Исследования плачущих детей
21 исследование (1934-1973 гг.).
Испытуемые обоего пола от новорожденных до 5 лет. Методики:
1) наблюдение за плачем: его длительность, длительность во время эксперимента (процентное соотношение от обшего времени), в ответ на новизну ситуации, по шкале устойчивости плача, раздраженный плач, в смоделированных условиях, в ответ на пугаюший стимул, видеозапись инцидентов, когда ребенок плакал в домашней обстановке;
2) наблюдения за сном: его длительность как показатель спокойствия ребенка;
3) наблюдение за беспокойными состояниями ребенка: их длительность, уровень раздражительности, частота проявления;
4) исследование реакции на присутствие и отсутствие матери: беспокойства в ее присутствии и плача до, во время и после отделения от матери;
5) исследование реакции на присутствие и отсутствие незнакомца: плач, беспокойство;
6) наблюдение в экспериментальных условиях и в домашней обстановке;
7) моделирование ситуаций, вызывающих плач, беспокойство, страх с помошью пугающих стимулов, удаления от матери, оставления ребенка одного за барьером, игры ребенка за барьером в присутствии матери и затем без нее, громкого голоса и незнакомой ситуации.
Результаты.
Превосхолство мальчиков проявилось:
1) по проявлениям плача: раздраженному плачу в ответ на пугаюший стимул — наблюдение в домашней обстановке (5 месяцев) и видеозаписи плача в домашней обстановке (2,5-5 лет) и в незнакомой ситуации (1 и 2,5 года);
2) меньшему времени сна и большему времени беспокойного состояния, а также большему уровню раздражительности (3 недели и 3 месяца).
Превосхолство левочек было обнаружено по проявлениям плача, когда ребенка
оставляли одного за барьером (13 месяцев) и во время ссоры с другими детьми (2-5 лет). Не было обнаружено половых различий:
11 по проявлениям плача: длительности плача (новорожденные), во время эксперимента (1-15 месяцев), частоте и длительности в домашней обстановке (лонгитюд-ное исследование — первый год жизни), в ответ на новизну ситуации (2-4 года, а такжелонгитюдное исследование — 4-36 месяцев), устойчивости плача (4-36 месяцев), раздраженному плачу во время эксперимента (3, 6, 9 и 13 месяцев), в смоделированных условиях (3,5 месяца) и в ответ на громкий голос (1 3-14 месяцев);
2) частоте беспокойного состояния ребенка в домашней обстановке (5 месяцев) и раздражительности в домашней обстановке (лонгитюдное исследование — 9-18 месяцев);
3) реакции на присутствие и отсутствие матери: по частоте беспокойного состояния в присутствии матери (10 месяцев), в ее присутствии и отсутствии (1 год), плачу до, во время и после отделения от матери (2 лонгитюдных исследования — 10 и 14 и 14 и 1 8 месяцев) и плачу, когда ребенка оставляли одного за барьером (13-14 месяцев);
4) реакции на присутствие и отсутствие незнакомца: плачу и беспокойству (1 год) и плачу после того, как удалили мать, в присутствии незнакомца (лонгитюдное исследование — 2, 2,5 и 3 года) (по материалам книги Maccoby, Jacklin, 1978).
■- :sx
194 Глава 6. Интеллектуальные, речевые и эмоциональные характеристики
Уже в трехнедельном возрасте мальчики, по сравнению с девочками, меньше спят и большее время проявляют беспокойство. Плачут они чаще всего тогда, когда появляется новый или пугающий стимул, что свидетельствует об их превосходстве над девочками по способности распознавать новый стимул и новизну ситуации. Такая особенность мальчиков уже была прослежена в других экспериментах: по ощущениям, восприятию, интеллектуальным способностям (см. соответствующие главы). Поэтому и в данных исследованиях плач и беспокойство мальчиков можно интерпретировать не толькокак эмоциональную, но и как исследовательскую реакцию.
Девочки плачут в другой ситуации, аименно тогда, когда возникает угроза лишения общения с окружающими. Так. в экспериментах девочки плакали, когда их оставляли одних за барьером, а также во время ссор с другими детьми. Таким образом, плач мальчиков можноназвать «исследовательским» , а девочек — «коммуникативным» (эти условные термины придуманы мною. — Т. Б.). Это соответствует инструментальному и экспрессивному стилям, которые являются гендерно-типичными для обоих полов. Удивительно, что такое различие начинает проявляться в достаточнораннем возрасте.
