Желания явные и скрытые

Мы подошли к следующей психологической особенности людей с алкогольной зависимостью. Поговорим о различиях между желаниями явными и скрытыми.

Намерениями мы называем высказывания клиента. Он сообщает нам о том, что готов лечиться от зависимости, хотел бы избавиться от нее навсегда, и полностью убежден, что употреблять алкоголь не станет никогда. Этот человек действительно пришел к нам, и его слова не разошлись с делом.

Желания пациента можно разделить на две части: явные, о которых человек сообщает нам, и скрытые, о которых он может и не подозревать. Естественно, встает вопрос: как различать скрытые желания клиента? Насколько можно доверять его высказываниям? Насколько они правдивы, или, говоря на языке психотерапии, насколько они конгруэнтны?

Желания человека, или его конгруэнтность, определяются по невербальным признакам: мимике, жестам, улыбке, тону голоса.

Если человек говорит о печальном событии и при этом улыбается, – это вызывает недоумение у других людей. Такая реакция указывает на то, что данное событие не столь уж печально для этого человека и его бессознательного, подобное высказывание воспринимается как неконгруэнтное. Клиент, говоря о своих негативных ощущениях похмельного синдрома, вспоминает (не осознавая этого) и приятные ощущения, и вы можете наблюдать улыбку или даже радость на его лице. Это тоже неконгруэнтное высказывание, в связи с чем возникает вопрос о доверии к его словам.

При употреблении алкоголя остаются позитивные ощущения, которые, закрепляясь на протяжении времени, запоминаются надолго и играют ведущую роль в причинах повторения алкоголизации.

Вот почему у людей, часто употребляющих алкоголь (людей с зависимостью), начинают загораться глаза, появляется улыбка на лице, поднимаются тонус и настроение, активизируется поведение, когда они вспоминают или говорят о нем. Даже когда они говорят о негативных последствиях зависимости, можно увидеть у них на лице улыбку. Когда человек говорит, что он испытывает отвращение к алкоголю, и при этом улыбается, его слова воспринимаются с недоверием. Психотерапевт понимает, что на сознательном уровне человек желает отказаться от яда, но бессознательное продолжает помнить позитивный опыт, который и приводит к следующей алкоголизации. Неконгруэнтное высказывание свидетельствует только о том, что с клиентом необходимо провести работу, в результате которой его желания станут истинными, а воспоминания, связанные с алкоголизацией и ее последствиями, приобретут негативный оттенок, как на уровне сознания, так и на бессознательном уровне.

К сожалению, отвечая на вопросы психотерапевта, пациенты, как правило, начинают путаться, и обсуждение желания бросить пить подменяется обсуждением желания употреблять алкоголь в малых дозах (подобно тому, как это делалось раньше, когда пациент еще не был зависим от алкоголя). Такая постановка цели не является решением проблемы, и ее осуществление нереально, следовательно, необходимо сделать так, чтобы пациент отказался от мысли нормированного употребления алкоголя, постараться ликвидировать своеобразное "застревание" в прошлом.

Такого результата можно достичь, работая с временной линией пациента, неосознанно давая понять, что его алкогольная зависимость развивается только в одном направлении – негативном. Она разрушает его личность и весь микромир, в котором он существует. Показателем того, что ситуация качественно изменилась по сравнению с прошлым, является уже сам факт, что человек обратился за помощью.

Пациенту необходимо дать понять, что психотерапевт может обеспечить равнодушное отношение к алкоголю, но он не может загладить те "шрамы", которые нанес себе человек длительным употреблением алкоголя, а следовательно, не может восстановить в полной мере его мозг, его память, те "тормоза", которые помогали избегать излишней дозы алкоголя, делая его употребление приятным занятием. Психотерапевт не может вернуть пациента в прошлое, вернуть ему те ощущения, которые он испытывал раньше, и именно поэтому та цель, которую ставит перед собой пациент, то состояние, которого он желает достичь в результате лечения, должны быть совершенно новыми для него, иного рода, другого качества.

Очень важно представить пациенту его похмельный синдром как крик организма о помощи, сигнал, подаваемый посредством всех тех неприятных ощущений, которые он испытывает, когда выходит из запоя, свидетельствующий о том, что организм уже не воспринимает алкоголь, он отказывается от него. Возможно, раньше алкоголь привносил какие-то положительные моменты в жизнь пациента, но рано или поздно наступает время, когда алкоголь приносит больше страдания, нежели пользы и удовольствия.

Созависимость

Другой стороной алкогольной зависимости является созависимость. Психологическая созависимость – это широкое понятие. Оно охватывает взаимоотношения с родными и близкими, коллегами по работе, с производителями и продавцами спиртного и многими другими людьми. В большей степени созависимыми являются близкие клиенту люди. Так, стараясь "загладить вину" очередного запоя, человек с зависимостью принимает позицию виновного и добровольно взваливает всю тяжелую работу на себя. Это нравится окружающим. Родные видят, как он активно и много делает по дому. Коллеги и начальство наблюдают, как, исправляя свою вину, запойный пьяница работает больше всех, дольше всех, не считаясь с затраченными временем и усилиями. Более того, окружающие начинают эксплуатировать "потребность загладить свою вину" и нагружают такого человека работой.

