Подростком или метод снятия барьеров в общении
(Филонова Л.Б. Психологические барьеры трудновоспитуемых детей и преодоление их в контактном взаимодействии //Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений школьников: Сб. науч. тр. АПН. НИИ общей педагогики. М., 1980)
Сущность метода состоит в организации системы общения взрослого с проблемным подростком, направленного на преодоление его внутренних барьеров.
Метод контактного взаимодействия состоит из трех этапов:
1 этап. Цель - добиться как можно большего количество «согласий».
Располагая предварительно собранными данными, социальный педагог рассказывает подростку о том, что тот делал в последнее время, как у него складывались дела и отношения с окружающими людьми.
Если, задавая вопросы, социальный педагог не получает ответа, то дол жен отвечать на них сам. Убедившись в том, что взрослый много знает о нем, подросток начинает вносить поправки, уточнять, детализировать. Это начало взаимодействия.
2 этап.Цель - пробудить интерес подростка к его собственной личности. Суть этапа заключается в нахождении какого-либо интереса, увлечения, расти (спорт, музыка, рыбалка и т.п.), которые будут поводом для обсуждения и нахождения точек соприкосновения, общности во мнении, суждении.
Происходит накопление положительных эмоций.
При желании социального педагога сделать это не трудно, так как дети с проблемами длительное время находятся в некой изоляции и испытывают потребность в получении о себе сведений и суждений. Кроме того, они считают себя не похожими на других и хотят знать, как их оригинальность воспринимается взрослыми.
Если нет возражения со стороны социального педагога, то начинается поток высказываний о собственных мнениях и представлениях, демонстрация тех качеств, которые подросток хочет, чтобы заметили в первую очередь. Поведение социального педагога в это время должно быть внешне относительно пассивным, так как начинает поступать много важной информации через содержание слов, мимику, жесты. Кроме того, у каждого подростка есть свои «заготовки» - возражения против доводов взрослого о пользе учебы, необходимости следовать правилам, законам, о вредности привычек и т.д.
«Заготовленные» возражения могут быть вполне логичными и обоснованными по отдельности, но часто противоречат друг другу. Социальный педагог может сопоставить их, сравнить и показать их несостоятельность.
3 этап. Цель - побудить подростка к активной позиции. Когда собран весь материал, а подросток все вынес на обсуждение и изложил свою позицию, рационально не только возражать ему, но и вызвать на спор, требуя обоснования того, что им утверждается.
Вовлеченный во взаимодействие, подросток часто становится открытым и откровенным. Он начинает искать возможности поговорить, обсудить - происходит «снятие барьеров», так как отпадает их целесообразность, поскольку сам переосмысливает и оценивает себя.
Убедившись в доброжелательности (!) социального педагога, подросток не выстраивает защиты. Взрослый становится советчиком, открываются возможности для взаимодействия. Профессиональная этика требует не злоупот-реблять доверием подростка.
Б. Памятка педагогам, работающим с проблемными
школьниками
Индивидуальный подход к «трудному» подростку предполагает соблюдение ряда педагогических правил всеми участниками воспитательного процесса.
Если один из педагогов эти правила не соблюдает, то может «свести на
нет» все хорошие намерения своих коллег помочь школьнику.
Правила работы с «трудными» школьниками:
1. Учитель (предметник, классный руководитель, социальный педагог и др.) должен уметь найти даже в самом неприятном ему подростке хорошие, сильные стороны и на этом строить свое взаимодействие с ним.
2. Доброжелательное отношение - необходимое условие для установления эмоционального контакта, без которого немыслима работа с «трудными» учащимися.
3. Недопустимы выводы о личности школьника в целом на основании отдельных его поступков:
а) сначала нужно дать определение поступку, понять мотив, цель его совершения;
б) потом разобраться в том, как сам подросток относится к поступку (сожалеет, огорчается, раскаивается, не понимает вины, играет в раскаяние, бравирует);
в) наказание должно быть адекватным совершенному поступку, т.е. справедливым;
г) наказывая, нельзя унижать человеческое достоинство школьника;
д) чрезмерное наказание пагубно для подростка так же, как и безнаказанность;
е) поощрения более эффективны, чем наказания, поэтому, упреждая плохие поступки, нужно замечать и отмечать хорошие поступки и свойства личности.
4. Эффект взаимодействия во многом зависит от авторитета взрослого.
Авторитетом, как правило, пользуется не тот взрослый, который порицает, оскорбляет, унижает, угрожает, а тот. кто старается понять, быть справедливым, убеждает, не смотрит свысока, не иронизирует, не добивается повиновения -И Т.Д.
5. «Трудные» подростки особенно чувствительны к авторитарному обращению, они начинают проявлять негативизм, упрямство, своеволие, что усугубляет проблемы. Позиция взрослого по отношению к «трудному» школьнику должна быть позицией доброжелательного старшего товарища.
Приложение 8