Понятие конфликта и характеристика внутриличностных конфликтов
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
Факультет психологии
Кафедра возрастной психологии
Курсовая работа
Особенности внутриличностных конфликтов в подростковом возрасте и способы их разрешения
Выполнила:
студентка II курса
очной формы обучения
специальность «Педагогика и психология»
Афанасьева Инесса Владимировна
Научный руководитель:
к.псх.н., доцент кафедры возрастной психологии
Федюнина Наталья Вячеславовна
Курсовая работа защищена
«__»___________2012 г.
Оценка_____________
Подпись научного руководителя____________
Самара, 2012
Содержание.
Содержание………………………………………………………………………2
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Особенности внутриличностных конфликтов в подростковом возрасте и способы их разрешения…………………………………………….5
1.1 Понятие конфликта и характеристика внутриличностных конфликтов...5
1.2 Особенности внутриличностных конфликтов в подростковом возрасте……………………………………………………………………...14
1.3 Способы разрешения внутриличностных конфликтов подросткового возраста………………………………………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………...33
Список использованной литературы………………………………………….34
Введение
Актуальность исследования:
Личность постоянно производит и воспроизводит конфликты внутри себя — внутриличностные конфликты, носителем которых она и является. И можно без преувеличения сказать, что вся жизнь нормального человека — это конфликт, и прежде всего конфликт не внешний, а внутренний, от которого нам никуда не деться.
Одним из наиболее значимых периодов в развитии личности считается подростковый возраст, который причисляют одновременно к критическому, кризисному и самому трудному.
Именно через конфликт, через его разрешение и преодоление происходит становление характера, воли и всей психической жизни личности, как в подростковом возрасте, так и во всех других возрастах.
Проблема внутриличностных конфликтов изучалась практически во всех направлениях психологии. В психоаналитическом направлении, с точки зрения биопсихической трактовки, свои теории выдвигал З.Фрейд. Другой представитель психоанализа, К.Юнг, рассматривал внутриличностный конфликт, как регресс на более низкий уровень психики, а К. Хорни считала, что внутриличностный конфликт правильно анализировать с двух позиций: столкновение стремлений к удовлетворению желаний и к безопасности и противоречие «невротических потребностей».
В рамках гуманистической психологии предлагается теория внутриличностного конфликта К. Роджерса, исходя из которой, сущность конфликта определяется как противоречие, возникающее у личности между осознанными, но ложными самооценками. А. Маслоу внутриличностный конфликт рассматривает как нереализованную потребность человека в самоактуализации.
Когнитивная психология рассматривает внутриличностный конфликт через когнитивный диссонанс (Л. Фестингер).
Сущностью внутриличностного конфликта, по мнению основателя логотерапии В. Франкла, является потеря смысла жизни.
В рамках бихевиоризма внутриличностный конфликт трактуется как плохая привычка, результат ошибочного воспитания (Д. Скинер). В работах необихевиористов (Н. Миллер, Дж. Доллард) конфликт определяется как реакция на препятствие.
Р. Ассаджоли (психосинтез) видит сущность внутриличностного конфликта в наличии острых противоречий внутри личности.
Среди отечественных психологов одним из первых внутренние конфликты исследовал А. Лурия, в его учении под внутриличностным конфликтом принимается ситуация, когда в поведении индивида сталкиваются две сильные, противоположные тенденции.
Значительный вклад в развитие теории внутриличностного конфликта внесли психологи В. Мерлин, В. Мясищев, Н. Левитов Л. Славина.
Объект исследования: внутриличностные конфликты
Предмет исследования: особенности внутриличностных конфликтов в подростковом возрасте и способы их разрешения.
Цель исследования: изучить особенности внутриличностных конфликтов в подростковом возрасте и способы их разрешения.
Задачи исследования:
1) Анализ литературы по теме исследования;
2) Теоретическое описание особенностей внутриличностных конфликтов подростков и способы их разрешения;
3) Формирование содержательных выводов по теме исследования.
Метод исследования: теоретический анализ литературы.
Глава 1. Особенности внутриличностных конфликтов в подростковом возрасте и способы их разрешения.
Понятие конфликта и характеристика внутриличностных конфликтов.
Внутриличностный конфликт - столкновение противоположных ценностных ориентаций личности, ее потребностей, интересов, стремлений Он возникает тогда, когда произошел дисбаланс в ценностно-смысловой структуре личности [1, с. 68].
