Поиск новых стратегий в практических приложениях

УДК 316.6 ББК 88.5 С 69




«Аспект Пресс», 2002

Авторы:

Т. Л. Алавидзе, Г. М. Андреева, Е. В. Антонюк. Т. Ю. Базаров,

Е. П. Белинская, И. Б. Бовина, Н. Н. Богомолова.

Л. Я. Гозман, А. И. Донцов, Е. М. Дубовская, Ю. М. Жуков,

С. А. Липатов, О. Т. Мельникова, Л. А. Петровская,

О. В. Соловьева, Т. Г. Стефаненко, О. А. Тихомандрицкая,

Т. В. Фоломеева, Ю. Э. Ширков

Рецензенты:

доктор психологических наук, проф. Р. Л. Кричевский; доктор психологических наук, проф. А. И. Подольский

С 69

Социальная психология в современном мире

УДК 316.6 ББК 88.5

ISBN 5-7567-0272-5

Все учебники издательства «Аспект Пресс» на сайте www.aspectpress.ru

Настоящая работа выполнена коллективом сотрудников кафедры соци­альной психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. На про­тяжении 30 лет своего существования кафедра ведет преподавание социаль­ной психологии, предлагая студентам не только общий курс по этой дисцип­лине, но и многочисленные спецкурсы, посвященные отдельным разделам науки. Учебники и учебные пособия по этим курсам неоднократно публико­вались и известны студентам многих учебных заведений страны. Вместе с тем на кафедре на протяжении всех этих лет велись многочисленные научные исследования, объединенные общими методологическими установками и оп­ределенным направлением проблематики. Все это позволяет судить о сложив­шемся научном и педагогическом коллективе, который способен заявить о собственной позиции в науке.

Два обстоятельства стимулируют опубликование результатов деятельнос­ти именно в данный момент. Во-первых, тридцатилетний «юбилей», отмечае­мый кафедрой, — самое время для подведения итогов. Мы можем обобщить опыт, накопленный в обучении студентов, получая от них обратную связь, касающуюся не только качества преподавания, но и точности избранной стра­тегии подготовки специалистов, востребованных общественной практикой. Во-вторых, своеобразный «рубеж», который перешагивает сама наука социальная психология при переходе общества из XX в XXI в. Как и многие другие дисцип­лины, связанные с анализом социальных реалий, социальная психология не может не «реагировать» на те изменения, которые происходят в самом пред­мете ее исследований. Движение, направленное на поиск новых парадигм и методов исследования, характеризует сегодня ситуацию во всей мировой со­циальной психологии; особенно значимы эти поиски в условиях нашей стра­ны, где уровень и темп социальных изменений бросают своеобразный вызов всем наукам, исследующим общество в его различных проявлениях.

Руководствуясь этими двумя соображениями, мы и решили предложить читателю настоящую работу. Ее жанр довольно трудно определить: это не на­учная монография, не учебник и даже не учебное пособие, которое традици­онно отнесено к определенному спецкурсу. Вместе с тем мы полагаем, что представленный материал может быть полезен студентам, специализирую­щимся по социальной психологии и просто интересующимся этой наукой, а также научным сотрудникам и молодым преподавателям, работающим в дан­ной области и смежных дисциплинах. Работа в сжатом и концентрированном виде обозначает именно сегодняшние проблемы социальной психологии, что послужит дополнением к имеющимся учебникам и учебным пособиям. Воз­можно, уместно обозначить жанр предлагаемой работы как учебное пособие для студентов специализации.

 

В структуре книги выделяются три части:

Методологическая саморефлексия науки на рубеже веков

Традиционные проблемы и новые подходы.

Поиск новых стратегий в практических приложениях.



Каждая из этих частей связана с ситуацией, характерной не только для современного российского общества, но вообще для современного мира. Со­циальные изменения на рубеже столетия и тысячелетия носят глобальный характер, поэтому возникшие новые проблемы актуальны и для мировой со­циальной психологии. Именно этот смысл мы вкладываем в понятие соци­альная психология в современном мире. Новизна проблематики не отменяет, естественно, фундаментальных разработок, осуществленных наукой на про­тяжении ее истории: полемика вокруг соотношения универсальных законов, касающихся механизмов социального поведения и их реализации в опреде­ленном социальном контексте, не означает отказа от традиционных проблем и подходов в системе социально-психологического знания. В более широком плане речь идет о соотношении фундаментальной науки и ее прикладных аспектов: фундаментальные исследования вообще в меньшей степени «откли­каются» непосредственно на новые проявления объекта. Более того, вряд ли чрезмерно поспешный отклик на практические запросы есть безусловное до­стоинство науки. Поэтому учебники, предлагающие свод традиционных про­блем, сформулированных на основе фундаментального знания, ни в коей мере не утрачивают своего значения, но требуют лишь периодического на­полнения их содержания так называемым «новым материалом». Именно эта задача и стоит перед авторами предлагаемого издания.

