Требования к результатам освоения содержания учебной дисциплины

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА

Факультет экономики, управления и права

Учебно-методический комплекс

Рабочая программа учебной

дисциплины

«КУЛЬТУРА РЕЧИ И

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ»

для студентов очной и очно-заочной форм обучения

по направлению 080200 «Менеджмент»

(квалификация (степень) «бакалавр»)

Автор-составитель:

кандидат педагогических наук, доцент

Дивненко О. В.

Москва - 2013

Дивненко Ольга Владимировна. Деловое общение.

Рабочая программа учебной дисциплины. Для студентов очной и очно-заочной форм обучения по направлению 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр»).

Рецензент: Михайличенко Наталья Андреевна, кандидат исторических наук, доцент, декан факультета экономики и управления Московского гуманитарного университета

Рабочая программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры психологии и управления НОУ ВПО «Национальный институт бизнеса»

Протокол № 2 от 10 октября 2012г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели и задачи учебной дисциплины………………………………………………..
2. Требования к результатам освоения содержания учебной дисциплины………...
3. Объем учебной дисциплины и формы учебной работы……………..……………
4. Тематический план…………………………………..………………………………
5. Содержание учебной дисциплины……..…………………………………………...
6. Планы семинарских занятий………………………………………………………..
7. Методические указания студентам……..……………………………….…………
8. Словарь основных терминов………………………………………………………..
9.Фонд оценочных средств………………………………………………….…………
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины………….………………..
11. Перечень литературы………………………………………………………………

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Рабочая программа учебной дисциплины «Культура речи и деловое общение» составлена в соответствии с квалификационными требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускника по направлению 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр»).

Рабочая программа является основным документом, определяющим общее содержание курса.

Независимо от выбранной области профессиональной деятельности бакалавр – менеджер должен уметь выстраивать позитивные деловые отношения с различными сегментами государственных и негосударственных структур; грамотно излагать свои мысли; эффективно участвовать в деловых переговорах и совещаниях; формировать позитивный имидж делового человека и профессиональную репутацию. В связи с важностью данных современных задач актуально изучение дисциплины «Культура речи и деловое общение».

Цель изучения учебной дисциплины - ознакомить студентов с теоретическими и практическими основами делового общения, дать практические навыки культуры деловой речи, формирования делового имиджа, способствовать формированию общекультурных (ОК-5, ОК-6, ОК-19) компетенций, позволяющих принимать эффективные управленческие решения в области делового общения.

Объект учебной дисциплины «Культура речи и деловое общение»- это вербальная и невербальная стороны делового общения; поведение делового человека.

Предмет учебной дисциплины «Культура речи и деловое общение» - особенности современного делового общения в сфере экономики и управления.

Образовательные задачи учебной дисциплины:

- изучить законы деловой риторики и их эффективное использование;

- знакомство с формами делового общения и их характеристиками;

- выработать навыки ведения различных типов деловых переговоров, в зависимости от целей и особенностей собеседников;

- выявить специфику деловой речи и речевого этикета;

- определить особенности внешнего вида и поведения делового человека;

- познакомиться с различными аспектами международного и межрелигиозного этикета;

- уяснить отношения между мужчинами и женщинами как равноправными деловыми партнерами;

- понимать важности знания этической и психологической стороны делового общения.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание и структура дисциплины «Культура речи и деловое общение» должны способствовать формированию как общекультурных (ОК), так и профессиональных компетенций (ПК).

Выпускник по направлению подготовки «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр») должен обладать следующими компетенциями:

- владением культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);

- умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

- способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК – 19).

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

знать:этические нормы делового и профессионального общения (партнерские отношения, воздействие и взаимодействие, регламентированность, соблюдение принципов эффективного слушания, виды и условия эффективного слушания); особенности этикета руководителя; принципы этики взаимоотношений в официальной обстановке; особенности делового человека;

уметь:по-деловому решать вопросы и профессиональные задачи; поддерживать деловые отношения с коллегами, партнерами, сотрудниками; уметь вести деловые переговоры, дискуссии; формировать позитивное отношение к себе со стороны партнеров является неотъемлемой чертой специалиста высокого уровня; формировать позитивный имидж и стиль делового человека;

владеть:навыками современных поведенческих стратегий в рамках делового общения; навыками в сфере психологии общения, в том числе деловой и профессиональной психологии; навыками в сфере делового и профессионального этикета.

Формы контроля.

Текущий контроль: выступления и решение задач на практических занятиях; участие в деловых играх, видеотренингах, дискуссиях; подготовка и выступление с деловой речью перед аудиторией; работы по анализу культуры публичных выступлений, конспектов речи, письменные домашние задания; промежуточное и итоговое тестирование.

Промежуточная аттестация– дифференцированный зачет.

Формы и методы учебной работы: проблемная лекция; лекция – беседа; лекция с разбором конкретных ситуаций; лекция – консультация; семинар с элементами проблемности; семинар с использованием метода «мозговой атаки»; семинар – «круглый стол»; семинар – дискуссия; деловые игры, практикумы; решение практических задач и кейс-стади; коллективные коуч – сессии; видеотренинг с последующим анализом; письменные домашние работы; аналитические срезы; тесты; консультации преподавателя.

Наши рекомендации