Рекомендации психолога
Детские страхи.
Составитель: педагог-психолог Гришина Виктория Александровна
Страхи свойственны всем взрослым людям, а тем более детям. Страх бывает нормой, когда он останавливает малыша от какого то действия и оберегает его от опасности, т. е. носит «охранительную» функцию. Наличие страхов у дошкольников само по себе, как правило, не патология, а возрастная особенность развития. Но бывает так, что страх может являться сигналом неблагополучия в эмоциональной –личностной сфере малыша.
Виды и особенности проявления возрастных страхов.
Возраст | Виды страхов. |
0-6 месяцев | - любой неожиданный громкий звук; - быстрые движения со стороны другого человека; - падение предметов; - общая потеря поддержки; |
7- 12 месяцев | - громкие звуки (шум пылесоса, громкая музыка и др.) ; - любые незнакомые люди; - смена обстановки, одевание одежды и раздевание; - отверстие стока в ванной и бассейне; - высота; - беспомощность перед неожиданной ситуацией; |
1-2 года | - громкие звуки; - разлука с родителями; - любые незнакомые люди; - отверстие стока ванны; - засыпание и пробуждение; - сновидения; - страх темноты; - потеря контроля над эмоциональными и физическими функциями; |
2-2,5 года | - разлука с родителями, отвержение с их стороны; - незнакомые ровесники; - ударные звуки; - ночные кошмары; - изменение в окружающей обстановке; - природные стихи (гром, молния, град и др.); |
2,5-3 года | - большие, непонятные, угрожающие объекты ( например, Мойдодыр и др.); - неожиданные события, изменения порядка жизни (новые члены семьи, развод, смерть близкого родственника); - исчезновение или передвижение внешних объектов; |
3-5 лет | - смерть (дети осознают конечность жизни); - страшные сны; - нападение бандитов; - огонь и пожар; - болезнь и операция; - природные стихии; - ядовитые змеи; - смерть близких родственников; |
6-7 лет | - зловещие существа (ведьма, признаки, и др.); - потеря родителей или страх потеряться самому; - чувство одиночество (особенно ночью из-за черта, дьявола и др.); - школьный страх (быть несостоятельным, не соответствовать образу «хорошего» ребёнка); - физическое насилие; |
Рассмотренные выше возрастные страхи, являются страхами, возникающими у эмоционально чувствительных детей, как отражение особенности их психического и личностного развития. Однако кроме возрастных существуют также и невротические страхи, которые имеют существенные отличия:
· большая эмоциональная интенсивность и напряженность;
· длительное или постоянное течение; неблагоприятное влияние на формирование характера и личности;
· болезненное заострение;
· взаимосвязь с другими невротическими расстройствами и переживаниями;
· избегание объекта страха, а также всего нового и неизвестного, то есть развитие реактивно-защитного типа поведения;
· более прочная связь с родительскими страхами;
· относительная трудность устранения страхов.
Захаров А.И. выделил факторы, провоцирующих возникновения чрезмерных детских страхов:
· наличие страхов у родителей, главным образом у матери;
· тревожность в отношении с ребенком, избыточное предохранение его от опасности и изоляция от общения его со сверстниками;
· излишне ранняя рационализация чувств ребенка, обусловленная чрезмерной принципиальностью родителей или их эмоциональным неприятием детей;
· большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье;
· отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков, создающее проблемы в общении со сверстниками и неуверенность в себе;
· конфликтные отношения между родителями в семье;
· психические травмы типа испуга, обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам;
· психическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Невротическими страхи становятся в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений нередко на фоне уже болезненного перенапряжения нервных процессов. При неврозах значительно чаще испытывают страхи перед одиночеством, темнотой и животными. Наличие многочисленных страхов при неврозах является признаком недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной психологической защиты, что вместе взятое неблагоприятно сказывается на самочувствии ребенка, создавая еще большие трудности в общении со сверстниками. Страх смерти ввиду его распространенности в старшем дошкольном возрасте не имеют существенных количественных различий у детей с неврозами и у здоровых сверстников. Различия носят качественный характер и сводятся в основном к аффективному заострению тесно связанному с боязнью смерти страхов нападения, огня, пожара, страшных снов, болезни (у девочек); стихии (у мальчиков).
