Оформительский практикум

В этом разделе рассмотрим шесть основных блоков:

1. Отрядные уголки.

2. Оформление корпуса.

3. Молнии.

4. Мелочь, а приятно (сюрпризки, открытки, эмблемки).

5. Психология цвета.

6. Шрифты.

Детей интересуют успехи своего отряда, результаты спортивных и творческих мероприятий/ они любят почитать советы от вожатых, сравнить оценки за чистоту в своей палате, узнать кто из отряда и в чем сумел отличиться за прошедший день и что интересного будет в жизни отряда в ближайшем будущем. Об этом и многом другом ребятам рассказывает отрядный уголок, он отражает деятельность отряда и его участие в жизни лагеря.

При создании отрядного уголка преследуются следующие цели:

- начать сплачивать отряд, выявляя таланты детей и привлекая их на добровольной основе к коллективному творчеству;

- украсить помещение, где собирается отряд (согласитесь смотреть на голые стены не очень интересно);

- получить место проведения интерактивного общения.

Отрядный уголок призван: развивать активность ребят, разносторонне расширять знания, помогать в воспитании хорошего вкуса, учить культуре оформления, пробуждать интерес к жизни своего коллектива. Отрядный уголок — это место, где постоянно работает отряд и уголок, отражающий жизнь отряда. Здесь постоянно представлены успехи и победы отряда, их фантазии, изобретательность, мастерство, это своеобразная газета, причем постоянно действующая, живая, творческая.

Отрядный уголок должен отвечать следующим критериям:

- информативность. Отрядный уголок должен содержать не менее 10 рубрик, которые отражают различные стороны жизни отряда;

- отрядный уголок должен соответствовать тематике смены, то есть оформление должно отражать тему смены (например, если тема – сказочный Урал, то могут присутствовать такие элементы как малахитовая шкатулка, самоцветы, каменный цветок);

- отрядный уголок не ограничивается размерами ватмана, можно оформить веранду, балкон, лестницу, двери в комнаты и т.п. Следует использовать всю стену, все пространство. Далее данный критерий будет рассмотрен подробнее;

- отрядный уголок – плод коллективного творчества вожатого и детей, так как отрядный уголок делается в оргпериод, его создание способствует сплочению отряда, выявлению лидеров. В разработке уголка участие должен принимать весь отряд, работу можно найти для всех: вырезать, раскрасить, склеить, подержать ватман и т.п.;

- эстетичность и оригинальность оформления;

- отрядный уголок – место мотивации (самая чистая/грязная палата, список отличившихся детей, доска почета. На огоньке выбирается отличившийся сегодня ребенок и может выполнить какую-либо почетную функцию, например, записать себя на доску почета или сменить экран-настроение);

- отрядный уголок не должен быть статичным. Это самый главный принцип. Необходимо постоянно поддерживать сменные рубрики (план на день, поздравляю, новости).

В работе над уголком можно выделить три периода:

- заезд ребят в лагерь в оргпериод;

- основной период;

- заключительный период смены.

К заезду ребят в уголке снимаются все рубрики с прошлой смены. И оформляются новые временные рубрики (необходимые только для оргпериода):

- «Это наш лагерь» (краткие данные о лагере);

- поздравление с приездом;

- законы лагеря;

- наказ ребят прошлой смены;

- первые песни, лагерная песня;

- план на день;

- режим дня.

В оргпериод можно провести конкурс на лучшее оформление уголка. Творческая группа отбирает лучшие предложения, обсуждают и делают макет уголка в соответствии с новым названием и девизом, раскрывая идею содержания названия своего отряда.

В основной период смены отражается ежедневная деятельность отряда:

- соревнования;

- подготовка к отрядным и дружинным делам, праздникам;

- участие в творческих конкурсах, смотрах;

- дежурство отряда;

- жизнь отряда;

- поощрение детей.

