Приемы преодоления барьеров в общении

Итак, барьеры в общении можно преодолеть. Для этого человеку прежде всего необходимо вырабатывать чувство собственного достоинства, уверенность в себе. Помогает также умение видеть за каждым неадекватным поступком коммуниканта проявление его психологических особенностей, а может быть, и проблем. А чтобы преодолеть тот или иной конкретный барьер в общении, нужно поставить «диагноз» себе или собеседнику и так построить свое поведение, чтобы уменьшить или устранить барьер.

Вот несколько рекомендаций, которые позволяют более продуктивно и безболезненно решать спорные вопросы:

ü Выражайте свои позиции, стремления, чувства и идеи открыто, ясно и прямо без извинений или принижений как себя, так и оппонента.

ü При обсуждении конкретных действий, позиций, при оказании воздействия делайте больший акцент на преимущества или отрицательные последствия для достижения целей партнера по общению.

ü Избегайте использования личных нападок, унижений или угроз в адрес оппонента, т. е. стремитесь связывать свои цели с целями оппонента, а не с его личностными особенностями.

ü Четко осознавайте и контролируйте свои эмоциональные состояния в ходе взаимодействия и стремитесь направлять их для осуществления положительных действий.

ü Используйте «позитивные» слова и выражения; по возможности, избегайте «эмоционально-нагруженных» фраз и оценочных суждений или безразличия к личности партнера и его интересам.

ü Избегайте нетерпеливости, пустого разглагольствования и уступчиво-унизительной манеры обращения.

ü В психологическом плане большое значение имеет именно форма выражения: четкость, ясность, уверенность в собственных идеях, отсутствие защитных реакций, и главное – увязывание предлагаемого решения с потребностями и интересами собеседника. Это способствует формированию у него представления о вас, по крайней мере, как о достойном партнере, с которым можно иметь дело.

Вопросы, задания, упражнения

1. Каковы причины трудностей классификации барьеров общения?

2. Приведите основные структурные характеристики барьеров общения.

3. Какова природа барьеров общения? Приведите примеры.

4. Какова характеристика «материи» барьеров общения?

5. Перечислите типичные ошибки коммуникантов, приводящие к барьерам.

6. Перечислите этапы преодоления барьеров общения.

7. Перечислите приемы преодоления барьеров общения

8. Приведите вопросы для преодоления барьеров общения.

9. Подготовьте рассуждение на тему:

«О чем говорят барьеры (вид – по выбору) в речевом общении и что при этом следует говорить коммуникантам?».

Рассуждение должно содержать:

1) ваше понимание барьеров общения;

2) характеристику выбранного вида барьера общения;

3) примеры;

4) аналитический анализ примеров;

5) вопросы и задания к аудитории, направленные на вовлечение слушателей в работу.

10. Самое слабое звено в цепи преодоления и блокирования речевых барьеров – наши нервы.

Проверьте свой эмоциональный фон, ответив на вопросы теста. Результаты проанализируйте, сделайте выводы (см. тест «Эмоциональные барьеры в межличностном общении» в разделе «Задания и упражнения для самостоятельной работы»).

БАРЬЕРЫ-ПОМЕХИ В ОБЩЕНИИ

Немного теории

Барьеры-препятствия в общении имеют характерную структуру «субъект-объект». Они возникают из-за:

1) несоответствия места общения его характеру и задачам.

2) большой удаленности людей друг от друга.

3) плохого самочувствия.

Последний называется барьером физических состояний: состояния здоровья или нервного перенапряжения.

Состояние здоровья человека, физическое или духовное, не может не влиять на то, как человек общается. Наблюдательным людям не составляет большого труда по внешним признакам догадаться о том, что происходит с человеком, выбрать соответствующий тон, слова или сократить время общения, чтобы не утомлять собеседника, которому нездоровится.

Вопросы, задания, упражнения

1. Классифицируйте и охарактеризуйте барьеры-помехи. Приведите примеры.

2. Сформулируйте типичные ошибки коммуникантов, приводящие к барьерам-помехам, и приемы преодоления этих барьеров.

3. Выработайте тактику поэтапного решения проблем общения, в котором имеют место барьеры-помехи.

4. Что можно посоветовать коммуникантам, чтобы они сумели избежать появления в своем общении барьеров-помех?

5. Подготовьте для обсуждения проблемные коммуникативные ситуации с барьерами-помехами.

Примерные вопросы для обсуждения:

· Почему так часто случается, что люди не понимают друг друга?

· Почему возникают барьеры общения?

· Всегда ли люди хотят понять собеседника, а когда хотят – всегда ли понимают друг друга. Почему?

· Все ли барьеры-помехи может устранить коммуникант?

6. Расскажите о своем опыте преодоления барьеров-помех в общении. Проблемные ситуации обсудите.

7. Ответьте на вопросы теста «Действовать спокойно и не ожидать от «них» понимания» Результаты проанализируйте, сделайте выводы (см. тест в разделе «Задания и упражнения для самостоятельной работы»).

Наши рекомендации