Телесная близость оранжевого
Непосредственно этот цвет связан с цветом тепла как объединяющего в себе солнечное сияние желтого и жизненную силу красного цвета. Символически этим цветом в Древней Индии обозначали «эротическую настроенность обоих полов». Авторы книг о семантике цвета на Западе[cdxxxiv] также считают, что оранжевый может содержать в себе сексуальное значение. Так, по их данным, этот цвет доминирует в живописи подростков с развитым либидо.
Купер и Мэтьюз полагают, что в силу основной ассоциации оранжевого цвета с пряностями и пикантностью этот цвет используется в одежде также весьма умеренно. Ибо, как и пряности, так и он, — используемый в небольших количествах, — напоминает радость, веселье и яркое солнце, Однако его избыток покажется нахальным и наглым. А это, как они пишут, уже выглядит вульгарным и дешевым[cdxxxv]. Впрочем, как и излишнее проявление либидо.
Однако это касается исключительно западной культуры, которая, по-видимому, принципиально не любит оранжевый цвет[cdxxxvi]. Хотя и на Западе не все придерживаются этого мнения. Так, активно творивший жизнь более 80 лет Иоганн Вольфганг Гете в §773 «Хроматики» отмечал, что оранжевый цвет приятен в обстановке и в той или иной мере радостен или великолепен в одежде. На Востоке же, действительно, любящем пряности, оранжевые одеяния встречаются много чаще вплоть до настоящего времени[cdxxxvii].
В буддистских и других восточных верованиях шафраново-оранжевые одеяния служителей культа или монахов (в основном в Тибете, Монголии, Индокитае) символизируют отказ от всего, отсутствие желаний, отречение и смирение во имя одновременного сочетания в себе функций также обоих полов. Тантрическое же учение усматривает в оранжевом энергетическом центре способность вознесения к чистому искусству (сублимация?). Здесь же появляется и возможность освобождения от таких пороков, как страсть, похоть, жадность, ревность и т. д.[cdxxxviii]
Экстрасенсы находят в ауре ярко-оранжевых оттенков различные черты. С одной стороны, оранжевый — как цвет солнца и жизненной силы — связан с аурой, указывающей на жизнесопособность и самообладание. В этом же ряду значений находится вдумчивое, внимательное отношение к другим. Приобретение аурой желтоватого оттенка соответствует некоторой застенчивости[cdxxxix]. Возможно, это имел ввиду Поль Гоген, когда придавал «желто-оранжевое покрывало непорочности»[cdxl].
С другой стороны, в человеке, имеющем ауру оранжевого цвета отмечаются гордость и честолюбие[cdxli]. Любопытно, что почти такими же значениями наделяет блестящий оранжевый народная мудрость: “Рыжий да красный — человек опасный”. Кандинский почему-то также отметил “особую неустойчивость и неравновесность” оранжевых оттенков[cdxlii]. Каббала же придает оранжевому цвету фигуральный смысл лоска, блеска и глянца.
По данным Эдгара Кейса в раннем христианстве оранжевый цвет означал славу, добродетель и плоды земли. В православии, согласно существующей символике цвета богослужебных облачений, оранжевые цвета употребляются обычно в значении желтого и / или красного цветов и наряду с желтым (золотым) цветом олицетворяют славу, величие и достоинство. Присвоены воскресеньям как дням Господа — Царя Славы.
Около 500 лет тому назад в Европе снова возникли платоновские идеи «утопического социализма» (Томас Мор, Кампанелла и др.), но уже как оппозиция цинично-синему бизнесу протестантов, забывших о равенстве людей, обладающих животом (бессознанием). Поэтому оранжевый цвет можно соотнести и с архетипом утопического социализма, который на витке второго тысячелетия воспроизводил новые оттенки практически тех же цветов, что и в первом тысячелетии до нашей эры были у буддистов.
Вообще же, этот цвет часто ассоциируется с удовольствием, роскошью, радостью и пламенем. Почему с пламенем и т. п. — понятно[cdxliii]. Но кто-нибудь может объяснить, почему с роскошью? Откуда могла взяться эта странная ассоциация? Мог ли быть апельсин роскошью, скажем, для мандарина? Или ассоциации наши порождены северянами, для которых оранжевый цвет — в самом деле роскошь и пряность?
Во времена французской Реставрации слово «оранж» в арго обозначало вообще женский пол, подобно тому как сегодня мы говорим «розовый»[cdxliv]. В современной Франции до сих пор существует обычай украшать волосы невесты венком из оранжевых цветов «в надежде на плодовитость», вероятно, по аналогии с тем, что цитрусовые считаются самыми плодовитыми деревьями.
В природе оранжевый цвет встречается менее часто по сравнению с остальными спектральными цветами. Именно это объективное свойство оранжевого цвета используется в окраске и / или маркировке тех объектов, которые, по возможности, придется быстро и эффективно разыскивать. Показательно, что оранжевые отенки (коричневый, рыжий, бежевый, бурый) оказались характерными только для прозы. Как констатирует В. А. Москович, в базе данных анализируемой им поэтической речи ни разу не встретились эти цветообозначения[cdxlv].