В заключительный период смены может быть представ­лена рубрика «Как мы жили» с фотографиями, рисунками и мысли ребят о прожитых днях. Можно также оформить «забор пожеланий» или «летопись лета», на которых дети пишут на прощание друг другу и лагерю пожелания.

Основные рубрики отрядного уголка:

1. Номер отряда, имя вожатых, воспитателя (важно для оргпериода).

2. Название, девиз, эмблема. Возможные названия и девизы (см. Приложение)

3. Список отряда. Может быть в виде дерева (ветка-палата, листья-имена детей), цветочной клумбы (каждому ребенку соответствует цветок), рыбки в аквариуме, звезды на небе, драгоценные камни в сундуке, вагоны паровозика, лепестки цветов, облака и т.п. В этой рубрике необходимо учесть то, что она может быть средством мотивации за счет переходящих наград, которые вручаются самой чистой/грязной палате, или палате, которая чем-то отличилась (самой творческой, активной).

4. Законы отряда. Они могут быть как шуточными, так и серьезными. Лучше если законы будут придуманы самими детьми, а также приняты всем отрядом на огоньке. Не стоит принимать законы, которые не будут выполняться. Далее приведены саамы распространенные законы:

· Закон 0:0 быть вовремя на всех мероприятиях проходимых на территории лагеря;

· Закон доброго отношения к людям: человек, который делает какое либо действие, заслуживает уважительного к себе отношения, даже если он не прав его надо выслушать и потом предложить свою точку зрения);

· Закон зелени: надо защищать окружающую среду среди нас, беречь и не рвать зеленые насаждения среди нас;

· Закон территории: если у какого либо отряда проходит какое-нибудь мероприятие, нельзя рядом играть, петь, потому что это им может мешать. У каждого лагеря есть своя территория лагеря, которую никто не вправе покидать без разрешения старший или в их присутствии;

· Закон орлятского круга: орлятский круг – это «сердце, душа» отряда. Никто не в праве ходить через центр круга, а обходит за кругом. В кругу может говорить только один человек;

· «Отвергаешь- предлагай. Предлагаешь – действуй»: если вам не нравится идея предложенная своим сверстником, не надо ее критиковать, а предложи свою более правильную и конструктивную идею, которая понравится всем;

· «Если не ты, то кто же?»: если тебе дали какое-либо дело, ты должен со всей ответственностью выполнить его, а не перекладывать его на других;

· Закон правой руки: при поднятии вверх правой руки, все должны затихнуть и выслушать этого человека;

· Закон свободного микрофона: каждый человек имеет право высказаться.

5. Песни отряда.

6. График дежурства. Он может располагаться как на дверях комнат (если это графики дежурств по палате), так и в отрядном уголке (дежурство по лагерю).

7. Режим дня. Очень важная рубрика, особенно в начале смены, когда дети только начинаю адаптироваться к новому режиму дня. Также если режим дня оформить в отрядном уголке, то можно избежать многочисленных вопросов ребят: когда у нас обед? А во сколько отбой?

8. План-сетка. Прописывается план примерных мероприятий на всю смену от дня заезда до дня отъезда. Может быть в виде следов, цветов, забора, облаков, звезд. Все мероприятия могут быть зашифрованы (в виде ребусов, загадок).

9. Достижения отряда. Специальное место для дипломов и грамот, если все-таки их не очень много, то можно придумать самим (например, за то, что мы сегодня не опоздали на зарядку, диплом за самый быстро съеденный завтрак, мы наконец-то построились парами и т.п.).