Анализданных, касающихся страха, показывает, что в ситуациях, которые могут быть реально опасными для маленького ребенка, и мальчикам, и девочкам одинаково свойственно испытывать страх. Не зафиксировано серьезных различий в их поведении при встрече с незнакомым человеком, подъеме на высоту, по реакции на необычные (яркие и жужжащие) игрушки и на громкий голос, по преодолению робости при необходимости отойти от мамы, чтобы получить привлекательную игрушку, по поведению во время первого посещения детского учреждения. Дошкольники обоего пола одинаково испытывают тревогу, когда их кладут в больницу. Наконец, дети обоего пола одинаково склонны сообщать о своих страхах.
Этот результат закономерен. Трудно представить ребенка, который не испугался бы в незнакомой ситуации или при встрече с необычным предметом. Эмоция страха позволяет адаптироваться в мире взрослых, настороженность перед опасностью — адекватная реакция. Но при этом ни в одном исследовании мальчики не испытывали и не демонстрировали большего страха, чем девочки. Напротив, девочки и девушки в большинстве ситуаций проявляли большую робость, чем мальчики.
'................................ ' .........
Исследования страха
18 исследований (1935-1973 гг.).
Испытуемые обоего пола от новорожденных до 21 года. Метолики:
1) исследование реакции на незнакомого человека;.
2) исследование реакции на яркие и жужжащие игрушки и длительности латентного периода передоставлением матери ради привлекательной игрушки;
3) исследование реакции на стимулы (громкий голос и необычный мерцающий и пи-шаший предмет);
4) исследование реакции на незнакомую ситуацию (тревога при госпитализации);
5) оценки наблюдателей за поведением детей в дошкольных учреждениях;
6) свидетельства родителей;
7) мнения самих испытуемых;
8) моделирование ситуаций, потенциально вызывающих страх.
Эмоциональные состояния 195
Результаты. Ни в одном из исследований мальчики и мужчины не продемонстрировали больших реакиий страха, чем женщины. Аля девочек и женщин был характерен более ранний возраст проявления немедленного страха при появлении незнакомиа (8 и 9,5 месяцев), более короткий латентный период перед движением в сторону громкого голоса (13-14 месяцев), больший страх в 8 смоделированных ситуациях (2-6 лет), больший страх при взаимодействии со взрослым (8 лет), а также более частые реакции страха по сообщениям учителей (8-11 лет) и по самооценке (8-11 и 18-19 лет).
Не было обнаружено половых различий:
1) по внешним проявлениям страха (с рождения до 6 лет);
2) реакции на незнакомца: незнакомого мужчину (4, 6,5 и 9 месяцев) и при визите незнакомца в дом ребенка (лонгитюдное исследование — 8 и 9,5 месяцев);
3) реакции на яркие игрушки (9,5 месяцев), нерешительности при попытках прикосновения к жужжашим игрушкам (9,5 месяцев и 1 год) и длительности латентного периода перед оставлением матери ради привлекательной игрушки (9,5 месяцев);
4) реакциям на стимулы: длительности латентного периода перед движением в сторону громкого голоса (1 3-14 месяцев) и приближению к странному светящемуся и пишашему предмету (1 год);
5) тревоге при госпитализации (2-5 лет) и частоте страха (6-1 7 лет) по сообщениям матерей;
6) поведению при первом посещении детских учреждений (3-5 лет);
7) страху при взаимодействии со взрослыми (8 лет);
8) сообщениям самих испытуемых об их страхах (5-12 лет).
О чем свидетельствуют эти результаты? Если иметь в виду 19-летних девушек и даже младших школьников, то здесь можно было бы говорить о влиянии гендерных стереотипов, которые предписывают мальчикам и мужчинам не демонстрировать страх. Однако вряд ли в 8 месяцев можно всерьез принимать во внимание гендерные стереотипы. По-видимому, дело здесь в гендерных стереотипах самих родителей. Они по-разному относятся к страхам девочек и мальчиков: первых надо защищать и жалеть, а вторых — подбадривать для преодоления этой эмоции, нежелательной для «настоящего мужчины».
