Общий терминологический словарь

А

АБИОТИЧЕСКИЕ - несовместимый с жизнью, нежизнеспособный. АБСОЛЮТНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ (Е) - способность ощущать ед­ва заметные, слабые раздражения.

АБСОЛЮТНЫЙ - ничем не ограниченный.

АБСТРАКЦИЯ (ОТВЛЕЧЕНИЕ) - мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлече­нии от других, несущественных. Это выделение какой-либо сторо­ны или аспекта явления, которые в действительности как самосто­ятельные не существуют. Например, когда мы говорим, что пиани­но, скрипка и флейта - музыкальные инструменты, мы отвлекаемся, абстрагируемся от того, что все они имеют разную форму и размеры (как бы забываем об этом не время).

АБУЛИЯ - нарушение воли, частичное или полное отсутствие же­лания и побуждений к деятельности (анорексия, булемия и т.д.).

АВТОМАТИЗАЦИЯ (в психологии) - процесс формирования раз­личных навыков путем упражнения.

АВТОРИТАРНЫЙ - властный, диктаторский.

АВТОРИТЕТНЫЙ - уважаемый.

АГГЛЮТИНАЦИЯ - создание новых образов на основе «склеива­ния», объединения отдельных представлений в единое целое.

АДАПТАЦИЯ (лат. adaptatio - приспособление) - приспособление к внешним условиям, эффективное взаимодействие организма со сре­дой.

АДАПТАЦИЯ (сенсорная) (лат. adaptatio - приспособление) - изме­нение чувствительности, происходящее вследствие приспособле­ния органа чувств к действующим на него раздражителям. Извест-

но, что в темноте наше зрение обостряется, а при сильной освещен­ности его чувствительность снижается.

Адаптация существует и в слуховой сфере (изменение слуховых ощущений в условиях тишины и шума), в сфере обоняния (при дейс­твии сильных запахов), осязания (при сильном холоде или жаре) и вкуса.

АДЕКВАТНЫЙ (лат. adaequatus - приравненный) - соответствую­щий

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ - способность к учению в регламен­тированных условиях (школа, университет). Проявляется в уровне учебной успеваемости. Коррелирует с уровнем развития общего ин­теллекта.

АККОМОДАЦИЯ (от лат. accomodatio - приспособление) - измене­ние кривизны хрусталика глаза в зависимости от удаленности объек­та от сетчатки. Увеличение кривизны хрусталика соответствует ак­комодации на близкое расстояние, а уменьшение - на дальнее. Из­менение кривизны хрусталика осуществляется специальной реснич­ной мышцей.

АКМЕОЛОГИЯ (греч. axis - вершина, пик, оптимум, совершен­ство) - наука, изучающая закономерности и механизмы развития че­ловека на ступени его зрелости, проблемы высших форм самореали­зации личности.

АКСЕЛЬРАЦИЯ - ускорение развития организма

АКТИВНОСТЬ - 1) деятельность, состояние живых организмов как условие их существования в мире; 2) степень энергичности воздейс­твия на внешний мир, преодоление препятствий (волевой компо­нент). Высокая активность у холериков, сангвиников и флегматиков и низкая - у меланхоликов.

АКТУАЛЬНОЕ (лат. aktualis - существующий) - психическое явле­ние, существующее в действительности и противопоставляемое по­тенциальному.

АКЦЕНТИРОВАНИЕ - подчеркивание тех или иных черт, чаще на­иболее существенных, типичных признаков образа.

АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА - яркая выраженность группы черт ха­рактера, не приводящая еще к социальной дезадаптации. Акценту­ации накладывают отпечаток на поведение личности, а при небла­гоприятных условиях могут переходить в болезни (психопатии). Акцентуации со временем могут исчезнуть, но могут и проявиться вновь. Акцентуации характера можно расположить на границе меж­ду нормой и патологией. Они отличаются от патологии тем, что:

1) проявляются не всегда и не везде, а только в трудных ситуациях;

2) не нарушают социальной адаптации или нарушение носит вре­менный характер; 3) в определенных ситуациях могут даже способс­твовать адаптации.

АКЦЕПТОР ДЕЙСТВИЯ (лат. acceptor - принимающий) - нейроди-намическая модель результата предстоящего действия, представ­ленная в центральной нервной системе. Включает основные ха­рактеристики действия и участвует в его регуляции. Термин введен П.К. Анохиным.

АЛЛЕГОРИЯ - иносказание.