10. Экран-настроение. Может отражать настроение как каждого ребенка, так и отряда в целом. Очень показательная рубрика, так как если настроение отряда плохое, то можно проанализировать ситуацию на огоньке и исправить положение. Также рубрика может использоваться как средство мотивации (на огоньке отличившийся ребенок меняет/вывешивает оценку за день). Экран-настроение может быть в виде отпечатка рук каждого ребенка (цвет зависит от настроения). Для каждого можно сделать лодочку, а ребенок в соответствии со своим настроением выбирает определенный цвет паруса; также это может быть костер с языками пламени, количество которых зависит от общего настроения отряда, чем оно лучше, тем больше пламя. Саамы простой способ отследить настроение отряда это сделать на каждую палату отдельный экран-настроение в виде таблицы, строки которой это фамилии детей, а графы это числа. В соответствии со своим настроением ребята закрашивают квадратик, который соответствует данному дню.

11. Книга жалоб и предложений.

12. Почта. Самое главное условие, чтобы сами ребята не вытаскивали и не читали чужие письма, для этого необходимо назначить почтальона.

13. Новости. Это сменная рубрика, в нее можно помещать как смешные, шуточные, так и серьезные новости: результаты футбольных, пионербольных матчей как своего, так и других отрядов, какие-либо организационные вопросы (сегодня в столовой Васе попалась кривая вилка). В отряде можно выбрать своих журналистов, которые будут вести эту рубрику.

14. Поздравляем. Тоже сменная рубрика. Может быть сделана в идее кармашков, чтобы было удобно постоянно менять поздравления. Во всем можно найти положительные стороны и поздравить с этим.

15. План на день. Очень важно каждый день вывешивать новый план, чтобы не получилось так, что уже три дня висит одно и тоже. Также эта рубрика предотвращает многочисленные вопросы а что сегодня будет?

Оформление корпуса.

Как было сказан ранее отрядный уголок не ограничивается размерами ватмана. Оформить можно все:

1. Провести конкурс на оформление палат (название, девиз, эмблема палаты) как внешне (двери, окна), так и внутреннее.

2. Для того, чтобы быстро запомнить детей и для повышения чувства принадлежности ребенка к отряду можно сделать маленькие бейджики на каждую кровать. Они могут быть в виде эмблемы отряда или какого-либо элемента, который сочетается с тематикой смены, либо это может быть просто красивая картинка, которую можно заготовить еще дома. На бейдж пишется имя ребенка. Очень красиво смотрится одинаковый элемент во всем отряде (приложение 1).

3. «Наши достижения» в масштабах корпуса. Все достижения, дипломы и грамоты вывешиваются в отрядном уголке, но следует отметить и тех детей, которые помогали и двигали отряд к победе. Для этого необходимо изготовить знаки отличия (звездочки, яблочки, облака, солнышки). И если кто-либо из данной палаты участвовал в мероприятии, помогал накрывать в столовой, спал в сончас, убрал мусор и т.п., то на дверь этой палаты вешается звездочка, на которой написаны фамилия и имя ребенка и за что его награждают. В конце смены подводятся итоги: самому активному ребенку вручается приз или диплом, а также самой активной палате (палата, у которой больше всего звездочек).

4. Диплом. Если руководством лагеря не предусмотрено после каждого мероприятия вручать дипломы, то можно самим их изготовить и таким образом заполнить раздел наши достижения. Если у вожатого в запасе есть n-ое количество дипломов, то вручать их можно не только за дружинные, но и за отрядные мероприятия, за личную помощь вожатым и воспитателю (приложение 2).

5. Для того, чтобы украсить стены, можно провести конкурс рисунков и затем развесить их на стенах. Также можно наклеить различные вырезки из журналов, какие-либо картинки, вредные советы.

Молнии.

Это ежедневные новости из отрядов. Краткое описание вчерашнего дня. Молнии располагаются на видимом всему лагерю месте (около актового зала, на линейке, у столовой). Если молнии в лагере не обязательны, то можно самим ввести эту традицию, всегда интересно узнать, что происходит в других отрядах. Самое главное правило- постоянно обновлять молнии. Принцип молний основан на накоплении информации. Если план на день каждый день меняем, то к молниям мы прикрепляем новую информацию, не убирая старую.