Три выделенные в книге части, как нам представляется, помогут читате­лю полнее представить себе возможности социальной психологии как науч­ной дисциплины, ее существования в ситуации радикальных преобразова­ний, осуществляемых на рубеже XX и XXI столетий. Эти части в целом соот­ветствуют традиционной логике изложения курса социальной психологии: первая связана с пониманием предмета, методов и истории дисциплины; вторая предполагает освещение проблем, относящихся к исследованию закономер­ностей общения и взаимодействия людей, к изучению психологии больших и малых социальных групп, а также личности; наконец, третья часть сопостави­ма с разделами, посвященными практическим приложениям социальной пси­хологии. Для удобства читателей каждой из названных частей мы предпосыла­ем небольшое введение, назначение которого — более четко зафиксировать логику отбора соответствующего материала.

Не только написание предлагаемого текста, но и сама разработка обсуж­даемых тем была бы невозможна без постоянного общения с нашими студен­тами, без их порою «каверзных» вопросов и суждений, заставляющих посто­янно искать и находить решения новых проблем. Поэтому многие поколения студентов, слушавших наши лекции и писавших под нашим руководством свои курсовые и дипломные работы, являются в действительности соавтора­ми данного учебного пособия. Мы искренне признательны всем, кто у нас учился, и, в частности, тем, кто ушел после окончания университета «в прак­тику» и участвует в постановке проблем, связанных непосредственно с воз­можностями прикладного использования социальной психологии в новых условиях. Мы также благодарим аспирантов кафедры и наших коллег с других кафедр факультета психологии, в дискуссиях с которыми мы лишний раз задумывались о судьбе нашей дисциплины.

Часть I

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ

САМОРЕФЛЕКСИЯ НАУКИ

НА РУБЕЖЕ СТОЛЕТИЙ

Авторы

Методологическая саморефлексия науки— достаточно распро­страненное движение в самых различных дисциплинах, развившееся во второй половине XX в. Его содержание — анализ возможностей науки, ее стратегий, методов, теоретических построений, выполня­емых самими исследователями. В общем науковедении проблема час­то описывается как анализ сменяющих друг друга парадигм. В соци­альной психологии проблема смены парадигм, поиска новой пара­дигмы встает особенно остро, что продиктовано дискуссией о будущем науки в связи с социальной ситуацией, сложившейся в мире, обус­ловленной, в частности, бурными социальными изменениями. Спо­собна ли социальная психология в ее традиционных парадигмах пред­ложить адекватные стратегии и методы для изучения новой социаль­ной реальности? Если нет, то чтоможет быть предложено нового, чтобы это был не «взрыв» старых традиций, а их обновление, свое­образная ревизия? Иными словами, речь в данном случае идет о том, как социальная психология оценивает свои собственные возможнос­ти и перспективы развития в новом столетии, когда радикально из­меняются практически все стороны социального организма, а поня­тие «социальные изменения» становится ключевым во всей системе обществоведения.

Таким образом, «внутренний» анализ дисциплины, размышле­ния ее представителей о том, что «может» или что «должна» сделать социальная психология, каким представляется ее статус в обществе, чтобы успешно решать новые задачи, становится настоятельной не­обходимостью. Этот анализ требует также и сопоставления новых под­ходов, разрабатываемых в отечественной социальной психологии, с общим движением в мировой науке. В первой части книги обсужда­ются именно эти вопросы, сконцентрированные в следующих гла­вах:

1. Общие поиски новой парадигмы в социальной психологии.

2. Рост влияния факторов культуры в исследованиях.

3. Эволюция взглядов в изучении личности.

Легко увидеть, что каждый из названных вопросов имеет ярко

выраженный принципиальный характер, а все вместе они могут

представлять основные вехи саморефлексии социальной психоло-

гии. Вместе с тем предложенные главы в общем соответствуют тра-

диционному введению в дисциплину, предлагаемому в любом учеб­нике: они касаются характеристики предмета науки, важных этапов ее истории, методологических принципов. По каждому из указанных вопросов предлагаются новые повороты, порожденные как внутрен­ней логикой развития социальной психологии, так и социальной ситуацией, складывающейся в мире на рубеже не только столетия, но и тысячелетия. Взаимосвязь традиционных подходов и вызовов, предложенных «новыми реалиями», поможет всем, кто изучает со­циальную психологию, глубже понять внутреннюю природу этой дис­циплины.

Наши рекомендации