AM Б И - префикс, означающий двойственность.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ - одновременное переживание противопо­ложных эмоций и чувств (например, радости и горя, смеха и печа­ли).

АМБИВЕРТ- тот, кто достигает равновесия между интроверсией и экстраверсией.

АМНЕЗИЯ - нарушение памяти, возникающее при различных, ло­кальных поражениях мозга; охватывает периоды от нескольких ми­нут до нескольких лет.

Выделяют также формы функционального нарушения памяти: амнезия постгипнотическая и амнезия защитная.

АНАЛИЗ - мыслительная операция разделения предметов и явле­ний на части. Например, чтобы решить любую задачу, надо снача­ла мысленно разделить ее на две части: что известно и что надо уз­нать. Изучая растение, мы мысленно выделяем в нем части: корень, ствол, листья и т.д.

АНАЛИЗАТОР - сложный комплекс анатомических структур. Каж­дый анализатор состоит из трех частей: 1) периферического отдела, называемого рецептором (рецептор - это воспринимающая часть анализатора, его основная функция - трансформация внешней энергии в нервный процесс); 2)проводящих нервных путей; 3) кор­ковых отделов анализатора (их еще по-другому называют централь­ными отделами анализаторов), в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Для возникновения ощущения необходимо задействовать все составные части анализатора.

АНАЛОГИЯ - сходство.

АНКЕТА (фр. enquete - список вопросов) - методическое средство для получения первичной информации.

АНКЕТИРОВАНИЕ - исследование с использованием анкет.

АНОРЕКСИЯ невротическая (ан (а) - отрицание + греч. orexis - же­лание есть, аппетит) - отсутствие аппетита, подавление желания есть, возникающее при неврозах в связи с перевозбуждением коры головного мозга.

АНТИЦИПАЦИЯ (лат. anticipatio - предугадывание событий) - спо­собность предвидеть появление результатов действий до того, как они будут реально осуществлены или восприняты («опережающее отражение»), готовность к предстоящим событиям на основе пре­жнего жизненного опыта.

АНТОГОНИСТ - враждебный.

АНТРОПОГЕНЕЗ - развитие человека как вида.

АПАТИЯ (греч. apatheia - бесстрастие) - психическое состояние, проявляющееся в потере интереса, безразличии к окружающему, па­дении активности психики.

АПЛОМБ - излишняя самоуверенность

АППЕРЦЕПЦИЯ (от лат. ad - при и perceptio - восприятие) - зави­симость восприятия от предшествующего опыта субъекта, от его об­щего содержания, направленности личности, отстоящих перед ним задач, мотивов его деятельности, убеждений и интересов, эмоцио­нальных состояний, то есть восприятие не пассивное снятие копий, слепков с действительности, а активный процесс построения психи­ческих моделей действительности, детерминированный всеми сло­жившимися особенностями личности. Термин введен немецким фи­лософом Г. Лейбницем. Так, опытный психолог заметит больше осо­бенностей воспринимаемой личности, чем не имеющий опыта, в просматриваемом кинофильме каждый человек заметит в большей степени то, что ему интересно, и т.д.

АПРОБИРОВАТЬ - проверив, официально одобрить.

АРТИКУЛЯЦИЯ - работа органов речи при произнесении звука (в языкознании).

АТРИБУЦИЯ (от англ. attributo - приписывать, наделять) (см. Кау­зальная атрибуция) - описание или наделение, особенно приписы­вание конкретной черты или характеристики человеку.

АТТРАКЦИЯ - процесс формирования привлекательности челове­ка для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений.

АРХЕТИПЫ - наследственно передающиеся первичные идеи (идеи Бога, зла и др.). Архетипы проявляются в сновидениях, встречают­ся в виде символов в искусстве, литературе, архитектуре, религии и т.д. (см. табл. 6).

АСТЕНИЧЕСКИЕ эмоции - действуют противоположно стеничес-ким. Эмоции, понижающие активность.

АСТЕНИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР - уклонение от любой ответственности, растворение и подчинение собственных потребностей в потребнос­тях других, повышенная эмотивность и др.

АУТИЗМ - нарушение нормального хода мышления под влиянием болезни, психотропных или иных средств. Уход человека от реаль­ности в мир фантазий и грез. В наиболее яркой форме обнаружива­ется у детей дошкольного возраста и у больных шизофренией. Тер­мин введен врачом-психиатром Е.Блейлером.

