Поиск новых стратегий в практических приложениях
УДК 316.6 ББК 88.5 С 69
«Аспект Пресс», 2002 |
Авторы:
Т. Л. Алавидзе, Г. М. Андреева, Е. В. Антонюк. Т. Ю. Базаров,
Е. П. Белинская, И. Б. Бовина, Н. Н. Богомолова.
Л. Я. Гозман, А. И. Донцов, Е. М. Дубовская, Ю. М. Жуков,
С. А. Липатов, О. Т. Мельникова, Л. А. Петровская,
О. В. Соловьева, Т. Г. Стефаненко, О. А. Тихомандрицкая,
Т. В. Фоломеева, Ю. Э. Ширков
Рецензенты:
доктор психологических наук, проф. Р. Л. Кричевский; доктор психологических наук, проф. А. И. Подольский
С 69
Социальная психология в современном мире
УДК 316.6 ББК 88.5
ISBN 5-7567-0272-5
Все учебники издательства «Аспект Пресс» на сайте www.aspectpress.ru
Настоящая работа выполнена коллективом сотрудников кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. На протяжении 30 лет своего существования кафедра ведет преподавание социальной психологии, предлагая студентам не только общий курс по этой дисциплине, но и многочисленные спецкурсы, посвященные отдельным разделам науки. Учебники и учебные пособия по этим курсам неоднократно публиковались и известны студентам многих учебных заведений страны. Вместе с тем на кафедре на протяжении всех этих лет велись многочисленные научные исследования, объединенные общими методологическими установками и определенным направлением проблематики. Все это позволяет судить о сложившемся научном и педагогическом коллективе, который способен заявить о собственной позиции в науке.
Два обстоятельства стимулируют опубликование результатов деятельности именно в данный момент. Во-первых, тридцатилетний «юбилей», отмечаемый кафедрой, — самое время для подведения итогов. Мы можем обобщить опыт, накопленный в обучении студентов, получая от них обратную связь, касающуюся не только качества преподавания, но и точности избранной стратегии подготовки специалистов, востребованных общественной практикой. Во-вторых, своеобразный «рубеж», который перешагивает сама наука социальная психология при переходе общества из XX в XXI в. Как и многие другие дисциплины, связанные с анализом социальных реалий, социальная психология не может не «реагировать» на те изменения, которые происходят в самом предмете ее исследований. Движение, направленное на поиск новых парадигм и методов исследования, характеризует сегодня ситуацию во всей мировой социальной психологии; особенно значимы эти поиски в условиях нашей страны, где уровень и темп социальных изменений бросают своеобразный вызов всем наукам, исследующим общество в его различных проявлениях.
Руководствуясь этими двумя соображениями, мы и решили предложить читателю настоящую работу. Ее жанр довольно трудно определить: это не научная монография, не учебник и даже не учебное пособие, которое традиционно отнесено к определенному спецкурсу. Вместе с тем мы полагаем, что представленный материал может быть полезен студентам, специализирующимся по социальной психологии и просто интересующимся этой наукой, а также научным сотрудникам и молодым преподавателям, работающим в данной области и смежных дисциплинах. Работа в сжатом и концентрированном виде обозначает именно сегодняшние проблемы социальной психологии, что послужит дополнением к имеющимся учебникам и учебным пособиям. Возможно, уместно обозначить жанр предлагаемой работы как учебное пособие для студентов специализации.
В структуре книги выделяются три части:
Методологическая саморефлексия науки на рубеже веков
Традиционные проблемы и новые подходы.
Поиск новых стратегий в практических приложениях.
Каждая из этих частей связана с ситуацией, характерной не только для современного российского общества, но вообще для современного мира. Социальные изменения на рубеже столетия и тысячелетия носят глобальный характер, поэтому возникшие новые проблемы актуальны и для мировой социальной психологии. Именно этот смысл мы вкладываем в понятие социальная психология в современном мире. Новизна проблематики не отменяет, естественно, фундаментальных разработок, осуществленных наукой на протяжении ее истории: полемика вокруг соотношения универсальных законов, касающихся механизмов социального поведения и их реализации в определенном социальном контексте, не означает отказа от традиционных проблем и подходов в системе социально-психологического знания. В более широком плане речь идет о соотношении фундаментальной науки и ее прикладных аспектов: фундаментальные исследования вообще в меньшей степени «откликаются» непосредственно на новые проявления объекта. Более того, вряд ли чрезмерно поспешный отклик на практические запросы есть безусловное достоинство науки. Поэтому учебники, предлагающие свод традиционных проблем, сформулированных на основе фундаментального знания, ни в коей мере не утрачивают своего значения, но требуют лишь периодического наполнения их содержания так называемым «новым материалом». Именно эта задача и стоит перед авторами предлагаемого издания.
