Тема 1.2. Психологические основы юридической деятельности
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
По самостоятельной работе студентов
И проведению семинарских занятий
Дисциплина: «Юридическая психология»
Направление подготовки: 030900.62 «Юриспруденция»
Квалификация выпускника: бакалавр
Ростов-на-Дону
Автор:
Л.И. Полтавцева, профессор кафедры уголовного процесса
и криминалистики, доктор юридических наук,
кандидат психологических наук, профессор
Ответственный за выпуск
А.А. Подопригора, заведующий кафедрой уголовного процесса
и криминалистики Ростовского филиала
Российской таможенной академии, кандидат юридических наук, доцент
Рецензенты:
В.И. Игнашин, старший преподаватель кафедры уголовного процесса
и криминалистики Ростовского филиала Российской таможенной академии, кандидат юридических наук, доцент;
Г.С. Помаз, профессор кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права ФКГОУ ВПО «РЮИ МВД России»,
кандидат психологических наук, доцент
© Российская таможенная академия
Ростовский филиал, 2012
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Раздел (модуль) 1. Теоретико-методологические основы юридической психологии
Тема 1.1.Предмет, система и задачи юридической психологии
I. Задания для самостоятельной работы
1*. Изучите рекомендуемую литературу по данной теме.
2.На основе изученной литературы составьте письменный план ответа на каждый из учебных вопросов семинарского занятия.
3*. По изученной теме, ориентируясь на контрольные вопросы, сформулируйте в письменном виде краткие выводы.
II. План семинарского занятия
(форма обучения очная)
1. Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук.
2. История возникновения и развития юридической психологии.
3. Место юридической психологии в системе научного знания.
4. Генезис представлений об объекте и предмете юридической психологии и их современное понимание.
5. Задачи и методы юридической психологии.
6. Система юридической психологии (криминальная и превентивная психология; психология следственной деятельности и судебного разбирательства; пенитенциарная психология и т.д.) и тенденции ее развития.
7. Роль психологии в научном обеспечении юридической деятельности.
III. Рекомендации по выполнению заданий
и подготовке к семинарскому занятию
На основе учебной литературы рассмотрите предмет юридической психологии и ее место в системе психологической науки. Обратите внимание на характеристику основных этапов формирования юридической психологии как прикладной отрасли психологической науки. Определите роль и значение потребностей юридической практики в развитии предмета юридической психологии.
Рассмотрите содержание, систему юридической психологии как научной отрасли психологических знаний и как учебной дисциплины.
Следует составить ясное впечатление о тех факторах, вследствие которых повышается роль юридической психологии в формировании личности юриста, в повышении эффективности и качества труда работников правоохранительных органов, юридических служб предприятий, учреждений, адвокатуры.
Рассмотрите методологические, естественно-научные и правовые основы юридической психологии, ее связь с общей, социальной, возрастной, педагогической, медицинской, инженерной психологией, с психологией управления, труда, а также с уголовным и гражданским правом и процессом, криминалистикой и криминологией, с судебной психиатрией.
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература:
1. Васильев В.Л. Юридическая психология: учебник. - СПб: Питер, 2008. - 624с.
2. Еникеев, М. И. Юридическая психология : учебник / М. И. Еникеев. - М. : НОРМА, 2006. - 512 с.
3. Романов, В. В. Юридическая психология : учебник / В. В. Романов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2009. - 560 с.
Дополнительнаялитература:
1. Абабков В.А., Пере М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. - СПб: Речь, 2004.- 166с.
2. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко.- СПб: Прайм-Еврознак, 2004. - 672с.
3. Жуков И.А., Полтавцева Л.И. Психологические основы тактики производства отдельных следственных действий: учебно-методическое пособие. – Ростов-н/Д : РЮИ МВД России, 2006. – 48 с.
4. Полтавцева Л.И. Возможности психологии в преодолении противодействия расследованию преступлений // Вестник МВД. – 2005. –№ 4.
5. Почебут Л.Г. Социальная психология толпы. – СПб : Речь, 2004.- 240с.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб : Питер, 2004.- 713с.
7. Семечкин Н.И. Психология социального влияния. - СПб: Речь, 2004.- 304с.
8. Сорокотягина Д.А., Сорокотягин И.Н. Практикум по юридической психологии: учебно-методическое пособие. – Ростов-н/Д : Феникс, 2007
9. Фрай О. Детекция лжи и обмана. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. – 320 с.
10.Хесль Г. Посредничество в разрешении конфликтов. Теория и технология. СПб: Речь, 2004. 114 с.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. В чем заключается интегративная природа и сущность юридической психологии?
2. Каковы задачи и практическое значение юридической психологии?
3. Охарактеризуйте проблемное поле современной юридической психологии?
4. Каковы тенденции развития системы юридической психологии?
Тема 1.2. Психологические основы юридической деятельности
I. Задания для самостоятельной работы
1*. Изучите рекомендуемую литературу по данной теме.
2.На основе изученной литературы составьте письменный план ответа на каждый из учебных вопросов семинарского занятия.
3*. По изученной теме, ориентируясь на контрольные вопросы, сформулируйте в письменном виде краткие выводы.
II. План семинарского занятия
(форма обучения очная)
1. Поисково-познавательный характер деятельности юриста в условиях дефицита и существенных противоречий информации.
2. Личностный компонент юридической деятельности.
3. Социально-психологический компонент юридической деятельности.
4. Психологические аспекты подготовки и организации в деятельности юриста.
5. Понятие и содержание психологической компетентности юриста.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
к семинарскому занятию
Изучитепсихологические особенности поисково-познавательной деятельности юриста в условиях дефицита и существенных противоречий информации, решения юристом организационно-управленческих вопросов и т.д. Исходя из профессиограммы юридической деятельности, рассмотрите ее личностный и социально-психологический компоненты.
Изучите психологические аспекты повышения эффективности труда юристов. Рассмотрите понятия психологического сопровождения служебной деятельности и психологической компетентности юриста.
Для студентов юридического факультета весьма важно уяснить роль и значение их психологической компетентности в профессиональной деятельности. Изучая тему, следует обратить особое внимание на основы прогнозирования индивидуальной успешности юриста. Следует уяснить, какие качества включаются в понятие профессионально значимых качеств.
Студенту следует уделить существенное внимание изучению профессионально значимых качеств юриста и задуматься о том, насколько он обладает этими качествами: развитое правосознание, высокий уровень социализации личности, соблюдение правовых и нравственных норм, развитый интеллект, высокая умственная работоспособность, аналитический склад ума, прогностические способности, развитые воображение, интуиция, нервно-психическая устойчивость, выносливость, высокий уровень работоспособности в условиях длительного воздействия перегрузок и других неблагоприятных факторов и др.