АУТИЗМ (греч. autos - сам) - психическое состояние рефлексии, внутреннего внимания, отчужденности от людей. Может быть не только результатом неправильного воспитания или чертой характе­ра - интроверта, но и симптомом заболевания.

АУТИЗМА симптом - утрата больным потребности общаться с ок­ружающими, формирование патологической замкнутости, отгоро­женности, нелюдимости.

АФФЕКТ (лат. affectus - душевное волнение) - эмоциональное про­явление, быстро овладевающее человеком, бурно протекающее, ха­рактеризующееся изменением сознания, нарушением волевого кон­троля. Аффект возникает в экстремальных условиях, когда субъект не находит выхода из возникшей ситуации. В результате аффекта происходит мобилизация всех сил организма. Формы проявления -гнев, восторг, экстаз, ужас, отчаяние или ступор, скованность. Аф­фект имеет этапы и практически не управляем. Сдержать аффект возможно лишь на первом этапе, и зависит это от нравственных осо­бенностей личности.

АФФЕРЕНТАЦИЯ - передача нервного возбуждения от перифери­ческих нервных окончаний к центральным нейронам коры головно­го мозга.

АФФЕРЕНТНЫЙ НЕРВНЫЙ ПУТЬ (лат. afferents - приносящий) - пу­ти, передающие нервные возбуждения от переферических нервных окончаний к центральным нейронам коры головного мозга.

АХРОМОТИЧЕСКИЕ цвета - белый, черный, серый. Ахроматичес­кое зрение использует «палочки».

АЭРГИЧНОСТЬ - слабая выносливость нервной системы.

Б

БЕСЕДА - один из методов психологии, предусматривающий пря­мое или косвенное получение сведений путем речевого общения.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ -1) совокупность психических процессов, ак­тов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета; 2) форма психичес­кого отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии, со­ставляя нерасчлененное целое.

БИОТИЧЕСКИЙ - важный для жизни, жизнеспособный.

БИХЕВИОРИЗМ - механистическое направление в психологии, возникшее в США в начале XX в. По мнению представителей этой школы, предметом изучения психологии может быть только поведе­ние человека, под которым понимают действия, поступки, порож­денные исключительно внешними причинами, Роль сознания отри­цалась. Основоположники - Д. Уотсон, Э.Торндайк.

БЛАГОДУШИЕ - беспечное и беззаботное эмоциональное состо­яние с оттенком «полного удовлетворения», без стремления к де­ятельности

БОДРСТВОВАНИЕ - функциональное состояние, связанное с на­пряжением физиологических и психических механизмов регуля­ции деятельности. Это оптимальное рабочее состояние, и человек в этом состоянии действует эффективно. Бодрствование способству­ет самореализации личности, но далее переходит в утомление.

БРЕД - расстройство, при котором возникают непоколебимые суждения и умозаключения, не соответствующие действительнос­ти.

БУЛЕМИЯ - патологическое желание постоянно часто и много есть.

В

ВАЛИДНОСТЬ теста (англ. validate - подтверждать, объявлять действительным) - мера соответствия результатов исследования це­ли тестирования, объективным внешним критериям. Мерой валид-ности обычно выступает коэффициент корреляции результатов по тесту с результатами по другим валидным тестам или по профессио­нальному критерию.

ВЕБЕРА - ФЕХНЕРА ЗАКОН - закон психофизики, утверждающий, что сила ощущения пропорциональна логарифму величины (ин­тенсивности) воздействия на органы чувств раздражителя (S = к In + С, где S - интенсивность ощущения, к - коэффициент пропор­циональности, зависящий от модальности раздражителя, С - пос­тоянная интегрирования). Главный смысл данной закономернос­ти заключается в том, что интенсивность ощущений возрастает не пропорционально изменению раздражителей, а гораздо медлен­нее.

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - вид деятельности, в котором формиру­ются качественные изменения личности в данный период, напри­мер игра в период дошкольного детства.

ВЕРИФИЦИКАЦИЯ (от лат. verus- истинный и facere- делать)-точное, экспериментально подтвержденное определение объема конкретного понятия, конкретной категории. Особенностью пси­хологических категорий является то, что многие из них не поддают­ся точной верификации.

ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ АППАРАТ- анализатор, позволяющий оцени­вать положение в пространстве и изменение направления движе­ния.

ВИНА - эмоция, возникающая при нарушении моральных и эсте­тических норм. Без принятия общественных норм не возникает. Ви­на выражает осуждение субъектом своего поступка и себя, снижение самооценки, раскаяние и возможность исправиться. Переживание эмоции вины похоже на переживание стыда.