По-видимому, это касается даже данных о более сильных реакциях страха у девочек 8 месяцев, полученных профессиональными наблюдателями. Наблюдатели стремились абстрагироваться от стереотипов, но ожидание более сильных реакций страха у девочек может быть и неосознанным. Поэтому необходимо провести такие эксперименты, где этот фактор можно было бы проконтролировать: например, экспериментаторы должны быть обоего пола и при этом не знать пола ребенка-испытуемого.
Исследования эмоциональности взрослых,начиная с работ Г. Гсйманса и заканчивая новейшими публикациями, в большинстве случаев демонстрируют преимущество женщин. Но считать этот вопрос однозначно решенным нельзя. Рассмотрим конкретные результаты, приведенные в статье С. Кросс и Л. Мэдсон (Cross, Madson, 1997) и в других источниках.
О большей эмоциональности женщин свидетельствуют следующие эмпирические факты:
1) большая тревожность женщин по сравнению с мужчинами (метаанализ А. Фейнгольда, 1994);
2) для девочек и женщин связь эмоций с межличностными отношениями является более значимой, чем для мальчиков и мужчин (Шилдс);
196 Глава 6. Интеллектуальные, речевые и эмоциональные характеристики .
3) женщины чувствительнее мужчин к тем негативным жизненным событиям, которые переживают их друзья и близкие (Кесслер и коллеги);
4) женщины более подвержены депрессиям (Кении и коллеги);
5) женщины чаще говорят о своих негативных эмоциях, таких как печаль и страх (Фуджита и коллеги);
6) положительные эмоции женщины переживают более ярко (Гурнер);
7) девочки и женщины не стесняются демонстрировать свои эмоциональные реакции (Maccoby, Jacklin, 1978);
8) женщины превосходят мужчин в области невербальной экспрессии: они более точны в невербальном выражении эмоций и лучше декодируют невербальные эмоциональные сигналы других (Эмбеди и коллеги).
Косвенным свидетельством большей эмоциональности женщин являются данные о меньшей эмоциональности мужчин:
1) мальчики и мужчины не стремятся показывать свои эмоции, особенно негативные (Фушс и коллеги);
2) ониэмоционально сдержанны даже с друзьями своего пола (Хейес);
3) ониподвергаются более жесткой, чем женщины, регламентации со стороны общества по поводу демонстрации эмоциональных переживаний (Лафранс и коллеги).
Однако есть и другие данные — об отсутствии гендерных различии в области эмоциональных переживаний: метаанализ Дж. Марточчио и Э. О'Лири продемонстрировал гендерное равенство в переживании профессионального стресса в организациях (Martocchio, O'Leary, 1989).
Иногда мужчины даже превосходят женщин по эмоциональности: по переживанию таких негативных эмоций, как гнев, презрение и отвращение (Дженнис и коллеги) и по точности декодирования невербальных сигналов, свидетельствующих о переживании гнева у окружающих (Роттер и коллеги).
Наконец, можно говорить о существовании «мужских» и «женских» эмоций, т. е. эмоций, более значимых для определенного пола: для мужчин это в первую очередь гнев, а для женщин — печаль и страх (Cross, Madson, 1997).
Сам перечень данных очень красноречив. В самом деле, во многих культурах мужчинам не разрешается демонстрировать некоторые эмоции, свидетельствующие об их слабости. Действует и гендерный стереотип о большей эмоциональности женщин. Кроме того, можно говорить о гендерной специфике эмоциональной сферы: мужчины более эмоциональны в выражении гнева, агрессии, а женщины — в выражении страха и печали. Способность декодировать сигналы также имеет свою специфику: каждый пол лучше распознает «свои» эмоции. Требования же деятельности приводят к исчезновению половых различий: к примеру, переживание профессионального стресса. Если надо, женщины демонстрируют эмоциональную сдержанность, а мужчины — чувствительность (в частности, к распознаванию эмоций других людей).
Исследования половых различий в эмоциональной сфере должны быть продолжены, так как они имеют важное теоретическое и прикладное значение. Помимо этого, необходимо изменить отношение к эмоциональным проявлениям у мальчиков и мужчин, чтобы они не становились жертвами запретов на эмоции.
