нашему мнению, здесь можно сформулировать один общий принцип: поскольку для расслабления желательно отвлечь внимание обучаемого от внешнего мира и надежнее зафиксировать его на внутренних ощущениях, 1 положения рук, ног и всего тела должны быть несколько непривычны, например: ладони, положенные тыльной стороной кверху; руки, «закинутые» за голову при расслаблении лежа и т. д. Такое несколько непривычное расположение тела делает более интенсивными телесные ощущения и тем самым (опосредованно) способствует релаксации.
Упражнениям AT соответствуют словесные формулы: «Я абсолютно спокоен», «Моя правая рука тяжелая», «Моя правая рука теплая», «Мне дышится свободно и легко», «Сердце бьется спокойно и ровно», «Солнечное сплетение излучает тепло», «Мой лоб приятно прохладен». На занятии каждая формула мысленно, размеренно и неторопливо проговаривается обучаемым 6-8 раз подряд с небольшими паузами.
Формулы второго и третьего упражнения изменяются по мере их усвоения в следующем порядке: «Моя правая рука тяжелая»?«Мои руки тяжелые»?«Мои руки и ноги тяжелые»?«Все мое тело тяжелое». Аналогичная последовательность затем реализуется и при вызывании ощущения тепла. В обоих этих упражнениях И. Шультц рекомендовал начинать тренировку с правой руки для правшей, объясняя это тем, что мышцы ведущей руки лучше ощущаются.
К следующему упражнению целесообразно переходить только при полном усвоении предыдущего. Упражнение считается усвоенным, если соответствующее ему ощущение вызывается обучающимся быстро, переживается отчетливо и является устойчивым к различным помехам: внутренним (посторонние мысли и переживания, неудобство позы) и внешним (шум, свет). Если суммировать средние сроки овладения упражнениями, окажется, что курс обучения низшей ступени AT укладывается в среднем в 3-4 месяца регулярных самостоятельных тренировок.
Действия, рекомендуемые в AT для того, чтобы вызвать мышечное расслабление, весьма просты: принять удобную, максимально Расслабленную позу, по возможности отбросить на короткий период занятия все посторонние мысли; закрыть глаза, сосредоточив все внимание на ощущениях от тела; проговаривать мысленно стандартные формулы (фразы) AT; представлять ситуации, в которых нужное ощущение возникало само собой в ответ на объективно сложившуюся ситуацию. Так, например, истинная «релаксационная» тяжесть — это тяжесть в мышцах после целого дня интенсивной и приятной физической работы; «релаксационное» тепло — ни что иное, как тепло в руках, опущенных в ванну с горячей водой или лежащих под лучами яркого летнего солнца; тепло в области живота, появляющееся у человека, когда он озябший и усталый пришел с улицы и плотно пообедал.;
При анализе методики AT обращает на себя внимание ее научная строгость и обоснованность, внешняя простота, логичность структуры. Каждое упражнение ориентировано на конкретную физиологическую функцию и имеет свое ощущение-индикатор, по которому обучаемый может легко установить наличие или отсутствие у себя желательных физиологических изменений. Сначала предлагаются для разучивания те упражнения, результаты которых ощущаются наиболее ярко, затем — не столь отчетливо ощущаемые. Вначале это те, в исполнении которых у каждого человека и так есть некоторый личный опыт (например, расслабление мышц рук), потом другие, где' возможности произвольного упражнения у большинства людей близки к нулю. Первыми предлагаются упражнения, вносящие максимальный вклад в состояние общей расслабленности, а затем те, что( придают важные, но все же частные штрихи вызыванию и формированию этого состояния.
Обобщая сказанное о структуре AT, можно сделать вывод: главная заслуга И. Шультца заключается не в создании совершенно новой сверхоригинальной методики самовоздействия, а в соединении ранее уже известных приемов в научно обоснованную, логически: стройную систему, доступную для освоения практически любому человеку и позволяющую самостоятельно и целенаправленно влиять на собственное психофизиологическое состояние и, следовательно, на работоспособность, самочувствие и здоровье.