ВЛЕЧЕНИЕ - наиболее примитивная форма направленности. Это психическое состояние, выражающее недифференцированную, не­осознанную или недостаточно осознанную потребность. Влечение -переходящее явление, так как представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается и превращается в желание.

ВНИМАНИЕ - направленность и сосредоточенность психической деятельности человека в данный момент времени на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнори­рование другой.

ВНИМАНИЕ ВНЕШНЕЕ (ЧУВСТВЕННОЕ) - по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств.

ВНИМАНИЕ ВНУТРЕННЕЕ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ) - связано с сосредо­точенностью и направленностью мысли.

ВНИМАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ - не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным потребностям человека.

ВНИМАНИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ - возникающее стихийно, не свя­зано с участием воли, носит пассивный характер, так как навязы­вается внешними по отношению к цели деятельности событиями. Проявляется в ориентировочной реакции. Его стимулируют все но­вые, интересные, сильные раздражители.

ВНИМАНИЕ ОПОСРЕДОВАННОЕ - регулируется с помощью специ­альных средств, например жестов, слов, указательных знаков, пред­метов.

ВНИМАНИЕ ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ - вид внимания, который по­является при вхождении в деятельность после произвольного вни­мания. При этом сохраняется целенаправленность деятельности, но снижается напряженность (появляется как бы «второе дыхание»). Это высшая форма профессионального внимания (Н.Ф. Добрынин).

ВНИМАНИЕ ПРИРОДНОЕ - врожденная способность избирательно реагировать нате или иные внешние или внутренние стимулы, несу­щие в себе элементы информационной новизны.

ВНИМАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ - вид внимания, для которого харак­терно наличие сознательной цели и волевого усилия. Носит актив­ный характер, опосредовано социально выработанными способами поведения и по происхождению связано с трудовой деятельностью. Стимулами являются потребности, мотивы, необходимость и значи­мость стимулов.

ВНИМАНИЕ: СЛАБОСТЬ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ - нарушение при многих психических заболеваниях и состояниях (астения, гиперметамор­фоз и др.).

ВНИМАНИЕ СОЦИАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННОЕ - складывается при­жизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным, сознательным реагирова­нием на объекты.

ВНИМАНИЯ КОЛЕБАНИЯ - периодическое кратковременное, не­произвольное ослабление и усиление сосредоточенности. Так, при­слушиваясь к слишком слабому, едва слышному тиканью часов, мы то замечаем звук, то перестаем его замечать. Абсолютного внима­ния не существует. Оно нарушается каждые 8-10 секунд. Колебания внимания легко прослеживаются при восприятии так называемых двойственных изображений. Если в течение нескольких минут смот­реть на изображение усеченной пирамиды (рис. 20), она может ка­

заться то обращенной вершиной к нам, как бы выступающей вперед, то обращенной вершиной от нас, как бы уходящей вглубь. Кратко­временные колебания внимания обычно не замечаются и не оказы­вают существенного влияния на характер и продуктивность деятель­ности.

ВНИМАНИЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ - степень или интенсивность сосредо­точенности внимания. Слабая концентрация проявляется в много­численных ошибках на внимание («глупых» ошибках), неспособнос­ти замечать свои и чужие ошибки при проверке и т.д.

ВНИМАНИЯ ОБЪЕМ - число объектов или отдельных элементов стимула, которые могут быть восприняты за время одного корот­кого представления. Объем внимания современного человека - 5-9 ед. Между концентрацией внимания и объемом существует обрат­ная зависимость: увеличение объема воспринимаемых элементов приводит к уменьшению степени концентрации внимания и наобо­рот.

ВНИМАНИЯ ОТВЛЕКАЕМОСТЬ - 1) непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой; 2) нарушение внимания, его устойчивости. Характерно быстрое переключение внимания в свя­зи с появлением новых внешних раздражителей или при возникно­вении случайных ассоциаций. Наблюдается при маниакальных и гипоманиакальных состояниях, а также у людей с поверхностным, легким отношением к окружающему, воспитанным в процессе не­правильного воспитания. Способность к отвлечению (с легкостью) обычно относят к детям, которые легко увлекаются другой задачей или даже другой мыслью, далекими от тех, которыми занимаются. Это возрастные особенности внимания детей.

ВНУШАЕМОСТЬ - предрасположенность личности к внушению, полярное негативизму.

ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ - высший уровень произвольной регуляции. Она характеризуется намерением, целенаправленностью, осознан­ностью, принятием решений, идущих от субъекта. Волевая регуля­ция реализуется в условиях преодоления субъективных и объектив­ных трудностей, изменений в мотивационно-побудительной сфере деятельности и нацелена на совершенствование субъектом своего поведения, деятельности и собственной личности.

ВОЛЯ - процесс сознательного регулирования человеком свое­го поведения и деятельности, выраженный в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправлен­ных действий и поступков.

ВООБРАЖЕНИЕ (ФАНТАЗИЯ) - психический процесс, который заклю­чается в создании новых образов на основе данных прошлого опыта.

ВООБРАЖЕНИЕ АБСТРАКТНОЕ- создание обобщенных, схемати­ческих, символических образов. Например, искусство импрессио­нистов, кубистов и др.

ВООБРАЖЕНИЕ: АГГЛЮТИНАЦИЯ - создание новых образов на осно­ве «склеивания», объединения отдельных представлений в единое целое. Например, русалка, троллейбус, аккордеон и т.п.

ВООБРАЖЕНИЕ АКТИВНОЕ - характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у се­бя соответствующие образы.

ВООБРАЖЕНИЕ; АКЦЕНТИРОВАНИЕ - подчеркивание тех или иных черт, чаще наиболее существенных, типичных признаков образа. При помощи этого приема создаются дружеские шаржи и злые ка­рикатуры.

ВООБРАЖЕНИЕ ВОССОЗДАЮЩЕЕ - вид воображения, в ходе кото­рого у человека возникают новые образы на основе описаний, схем, чертежей, мысленных и материальных моделей.

ВООБРАЖЕНИЕ: ГИПЕРБОЛА - увеличение всех особенностей изоб­ражаемого персонажа, образа или его частей (великан, трехглавый змей, многорукий будда и пр.).

ВООБРАЖЕНИЕ: КОМБИНИРОВАНИЕ - простое перемещение или перегруппировка элементов, не механическое сочетание сторон разных предметов, а результат сложной аналитико-синтетической деятельности, в процессе которой существенно преобразуются и са­ми элементы, из которых строится новый образ.

ВООБРАЖЕНИЕ КОНКРЕТНОЕ - создание реальных, конкретных, единичных, натуральных образов. Например, живопись Шишкина, Репина и др.

ВООБРАЖЕНИЯ КРИТИЧНОСТЬ - определяется тем, в какой степе­ни фантастические образы, создаваемые человеком, сближаются с реальной действительностью.

ВООБРАЖЕНИЕ: ЛИТОЛА - преуменьшение особенностей персона­жа, образа или его частей (дюймовочка, мальчик с пальчик, одногла­зый циклоп и пр.).

ВООБРАЖЕНИЕ ПАССИВНОЕ - протекает у человека спонтанно, без заранее поставленной цели, помимо его воли и желания.

ВООБРАЖЕНИЕ ПРОДУКТИВНОЕ - вид воображения, в котором дей­ствительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается.

ВООБРАЖЕНИЕ РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ - вид воображения, в котором наиболее полно и глубоко отражает действительность, предвосхи­щает развитие событий и в максимальной степени воплощает в себе основные, функциональные его возможности.

ВООБРАЖЕНИЯ СИЛА - характеризуется степенью яркости возни­кающих образов.

ВООБРАЖЕНИЯ СХЕМАТИЗАЦИЯ - наиболее существенный способ переработки представлений в образы воображения, идущий по пути обобщения существенных признаков. При схематизации отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходс­тва четко выступают.

ВООБРАЖЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЕ - вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи. Т.В. Создает несуществующие объекты, мало вероятные или невероятные.

ВООБРАЖЕНИЕ ФАНТАСТИЧЕСКОЕ - значительно «отлетает» от действительности,создает неправдоподобные образы, элементы ко­торых в жизни несовместимы.

ВООБРАЖЕНИЯ ТИПИЗАЦИЯ - синтез отдельных представлений. Для нее характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе.

ВООБРАЖЕНИЯ ШИРОТА - определяется количеством образов, ко­торые способен создать человек.

ВОСПРИЯТИЕ - 1) психический процесс целостного отражения предметов и явлений окружающего мира, действующих на органы чувств в данный момент; 2) субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (перцептивный образ); 3) процесс фор­мирования этого образа или система действий, направленных на оз­накомление с предметом, воздействующим на органы чувств.