Выводы 197
Точно так же девочки и женщины нуждаются в преодолении страхов и депрессии, которые они часто испытывают. Наконец, обоим полам необходима психологическая помощь в коррекции эмоциональных переживаний и эмоционального поведения, а также знания о переживаниях представителей другого пола. Это будет способствовать улучшению взаимоотношений между мужчинами и женщинами.
Выводы
В ранних работах начала XX в. было распространено мнение о женщине либо как о неспособной к сосредоточению и распределению внимания, либо как об обладающей тонкой наблюдательностью — но только в том, что ее интересует.
Современные исследования внимания показали своеобразную картину половых различий по вниманию: превосходство девочек в произвольном внимании, преимущество женщин в избирательности, устойчивости и объеме внимания, ориентация девочек и женщин на быстроту, а мальчиков и мужчин — на точность работы (по показателям объема, устойчивости и распределения внимания), преимущество мужчин в работе с новыми, а женщин — со старыми, шаблонными стимулами, а также превосходство женщин в «коммуникативном внимании» (к мыслям и чувствам партнера).
Половые различия по памяти связаны с характером запоминаемого материала и возрастом испытуемых: по вербальной памяти (на слова, предложения, рассказы, имена) отмечается либо превосходство девочек с 3 лет, либо отсутствие различий, по знаковой памяти (на цифры, буквы, линии) наблюдается отсутствие различий (5-84 года), по памяти на предметы и их пространственное расположение — либо отсутствие различий, либо превосходство мальчиков, по образной памяти — либо отсутствие различий, либо превосходство мальчиков (3-21 год), однако в сочетании с названием картинки — превосходство девочек (5-21 год), по кратковременной памяти — отсутствие различий у детей и у некоторых взрослых (до 21 года), а также превосходство взрослых женщин с высоким уровнем эстрогенов (женских половых гормонов), и по социальной памяти — отсутствие различий (4-21 год) или превосходство женщин. Помимо этого, мальчики запоминают технический материал лучше, чем вербальный, а девочки одинаково хорошо запоминают и тот и другой.
В роли свидетелей и мужчины и женщины более точно запоминают детали вещей и событий, связанные с их полом, но в целом женщины считаются более надежными свидетелями, чем мужчины.
По общему интеллекту чаще всего наблюдается отсутствие половых различий. Эта закономерность прослеживается во всех возрастах (от новорожденных до 70-летних стариков), в разных культурах, у представителей всех рас, у испытуемых, которые выросли в неблагоприятных условиях, в том числе и экономических, у испытуемых с задержкой психического развития, по показателям роста и снижения интеллекта, в лонгитюдных исследованиях и по вербальным и невербальным субтестам.
Учет деятельности испытуемых обнаруживает различия: общий интеллект мужчин имеет четко выраженную структуру, с доминированием невербального компонента, в то время как интеллект женщин слабо интегрирован.
В случае с речевыми способностями по большинству характеристик обнаруживается превосходство девочек и женщин. Оно охватывает способности к артику-
198 Глава 6. Интеллектуальные, речевые и эмоциональные характеристики
ляции и подражанию, словарный запас, уровень развития речи и речевые навыки, декодирование речи, богатство и правильность ассоциаций, смысловое понимание речи, психолингвистические способности, вербальный интеллект в интеллектуальных тестах и показатели чтения.
По математическим способностям наблюдаются отсутствие половых различий по вычислительным способностям, превосходство девочек в заданиях по нумерации и мальчиков и мужчин — в области вычислений. У девочек обнаружена «математическая тревога», влияющая на их низкую успеваемость по этому предмету.
Исследования эмоциональных реакции маленьких детей показали, что в большинстве случаев половые различия в плаче и страхе отсутствуют, но у мальчиков это не только эмоциональная, но н исследовательская реакция на новый стимул.и новизну ситуации, а у девочек — «коммуникативный» плач (вызываемый угрозой лишения общения с окружающими).
В большинстве случаев мальчики и девочки одинаково склонны испытывать страх в незнакомых и опасных ситуациях, но в ряде исследований девочки продемонстрировали больший уровень страха, а мальчики ни разу не показывали такого превосходства.
