Этапы проектирования игры
Проектирование игры делится на восемь этапов.
I. Подготовка письменной инструкции, т. е. специфического набора требований, ограничений, предполагаемого результата игры. До процесса непосредственной разработки игры группе разработчиков необходимо четко определить цель - вид информации и средства ее представления. Разработка спецификации к проекту игры позволяет значительно сократить процесс разработки игры и предусмотреть возможные помехи. Кроме того, это позволяет заказчику вносить необходимые коррективы на начальном этапе создания игры.
II. Подробное описание системных компонентов проблемы, т. е. исчерпывающее описание системной терминологии по данной проблеме. Обычно это достигается при помощи небольших карточек, используемых для определения отдельной идеи, понятия «комплексной реальности» - сложной, взаимодействующей или динамической системы, абстрактной или конкретной. Карточки готовятся с помощью брейнсторминга («мозговой атаки»), просмотра литературы, опроса экспертов. Затем эти карточки могут быть сведены в таблицу основных понятий, концептуальную карту, трехмерную модель, перфокарту для ЭВМ и т. п.
III. Выбор компонентов, составляющих проблему, для использования в игре. Цель игрового моделирования - обеспечить основу для организованного общения по комплексной проблеме. Для этого необходимо вычленить из круга проблем или из системы те составляющие, которые требуют дальнейшего обсуждения. При этом руководствуются разработанной ранее спецификацией. Излишняя детализация проблемы нежелательна.
IV. Планирование включения системных компонентов в игру. На этом этапе необходимо спланировать, как включить системные компоненты в элементы игры. Это можно осуществить с помощью матрицы игровых элементов, которая показывает, каким образом данный системный компонент может быть включен в элементы игры: сценарий, импульс, последовательность цикла, этапы игры, правила, роли, модель, последовательность решений и связи, систему учета, указатели, символику, оборудование. Для системного воспроизведения любой проблемы в игре необходимо включить компоненты проблемы в один или несколько элементов игры. Этот процесс «картирования» проблемы в матрицу игровых элементов дает несколько результатов:
- фиксирует принятые решения;
- позволяет учесть все компоненты проблемы;
- уже на начальном этапе разработки игры позволяет спланировать, каким образом проблема будет представлена в игре;
- обеспечивает черновик проекта игры.
V. Суммирование содержания каждого элемента игры. Для построения игры необходимо определить два параметра каждого элемента: основное содержание и игровые механизмы для представления этого содержания в игре. Для описания содержания каждого элемента игры необходимо суммировать все заметки из ячеек каждого столбца матрицы. Например, в столбце «роли» все строки матрицы, системно описывающие проблему, покажут, кого из игроков необходимо включить. Таким образом, сумма по этому столбцу представит полный список ролей, которые необходимо использовать.
VI. Выбор игровых механизмов из личного репертуара техник разработчиков и лиц, использующих игру.
VII. Конструирование игры и ее апробация. Игра может считаться готовой только после того, как будет проведена не менее 10 раз с разными группами (так называемое «правило десяти») и последние три игры не потребуют существенных изменений. (В учебных целях проводится однократное испытание игры.)
VIII. Оценка игры. Основой для оценки игры служат спецификации и результаты игры (время освоения, общее время, затруднения, степень включения участников в игру).
Контрольные вопросы
1. Каковы основные принципы построения деловых игр?
2. Как можно описать моделируемую в игре проблемную ситуацию?
3. Как моделируемая проблемная ситуация может быть представлена в конструкции игры?
4. Как оценивается структура игры?
Занятие 13.6 ИНЖЕНЕРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТЕХНИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА
Вводные замечания. Инженерно-психологическая оценка технического устройства заключается в количественном выражении соответствия значений показателей инженерно-психологического качества оцениваемого объекта разработанным инженерно-психологическим требованиям.
Методика инженерно-психологической оценки предполагает следующую процедуру:
1. Ознакомиться с перечнем требований к показателям инженерно-психологического качества технического устройства*.
* Методология исследовании по инженерной психологии и психологии труда. Ч. 2. Л., 1975; Лабораторный практикум по основам инженерной психологии/Под ред. Б. А. Душкова. М., 1983; Справочник по инженерной психологии/Под ред. Б. Ф. Ломова. M. 1982.
2. Сопоставляя требования с объектом оценки, отобрать инженерно-психологические показатели, соответствующие этим требованиям, и определить их рекомендованные значения.
3. Исследовать оцениваемое техническое устройство с целью получения фактических значений выбранных показателей, которые могут быть установлены по конструкторской документации, техническому описанию, в результате прямых измерений, а также расчетов и должны быть зафиксированы экспертом.
4. Сопоставить фактические значения показателей с рекомендуемыми и выставить частные оценки «удовлетворяет», если фактическое значение показателя соответствует рекомендованному, и «не удовлетворяет», если фактическое значение показателя не соответствует рекомендованному. Результаты оценки целесообразно представить в виде таблицы* (форма 60).
* Данные, представленные в таблице, предлагаются в качестве примера.
ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ Форма 60