ВОСПРИЯТИЕ ВКУСОВОЕ - восприятие на основе вкусовой чувс­твительности.

ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ - отражение длительности, скорости и последовательности явлений действительности. В основе воспри­ятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможе­ния в больших полушариях головного мозга. В восприятии време­ни участвуют различные анализаторы, наиболее важными являют­ся слуховые и кинестезические. Восприятие продолжительности со­бытий в значительной мере определяется характером переживаний и эмоциональным состоянием субъекта. Восприятие времени зави­сит также от характера деятельности, которую человек в данный мо­

мент выполняет, мотивации, установок и ожиданий приятных или неприятных событий.

МЕХАНИЗМ восприятия человеком времени часто связывают с биологическими часами- определенной последовательностью и ритмикой биологических обменных процессов, происходящих в его организме. В качестве биологических часов называют ритм сер­дечной деятельности и метаболизм (обменные процессы) тела.

ВОСПРИЯТИЕ ГЛУБИНЫ - зрительное восприятие мира в трех из­мерениях. Это восприятие удаленности объектов от наблюдателя и восприятие трехмерности самих объектов.

ВОСПРИЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ - отражение изменений положения предмета в пространстве и во времени (отражение направления и скорости). Восприятие движения обеспечивается соответствующи­ми движениями глаз, дифференцировкой объекта (фигуры) от фо­на и совместной работой нескольких анализаторов (чаще зрения и кинестезии). Наличие или отсутствие движения в поле зрения кон­статируется нейронами-детекторами движения или новизны, входя­щими в нейрофизиологический аппарат ориентировочной реакции (рефлекса).

НАПРАВЛЕННОСТЬ движения может оцениваться по направлению перемещения отражаемого объекта на поверхности сетчатки, а так­же отмечаться последовательностью сокращения-расслабления оп­ределенной группы мышц глаза, головы, туловища при выполнении прослеживающих движений за объектом. Связь восприятия движе­ния и его направления с перемещением изображения на сетчатке доказывается существованием иллюзии движения и автокинетичес­кого эффекта.

ВОСПРИЯТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЕ - восприятие преимущественно в сис­теме зрительного анализатора. Посредством зрения человек сразу воспринимает целый образ предмета. Зрительный аппарат приспо­соблен к тому, чтобы сразу (симультанно) воспринимать сложные формы предмета. Зрительная система человека и животных позво­ляет воспринимать не только отдельные признаки предметов, но и целостные геометрические формы или структуры. Для обеспечения длительности сохранения образа нужны движения глаза (А.Л. Яр-бус). Неподвижный глаз слеп. Зрительное восприятие участвует в восприятии пространства и движения.

ВОСПРИЯТИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ (непреднамеренное) - воспри­ятие без намерения, постановки цели. Оно выступает как компо­нент какой-то другой деятельности.

ВОСПРИЯТИЕ ОБОНЯТЕЛЬНОЕ - восприятие на основе обонятель­ной чувствительности.

ВОСПРИЯТИЕ ОСЯЗАТЕЛЬНОЕ - восприятие на основе кожных и двигательных ощущений. В процессе осязательного восприятия предмета постепенно (сукцессивно) поступающая информация от отдельных признаков предмета превращается в его целостный (си­мультанный) образ. Чтобы перейти от оценки отдельных признаков к осязательному восприятию целого предмета, необходимо, чтобы рука находилась в движении, то есть пассивное осязательное вос­приятие заменялось активным ощупыванием предмета.

ВОСПРИЯТИЕ ПОДПОРОГОВОЕ (бессознательное) - феномен, ког­да информация преодолевает физиологический порог, но не дости­гает порога осознанного восприятия. Информация все же воздейс­твует на организм и способна вызвать ответные реакции.

ВОСПРИЯТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ (преднамеренное) - связано с пос­тановкой определенной задачи, цели. Оно характеризуется целе­направленностью, плановостью и систематичностью. В этом случае восприятие выступает как познавательная перцептивная деятель­ность (наблюдение). Произвольное восприятие более эффективно, чем непроизвольное. Произвольное восприятие является высшей психической функцией и присуще только человеку.

ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА- отражение пространственных форм вещей, их величины, формы, расположения относительно друг друга и направления. В пространственном восприятии участву­ют все органы чувств человека. Ведущая роль принадлежит совмест­ной деятельности зрительного, двигательного, кожного и вестибу­лярного анализаторов. Важнейшим механизмом зрительного вос­приятия пространства является механизм фузии, лежащий в основе бинокулярного зрения (зрения двумя глазами).

