Конечный источник знания человека – это ощущения
И здесь он выдвигает свой девиз: «Нет ничего в разуме, чего не было в ощущениях». Это девиз всей эмпирической психологии.
Были два принципиальных, важных вывода для развития науки:
1. Возможность «раздвоения» сознания, это душевная деятельность, которая протекает на двух уровнях:
1. Восприятие, мысли, желания.
2. Рефлексия. Их созерцание.
2. Деятельность первого уровня есть у любого человека, даже у ребёнка (восприятие, мысль), а деятельности второго уровня нужно учиться. С помощью рефлексии можно познать содержание нашего сознания. Из этого следует интроспекция, как единственный способ познания. Сего помощью мы имеем возможность проникать в сознание человека.
Далее Локк ставит перед собой задачу найти основные, самые простые, элементарные содержания сознания. В качестве таких элементов выступают:
1. Простые идеи, которые нельзя разложить на другие элементы.
2. Сложные идеи, которые состоят из сочетания простых идей, могут быть разложены на элементы (т.е. на простые вещи). Они возникают на основании деятельность нашего сознания, в ходе размышления. Например: получения суммы, сложения/умножение и как результат какая то цифра.
Так же он ставит один важный вопрос о соотношения идей и вещей, т.е. насколько познание соответствует действительности. Говорит о том, что у вещей есть разные качества, и он выделяет их на две группы:
1. Первичные, которые присуще объектам в независимости от его восприятия. Например: размер, форма, плотность.
2. Вторичные, присуще нашему восприятию предмета, а не предмету самому по себе. Например: о цвете, о запахе, о вкусе. Как правило они воспринимают относительно и лишь в нашем восприятии. Посредством нашего опыта они могут иметь какой то целостный мир.
Память (в понимании Локка)– более активный процесс, способность по своему произволу воззвать ранее полученные идеи.
Мышление- мыслительная операция, которая превращает простые идеи в сложные.
Он выделяет ещё один механизм превращение простых идей в сложные. Локк впервые вводит в науку такой термин как ассоциация. Он призывал педагогов и политиков предупреждать о появлении ассоциаций, иначе их трудно разрушить. А разрушить их может лишь время, никак не разум .
Выводы:
1. Основной источник формирования разума это внешний опыт и ощущения, наличия эмпиризма.
2. Основное содержание сознания этой идеи элементаризм.
3. Основной метод познания – интроспекция.
4. Основной механизм появления определённых новых содержания познания – ассоциация, направление ассоцианизма.
Психологические взгляды Готфрид Вильгельм фон Лейбниц (1646-1716 гг.)
Родился в семье профессора морали, Лейбницкого университета. Рано потерял родителей. Интересовался логикой, обучался юриспруденции, получил диплом юриста. Его приглашала преподавать в университете, он отказался (один из немногих).
Ему приходится искать средства для существования, здесь он поворачивается лицом к политике и поступает на государственную службу.
В 1679 г. с ним происходит событие, которое связано было с его деятельностью. Он получается дипломатическое поручение заниматься наукой. В связи с этим он посещает Лондон, где избирается членом королевского ордена, где получает (...) за изобретение счётной машины.
Он встречался с Петром 1. Состоял у него в должности тайного остит-советника и создал проект по организации академии наук в Санкт-Петербурге.
Закончил свою карьеру в должности простого библиотекаря. Но его смерть была при странных обстоятельствах. Он заболел (подагра) и лекарства, которое должно было ему помогать, лишь усиливала приступ. В один день он умер от мучений. После своей смерти, его тело пролежало в церковном подвале без погребения, именно на христианском кладбище, т.к. замечалось, что он атеист. Но по истечению месяца его тихо похоронили, как разбойника.
Свою философскую тему Лейбниц изложил в небольшом труде Монадология (1714 г.)
В этом полемике он спорил с Декартом, Спинозой и с Локком и создаёт своё отдельное учение. На создание учения о монадах огромное влияние оказали открытия микроскопических живых существ. Монады – это простые неделимые субстанции, истинные атомы природы или элементы вещей. Монады – это духовная субстанция они индивидуальны и неповторимы, они не могут влиять друг друга, но находятся в предустановленной богом гармонии. В основе каждой вещи лежит своя монада. Не одна, не две, а множество субстанций. Монады обладают действием и страданием (четкие и смутные восприятия).
В зависимости от степени развития делится на:
1. Простые или «голые», которые обладают смутными представлениями. Неорганическая природа и растении.
2. Монады души, которые обладают ощущения и представлениями. Животные.
3. Монады духа, обладают разумом и сознанием. Человек, человеческая душа.
4. Бог. Бесконечное совершенство восприятия.
В учении о Монадах Лейбниц спорит с Декартом:
1. У животных есть душа и они обладают восприятием, но одно дело воспринимать, а другое дело осознавать.
2. Существуют так называемые «малые» восприятие, т.е. неосознанные.
3. Между душой и телом нет взаимодействия. Они находятся в точном согласовании.
Спор Лейбница и Локка:
1. Вопрос о происхождении врождённых идей. Лейбниц говорит, что душа подобна глыбе мрамора в которой уже есть некоторые прожилки, узоры, контуры будущей фигуры, а скульптор удаляет лишь все лишнее. Следовательно по Локку можно любого человека обучить практически всему, а по Лейбницу внешние факторы опосредуются внутренними способностями или склонностями.
2. О роли опыта в познании. «Нет ничего в разуме, чего не было прежде в ощущениях, кроме самого разума». Следовательно учение Локка это яркий пример сенсуализма и эмпиризма. А учение Лейбница это классический, философский, рационализм.
3. Об активности души и восприятия внешнего вида. В процессе ощущение наше созннаие пассивно (Локк), даже на уровне ощущений должно быть движение от субъекта к объекту. (Лейбниц).
4. Спор о бессознательном. О сознании без сознательно. В след за декартом все содержания души они осознаются (Локк), Лейбниц впервые в истории психологии выделяет сожеражние души, который называет бессознательной. Обоснование существования бессознательных явлений души:
1. Велись наблюдения за животными, делались выводу что у них есть психика, но нет души.
2. У каждого человека есть то что он не помнит, или не может вспомнить.
3. У каждого есть вкусы, предпочтения в которых трудно отдавать себе отчёт.
4. У нас присутствуют мотивы или причины поведения которые не всегда осознаются.
5. В области нашего восприятия существует очень много впечатлений, но лишь некоторые из них, немногие доходит до нашего сознания.
Лейпниц вплотную подходит к понятию порог. А вводит его в дальнейшем Гербарт.
Вклад Лейбница в развитии психологии:
1. Развивал важные идеи об активности души в процессе познания.
2. Впервые выделяет психические являения, которые называет бессознательные.
3. Внёс вклад на расмотрение способностей .
4. Предложил свой вариант решения психофизической проблемы, некий психический паралелизм.