Задание 4. Изучение работоспособности учащихся
Для диагностики работоспособности учащихся студенты используют теппинг-тест Е. П. Ильина.
Цель: изучение силы нервной системы и работоспособности учащихся,
Материалы: бланк, где нарисованы 8 одинаковых квадрата, со сторонами по 4 см., ручка (карандаш), секундомер.
Методические указания по выполнению задания: Теппинг-тест позволяет провести экспресс-диагностику типа нервной системы (слабый, сильный или промежуточный тип), а также выявить особенности работоспособности («врабатываемость», характерная для сильного типа, способного выдерживать большие нагрузки, не снижая продуктивности, которая даже несколько повышается после освоения деятельности; утомляемость и снижение продуктивности деятельности при больших нагрузках характерна для слабого типа нервной системы). Результаты методики могут дать также общее представление о психодинамических и нейродинамических характеристиках, темпе и ритме деятельности.
Учащимся раздаются бланки (или они сами расчерчивают схему на листочках), где нарисованы 8 одинаковых квадратов со сторонами 4 см (рис.1).
Рис. 1
Затем дается инструкция для выполнения задания в правую руку (для правшей) и левую (для левшей) берется карандаш таким образом, что большой палец сверху упирается в торец карандаша (рис. 2), можно работать ручкой, но без кнопки в верхней части. Локоть держится на весу, без опоры на стол Задание состоит в том, чтобы по команде экспериментатора в максимальном темпе стучать в каждом квадратике 5 секунд, стараясь поставить как можно больше точек.
Рис.2
По команде «дальше!» переходить в следующий квадрат (для правшей — согласно схеме на рис. 3, для левшей — схема на рис. 4).
4 | 4 | ||||||||||
| 5 |
Рис. 3 Рис. 4
Студент должен подбадривать выполняющих, громко произнося: «Быстрей, еще быстрей!». «Давайте-давайте, постарайтесь!», «Осталось еще немного, молодцы, быстрее!» и т. д., так как работа связана с большим физическим напряжением и к концу ее накапливается усталость.
После окончания учащимся предлагается самостоятельно произвести необходимые подсчеты. Подсчитывается количество точек, проставленных в каждом квадратике, результат записывается в углу каждого квадрата. (Для удобства обработки можно использовать технику соединения линией уже подсчитанных точек или разделение поля квадрата на несколько зон с помощью паутинообразных линий.)
Затем студентам необходимо построить график. На оси абсцисс (горизонтальной линии) отмечаются номера квадратов (или накопленное время работы), на оси ординат (вертикальной линии) в определенном масштабе отмечается количество проставленных точек в каждом квадратике. (Для удобства работы с графиком откладывание на оси ординат количества точек следует начинать с целого числа, близкого к минимальному количеству точек, проставленных в каком-либо квадрате.) Далее восстанавливаются перпендикуляры из отметок на оси абсцисс, обозначающих номера квадратов, и из отметок на оси ординат, соответствующих количеству точек, проставленных в этом квадратике. Точки пересечения этих перпендикуляров соединяются линиями, образующими график.
Например, при результате: в 1 квадрате — 35 точек; во 2 — 29; 3 — 42; 4 — 31; 5 — 38; 6 — 30; 7 — 27; 8 — 25 — график будет выглядеть следующим образом (рис. 5):