Требования к результатам освоения содержания учебной дисциплины
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА
Факультет экономики, управления и права
Учебно-методический комплекс
Рабочая программа учебной
дисциплины
«КУЛЬТУРА РЕЧИ И
ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ»
для студентов очной и очно-заочной форм обучения
по направлению 080200 «Менеджмент»
(квалификация (степень) «бакалавр»)
Автор-составитель:
кандидат педагогических наук, доцент
Дивненко О. В.
Москва - 2013
Дивненко Ольга Владимировна. Деловое общение.
Рабочая программа учебной дисциплины. Для студентов очной и очно-заочной форм обучения по направлению 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр»).
Рецензент: Михайличенко Наталья Андреевна, кандидат исторических наук, доцент, декан факультета экономики и управления Московского гуманитарного университета
Рабочая программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры психологии и управления НОУ ВПО «Национальный институт бизнеса»
Протокол № 2 от 10 октября 2012г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи учебной дисциплины……………………………………………….. | |
2. Требования к результатам освоения содержания учебной дисциплины………... | |
3. Объем учебной дисциплины и формы учебной работы……………..…………… | |
4. Тематический план…………………………………..……………………………… | |
5. Содержание учебной дисциплины……..…………………………………………... | |
6. Планы семинарских занятий……………………………………………………….. | |
7. Методические указания студентам……..……………………………….………… | |
8. Словарь основных терминов……………………………………………………….. | |
9.Фонд оценочных средств………………………………………………….………… | |
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины………….……………….. | |
11. Перечень литературы……………………………………………………………… |
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Рабочая программа учебной дисциплины «Культура речи и деловое общение» составлена в соответствии с квалификационными требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускника по направлению 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр»).
Рабочая программа является основным документом, определяющим общее содержание курса.
Независимо от выбранной области профессиональной деятельности бакалавр – менеджер должен уметь выстраивать позитивные деловые отношения с различными сегментами государственных и негосударственных структур; грамотно излагать свои мысли; эффективно участвовать в деловых переговорах и совещаниях; формировать позитивный имидж делового человека и профессиональную репутацию. В связи с важностью данных современных задач актуально изучение дисциплины «Культура речи и деловое общение».
Цель изучения учебной дисциплины - ознакомить студентов с теоретическими и практическими основами делового общения, дать практические навыки культуры деловой речи, формирования делового имиджа, способствовать формированию общекультурных (ОК-5, ОК-6, ОК-19) компетенций, позволяющих принимать эффективные управленческие решения в области делового общения.
Объект учебной дисциплины «Культура речи и деловое общение»- это вербальная и невербальная стороны делового общения; поведение делового человека.
Предмет учебной дисциплины «Культура речи и деловое общение» - особенности современного делового общения в сфере экономики и управления.
Образовательные задачи учебной дисциплины:
- изучить законы деловой риторики и их эффективное использование;
- знакомство с формами делового общения и их характеристиками;
- выработать навыки ведения различных типов деловых переговоров, в зависимости от целей и особенностей собеседников;
- выявить специфику деловой речи и речевого этикета;
- определить особенности внешнего вида и поведения делового человека;
- познакомиться с различными аспектами международного и межрелигиозного этикета;
- уяснить отношения между мужчинами и женщинами как равноправными деловыми партнерами;
- понимать важности знания этической и психологической стороны делового общения.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание и структура дисциплины «Культура речи и деловое общение» должны способствовать формированию как общекультурных (ОК), так и профессиональных компетенций (ПК).
Выпускник по направлению подготовки «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр») должен обладать следующими компетенциями:
- владением культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);
- умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
- способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК – 19).
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
знать:этические нормы делового и профессионального общения (партнерские отношения, воздействие и взаимодействие, регламентированность, соблюдение принципов эффективного слушания, виды и условия эффективного слушания); особенности этикета руководителя; принципы этики взаимоотношений в официальной обстановке; особенности делового человека;
уметь:по-деловому решать вопросы и профессиональные задачи; поддерживать деловые отношения с коллегами, партнерами, сотрудниками; уметь вести деловые переговоры, дискуссии; формировать позитивное отношение к себе со стороны партнеров является неотъемлемой чертой специалиста высокого уровня; формировать позитивный имидж и стиль делового человека;
владеть:навыками современных поведенческих стратегий в рамках делового общения; навыками в сфере психологии общения, в том числе деловой и профессиональной психологии; навыками в сфере делового и профессионального этикета.
Формы контроля.
Текущий контроль: выступления и решение задач на практических занятиях; участие в деловых играх, видеотренингах, дискуссиях; подготовка и выступление с деловой речью перед аудиторией; работы по анализу культуры публичных выступлений, конспектов речи, письменные домашние задания; промежуточное и итоговое тестирование.
Промежуточная аттестация– дифференцированный зачет.
Формы и методы учебной работы: проблемная лекция; лекция – беседа; лекция с разбором конкретных ситуаций; лекция – консультация; семинар с элементами проблемности; семинар с использованием метода «мозговой атаки»; семинар – «круглый стол»; семинар – дискуссия; деловые игры, практикумы; решение практических задач и кейс-стади; коллективные коуч – сессии; видеотренинг с последующим анализом; письменные домашние работы; аналитические срезы; тесты; консультации преподавателя.