В отряде можно назначить журналистов, которые будут писать материал для молний и художников, которые будут их оформлять и регулярно вывешивать.

Молнии могут быть различного вида, в зависимости от тематики смены. Если, например, тема шпионские страсти, то молния может быть в виде следов, связки ключей. Тема сказочный Урал – драгоценные камни в шкатулке, ожерелье. Также это могут быть яблоки на дереве, цветы на поляне, отпечатки рук детей. В изготовленные шаблоны вписывают новости отряда. Например: сегодня за завтраком Васе попалась кривая вилка и он решил, что это знак! После этого, Вася принял участие в выборах президента отряда и победил. И как после этого не верить кривым вилкам!!!

Мелочь, а приятно.

1. Сюрпризки.

Это небольшие сувениры для детей, сделанные руками вожатого. Они могут быть сделаны из природного материала, бумаги и любых подручных средств.

На каждый преиод смены существуют свои особенности конструирования сюрпризок.

В оргпериод: сюрпризки создают хорошее настроение ребенку в начале смены. Содержат пожелания хорошего проведения лета. А также сюрпризки в оргпериод вводят в тематику смены (кораблик, ракушка – морская тема, цветок, бабочка - экологическая)

При дежурстве в столовой: сюрпризки содержат пожелания приятного аппетита другим отрядам, что создает хорошее мнение о нашем отряде. Эти пожелания также могут быть и в шуточной форме.

В конце смены: на память о лете, о лагере, об отряде.

2. Эмблемки.

В оргпериод, а особенно в день заезда достаточно сложно сразу же запомнить и отличать своих детей от детей других отрядов, особенно в местах их массового скопления (столовая, дискотека, актовый зал). Сложнее в этом плане с детьми младшего возраста.

Для того, чтобы узнать свой отряд в толпе необходимо для каждого ребенка сделать отличительный знак. Так как тематика смены еще не известна, то вид эмблемки не очень важен. Это могут быть веселые рожицы, солнышки, ягодки, яблоки, кляксы.

Изготавливаются они не большого размера, диаметром примерно 5-6 см. Для того, чтобы эмблемку всегда было видно необходимо повесить ее на прочную нитку на шею (а не пришивать к одежде), таким образом начинается сплочение отряда.

При изготовлении эмблемок необходимо учесть, что носить их будут как мальчики, так и девочки, поэтому картинка должна быть соответствующей, нейтральной.

3. Открытки.

В день рождения каждый хочет получить подарок, а тем более, ребенок, который находиться вдали от дома. Подарок на день рождение может быть изготовить, нарисовать всем отрядом. Дома у каждого есть старые открытки, можно выбрать две наиболее подходящие (одна для мальчиков, другая для девочек) и отксерокопировать. Затем, уже в лагере их можно красиво разукрасить, подписать и подарить имениннику. Плюс к этому подарить можно несколько шариков, которые ребенок может забрать домой, а весь отряд может оставить на них свои подписи и пожелания (приложение3).

Психология цвета.

Психологами установлено, что уравновешенная в цветовом отношении среда привлекает, создает творческую атмосферу, успокаивает и улучшает общение людей между собой. Цвет существенно влияет на психоинтеллектуальное состояние человека. Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека, а именно:

- вызывают психологическую реакцию;

- подчеркивают качество, настроение, чувство; создают теплую или холодную среду; отражают времена года и т.д.;

- имеют физиологические последствия, как положительные или отрицательные оптические раздражители;

- прикасаются к ощущениям: удовлетворение, приятный внешний вид и т.п.;

- «взывают» к чувствам: придают объемность среде и предметам.

Как показывают специальные исследования, 80% цвета и света «поглощаются» нервной системой и только 20% — зрением.

Достоверно установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации.