Внутриличностный конфликт - это поляризация позиций человека, свидетельствующая о борьбе смысловых образований и вызывающая индивидуальную степень дискомфорта до тех пор, пока один из полюсов не начинает доминировать. Во внутриличностный конфликт вовлекаются элементы целостной структуры личности (Я-концепция, мотивационная, эмоциональная сфера, смыслообразующая деятельность, отношения), которые выражают субъективные ценности и закрепляются в личностных смыслах [2].
Основными причинами внутреннего конфликта являются трудности при выборе решения, неадекватное представление о себе. В научной литературе В.В. Козлов, Л.М. Митина, К. Хорни отмечают, что успешному преодолению внутриличностного конфликта способствует, принятие ценностей самоактуализирующейся личности, относительной независимости от внешнего влияния, выработка адекватной оценки ситуации, включающей в себя самооценку индивида и оценку сложности[9].
Проблема внутриличностного конфликта активно разрабатывается в зарубежной психологии. Особенность зарубежных исследований состоит в том, что внутриличностный конфликт рассматривается исходя из понимания личности, которое сложилось в рамках определенной психологической школы.
В концепции внутриличностного конфликта в рамках психоаналитического направления акцент делается на его биопсихологической трактовке. У человека в состоянии внутриличностного конфликта происходит столкновение желаний, часть личности отстаивает определенные желания, другая отклоняет их (3. Фрейд) [9].. В теории К. Юнга внутриличностный конфликт — это регресс на более низкий уровень психики, т. е. он происходит в сфере бессознательного[9].
У К. Хорни [9] внутриличностный конфликт анализируется с двух позиций: как столкновение стремлений к удовлетворению желаний и к безопасности и как противоречие «невротических потребностей», удовлетворение которых влечет за собой фрустрацию других.
В рамках гуманистической психологии предлагается другая теория внутриличностного конфликта. В основе конфликта, по К Роджерсу [9]., лежит противоречие, возникающее у личности между осознанными, но ложными самооценками, которые человек приобретает в течение жизни, и самооценкой на неосознаваемом уровне. Другой представитель данного направления — А. Маслоу сущность внутриличностного конфликта рассматривает как нереализованную потребность человека в самоактуализации. [9]
Сущностью внутриличностного конфликта, по мнению основателя логотерапии В. Франкла, является потеря смысла жизни. Когнитивная психология рассматривает внутриличностный конфликт через когнитивный диссонанс (Л. Фестингер) [9]. Диссонанс представляет собой негативное состояние, возникающее в ситуации несоответствия знания и поведения или несовпадения двух знаний. Субъективно когнитивный диссонанс переживается как дискомфорт. Поэтому личность стремится устранить его.
В рамках бихевиоризма внутриличностный конфликт трактуется как плохая привычка, результат ошибочного воспитания (Д. Скинер). В работах необихевиористов (Н. Миллер, Дж. Доллард) конфликт определяется как фрустрация, т. е. реакция на препятствие [9].
Основатель концепции психосинтеза Р. Ассаджоли видит сущность внутриличностного конфликта в наличии острых противоречий внутри личности, снижающих цельность «Я».
В большинстве зарубежных теорий внутриличностного конфликта, разработанных зарубежными психологами, основу составляет категория противоречия, внутренней борьбы и понятие психологической защиты (преодоление конфликта). Протекание внутриличностного конфликта связывается с негативными переживаниями. Среди отечественных психологов одним из первых внутренние конфликты исследовал А. Лурия. [9] Под внутриличностные конфликтом он понимал ситуацию, когда в поведении индивида сталкиваются две сильные, но противоположно направленные тенденции.
Значительный вклад в развитие теории внутриличностного конфликта внесли психологи В. Мерлин, Н. Левитов Л. Славина. В. Мерлин рассматривал внутриличностный конфликт как «результат острого неудовлетворения глубоких и актуальных мотивов и отношений личности». Если в процессе деятельности возникает состояние длительной дезинтеграции личности, выражающееся в обострении противоречий между различными сторонами, свойствами, отношениями и действиями личности, то такое психическое состояние является внутриличностным конфликтом [9].
"Длительность и интенсивность конфликта зависят от того, какое место занимают нарушенные антагонистические отношения во всей системе отношений человека. При столкновении центральных отношений конфликт принимает глобальные размеры, захватывает всю личность. Она как бы внутренне расщепляется, и этот внутренний конфликт может перерасти в невроз.