Восприятие размера предметов определяется величиной их изображения на сетчатке глаза и удаленностью от глаз наблюдате­ля.Приспособление глаза к четкому видению различно удаленных предметов осуществляется с помощью двух механизмов: аккомода­ции и конвергенции. При восприятии близко расположенных пред­метов происходит мышечное сокращение, в результате чего умень­шается степень натяжения хрусталика и его форма становится бо­лее выпуклой (аккомодация). Конкретное состояние аккомодации вызывает и определенную степень сведение зрительных осей (кон­вергенции), и, наоборот, тому или иному сведению зрительных осей соответствует определенная степень аккомодации. Взаимодействие

величины изображения предмета на сетчатке и напряжения глаз­ных мышц в результате аккомодации и конвергенции и является ус­ловно-рефлекторным сигналом размера воспринимаемого объекта. Однако полностью объяснить восприятие расстояния до объекта с помощью этих процессов невозможно.

При восприятии глубины и объемности главную роль играет бино­кулярное зрение (зрительное восприятие двумя глазами).

Восприятие формы предметов обычно осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов. К их механизмам относится и врожденная способность нервных клеток коры головного мозга избирательно реагировать на элементы изоб­ражений, имеющие определенную насыщенность, ориентацию, кон­фигурацию и длину. Восприятие формы требует выделения предме­та из фона, а это, в свою очередь, часто требует выделение конту­ра, то есть границы, пространственных элементов фигуры, отлича­ющихся по яркости, цвету, текстуре. Одним из факторов, влияющим на восприятие формы предметов, является жизненный опыт чело­века, получаемый за счет движений руки по контуру и поверхности объектов, перемещения человека и частей его тела в пространстве.

ВОСПРИЯТИЕ СИМУЛЬТАННОЕ - развернутое в пространстве, од­номоментное, обобщенное, целостное.

ВОСПРИЯТИЕ СУКЦЕССИВНОЕ - развернутое во времени, поэтап­ное наблюдение.

ВОСПРИЯТИЕ СЛУХОВОЕ - восприятие в системе слухового ана­лизатора. В процессе социальной истории человечества сложились две системы слухового восприятия: ритмико-мелодическая (или му­зыкальная) система кодов и фонематическая система кодов (или система звуковых кодов языка). Оба эти фактора и организуют вос­принимаемые человеком звуки в сложные системы слухового вос­приятия. Слуховое восприятие представляет собой активный про­цесс, включающий в свой состав моторные компоненты. В слуховом восприятии двигательные компоненты отделены от слуховой систе­мы и выделены в особую систему пропевания голосом для музыкаль­ного слуха и проговаривания для речевого слуха. Слуховое воспри­ятие участвует при восприятии времени.

ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ - процесс психологическо­го познания людьми друг друга в условиях непосредственного об­щения. Специфика по сравнению с восприятием неодушевленных предметов - в большей пристрастности, что проявляется в слитнос­ти когнитивных и эмоциональных компонентов, в ярче выражен­

ной оценочной и ценностной окраске, в более прямой зависимос­ти представления о другом человеке от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта. При воспри­ятии нового человека главное внимание субъект уделяет внешним проявлениям: физическому облику, оформлению, экспрессии ли­ца и выразительным движениям тела, голосу, интонациям, а также действиям и поступкам.

Выделены (А.А. Бодалев) механизмы восприятия другого челове­ка: 1) идентификация - понимание и интерпретация другого чело­века путем отождествления себя с ним; 2) социальная рефлексия -понимание другого путем рассуждения за него); 3) эмпатия - пони­мание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания; 4) стереотипизация - восприятие и оценка другого на основе сложившихся социальных стереотипов.

ВОСПРИЯТИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ- из огромного числа воздейс­твий лишь некоторые выделяются с большей отчетливостью и осоз­нанностью, чем все остальные. Эта особенность характеризует из­бирательность восприятия, которая зависит от интересов, в зна­чительной степени от установок личности, потребностей, знаний, с одной стороны, а с другой - обусловлена особенностями самого предмета восприятия, его «броскостью», контрастностью и пр. Ис­следования А.И. Богословского, проведенные во время Отечествен­ной войны, показали, что восприятие форм существенно повыша­лось, если рассматриваемой фигуре придавалось значение «своего» или «вражеского» самолета.