Исследования эмоциональности по большей части демонстрируют превосходство женщин. Так, у женщин имеется более высокий уровень тревожности, большая значимость связи эмоций с межличностными отношениями, большая чувствительности к негативным жизненным событиям друзей и близких, чаще наблюдаются депрессии, сообщения о своих негативных эмоциях, отмечается большая яркость положительных эмоций, отсутствие застенчивости при демонстрации эмоциональных реакций, большее соответствие невербальной экспрессии эмоциональному состоянию и большая точность декодирования эмоциональных невербальных сигналов других.
Для мальчиков и мужчин характерно стремление скрывать свои эмоции, особенно негативные, эмоциональная сдержанность — даже с друзьями своего пола, и более жесткая регламентация со стороны общества по поводу демонстрации эмоциональных переживаний. Однако иногда мужчины даже превосходят женщин по эмоциональности: это касается таких негативных эмоций, как гнев, презрение и отвращение, а также точности декодирования невербальных сигналов, свидетельствующих о переживании гнева у окружающих.
Можно говорить о существовании гендерно типичных «мужских» и «женских» эмоций: для мужчин это гнев, а для женщин — печаль и страх.
Вопросы для самопроверки
1. В чем проявляются половые различия по вниманию?
2. Расскажите о половых различиях по памяти в зависимости от характера запоминаемого материала.
3. Влияет ли возрастной фактор на половые различия по памяти? Обоснуйте свой ответ.
4. Что такое эффект самореферентности? У кого он наиболее выражен?
5. В чем различие мужчин и женщин как свидетелей?
6. Расскажите об исследованиях половых различий по общему интеллекту. Что они обнаружили? '
Учебные задания 199
7. Что такое спонтанное речевое поведение? Имеются ли по нему половые различия?
8. Расскажите об исследованиях половых различий по речевым способностям.
9. Что такое математическая тревога? У кого она чаще проявляется? Какой пол имеет преимущество по математическим способностям?
10.В каких ситуациях чаще плачут мальчики, а в каких — девочки?
11.Имеются ли половые различия в проявлении страха и робости?
12.Какой пол является более эмоциональным? Проиллюстрируйте свой ответ экспериментальными данными.
Учебные задания
1. Спросите у своих знакомых-непсихологов о том, у кого, по их мнению, лучше память — у женщин или у мужчин? Обсудите в группе вопрос о распространении житейских представлений о половых различиях по вниманию и памяти. Какие следствия порождают такие житейские представления?
2. Изучите раздел о половых различиях по вниманию и памяти. Напишите сочинение на тему «Рекомендации психолога учителям, работающим с мальчиками и девочками, по организации учебного процесса». Обсудите эти сочинения в группе.
3. Проведите эксперимент по памяти с помощью пиктограмм (используя практикум по общей психологии) с девочкой и мальчиком. Совпали ли их результаты? Какие гендерно-типичные особенности проявились в этих результатах? Дайте испытуемым рекомендации по развитию их памяти, учитывая данные о половых различиях и их индивидуальные особенности.
4. Напишите сочинение на тему «Мужчины и женщины в роли свидетелей: как их показания могут повлиять на судьбу преступника и жертвы обоего пола». Составьте рекомендации юристам, работающим со свидетелями. Обсудите проделанную работу в группе.
5. Спросите у 3 женщин и 3 мужчин — непсихологов, кто, по их мнению, умнее: женщины или мужчины? Обсудите в группе вопрос о распространении житейских представлений о половых различиях по интеллекту. Какие следствия порождают такие житейские представления?
6. Опросите 3 девочек и 3 мальчиков на предмет того, любят ли они математику и испытывают ли страх перед ней. Обсудите результаты в группе, включив в обсуждение вопрос о том, по каким показателям можно судить о математических способностях.
7. Разделившись на две подгруппы, проведите в группе дискуссию о том, какой пол является более эмоциональным. Одна подгруппа должна предъявлять доказательства большей эмоциональности женщин, а другая — мужчин. Затем совместно обсудите результаты.
8. Проведите в группе дискуссию о том, как изменились ваши взгляды на половые различия по интеллектуальным и эмоциональным характеристикам с момента поступления на психологический факультет, а также обсудите проблему влияния гендерных стереотипов на эффективность работы психолога.
Глава 7