Терминологический словарь на каз. и анг.яз

Тема № 1: Методы раздражения возбудимых тканей. Физиология возбудимых тканей. Параметры возбудимости. Биоэлектрические явления в живых тканях.

Цель обучения:

1.Сформировать знания о физиологии возбудимых тканей, параметрах возбудимости, биоэлектрических явлений в них.

2.Формирование правовой компетенции – правила техники безопасности при работе с лабораторными животными, физиологической аппаратурой и химическими препаратами.

Задачи обучения:

1.Ознакомиться с основами физиологии возбудимых тканей, параметров возбудимости, биоэлектрических явлений в них.

2.Раскрыть сущность основных методов исследования биопотенциалов.

3.Ознакомиться с техникой работы с электростимулятором, кимографом, миографом.

4.Научиться готовить нервно-мышечный препарат.

5.Научиться определять порог возбуждения при прямом и непрямом раздражении.

Основные вопросы темы:

1.Основные методы физиологических исследований.

2.Способы раздражения возбудимых тканей.

3.Строение и функции клеточной мембраны.

4.Виды транспорта вешеств через клеточную мембрану. Активный и пассивный виды транспорта.

5.Определение понятий «возбудимые ткани», «возбудимость», «возбуждение».

6.Параметры возбудимости.

7.Биоэлектрические явления в возбудимых тканях.

8.Характеристика мембранного потенциала и потенциала действия.

9.Изменение возбудимости во время возбуждения.

Методы обучения: комбинированный метод:

1. Возможные варианты (метод групповой дискуссии, тестирование, комбинированный опрос,

устный опрос, письменный опрос)

2. Выполнение и обсуждение проводимых работ, оформлении протоколов работы:

(Общая физиология. Методические указания для студентов Алматы-2006)

№1 - 1-й опыт Гальвани (стр.7, раб.№4)

№2 - 2-й опыт Гальвани (стр.8, раб.№5)

№3 – Опыт Маттеучи (стр.8, раб.№6)

№4 - Приготовление нервно-мышечного препарата (стр.4,5; раб.№2)

№5 - Определение порога возбуждения при прямом и непрямом раздражении (стр.6, раб.№)

№6 – Электромиография (стр.9, раб.№7)

3. Для выполнения практических работ используются следующие средства обучения: Методические рекомендации для студентов «Общая физиология», лягушка, препаровальный набор, штатив, электростимулятор, «балкончик», учебные таблицы-стенды по «Физиологии возбудимых тканей», физиологический атлас.

4. Демонстрация учебных фильмов, созданных на кафедре нормальной физиологии

- приготовление «реоскопических» лапок лягушки

- приготовление нервно-мышечного препарата

- 1 опыт Гальвани

- опыт Маттеучи

- определение порога возбуждения при прямом и непрямом раздражении

5. Демонстрация заимствованных видеофильмов и анимационных роликов:

- мембранный потенциал

- потенциал действия

6. Проведение инновационного метода групповой игры – викторины по теме «Физиология возбудимых ткани. Параметры возбудимости. Биоэлектрические явления в живых тканях». Сценарий проведение и аннотация прилагаются.

Хронометраж занятия

Часы 200 мин
1. Организационная часть 10 мин
2. Оценка исходного уровня знаний студентов (метод групповой дискуссии, комбинированный опрос, устный опрос, письменный опрос и т.д.). 40мин
3.Перерыв 10 мин
4. Самостоятельная работа студентов (просмотр видеоматериалов и выполнение практических работ) 50 мин
5.Перерыв 10 мин
6. Обсуждение результатов практических работ. 50 мин
7.Перерыв 10 мин
8. Заключительный контроль знаний студентов (тестирование, письменный или устный блиц-опрос) 40 мин
9. Подведение итогов занятия с общей оценкой знаний студентов 10 мин

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ НА КАЗ. И АНГ.ЯЗ

1.Клеточная мембрана-жасуша мембранасы-Cell membranе

2.Свойства клеточный мембраны-жасуша мембранасының қасиеттері-Property of cell membranе

3.Виды транспорта мембраны-мембраналық тасмалдану түрлері-Transport of substance, types of transport

4.Возбудимые ткани–қозғыш тіндер-excitable tissue

5.Возбуждение – қозу- excitation

6.Потенциал покоя-тыныштық потенциалы- Rest potential

7.Потенциал действия-әрекет потенциалы- Action potential

8.Абсолютная рефрактерность – абсолюттік рефрактерлі кезең, мүлдем қозбайтын кезең – the absolute refractory phase

9.Супернормальный период –қозғыштық қалыптан жоғары (супернормалды кезең) supernormal phase of excitability

10.Субнормальный период – қозғыштық қалыптан төмен (субнормалды кезең)–subnormal phase

11.Порог возбуждения-қозу табалдырығы-Thresholid ofexcitation

12.Лабильность-лабилділік-liability

Список рекомендуемой литературы

Основная:

1.Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Медицина, 2007. – 656 с.

2.Нормальная физиология Судаков К.В. «Мед.информ.агенство» 2006

3.Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске. Под ред. Ю.В. Наточина, В.А. Ткачука. - М.: Геотар-Медиа», 2007. – 384 с.

4.Общая физиология. Метод. указания для студентов. Под ред. А.Д. Соколова - Алматы, 2006.

5.Частная физиология.Метод. указания для студентов. Под ред. А.Д. Соколова - Алматы, 2007.

6.Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие/Н.Н. Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. – Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.

7.Основы медицинской физиологии. (практикум). Алипов Н.Н. Москва 2014

На англ.

1.Guyton & Hall. TEXTBOOK OF MEDICAL PHYSIOLOGY. A South Asian Edittion. JOHN E. Hall

2013 ELSEVIER. A division of Reed Elsevier India Privated Limited. First Printed in India. Reprinte 2014, 2015, 907 p.p.

2.K.Sembulingam, Prema Sembulingam (eds.). Essentials of Medical Physiology. 2-nd Ed. Jaypec Brothers publ., NewDeili, 2000.

Дополнительная:

1.Нормальная физиология. Учебник./Под.ред. В.П.Дегтярева, С.М.Будылиной. – М.:ОАО Медицина, 2006.

2.Физиология человека. В 3-х томах. Под ред.Р.Шмидта – 2007г

3.Основы физиологии человека 2-х томах под ред.Агаджаняна Н.А.-443стр. 2007г

4.Практикум по нормальной физиологии.Под ред. Н.А. Агаджаняна.-328с.2007г.

5.Нормальная физиология :учебник Н.А.Агаджанян, Л.З. Тель, В.И. Циркин, К.М. Хамчиев, С.П. Хысенков – М:Литерра. 2015-544 стр

Оценка знаний студента:

1. Компетенция «знания» - устный и письменный опрос, тестирование (перечень вопросов и тестов ниже)

2. Компетенция «правовые навыки» - Проверка усвоения навыка «правила техники безопасности при работе с лабораторными животными, физиологической аппаратурой и химическими препаратами»

3. Компетенция «коммуникативные навыки»

Наши рекомендации