Три выделенные в книге части, как нам представляется, помогут читателю полнее представить себе возможности социальной психологии как научной дисциплины, ее существования в ситуации радикальных преобразований, осуществляемых на рубеже XX и XXI столетий. Эти части в целом соответствуют традиционной логике изложения курса социальной психологии: первая связана с пониманием предмета, методов и истории дисциплины; вторая предполагает освещение проблем, относящихся к исследованию закономерностей общения и взаимодействия людей, к изучению психологии больших и малых социальных групп, а также личности; наконец, третья часть сопоставима с разделами, посвященными практическим приложениям социальной психологии. Для удобства читателей каждой из названных частей мы предпосылаем небольшое введение, назначение которого — более четко зафиксировать логику отбора соответствующего материала.
Не только написание предлагаемого текста, но и сама разработка обсуждаемых тем была бы невозможна без постоянного общения с нашими студентами, без их порою «каверзных» вопросов и суждений, заставляющих постоянно искать и находить решения новых проблем. Поэтому многие поколения студентов, слушавших наши лекции и писавших под нашим руководством свои курсовые и дипломные работы, являются в действительности соавторами данного учебного пособия. Мы искренне признательны всем, кто у нас учился, и, в частности, тем, кто ушел после окончания университета «в практику» и участвует в постановке проблем, связанных непосредственно с возможностями прикладного использования социальной психологии в новых условиях. Мы также благодарим аспирантов кафедры и наших коллег с других кафедр факультета психологии, в дискуссиях с которыми мы лишний раз задумывались о судьбе нашей дисциплины.
Часть I
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ
САМОРЕФЛЕКСИЯ НАУКИ
НА РУБЕЖЕ СТОЛЕТИЙ
Авторы
Методологическая саморефлексия науки— достаточно распространенное движение в самых различных дисциплинах, развившееся во второй половине XX в. Его содержание — анализ возможностей науки, ее стратегий, методов, теоретических построений, выполняемых самими исследователями. В общем науковедении проблема часто описывается как анализ сменяющих друг друга парадигм. В социальной психологии проблема смены парадигм, поиска новой парадигмы встает особенно остро, что продиктовано дискуссией о будущем науки в связи с социальной ситуацией, сложившейся в мире, обусловленной, в частности, бурными социальными изменениями. Способна ли социальная психология в ее традиционных парадигмах предложить адекватные стратегии и методы для изучения новой социальной реальности? Если нет, то чтоможет быть предложено нового, чтобы это был не «взрыв» старых традиций, а их обновление, своеобразная ревизия? Иными словами, речь в данном случае идет о том, как социальная психология оценивает свои собственные возможности и перспективы развития в новом столетии, когда радикально изменяются практически все стороны социального организма, а понятие «социальные изменения» становится ключевым во всей системе обществоведения.
Таким образом, «внутренний» анализ дисциплины, размышления ее представителей о том, что «может» или что «должна» сделать социальная психология, каким представляется ее статус в обществе, чтобы успешно решать новые задачи, становится настоятельной необходимостью. Этот анализ требует также и сопоставления новых подходов, разрабатываемых в отечественной социальной психологии, с общим движением в мировой науке. В первой части книги обсуждаются именно эти вопросы, сконцентрированные в следующих главах:
1. Общие поиски новой парадигмы в социальной психологии.
2. Рост влияния факторов культуры в исследованиях.
3. Эволюция взглядов в изучении личности.
Легко увидеть, что каждый из названных вопросов имеет ярко
выраженный принципиальный характер, а все вместе они могут
представлять основные вехи саморефлексии социальной психоло-
гии. Вместе с тем предложенные главы в общем соответствуют тра-
диционному введению в дисциплину, предлагаемому в любом учебнике: они касаются характеристики предмета науки, важных этапов ее истории, методологических принципов. По каждому из указанных вопросов предлагаются новые повороты, порожденные как внутренней логикой развития социальной психологии, так и социальной ситуацией, складывающейся в мире на рубеже не только столетия, но и тысячелетия. Взаимосвязь традиционных подходов и вызовов, предложенных «новыми реалиями», поможет всем, кто изучает социальную психологию, глубже понять внутреннюю природу этой дисциплины.