ВОСПРИЯТИЯ КОНСТАНТНОСТЬ (от лат. constants - постоянный) -свойство восприятия воспроизводить предмет относительно посто­янным образом при изменении условий его восприятия (освещен­ности, удаленности, угла зрения, формы, величины и т.п.). Мы удаля­емся от предметов или приближаемся к ним - они в нашем воспри­ятии не изменяются в размерах. Константность восприятия - это во многом проявление прошлого опыта. Человек, живший долгое вре­мя в лесу, воспринял в степи далеко идущих людей как карликов (ис­следования А.Р. Лурия).

ВОСПРИЯТИЯ ОБОБЩЕННОСТЬ - А.Р. Лурия считал одним из са­мых важных свойств. Оно выражается в том, что восприятие всегда совместное отражение единичного и общего. Этому способствует и название предмета, поскольку слово и обобщает.

ВОСПРИЯТИЯ ОСМЫСЛЕННОСТЬ (категориальность) - осмыс­лить восприятие - значит осознать предмет, который оно отобра­

жает, выявить предметное значение его сенсорных данных. В про­цессе осмысления чувственное содержание восприятия подверга­ется анализу и синтезу, сравнению, отвлечению различных сторон, обобщению. Осмысление предмета завершается называнием его словом - понятием, то есть отнесением к определенной группе, классу предметов. Осмысленная информация опознается сущес­твенно быстрее и точнее при зрительном предъявлении. Так, не­сколько бесформенных пятен сразу опознаются как фигура, стоит лишь ее назвать. Единство и взаимопроникновение чувственного и логического составляют существенную черту человеческого вос­приятия.

ВОСПРИЯТИЯ ПРЕДМЕТНОСТЬ - способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с дру­гом ощущений, а в форме отдельных предметов. Все, что человек воспринимает, он воспринимает как фигуру (предмет) на фоне. Это свойственно в равной мере и животным. Исследования американс­ких психологов Лешли и Клювера показали, что, если научить жи­вотное (крысу) реагировать на фигуру черного треугольника на бе­лом фоне, то оно способно сразу же реагировать на белый треуголь­ник на черном фоне, на треугольник, намеченный штрихами или точками. Предметность не является врожденным свойством вос­приятия, а возникает и совершенствуется в онтогенезе на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом (И.М. Се­ченов). Предметность проявляется в выделении воспринимаемого предмета из фона.

ВОСПРИЯТИЯ СТРУКТУРНОСТЬ - расчлененность и специфичес­кая взаимосвязь частей воспринимаемого предмета (его структу­ра). Человек воспринимает абстрагированную из ощущений обоб­щенную структуру. Так, мелодия, сыгранная на разных инструмен­тах, воспринимается как одна и та же. Структурность восприятия проявляется в двойственных изображениях (см. рис. 20). В них фи­гура и фон могут меняться местами, происходит переструктуриро­вание.

ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛОСТИ ОСТЬ-особенность восприятия, заключаю­щаяся в отражении объектов в совокупности их свойств. Это неко­торое целое, в котором каждая часть зависит от окружения. В про­цессе восприятия образ воспринимаемого предмета может быть полностью не дан в готовом виде (например, тыльная часть вещи), а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы. Нос воспринимается длинным или коротким лишь в составе лица.

Целостность восприятия проявляется также в зрительных иллюзи­ях (иллюзия стрелы и др.)» Образ восприятия имеет высокую избы­точность - некоторые компоненты образа содержат информацию не только о себе, но и о других компонентах и об образе в целом. Поэтому качество восприятия зависит от предвосхищения актуаль­но не воспринимаемых частей объекта. Отечественная психология рассматривает целостность восприятия как отражение целостнос­ти, объективно присущей воспринимаемому, а не как изначальное свойство восприятия в гештальтпсихологии. Целостность не изна­чально заданное свойство, она формируется в предметной деятель­ности человека.

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ - процесс извлечения информации, храня­щейся в памяти. В процессе воспроизведения происходит восста­новление первоначальной информации, основанное только на час­тичном припоминании основного материала, путем реконструкции прошлого опыта. Для извлечения информации из кратковременной памяти мозг перебирает всю кратковременную память, пока не най­дется нужная. Это происходит доли секунды. Для извлечения ин­формации из долговременной памяти необходимо найти «ключ» к кодированию (песня, запись, место и т.д.). Извлечение информации может быть на разных уровнях:

Наши рекомендации