Когда видишь хорошие рекламные фильмы, листаешь буклеты, разглядываешь плакаты, непременно обращаешь внимание на выразительность цветовых и пространственных решений. Все продумано до мелочей. Все очень красиво, все работает на цель — привлечь внимание. Цвет и форма эмоционально воздействуют на человека.

Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и тревожить.

Влияние цвета на человека можно проиллюстрировать следующим экспериментом. Домохозяйкам дали продегустировать четыре чашечки кофе, стоящие рядом с коробками коричневого, голубого, красного и желтого цвета. Кофе во всех чашках был одинаковый, но дегустаторы об этом не знали. Результаты: 75% испытуемых отметили, что кофе, стоящий рядом с коричневой коробкой, по их мнению, слишком сильный. Около 85% испытуемых сочли кофе, стоящий рядом с красной коробкой, самым ароматным и вкусным. Почти все утверждали, что кофе, стоящий рядом с голубой коробкой, мягкий, а тот, что стоял рядом с желтой коробкой — слабый.

Огромное внимание влиянию цвета на восприятие человека и его психическое состояние уделял швейцарский психолог Макс Люшер. Он установил, что определенный цвет вызывает у человека вполне определенные эмоции. Например, желто-красные тона создают чувство взволнованности, возбуждения, активности. Синие, серые цветовые тона, напротив, действуют успокаивающе.

Черный или серый цвет обладает значением изысканности, культурности. Он как бы противостоит всей гамме вульгарных красок. Но одновременно все активнее выступает яркий цвет как знак эмансипации, каникул, свободы.

С точки зрения психологической эффективности наиболее удачны желтый, бирюзовый, сине-фиолетовый и рубиновый цвета.

Считается, что у всех цветов есть дополнительные свойства, присущие им от природы либо приписываемые образом, в котором они используются. Приведем некоторые психологические характеристики цвета:

Красный – настраивает на решительность, и теоретически способен вызвать у человека сильное желание совершить тот или иной поступок. Данный цвет, как никакой другой, способен быстро привлечь к себе внимание, зафиксировать взгляд на предмете. Семантика этого цвета – внимание, не проходите мимо, действуйте ради действия: дерзко, необдуманно, поддайтесь первым чувствам. Красный цвет также обладает и определенным сексуальным зарядом. Однако не стоит излишне переоценивать этот цвет: он хорош в меру. Так, деталь будет уместна и сразу привлечет к себе внимание, в то время как чрезмерное его использование, способно вызвать у человека агрессивность и даже раздражение.
Оранжевый – помогает вызвать прилив жизненных сил, дает оптимистический тонус. Древние считали его цветом здоровья и творчества. Оранжевый цвет прибавляет активность, но при этом дает ощущение внутреннего равновесия и душевной гармонии. Очень неплохо смотрится в интерьере.

Желтый – настраивает на коммуникабельность. Этот цвет открытости и общительности. А еще он помогает придать уравновешенность разгулявшимся эмоциям, обрести внутреннее спокойствие, утихомирить душевное волнение. Кроме того, желтый способен “наделить” предмет интеллектом, поэтому он очень хорош, для того чтобы подчеркнуть смысловой акцент, "изюминку" предмета. Желтый цвет по праву считается наиболее проработанным по насыщенности в отличии от синего.

Зеленый – все смягчает, снимает остроту переживаний. Этот цвет оказывает целительное, расслабляющее действие.

Розовый – усиливает чувства, делает нас более внимательными, ласковыми и чуткими.

Голубой – цвет мира и всеобщей гармонии. Он дает возможность почувствовать незримую связь с Вселенной, и способен придать предмету целостный вид, а вопросу/делу – глобальность и благоприятный исход.

Синий - помогает сконцентрироваться на самом необходимом: не расплыться по мелочам, не разбрасываться. Синяя деталь сразу привлечет к себе внимание, и , в отличие от красной, никогда не вызовет отрицательных эмоций

Фиолетовый – цвет внутренней сосредоточенности. Этот цвет способствует внутреннему углублению: он поможет абстрагироваться от всего в данный момент ненужного и сконцентрироваться на главной проблеме. Еще одна интересная деталь – фиолетовый хорошо стимулирует работу мозга и способствует решению творческих задач. Не случайно фиолетовый так любим людьми творческими.