Рекомендации психолога
родителям по профилактики и коррекции чувства страха у детей:
Если вы хотите устранить многие страхи пока малыш дошкольного возраста и вырастить уверенного в себе ребенка, то попробуйте следовать нескольким несложным правилам.
-Создайте атмосферу безопасности. Ребёнок должно быть спокойно в родном доме, он должен знать, что ничто и никто ему не угрожает, его любят, о нём заботятся и всегда могут защитить. Малыш также не должен видеть родительских конфликтов, даже если они напрямую с ним не связаны. Это плохо для психики любого ребенка, а для нерешительного это равносильно катастрофе.
-Обращаясь к тревожному ребенку, говорите медленно и спокойно, понятным языком, чтобы не провоцировать его страхов. Необходимо установить зрительный контакт, присесть пониже, чтобы оказаться с ребенком одного роста. Обязательно убедитесь в том, что малыш вас услышал и понял.
-Постарайтесь обеспечить ребёнку насыщенную жизнь и ежедневное общение других детей. Чем больше он поглощен играми, тем меньше он будет думать о своих внутренних переживаниях.
-Дошкольник очень доверчив, никогда не стоит запугивать ради послушания сказочными образами, колдуньями, чужими людьми, устаревшими обещаниями: «отдам в детдом», «брошу на улице», сдам в полицию», «заберет цыганка» и пр. Воспитание страхом – наиболее частая и грубая ошибка взрослых.
-Никогда не оставляйте ребёнка наедине с объектом страха. Убеждайте его в необоснованности переживаний. Поближе познакомьте с предметами, явлениями природы, которых он боится, дайте возможность убедится, что ничего страшного в них нет.
-Уберегайте от непосильных для него переживаний - неблагоприятного финала и болезней близких людей, тяжелых происшествий, присутствия на похоронах. Не говорите об этом при ребёнке.
-Не акцентируйте внимание на детских неудачах! Даже если вы сами расстроилась из-за них, не нужно показывать этого ребенку, чтоб не вызвать реакцию страха. Скажите малышу, что цените сам факт его старания, попытку сделать что-либо. Наоборот, если что-то у него получилось хорошо, нужно это обязательно отметить, проговорить, а также похвастаться всем домашним. А задача любящего семейства – громко обрадоваться даже самой незначительной детской победе. Об этом любящей мамочке стоит заранее побеседовать со всеми родственниками, выработав единую тактику поведения.
- Не напоминайте ребёнку о страхе, не ругайте, не стыдите его за то, что он чего –то боится, тем более не наказывайте за проявление данного чувства. Никогда не сравнивайте его с другими детьми! Все люди разные, еще неизвестно, кому на самом деле повезло больше.
-Проговаривайте с ребенком сложные ситуации заранее, рассказывайте, что ждет его в новом месте, в новых условиях. Это особенно важно перед походом в детский сад или перед поступлением в школу. Чтобы у детей устранить возможный страх перед неизвестным, можно проиграть сложную ситуацию с игрушками, сказочными персонажами: «Зайка пришел в лесной детский сад, как ты думаешь, почему у него ушки дрожат? Чего он боится? А что ему нужно сделать, чтобы не бояться? Как мы ему поможем?»
-Дайте время привыкнуть к новой ситуации! Нерешительные дети боятся сделать ошибку и отсюда рождаются страхи, им нужно время, чтобы понять правила поведения с новыми людьми, в новом месте и почувствовать себя в безопасности. Также не следует торопить такого ребенка, задавать один и тот же вопрос много раз. Он не отвечает не потому, что не слышит или вредничает, а потому, что борется со своими страхами и боится дать не тот ответ, который вы от него ждете. Не забывайте, что терпение – одно из важнейших родительских качеств.
-Если малыш боится темноты, замкнутого пространства, зажгите лампу, откройте двери, побудьте рядом с ним. Чтобы ребёнку не было страшно спать, пусть любимая игрушка заснёт в его кроватке.
