Психоаналитическая теория фрейда
Теория Зигмунда Фрейда включена в эту книгу по нескольким причинам. Это была одна из самых первых четко сформулированных современных теорий личности, и она все еще сохраняет влияние в ряде дисциплин (хотя и не находится в наши дни в основном русле психологии). Это одна из очень немногих теорий, которые предполагают, что область бессознательного как часть психики существует и очень важна для нашего повседневного функционирования — положение, которое в наши дни получает определенную поддержку со стороны когнитивной психологии.
Кроме того, это очень обширная теория, которая стремится объяснить целый ряд интересных форм человеческого поведения. По всем этим причинам она заслуживает пристального внимания.
Введение
Зигмунд Фрейд (1856-1939) — одна из величайших фигур в психологии личности. Хотя его теория насчитывает более ста лет, она остается исключительно полемичной и влиятельной в различных областях за пределами психологии. Во многих отношениях Фрейд был первооткрывателем.
• Он понимал необходимость тщательного наблюдения поведения (хотя существует общее мнение, что его собственный опыт наблюдения был далек от совершенства).
• Он пытался объяснить поведение с помощью небольшого числа психологических процессов.
• Он разработал модель психического функционирования, которая естественным путем привела к созданию отдельного направления в психотерапии (психоанализ).
• В сущности он пытался дать объяснение всем важным аспектам человеческой жизни, включая религию, любовь к искусствам, развитие ребенка, сны, шутки, «обмолвки», мотивацию, тревогу, сексуальное поведение, депрессию и другие неврозы, а также агрессию.
Теория Фрейда и дискуссионна, и влиятельна (особенно в континентальной Европе) и вне психологии, в таких областях, как литературная критика. Поэтому она рассматривается в двух главах: первая описывает развитие некоторых наиболее важных идей Фрейда и дает им объяснение, вторая посвящена выяснению того, какие именно положения теории Фрейда действительно верны (если таковые имеются). Теория Фрейда важна, потому что она стремится объяснить, в сущности, каждый значимый и интересный аспект человеческого поведения. Это была первая «грандиозная теория» психологии и первая теория (хотя и не бесспорная), которая придавала бессознательному значение большее, чем «мусорной корзине» для забытых воспоминаний. Она по-прежнему остается одной из немногих теорий, которые предполагают, что люди могут быть мотивированны и подверженны влиянию со стороны факторов, которые они совершенно не осознают.
По-видимому, почти каждый психолог имеет свое мнение о Фрейде, независимо от того, читал ли он в действительности какую-либо из его работ. На самом деле чтение переводов статей и книг самого Фрейда ничем нельзя заменить, прежде всего потому, что некоторые из них были написаны для просвещения читателей, не имеющих специальной подготовки, например, для его коллег по медицинской практике, и поэтому я бы настоятельно советовал читателям изучить хотя бы работы, перечисленные в конце данной главы.
Фрейд никогда не собирался быть психологом. Собственно, это понятие появилось незадолго до того, как он начал изучать медицину в Вене в 1873 г. Став квалифицированным специалистом, он сосредоточился на физиологических и неврологических исследованиях, проводя в том числе и некоторые новаторские эксперименты по воздействию кокаина, в частности на яички угря (что
естественно для человека, которому суждено было открыть сексуальный символизм). Согласно его биографу Эрнсту Джонсу (Ernest Jones, 1953), он говорил своей невесте, что «анатомия мозга была единственным серьезным соперником, которого она когда-либо имела или могла иметь». Таким образом, Фрейд был весьма сведущ в научном методе: он проводил наблюдения в контролируемых условиях, формулируя на их базе теории, которые затем проверялись в условиях контролируемого эксперимента. Однако качество данных, на которых Фрейд основывал свои собственные теории, все еще остается дискуссионной темой. Критики (например, Айзенк) утверждают, что теория Фрейда основывается на ненадежных наблюдениях, а сами идеи настолько сложны, что не поддаются опровержению, хотя могут претендовать на то, чтобы «объяснять» почти все что угодно. Мы вернемся к обсуждению этого вопроса в следующей главе.
В XIX в. психиатрия в значительной степени была золушкой в медицинской практике. От расстройств психики, не имеющих явной физиологической основы, отделывались как от чего-то, чего не может быть. Некоторым требовавшим внимания пациентам, страдавшим от таких разных симптомов, как провалы памяти, паралич, нервные тики (подергивания), сужение поля зрения, анорексия, слепота, шепотная речь, конвульсии, а также от целого ряда других тревожных нарушений, ставился диагноз заболевания различными формами истерии. Это было почти равносильно обвинению в симуляции, и медицинский истеблишмент избегал таких пациентов.