Действие оранжевого цвета вызывает у нас некоторое возбуждение. Менее сильное, чем от красного, и потому более приятное. Создает ощущение благополучия и веселья. Имеет сильное стимулирующее влияние на чувства. Увеличивает силу сжатия кисти в 1,5 раза по сравнению с белым[cdxlvi].
Оранжевый цвет может возбудить и вдохновить человека, помогает ему выйти из состояния депрессии и апатии. Его предпочитают люди общительные, веселые и плохо переносящие невнимание к своей особе. Оказывает благоприятное воздействие на работоспособность при условии периодического отдыха. При длительном восприятии оранжевого может возникнуть утомление и даже головокружение. Легкое ускорение кровообращения практически не сказывается на давлении крови. Незначительно учащает пульс и дыхание[cdxlvii].
В функциональной психологии красновато-оранжевый цвет в качестве предпочтительного означает стремление человека к переживаниям, стремление к высокому уровню активности из-за неудовлетворенной жажды приключений. Оранжевый — это активная интенсификация самораскрытия и установления контактов с окружающими. Влечение к стихийным действиям. Тяготение к неосознаваемым сладострастно-радостным впечатлениям. При этом энергия красного теряет свою целевую направленность и становится неким состоянием возбуждения[cdxlviii].
По данным А. Черновой[cdxlix], в гардеробе Елизаветы, на портретах и в описаниях ее платьев часто встречается так называемый “персиковый цвет”, то есть нежный розово-оранжеватый. Он означал мечтательность, простодушную любовь и утрату. А на сцене — потерю храбрости и богатства. Он вызывал смех зрителей, так как считался цветом комических волокит, юбочников. Так, когда принц Гарри юмористически отчитывает своего придворного гуляку Пойнса за распутство, он говорит, что у того в гардеробе водятся чулки персикового цвета.
Вспомним, что абрикосово-оранжевые цвета шляпок, шарфов, галстуков и т. п. были в моде у нас не только перед Первой мировой войной, но и снова возникли в эпоху НЭПа, когда сладострастие затмевало собой всю суть мироздания. И здесь же можно отметить безудержную веселость оранжевого цвета в праздник Халлуин на Западе[cdl].
Историческиоранжевый цвет связан и с политической борьбой[cdli]. Например, в Нидерландах он применялся начиная с XVI века так называемыми оранжистами, партией консервативных бюргеров, интеллигенции и мелкого дворянства, поддерживавшей принцев и правителей Нассаусской династии (принцев Оранских).
Оранжисты сохраняют свою партию до нашего времени и имеют в качестве партийных знаков оранжевые шапочки, шарфы или воздушные шары, с которыми выходят на политические демонстрации. Ответвление оранжистов, эмигрировавших в Южную Африку и создавших Оранжевое свободное государство в ЮАР и свою партию, выступало на рубеже XIX–XX веков под именем буров в войне с Англией 1900–1901 годов, также используя оранжевые флажки и вымпелы. (Одна из полос флага ЮАР до сих пор осталась оранжевого цвета.). Таким образом, семантика оранжевого цвета косвенно оказалась действенной и в символике.
В медицине оранжевый цвет оказывается промежуточным между красным и желтым. Применяется при лечении детской апатии и анемии. Доводит число эритроцитов и гемоглобина до нормы. По Вайсу, оранжевый цвет обладает стимулирующим действием на грудные железы и благоприятствует выработке молока. [cdlii] Нередко поддается лечению и диспареуния, поскольку интимная жизнь в идеальном случае предполагает, прежде всего, единство мужского и женского восприятия. Оранжевый цвет и создает это единство[cdliii].
Очевидно, в этом и заключается ответ на поставленный выше вопрос. Роскошь оранжевого цвета представляет собой возможность партнеров иметь одинаковые взгляды на жизнь. По-видимому, психологическая потребность в этом единстве и сказывается на предпочтениях юношей, достигающих половой зрелости. Так, по Люшеру, они чаще выбирают красно-оранжевый цвет и, по определению, имеют огромное либидо, о котором говорилось в начале этого раздела.
Оранжевые цвета благоприятно действуют на пищеварение и усиливают аппетит. Любопытную психологическую реакцию оранжевый вызывает у пациенток, страдающих излишней полнотой и диспареунией (аноргазмией и т. д.) — они его начисто отвергают. Так же, как красный и желтый. И предпочитают сине-зеленые тона[cdliv].
По мнению исследователей, если оранжевый цвет можно было бы соотнести с каким-либо цветом по темпераменту, то он оказался бы ближе к желтому, чем к красному, и еще более — к коричневому, чем к желтому[cdlv]. Принципы хроматического соотнесения этих четырех цветов с бессознанием различных уровней (см. семантику черного, красного и желтого цветов) подтверждают справедливость этого тезиса.
Заключая этот раздел, отметим, что в хроматизме оранжевые оттенки сублимируют архетипы различных вероисповеданий Востока: даосизма, буддизма и ламаизма и т. д. Единство же мужского и женского бессознаний в оранжевом сублимате означает единство красного и желтого. То есть, единство их общечеловечески-телесных функций[cdlvi].