По Н. Левитову внутренний конфликт представляет борьбу мотивов, которая осознается как переживание душевного разлада. [3]
В большинстве теоретических концепций представлен один или несколько видов внутриличностных конфликтов. В психоанализе центральное место занимают конфликты между потребностями личности, а также между потребностями и социальными нормами. В интеракционизме анализу подвергаются ролевые конфликты. Однако в реальной жизни происходит множество других внутриличностных конфликтов. Для того чтобы построить их единую типологию, необходимо основание, в соответствии с которым можно объединить это разнообразие внутренних конфликтов в систему. Такой основой является ценностно-мотивационная сфера личности. С этой важнейшей сферой психики человека связана его внутренняя конфликтность, так как именно она отражает разнообразные связи и отношения личности с окружающим миром.
Исходя из этого выделяют следующие основные структур внутреннего мира личности, вступающие в конфликт.
• Мотивы, отражающие стремления личности различного уровня (потребности, интересы, желания, влечения и т.п.). Они могут быть выражены понятием «хочу» («Я хочу»).
• Ценности, воплощающие в себе общественные нормы и вы ступающие благодаря этому как эталоны должного. Мы имеем в виду личностные ценности, т. е. принятые личностью, а также те, которые не принимаются ею. но в силу их общественной или другой значимости личность вынуждена следовать им. Поэтому они обозначаются как «надо» («Я должен»).
• Самооценка, определяемая как самоценность себя для себя оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. Будучи выражением уровня притязания личности, самооценка выступает своеобразным побудителем ее активности, поведения. Выражается как «могу» или «не могу» («Я есть»).
В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают во внутренний конфликт, выделяются шесть основных видов внутриличностного конфликта.
1. Мотивационный конфликт. Один из часто изучаемых видов внутриличностного конфликта, в частности, в психоаналитическом направлении. Выделяют конфликты между бессознательными стремлениями (3. Фрейд), между стремлениями к обладанию и к безопасности (К. Хорни).
2. Нравственный конфликт. В этических учениях его часто называют моральным или нормативным конфликтом (Д. Федорина). Рассматривается как конфликт между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями (В. Мясищев). Спиваковская выделяет конфликт между стремлением действовать в соответствии с желанием и требованиями взрослыми общества. Иногда рассматривается как конфликт между долгом и сомнением в необходимости следовать ему (В. Франкл). [3]
3. Конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности. Это конфликт между желаниями и действительностью, которая блокирует их удовлетворение.
Иногда его трактуют как конфликт между «хочу быть таким, как они» (референтная группа) и невозможностью это реализовать. Конфликт может возникать не только когда действительность блокирует реализацию желания, но и в результате физической невозможности человека его осуществить. Это конфликты, возникающие из-за неудовлетворенности своей внешностью, физическими данными и способностями. К данному виду относятся и внутриличностные конфликты, в основе которых лежат сексуальные патологии.[3]
4. Ролевой конфликт выражается в переживаниях, связанных с невозможностью одновременно реализовать несколько ролей (межролевой внутриличностный конфликт), а также в связи с различным пониманием требований, предъявляемых самой личностью к выполнению одной роли (внутриролевой конфликт). К этому виду относятся внутриличностные конфликты между двумя ценностями, стратегиями или смыслами жизни.
5. Адаптационный конфликт понимается как в широком смысле, т. е. как возникающий на основе нарушения равновесия между субъектом и окружающей средой, так и в узком смысле при нарушении процесса социальной или профессиональной адаптации. Это конфликт между требованиями действительности и возможностями человека — профессиональными, физическими, психологическими. Несоответствие возможностей личности требованиям среды или деятельности может рассматриваться как временная неготовность, так и неспособность выполнить предъявляемые требования.
6. Конфликт неадекватной самооценки. Адекватность самооценки личности зависит от ее критичности, требовательности к себе, отношения к успехам и неудачам. Расхождение между притязаниями и оценкой своих возможностей ведет к тому, что у человека возникают повышенная тревожность, эмоциональные срывы и др. (А. Петровский, М. Ярошевский). Среди конфликтов неадекватной самооценки выделяют конфликты между завышенной самооценкой и стремлением реально оценивать свои возможности, между заниженной самооценкой и осознанием объективных достижений человека, а также между стремлением повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех и понизить притязания, чтобы избежать неудачи (Д. Хекхаузен). [3]
Кроме того, выделяют невротический конфликт. Он является результатом длительно сохраняющегося «простого» внутриличностного конфликта. [3, 295-298].