-Если ребёнку приснился страшный сон, и он просыпается и плачет, то успокойте его: поясните, что это просто сон, посидите рядом, дайте попить, предложите конфету или какой –либо фрукт, который нравиться ребёнку, переключите внимание на другие темы.
-Вспомните с ребёнком, какие предметы в сказках помогали людям справиться с бедой (волшебная палочка, шапочка- невидимка, сапоги- скороходы, скатерть-самобранка, ковёр-самолёт и др.) Подарите предмет, который поможет ничего не бояться. Сочините историю о подвигах и победах над страшными персонажами с помощью данного предмета. Расскажите, как им пользовались.
- Поделитесь собственным жизненным опытом, как вы преодолели чувство страха. Предложите способы поведения в той или иной трудной ситуации. Приучите мужественно переносить боль, ушибы, уколы, горчичники. Восхищайтесь смелыми, терпеливыми поступками ребёнка.
- Создавайте ситуации, в которых ребенок мог бы проявить свои таланты, заслужить внимание и уважение ровесников и значимых взрослых. Если ребенок, например, хорошо рисует, предложите нарисовать портрет воспитательницы в детском саду или декорации для школьного спектакля. Домашние праздники, походы в гости вместе с родителями пойдут на пользу такому малышу. С одной стороны, он находится в обществе, но при этом любимая мама рядом и никаких страхов.
-Обратите внимание на то, какие телепередачи смотрит ребёнок. Не разрешайте ему, особенно перед сном, смотреть художественные, документальные, мультипликационные фильмы с элементами жестокости и насилия.
-Помните, что чувство страха снижает юмор, смех, чувство радости.
- Не заставляйте ребенка делать что-либо через силу, не призывайте «быть смелым» или «преодолевать себя». Лучше постарайтесь заинтересовать его. Морально-волевые качества есть у взрослых, малыш же пока не понимает, о чем идет речь, страхи у детей иной раз могут не иметь под собой какой-либо реальной основы. Постарайтесь ему это доказать. Смоделируйте ситуации, которые наглядно продемонстрируют смысл поговорок «У страха глаза велики», «Глаза боятся – руки делают». Хорошей иллюстрацией может стать мультфильм про крошку-енота, испугавшегося собственного отражения. Поощряйте интерес ко всему новому, участвуйте вместе с ребенком в соревнованиях, викторинах, конкурсах не ради победы, а ради самого соревновательного процесса. Пусть необходимость идти вперед и преодолевать себя станет ЕГО, а не ВАШЕЙ потребностью.
- Обязательно предоставляйте ребенку право выбора в бытовых мелочах: «Какую кофточку наденешь: красную или синюю?» Даже у самых маленьких должны быть самостоятельные решения.
- Иногда совсем не лишним будет похулиганить вместе с таким малышом. Перелезть через забор или прыгнуть в лужу. Правила и запреты существуют для того, чтобы их нарушать.
- Не забывайте говорить малышу о своей безусловной любви. Он должен быть уверен, что нужен маме и папе любым, со всеми своими недостатками и ошибками. Важно пояснить ребенку, что любой характер состоит как из положительных, так и из отрицательных качеств и все они необходимы человеку. Ведь страх у детей может не только мешать, но и спасать, защищать от чего-то серьезного. Бояться – не стыдно. Расскажите ребенку о собственных страхах и успешных рецептах их преодоления.
Итак, если коротко, то правила общения с тревожным малышом выглядят так:
- не заставляйте, а поощряйте;
- не ругайте, а хвалите;
- не осуждайте, а поясняйте;
· не сравнивайте, а гордитесь;
Источники:
1. Арефьева Т.А., Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей: Тренинг.-М.: Психотерапия, 2009.-272 с.
2. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика.- М.: Генезис, 2001.- 128с.
3. Вологодина Н.Г. Детские страхи днём и ночью.- М.: «Феникс», 2006.- 106с.
4. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб, 2000
5. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб, 2000. – 224 с.
6.Шпаргалка для взрослых «Что делать, если…»./ авт.-сост. Макарычева Н.В. –Ленинградская: информационно-аналитический и издательский центр Ленинградского социально-педагогического колледжа Краснодарского края, 2015.- 63 с.