Приложение Л КУРС ОБУЧЕНИЯ ПОЗНАНИЮ САМОГО СЕБЯ
Главные компоненты:
• Самоосознание: наблюдение за собой и осознание своих чувств, создание словаря для чувств; выяснение связей между мыслями, чувствами и реакциями
• Личное принятие решений: рассмотрение своих действий и выяснение последствий этих действий; выяснение вопроса о том, что управляет принятием решения — мысль или чувство; практическое использование результатов этого анализа в таких областях, как секс и наркотики
• Умение владеть чувствами: мониторинг «внутреннего разговора» для того, чтобы отлавливать негативную информацию, такую как резкая критика самого себя; осознание того, что скрывается за чувством (например, обида, которая лежит в основе гнева); нахождение способа справиться со страхами и тревогами, гневом и печалью
• Умение справляться со стрессом: осознание полезности тренировки, методов управляемых представлений и релаксации
• Эмпатия: понимание чувств и забот других людей и разделение их точки зрения; правильность восприятия различий в отношении людей к одним и тем же вещам
• Коммуникации: результативные обсуждения чувств: научение хорошо слушать и задавать вопросы; умение проводить
Аэниел Гоулллан
различия между тем, что кто-то говорит или делает, и вашими реакциями на это или суждениями об этом; вместо осуждения говорить «А я бы сделал так...»
• Самораскрытие: умение ценить искренность и создавать доверительные взаимоотношения; умение выбрать момент, когда можно без всякого риска обсудить ваши сокровенные чувства
• Проницательность: выявление моделей вашей эмоциональной жизни и реакций; распознавание аналогичных моделей у других людей
• Личная ответственность: умение брать на себя ответственность; осознание последствий своих решений и поступков; принятие своих чувств и настроений; доведение дел до конца согласно обязательствам (например, в отношении учебы)
• Уверенность в себе: умение заявлять о своих заботах и переживаниях без раздражения или небезучастно
• Групповая динамика: сотрудничество; понимание, когда и как надо вести за собой, а когда быть ведомым
• Разрешение конфликтов: как честно бороться с другими детьми, родителями, учителями; модель «победа/победа» для обсуждения компромиссов
Приложение Е
СОЦИАЛЬНОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ
НАУЧЕНИЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа развития ребенка
Эрик Шэпс, Центр по изучению развития, Окленд, штат Калифорния:
Оценивание в школах в Северной Калифорнии, классы К-6; оценка независимыми наблюдателями, сравнение с контрольными школами.
Результаты:
• Более ответственные
• Более уверенные в себе
• Более просоциальные и готовые помочь
• Лучше понимающие других людей
• Более тактичные и заботливые
• Более просоциальные стратегии разрешения межличностных проблем
• Более гармоничные
• Более демократичные
• Большее умение разрешать конфликты
Дэниел Гоулман
САСМ
Марк Гринберг, Проект «Ускоренный курс», Университет штата Вашингтон.
Оценивался в школах Сиэтла, 1 —5-е классы; оценки выносились учителями, подобранными для сравнения контрольными учащимися из числа 1) обычных учащихся, 2) глухих учащихся, 3) учащихся, получающих специальное образование.
Результаты:
• Улучшение социальных когнитивных навыков
• Улучшение эмоционального состояния, осознания и понимания
• Лучший самоконтроль
• Более удачное планирование при решении когнитивных задач
• Дети больше думают, прежде чем действовать
• Более успешное разрешение конфликтов
• Более позитивная атмосфера в классе
Учашиеся с особыми потребностями
Улучшившееся поведение в классе с точки зрения:
• Выносливости к фрустрации
• Уверенных навыков общения
• Ориентации на задание
• Навыков и умений, присущих их сверстникам
• Сопереживания
• Общительности
• Самоконтроля
Улучшение понимания эмоционального состояния
• Осознание
• Называние эмоции
• Сокращение числа самоотчетов о печали и депрессии
• Уменьшение тревожности и ухода в себя
Эмоциональный интеллект
Сиэтлский проект социального развития
Дж. Дэвид Хокинс, Группа исследования социального развития, Университет штата Вашингтон.
Оценивалась в начальных и средних школах Сиэтла по результатам независимого тестирования и объективным критериям в сравнении с не участвовавшими в программе школами.
Результаты:
• Более позитивная привязанность к семье и школе
• Мальчики менее агрессивны, девочки менее склонны к самоуничижению
• Меньшее число временных исключений и исключений учащихся с низким уровнем успеваемости
• Меньше случаев приобщения к употреблению наркотиков
• Меньше правонарушений
• Более высокие баллы по результатам стандартизованных тестов для оценки достижений
Йельско-нью-хейвенская программа стимулирования развития социальной компетентности
Роджер Вайссберг, Университет штата Иллинойс в Чикаго.
Оценивалась в средних школах Нью-Хейвена, в 5—8-х классах по результатам независимых наблюдений и отчетов учащихся и учителей в сравнении с контрольной группой.
Результаты:
• Улучшение навыков решения проблем
• Большая вовлеченность в общение с равными себе
• Большее сдерживание побуждений
Дэниел Гоулллан
• Улучшившееся поведение
• Большая успешность в межличностных отношениях и большая популярность
• Возросшее умение справляться с трудностями
• Возросшее мастерство решения межличностных проблем
• Умение лучше справляться с тревожностью
• Сокращение числа случаев делинквентного поведения
• Развитие навыков разрешения конфликтов
Программа творческого полхода к разрешению конфликтов
Линда Лантьери, Национальный центр по реализации программы творческого подхода к разрешению конфликтов (инициатива организации «Педагоги за социальную ответственность»), город Нью-Йорк.
Оценивалась в школах Нью-Йорка, классы К-12, по оценкам учителей до и после программы.
Результаты:
• Меньше хулиганских действий в классе
• Меньше словесных оскорблений в классе
• Атмосфера, где проявляется большая заботливость
• Большая готовность к сотрудничеству
• Большая эмпатия
• Лучшие навыки общения
Проект улучшения социального осознания и решения социальных проблем
Морис Илайес, Университет Ратгерса.
Оценивался в школах Нью-Джерси, классы К-6, по оценкам учителей, суждениям ровесников и школьным отчетам в сравнении с неучаствовавшим контингентом.