Подсознательные ресурсы и метафорический конфликт
Начинается наша история, Джон, в цирке Бар-нума и Бейли, который выступал в совсем незнакомом месте [пауза], в небольшом городке, где было свободное пространство, достаточно большое, чтобы там уместились шатры и все цирковое хозяйство. Представь,что ты слышишьвозбужденные голоса людей и животных, наблюдаешь,как каждый делает свое дело, устанавливая все как надо, чтобы натянутьпотом большой шатер, в котором все смогут уместиться[пауза] — зрители, животные, арена, укротители, жонглеры, канатоходцы и много чего еще. Как ты уже знаешь, Джон, помогают собирать
(Метафорический конфликт)
все вместе животные. Они составляют очень важную часть цирковой жизни. Слонов часто используют для переноси тяжелыхемкостей с водой и больших тяжелыхстолбов, на которых держатсяшатры и прочие сооружения. Слоны переносятэти предметы с помощью хобота. Просто дух захватывает, когда смотришьна огромного слона и видишь,как он несет здоровенный столб [пауза]. Он делает это с такой легкостью. Представь,что слышишьего движения. Представь,какие звукииздает слон, когда тянетсяк следующему столбу и присматривается,как бы его ухватить, чтобы было удобно нести.
Все слоны очень хорошо справились со своей работой [пауза], кроме одного маленького слоненка по имени Сэмми. Малыш Сэмми подошелвместе со всеми и обхватилсвоим хоботком дужку большой бадьи с водой, пытаясь поднятьее и удержать. Прошло мгновение... БУМ!... было слышно,как упала бадья, и видно,как она откатиласьв сторону. Сэмми надеялся, что никто не заметитего неудачи... [пауза], но все тут же принялись его ругать[пауза]. "Что ты наделал — чуть лапу мне не отдавил!"- зарычаллев. "Не можешь, что ли, ухватитьсяпокрепче, да держать подольше, как другие?" — заоралстарший слон.
Сэмми испугался.Может, он и вправду был недостаточно прилежным? Он стал приглядываться,как другие слоны переносят воду и столбы. Очень внимательно приглядывался,потом подошел и сделал еще одну попытку. Знаешь, Джон, он напряг все мышцы своего хобота, обхватилдужку бадьи и увидел,что поднимаетее. Внутри у него стало так радостно. Покачиваясьиз стороны а сторону, он пошелтуда, где нужна была вода, и почти донесее... как... БУМ!... и опять все разлилось по земле! А бадья как покатилась,так все никак не могла остановиться,пока не сбилаавтомат с газировкой, которая залилавсе вокруг. Все ужасно разозлилисьи расстроилисьиз-за Сэмми. "Неужели трудно удержать эту воду!" — наперебой возмущалисьони. " Ты же можешь удержать эту воду [пауза], ведь все слоны могут. Держат как следует [пауза]. Приглядись,как они управляют хоботом, когда несутв нем то, что надо перенести".
Сэмми совсем отчаялся.Проходил день за днем, он все пробовал и пробовал, и снова... БУМ!... и бадья каждый раз оказывалась на земле. Он только чувствовал,что и животные и служащие смотрятна него осуждающе.По выражениюих глаз Сэмми видел,что очень их огорчает.Он не мог придумать, как им угодить.Ему было так стыднои так грустно.Он даже временами забирался в уголок и там плакал."Никто меня не понимает, — всхлипывалон, — никто по-настоящему не жалеет."
Мы уже установили, что бессознательное Джона располагает ре
сурсами для решения его проблемы. Это отражено в словосочетаниях:
"большой шатер, в котором все смогут уместиться", "ты уже знаешь",
"собирать все вместе", "он делает это с такой легкостью", "удобно не
сти" и "ты же можешь удержать эту воду". Слоненок Сэмми символи
зирует ту же проблему, что мучает Джона. В следующих параграфах
передаются переживания, схожие с теми, которые испытывает сам
ребенок: грусть, безнадежность, смятение и непонимание со стороны
родителей. * >
т
Подсознательные процессы и прошлые навыки
Шло время [пауза]. Однажды, когда Сэмми стало очень грустнои он заплакал,его всхлипывания услышалработавший в цирке верблюд. "Не очень-то весело ты выглядишь,— произнес он. — Я могу чем-нибудь тебе помочьи приободритьтебя?" "Не знаю, — ответил Сэмми. — Я все пытаюсь, пытаюсь удержатьэту бадью, выполнить свою долю работы, но каждый раз разливаю. Я отпускаюее прежде времени".
Верблюд призадумался, а потом стал вспоминать все, чему Сэмми научился, живя в цирке. "Когда ты родился, ты ведь не сразу стал ходить.Какое-то время ножки у тебя были нетвердыеи подгибались.Тебе пришлось учиться делать шаг за шагом. Было трудно, но ты продолжал упражняться и учиться. Прошло время, и ты научился отлично ходить.Ты также научился рватьтраву хоботом и отправлятьее в рот. Ты научился самостоятельно есть.Теперь ты можешь хоботом достатьстолько пищи, сколько нужно, что-
бы насытиться, почувствовать себя хорошо. Ты научился понимать,когда ты сыт и тебе приятно. Внутри такое чудесное ощущение,что даже удивительно,как долго ты можешь удерживать это приятное чувство, Сэмми". [Пауза.]
Сэмми подумал немного и ответил: "Да, я все это помню".
Верблюд олицетворяет ту часть Джона, которая представляет его способности, навыки, знания и возможности, необходимые, чтобы справиться с проблемой. Дополнительно по тексту разбросаны внушения, вызывающие ассоциативную связь полученных навыков с чувством успеха и удовлетворения. Этим достигаются две цели: (1) дается направление логической цепочке мыслей на сознательном уровне ("И то верно! Раз я научился хорошо все это делать, то научусь и все остальное делать так же хорошо"), (2) стимулирует подсознательный поиск путей приложения прошлых успехов к имеющейся проблеме.
Он точно знает, когда отпустить и когда удержать каждый предмет. Поверь мне, ты тоже так сумеешь [пауза]. Одним вещам приходится учиться дольше, чем другим, а у тебя времени сколько угодно, только начинай учиться сейчас'. {Долгая пауза.]
В рассказе верблюда присутствуют (на примере велосипедиста и жонглера) аналогичные обучающие ситуации, в которых предлагается позитивная модель для Джона. В этом отрывке, возможно, наиболее сильное лечебное воздействие оказывает подтекст, который помогает подсознанию (1) нащупать путь к положительному решению и (2) для его осуществления призвать на помощь необходимые процессы и резервы. В метафоре Сэмми и Джон не связываются напрямую, однако из подтекста ясно, что, следуя примеру Сэмми, Джон тоже может многому научиться.