Белый – цвет полной открытости, готовности воспринимать мир во всем его многообразии. А еще этот цвет хорош тем, что не несет никаких неприятных ощущений. Ах, каким разным может быть белый - он и слоновая кость и снег и...

По степени ухудшения восприятия цветовые сочетания располагаются в следующем порядке:

- синий на белом;

- черный на желтом;

- зеленый на белом;

- черный на белом;

- желтый на черном;

- белый на черном;

- зеленый на красном;

- синий на белом;

- красный на желтом;

- белый на синем;

- красный на белом;

- синий на желтом;

- оранжевый на черном;

- желтый на синем;

- зеленый на белом;

- оранжевый на белом;

- белый на зеленом;

- красный на зеленом;

- коричневый на белом;

- белый на коричневом;

- коричневый на желтом;

- желтый на коричневом;

- красный на белом;

- белый на красном;

- желтый на красном.

Несколько слов о психологии формы

Воздействие определенных форм на человека было замечено еще в глубокой древности. Позднее специальными исследованиями было научно установлено, что форма, как и цвет, эмоционально воздействует на человека. Точно так же организующим влиянием обладает и форма изобразительной поверхности.
Квадратная, прямоугольная, круглая, овальная, треугольная плоскости по-разному распределяют внимание зрителя. Простые геометрические формы быстрее воспринимаются зрителем и лучше запоминаются по сравнению со сложными неправильными формами.

Выбирая ту или иную форму листа, художник может заранее акцентировать внимание будущего зрителя на его определенных зонах. Установлено, например, что углы квадрата перцептивно оказываются очень активными зонами. Не случайно сложилась традиция рисования портретов в овале: углы не должны отвлекать внимание от главного — изображения лица.

Психологам хорошо известны некоторые приемы привлечения внимания людей за счет формы, придаваемой объекту восприятия. В частности, эффективным способом привлечения внимания является выделение по какому-нибудь признаку одного элемента среди других. Так, наиболее выступающий угол четырехугольника становится независимо от его пространственного положения местом концентрации внимания. Исследованиями установлено, что даже непредметная форма может привлечь внимание и произвести сильное впечатление.

Определенное воздействие на восприятие информации оказывают формы линий. Считается, что вертикальные или горизонтальные прямые линии ассоциируются со спокойствием, ясностью и даже солидарностью, а изогнутые — с изяществом и непринужденностью. Однако это справедливо в определенных условиях, например, чем чаще горизонтальные или вертикальные линии и чем контрастнее цвета, выбранные для их изображения, тем более неприятные, вплоть до головокружения, ощущения они производят. Эти особенности проявляются, если зритель находится в стрессовом состоянии.

Зигзагообразные линии передают впечатление резкого изменения, концентрации силы, быстрого высвобождения энергии.

Несбалансированные формы вызывают ощущение дискомфорта.

Незамысловатые и симметричные формы «прочитываются» гораздо быстрее других, привлекают внимание.

Далее приведена таблица с результатами смешивания основных цветов:

  Красный Желтый Синий
Красный Красный Оранжевый Фиолетовый
Желтый Оранжевый Желтый Зеленый
Синий Фиолетовый Зеленый Синий

Шрифты.

Оформлять отрядный уголок можно как в одном стиле шрифтов, так и в различном сочетании. Например, для различных рубрик использовать различные шрифты, которые соответствуют теме (приложение 4).

Обычный шрифт можно разукрасить по-разному: пятнистый шрифт, штрихи по диагонали, плавное перетекание цвета от светлого к темному или наоборот, буквы в слове раскрасть в разные цвета.

Наши рекомендации