Приложение Л КУРС ОБУЧЕНИЯ ПОЗНАНИЮ САМОГО СЕБЯ

Главные компоненты:

• Самоосознание: наблюдение за собой и осознание своих чувств, создание словаря для чувств; выяснение связей меж­ду мыслями, чувствами и реакциями

• Личное принятие решений: рассмотрение своих действий и выяснение последствий этих действий; выяснение вопроса о том, что управляет принятием решения — мысль или чув­ство; практическое использование результатов этого ана­лиза в таких областях, как секс и наркотики

• Умение владеть чувствами: мониторинг «внутреннего раз­говора» для того, чтобы отлавливать негативную информа­цию, такую как резкая критика самого себя; осознание того, что скрывается за чувством (например, обида, которая ле­жит в основе гнева); нахождение способа справиться со страхами и тревогами, гневом и печалью

• Умение справляться со стрессом: осознание полезности тренировки, методов управляемых представлений и ре­лаксации

• Эмпатия: понимание чувств и забот других людей и разде­ление их точки зрения; правильность восприятия различий в отношении людей к одним и тем же вещам

• Коммуникации: результативные обсуждения чувств: науче­ние хорошо слушать и задавать вопросы; умение проводить



Аэниел Гоулллан

различия между тем, что кто-то говорит или делает, и ва­шими реакциями на это или суждениями об этом; вместо осуждения говорить «А я бы сделал так...»

• Самораскрытие: умение ценить искренность и создавать доверительные взаимоотношения; умение выбрать момент, когда можно без всякого риска обсудить ваши сокровенные чувства

• Проницательность: выявление моделей вашей эмоциональ­ной жизни и реакций; распознавание аналогичных моде­лей у других людей

• Личная ответственность: умение брать на себя ответствен­ность; осознание последствий своих решений и поступков; принятие своих чувств и настроений; доведение дел до кон­ца согласно обязательствам (например, в отношении уче­бы)

• Уверенность в себе: умение заявлять о своих заботах и пере­живаниях без раздражения или небезучастно

• Групповая динамика: сотрудничество; понимание, когда и как надо вести за собой, а когда быть ведомым

• Разрешение конфликтов: как честно бороться с другими деть­ми, родителями, учителями; модель «победа/победа» для обсуждения компромиссов

Приложение Е

СОЦИАЛЬНОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ

НАУЧЕНИЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ

Программа развития ребенка

Эрик Шэпс, Центр по изучению развития, Окленд, штат Калифорния:

Оценивание в школах в Северной Калифорнии, классы К-6; оценка независимыми наблюдателями, сравнение с конт­рольными школами.

Результаты:

• Более ответственные

• Более уверенные в себе

• Более просоциальные и готовые помочь

• Лучше понимающие других людей

• Более тактичные и заботливые

• Более просоциальные стратегии разрешения межличност­ных проблем

• Более гармоничные

• Более демократичные

• Большее умение разрешать конфликты



Дэниел Гоулман

САСМ

Марк Гринберг, Проект «Ускоренный курс», Университет штата Вашингтон.

Оценивался в школах Сиэтла, 1 —5-е классы; оценки выно­сились учителями, подобранными для сравнения контрольны­ми учащимися из числа 1) обычных учащихся, 2) глухих уча­щихся, 3) учащихся, получающих специальное образование.

Результаты:

• Улучшение социальных когнитивных навыков

• Улучшение эмоционального состояния, осознания и пони­мания

• Лучший самоконтроль

• Более удачное планирование при решении когнитивных задач

• Дети больше думают, прежде чем действовать

• Более успешное разрешение конфликтов

• Более позитивная атмосфера в классе

Учашиеся с особыми потребностями

Улучшившееся поведение в классе с точки зрения:

• Выносливости к фрустрации

• Уверенных навыков общения

• Ориентации на задание

• Навыков и умений, присущих их сверстникам

• Сопереживания

• Общительности

• Самоконтроля

Улучшение понимания эмоционального состояния

• Осознание

• Называние эмоции

• Сокращение числа самоотчетов о печали и депрессии

• Уменьшение тревожности и ухода в себя

Эмоциональный интеллект



Сиэтлский проект социального развития

Дж. Дэвид Хокинс, Группа исследования социального раз­вития, Университет штата Вашингтон.

Оценивалась в начальных и средних школах Сиэтла по результатам независимого тестирования и объективным кри­териям в сравнении с не участвовавшими в программе шко­лами.

Результаты:

• Более позитивная привязанность к семье и школе

• Мальчики менее агрессивны, девочки менее склонны к са­моуничижению

• Меньшее число временных исключений и исключений уча­щихся с низким уровнем успеваемости

• Меньше случаев приобщения к употреблению наркотиков

• Меньше правонарушений

• Более высокие баллы по результатам стандартизованных тестов для оценки достижений

Йельско-нью-хейвенская программа стимулирования развития социальной компетентности

Роджер Вайссберг, Университет штата Иллинойс в Чи­каго.

Оценивалась в средних школах Нью-Хейвена, в 5—8-х клас­сах по результатам независимых наблюдений и отчетов учащих­ся и учителей в сравнении с контрольной группой.

Результаты:

• Улучшение навыков решения проблем

• Большая вовлеченность в общение с равными себе

• Большее сдерживание побуждений



Дэниел Гоулллан

• Улучшившееся поведение

• Большая успешность в межличностных отношениях и боль­шая популярность

• Возросшее умение справляться с трудностями

• Возросшее мастерство решения межличностных проблем

• Умение лучше справляться с тревожностью

• Сокращение числа случаев делинквентного поведения

• Развитие навыков разрешения конфликтов

Программа творческого полхода к разрешению конфликтов

Линда Лантьери, Национальный центр по реализации про­граммы творческого подхода к разрешению конфликтов (ини­циатива организации «Педагоги за социальную ответствен­ность»), город Нью-Йорк.

Оценивалась в школах Нью-Йорка, классы К-12, по оцен­кам учителей до и после программы.

Результаты:

• Меньше хулиганских действий в классе

• Меньше словесных оскорблений в классе

• Атмосфера, где проявляется большая заботливость

• Большая готовность к сотрудничеству

• Большая эмпатия

• Лучшие навыки общения

Проект улучшения социального осознания и решения социальных проблем

Морис Илайес, Университет Ратгерса.

Оценивался в школах Нью-Джерси, классы К-6, по оцен­кам учителей, суждениям ровесников и школьным отчетам в сравнении с неучаствовавшим контингентом.

Наши рекомендации