Интерес Фрейда к психиатрии возник в 1880-е гг., когда он согласно его переводчику Джеймсу Стрэйчи (James Strachey)] нуждался в том, чтобы упрочить свое положение для женитьбы на богатой невесте Марте Бернейс (Martha Bemays). В 1885 г. он отправился в Париж проводить исследования совместно с Шарко, прославленным неврологом. Это решение призвано было изменить судьбу психологии.
Шарко изучал гипнотизм и особенно способы, посредством которых гипнотические внушения могли быть использованы для «имплантации» идей в сознание здоровых испытуемых-добровольцев. В результате этих воздействий у испытуемого, даже после освобождения от гипнотического транса, появлялась заданная активность или возникали определенные чувства. Например, загипнотизированному субъекту могли внушить, что всякий раз, когда впоследствии при нем будет упомянута цифра «девять», он должен вставать или что его левая нога будет ощущать холод и онемение всякий раз, когда он увидит пищу. Испытуемые, подвергшиеся подобного рода гипнозу, утверждали, что не помнят о том, чтобы их просили вести себя именно так или переживать подобные ощущения, и им было довольно трудно объяснить себе, почему они чувствуют побуждение выполнять подобные действия в ответ на гипнотическое внушение.
Фрейд увидел определенное сходство между поведением загипнотизированных Шарко испытуемых и пациентами, страдающими от истерии. Прежде всего, в обоих случаях поведение или симптом не имели физической причины. Онемение ноги, возникающее в результате гипнотического внушения, имело чисто психологическое происхождение, точно так же как и симптомы пациентов-истериков. Помимо этого, испытуемые, подвергавшиеся гипнозу, не осознавали причин своего поведения или побуждений совершать некоторые действия, почти так же как и истеричные пациенты, утверждавшие, что они совершенно ничего не знают о происхождении своих симптомов. Фрейд предположил, что эти явления могут проистекать из забытых впечатлений. Что-то пережитое, какое-то психическое событие может объяснять симптомы истерии. Поскольку оба — и подвергшийся гипнозу испытуемый, и пациент-истерик — не помнят, как может показаться, о таком событии, оно должно локализоваться в той области психики, которая обычно не доступна сознанию, но откуда, тем не менее, могут поступать сигналы, влияющие на поведение, телесные и психические симптомы.
Если эта теория верна, из нее следует, что симптомы истерии можно лечить, используя определенные психологические манипуляции, в значительной мере аналогичные тем, какие производятся при аннулировании гипнотического внушения (или принудительного забывания) в соответствии с инструкциями гипнотизера. Вернувшись в Вену, Фрейд заявил о себе как о специалисте по лечению «нервных болезней» с помощью нового метода, именуемого «методом свободных ассоциаций». Он объединился с более опытным врачом Иозефом Брейером, и они совместно опубликовали книгу «Исследования истерии» (1893/1964), которая широко интерпретируется как основа фрейдовской теории психоанализа.
Эта плодотворная работа сообщала о некоторых замечательных случаях излечения от симптомов истерии с помощью гипноза.
Пациентов гипнотизировали, а затем убеждали поверить, что симптомы их болезни исчезнут, а также просили порассуждать о причинах появления этих симптомов (как описано Фрейдом в анализе случая Эмми фон Н.). Позднее Фрейд пришел к выводу, что основной причиной излечения было тщательное изучение воспоминаний пациента (а не гипнотическое внушение). Он утверждал: Каждый отдельный симптом немедленно и навсегда исчезал, когда нам удавалось привести к четкому осознанию воспоминание о событии, вызвавшем его появление, и возбудить сопутствующий аффект (слово, которое Фрейд использует как синоним слова «эмоции») (при условии, что пациент описывал события с максимально возможным числом деталей и вкладывал все чувства в это описание).
(Freud and Breuer, 1893/1964, p. 57)
Это первое изложение техники, известной как свободная ассоциация. Она включала следующее: пациент в непринужденной позе полулежал на кушетке, терапевт садился вне его поля зрения и просил его (или ее) сказать первое, что придет ему в голову в ответ на слова, периодически произносимые терапевтом. Пациента особенно настойчиво просили не упускать ни одной детали, даже если она кажется ему тривиальной, несущественной, смущающей или посторонней. Затем терапевт тщательно анализировал эти воспоминания и отмечал особенно те случаи, когда пациент затруднялся выдать ассоциацию в ответ на какое-либо слово или фразу. Это может указывать на то, что некий психологический механизм, известный как репрессия, вмешивался в способность пациента отвечать. Поскольку пациента настоятельно просили говорить все, что придет в голову, каким бы фрагментарным, смешным или смущающим это ни представлялось, затруднение в порождении ассоциаций едва ли можно было объяснить внутренней цензурой. Поэтому предполагалось, что терапевт задевал что-то, близкое к неприятному, эмоционально отягощенному, вытесненному в область бессознательного воспоминанию, которое, вероятнее всего, и было подлинной причиной синдрома истерии.