Внутриличностный конфликт по своим последствиям может быть как конструктивным(функциональным, продуктивным), так и деструктивным (дисфункциональным, непродуктивным). Первый имеет своим результатом положительные последствия, второй — отрицательные. Внутриличностный конфликт носит деструктивный характер, когда личность не может найти выход из сложившейся конфликтной ситуации, не в состоянии вовремя и положительно разрешить противоречия внутренней структуры.
Если внутриличностный конфликт вовремя не разрешается, то он может привести к более тяжелым последствиям, наиболее сильные из которых стресс, фрустрация и невроз.
Стресс (от англ. stress— давление, напряжение) — состояние человека, возникающее в ответ на разнообразные эмоциональные воздействия. Он может проявляться на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях и является весьма распространенной реакцией на внутриличностный конфликт, если тот зашел достаточно далеко и личность не способна его вовремя и конструктивно разрешить. При этом сам стресс часто провоцирует дальнейшее развитие конфликта или порождает новые конфликты, поскольку некоторые пытаются сорвать свое раздражение и гнев на окружающих.
Фрустрация (от лат. frustratio — расстройство, разрушение планов) — психическое состояние человека, вызываемое непреодолимыми объективными (или субъективно воспринимаемыми в качестве таковых) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или разрешению задачи. Фрустрация — всегда тягостное переживание неудачи или неразрешимого противоречия. Ее можно рассматривать как одну из форм психологического стресса.
Фрустрация — негативное следствие внутриличностного конфликта, когда рост напряжения превышает фрустрационную толерантность, т.е. устойчивость личности к фрустраторам. Фрустратор — это причина, вызывающая фрустрацию. Она сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины и т.д. И чем сильнее внутриличностный конфликт, тем больше глубина фрустрации. Разные люди справляются с ней по-разному. Каждый имеет свой порог чувствительности и обладает индивидуальными силами для преодоления фрустрационной реакции на внутриличностный конфликт.
Неврозы (от греч. neuron — нерв) — это группа наиболее распространенных нервно-психических расстройств, имеющих психогенную природу- В основе неврозов лежит непродуктивно разрешаемое противоречие между личностью и значимыми для нее факторами действительности. Глубокий внутриличностный конфликт, который личность не в состоянии разрешить положительно и рационально,— важнейшая причина неврозов. Эта невозможность разрешения конфликта сопровождается возникновением болезненных и тягостных переживаний неудач, неудовлетворенных потребностей, недостижимости жизненных целей, потери смысла жизни и т.д. Появление неврозов означает, что внутриличностный конфликт перерос в невротический конфликт (нервоз).
Таковы основные отрицательные последствия внутриличностного конфликта.
Внутриличностный конфликт может быть и конструктивным, т.е. позитивно влияющим на структуру, динамику и результативность внутриличностных процессов и служащим источником самосовершенствования и самоутверждения личности. В этом случае внутриличностные противоречия разрешаются без особых негативных последствий, а общим результатом их разрешения является развитие личности- Поэтому многие исследователи внутриличностного конфликта совершенно обоснованно рассматривают продуктивный внутриличностный конфликт как важный способ развития личности.
Действительно, именно через конфликт, разрешение и преодоление внутриличностных противоречий происходит становление характера, воли и всей психической жизни личности. Лишите человека этой внутренней работы и борьбы и вы лишите его полноценной жизни и развития, ибо сама жизнь и есть постоянное разрешение противоречий.
Если рассматривать положительные последствия внутриличностного конфликта более конкретно, то можно выделить следующие:
1) способствуют мобилизации ресурсов личности для преодоления существующих препятствий ее развития;
2) помогают самопознанию личности и выработке ее адекватной самооценке;
3) закаляет волю и укрепляет психику человека;
4) является средством и способом саморазвития и самоактуализации личности;
5) преодоления конфликтов дают личности ощущение полноты жизни, делают ее внутренне богаче, ярче и полноценнее.
В этом плане внутриличностные конфликты дают нам возможность насладиться победой над самим собой, когда человек свое реальное “Я” хотя бы на немного приближает к своему идеальному “Я”. [13]