Клиническая психология детей и подростков
ВОПРОСЫ для зачета
1. Гипердинамический синдром у детей: причины возникновения и способы коррекции.
2. Диагностическое интервью. Основные разделы психического статуса ребенка.
3. Классификации психических расстройств. Психологическая и педагогическая коррекция психический нарушений у детей и подростков.
4. Клиническая психология как наука: предмет, задачи, история становления.
5. Критерии диагностики психического развития. Специфика клинического обследования детей и подростков.
6. Методологические основания клинической психологии. Понятия «норма», «патология», «здоровье» и «болезнь в клинической психологии.
7. Моносимптомные психосоматические расстройства в младенческом и раннем возрасте: младенческая колика, метеоризм, регургитация, срыгивание, аэрофагия.
8. Нарушение самосознания у детей и подростков.
9. Нарушения мышления в детском возрасте: причины, проявления, методы диагностики.
10. Нарушения речи в детском возрасте: причины, проявления, возможности коррекции.
11. Нарушения эмоционально-волевой сферы личности ребенка: причины, проявления, диагностика.
12. Неврастения у детей и подростков.
13. Невропатия и ее проявления у детей и подростков.
14. Общая характеристика разделов клинической психологии, связь клинической психологии с другими науками.
15. Общие особенности неврозов у детей и подростков (истерический невроз, невроз навязчивых состояний).
16. Основные направления и особенности проведения психокоррекционной работы клинического психолога с детьми и подростками.
17. Особенности проявления тревожно-фобического синдрома у детей.
18. Особенности психосоматических расстройств у детей разного возраста.
19. Особенности сверхценных и бредовых идей у подростков.
20. Полисимптомные расстройства в младенческом и раннем возрасте: анорексия, симптом пика, синдром нарушения развития неорганического генеза, тучность, запор, сепарационная тревога, невропатия.
21. Построение клинико-психологического исследования. Интервью, наблюдение, эксперимент, анализ истории жизни как методы клинико-психологического исследования.
22. Принципы воспитания психически больных детей и подростков.Абилитация и реабилитация.
23. Принципы терапевтического вмешательства при психических и психосоматических расстройствах у детей и подростков.
24. Психологические особенности подростков, способствующие возникновению аддиктивного поведения.
25. Психопатологические синдромы в младенческом и раннем возрасте: реакции активного и пассивного протеста, отказа и имитации.
26. Психопатологические синдромы в младенческом и раннем возрасте: синдромы гипо- и гипервозбудимости, судорожный синдром и др.
27. Психопатологические синдромы в младенческом и раннем возрасте: синдром врожденного и рано приобретенного слабоумия.
28. Психопатологические синдромы в подростковом возрасте (кризис периода взросления): синдром нарушения идентичности, синдром борьбы с авторитетами, синдром деперсонализации.
29. Психопатологические синдромы в подростковом возрасте (кризис периода взросления): дисморфомания и дисморфофобия, ипохондрический синдром, синдромы нарушения пищевого поведения.
30. Психопатологические синдромы детского возраста: расстройства речи, дислексия, дисграфия, дискалькулия, детский аутитзм.
31. Психопатологические синдромы подросткового возраста: синдром асоциального поведения.
32. Психопатологические синдромы подросткового возраста: синдром метафизической интоксикации.
33. Психопатологические синдромы подросткового возраста: суицидальное поведение.
34. Психосексуальное развитие и его отклонения в дошкольном возрасте.
35. Психосексуальное развитие и его отклонения у младших школьников.
36. Психосексуальное развитие и его отклонения у подростков.
37. Психосоциальные и генетические фактор возникновения заболеваний и отклонений в развитии.
38. Ранняя детская шизофрения: причины, проявления, возможности лечения.
39. Расстройства личности и поведенческие нарушения у детей и подростков: акцентуации, психопатии.
40. Расстройства пищевого поведения у детей и подростков.
41. Расстройства поведения у детей и подростков: расстройства социального функционирования (элективный мутизм, расстройство привязанности и др.).
42. Расстройства поведения у детей: реакции оппозиции, протеста, отказа, имитации, компенсации и гиперкомпенсации.
43. Расстройства поведения у подростков: реакции эмансипации, группирования, увлечения.
44. Реактивные депрессии у детей и подростков.
45. Соматогенные нервно-психические расстройства у детей и подростков.
46. Специфика клинического обследования детей и подростков. Возрастные особенности испытуемых (пациентов) и диагностическое интервью.
47. Специфика клинического обследования детей и подростков. Оборудование кабинета.
48. Стереотипные двигательные расстройства у детей и подростков.
49. Сумеречные состояния сознания у детей и подростков.
50. Тикозные расстройства у детей и подростков, энурез, энкопрез.
51. Физиологические основы психических расстройств: физиология ВНД, патофизиологические механизмы психических расстройств у детей.
52. Формы проявления нарушений поведения у детей и подростков: гиперкинетический синдром.
53. Формы проявления нарушений поведения у детей и подростков: девиантное и делинквентное поведение.
54. Характеристика психосоматических расстройств у детей и подростков.
55. Эмоциональные расстройства у детей и подростков: фобическое, социально тревожное, расстройство сиблингового соперничества и др.
56. Эпилепсия у детей и подростков.
57. Этиология и патогенез психических и психосоматических расстройств в детском возрасте. Возрастные особенности реагирования на травмирующий фактор.