«Исследования истерии» и другие работы описывают несколько случаев, когда пациенты Фрейда в конечном счете смогли вспомнить события (часто имевшие место в детстве), которые спустя многие годы были полностью забыты и ассоциировались с сильными и неприятными эмоциональными переживаниями — такими, как гнев, печаль или вина. Фрейд обнаружил, что, когда пациент вспоминал травмировавшее его событие и (что особенно важно) заново переживал эмоцию, испытанную в то время, физический симптом просто исчезал. Фрейд утверждал, что, используя этот метод, который стал известен как психоанализ, можно лечить такие симптомы, как нарушение глотательного рефлекса, паралич, слепота, нервные тики и потеря памяти.
Далее следуют два довольно типичных примера, которые приводятся Фрейдом. Первый описывает одну из ранних попыток Брейера исследовать бессознательное, используя гипноз при попытке вылечить молодую женщину, время от времени впадавшую в состояние транса, напоминающее некоторые формы эпилепсии. Второй пример описывает разработанную Фрейдом технику психоанализа.
Было замечено, что, когда пациентка находилась в состоянии «отключенности» (измененное состояние личности сопровождалось замешательством), она имела привычку бормотать про себя какие-то слова, причем казалось, будто они возникают из потока мыслей, которые захватывали ее разум. Доктор, зная эти слова, начинал вводить ее в состояние гипноза и повторять ей эти слова так, чтобы заставить ее использовать их в качестве исходного стимула. Благодаря этому пациентка... воспроизводила в его присутствии мысленные образы, которые овладевали ее разумом во время периодов «отключенности» и выдавали свое существование посредством отдельных слов, которые она произносила. Это были фантазии, имевшие оттенок меланхолии (назовем их «дневные сны»), иногда характеризуемые поэтической прелестью, а исходным стимулом являлась, как правило, ситуация, когда девочка сидела у постели больного отца. Когда пациентка связала ряд этих фантазий, она как будто стала свободной и вернулась к нормальной психической жизни... Напрашивается вывод, что изменения в ее психическом состоянии, выражавшиеся в периодах «отключенности», явились результатом стимула, возникшего из этих эмоциональных фантазий. (Freud, 1957, лекция 1)
Вместо того чтобы принуждать пациента рассуждать по поводу какой-то особой темы, я теперь прошу его отдаться течению свободных ассоциаций — это значит, он говорит все, что придет ему в голову, до тех пор, пока не прервешь его с целью дать какое-то определенное направление его мыслям. Существенным моментом является то, что пациент должен обязательно сообщать дословно все, что возникает в его самовосприятии, нельзя допускать критические возражения, побуждающие его отстранять определенные ассоциации, на том основании, что они недостаточно важны, или не имеют отношения к делу, или что все они в совокупности не имеют значения... Однако если пациент соблюдает это правило и преодолевает свою скрытность, сопротивление найдет другие средства выражения. Это произойдет таким образом, что подавляемый материал никогда не будет доступен, за исключением каких-то намеков, которые приближают его к пациенту иносказательным образом; и чем больше сопротивление, тем дальше от фактически существующей мысли, в поисках которой пребывает аналитик, будут находиться замещающие ассоциации, сообщаемые пациентом. Если сопротивление невелико, он (аналитик) сможет из намеков пациента сделать выводы о самом неосознаваемом материале, если же сопротивление значительно, он сможет установить его характер на основе ассоциаций... и объяснит это пациенту.
(Freud, 1959, раздел IV)
Таким образом, никакого равноправия в психоанализе не существует. По контрасту с другими современными направлениями психотерапии, в которых консультант и пациент совместно исследуют воспоминания и чувства, психоаналитик фрейдистского толка старается уловить знаки сопротивления в потоке свободных ассоциаций и может сделать вывод о глубоко скрытой травме, наличие которой пациент совершенно не осознает. После постановки диагноза необходимо убедить пациента признать его и поверить в правильность интерпретации, даваемой аналитиком, несмотря на вс» протесты и попытки защиты. Только тогда симптом должен исчезнуть.