Созависимыми людьми являются и те, кто тесно соприкасается с человеком с алкогольной зависимостью, кто страдает от этого, и те, кто пользуется его зависимостью. Один из клиентов рассказал мне, что начальство специально выставляет спирт, водку, стимулируя работу, а потом говорит: "Ты пропил свою зарплату. Ты же пьешь! Чего ты еще хочешь? Прогулял – так иди работай во внеурочное время". Когда человек бросает употреблять спиртное, начинает более уважительно относиться к себе и перестает исполнять роль раба на производстве, то он становится менее удобен и может услышать от начальства косвенные высказывания недовольства, а иногда и прямые заявления: "Да лучше бы ты пил! А то ты перестал пить, и теперь тебя не заставишь работать". С помощью алкоголя, особенно в колхозах, совхозах, работяги фактически превращаются в рабов нашей производственной системы. Манипулировать алкоголиками для многих людей становится очень выгодным. Спиртным они расплачиваются за труд, заставляют алкоголиков выполнять самую трудоемкую и низкооплачиваемую работу. А если человек давно не употреблял алкоголь, могут даже спровоцировать выпивку, чтобы снова обвинить в запое и использовать ситуацию в собственных интересах.

Пользуются чувством вины алкоголика и его родные и близкие. Приведу пример. Через 1,5 года после свободного отказа от алкоголя один из моих клиентов вновь пришел ко мне за помощью. Объясняя причину возвращения к алкоголю, жена клиента рассказала мне историю о том, что раньше, когда супруг пил, он был очень добрым человеком, помогал по дому, выполнял любые поручения, старался во всем угодить, не перечил. Был "абсолютно идеальным мужем". Единственным его недостатком были запои. После того как муж прекратил пить, он стал менее добрым, более требовательным, перестал регулярно делать подарки, исполнять все требования.

– И, вообще, муж изменился. Вот я и устроила ему день рождения, чтобы он стал добрее

– А спиртное бьло?

– Да, конечно. Я думала, выпьет чуть-чуть и будет относиться, кик прежде.

Налицо неосознаваемая созависимость жены от мужа-алкоголика. Он снова стал пить запойно, и это естественный процесс, так как независимо от формы прекращения употребления алкоголя любое возвращение к нему, через любой срок заканчивается запоем.

Созависимыми являются производители спиртного. Ради привлечения все большего числа клиентов они создают новые сорта вин, оформляют их в элегантные бутылки, следят за вкусовыми качествами спиртного. Разнообразие вин и постоянно пополняющийся ассортимент только усиливают желание попробовать новый продукт, в новой упаковке, новый на вкус, на цвет, на крепость, с новым названием. Созависимыми являются продавцы спиртного; друзья, дающие алкоголику в долг; а иногда даже специалисты, помогающие "вылечить" больного.

Следующей психологической особенностью людей с зависимостью, которую необходимо учитывать в процессе работы, является внутренняя потребность принадлежать к какой-либо группе людей. У шоферов есть святой день – пятница. Это "день водителя", когда они могут "надраться" от души, подтверждая свою принадлежность к "братству" шоферов. И если кто-то отказывается употребить хотя бы стопочку в этот "святой" день, то становится изгоем или белой вороной. Такого человека, как правило, избегают, ему не помогают, а иногда и вредят. Подобных "братств" существует множество. Есть они в каждой организации и даже среди крупных предпринимателей. Так, заключение сделки обычно отмечается спиртными "излияниями".

При отказе от алкоголя пациенту придется решать все выше перечисленные проблемы. Часто в процессе поиска ответов на эти вопросы многие пациенты заходят в тупик. Активизируя поиск выхода из тупика, я предлагаю вопросы типа: Почему вам необходимо научиться отказываться от предложений выпить? Как вы будете чувствовать себя, отказавшись от спиртного? Что необходимо сделать, чтобы отказываться от яда и дальше? Разрешая эти вопросы, человек либо сам будет находить нужные ответы, либо начнет спрашивать врача. Это является важным психологическим тестом, определяющим внутреннюю программу клиента: сам или другой.

Часть людей ориентированы больше на самопомощь, поэтому работа с ними строится с учетом этой особенности: подчеркивание самостоятельного принятия решений, построение беседы в виде последовательных вопросов, приводящих к изменению представлений (мышления).

Если же человек ориентирован на помощь другого, то есть на вас, то работа должна отличаться большей авторитарностью. Но в любом случае мы даем возможность пациенту самому отвечать за результат своего лечения и взять на себя ответственность за решение своих проблем. Это значительно повышает эффективность всей проводимой в будущем работы.

Также очень важно, чтобы деньги за лечение платил сам пациент, а не его родственники, как это часто бывает. Если денег у пациента нет, а родственники предлагают свои, я обычно задаю вопрос:

– Вы даете ему деньги ни то, чтобы он пил?

– Нет.

- А почему вы даете деньги на то, чтобы он стал здоровым? Если он находит деньги на то, чтобы подорвать себе здоровье, пусть найдет деньги на то, чтобы быть здоровым.

Если пациент реально не в состоянии заработать нужную сумму на лечение, но явно проявляет желание лечиться, то, по крайней мере, необходимо взять с него обязательства в присутствии людей, дающих ему деньги, что он гарантирует им возврат долга сразу после выздоровления. И сделать это нужно прежде, чем приступать к терапии. Вкладывание в лечение собственных денег характеризует то, насколько выражено желание пациента быть здоровым. Естественно, что сложно работать с пациентом с низкой степенью желания. Для ее повышения эффективно проведение провокационной психотерапии (А для чего вам нужно быть здоровым? Что вам даст это состояние? Нужно ли вам оно вообще?), вследствие которой пациент, как правило, сам начинает убеждать психотерапевта в том, что лечение – это необходимый процесс и сам находит для этого аргументы. Убеждая кого-то другого, он, прежде всего, убеждает самого себя, а задача психотерапевта – лишь усилить этот процесс.

После того как пациент конгруэнтно выражает желание лечиться, можно планировать встречи-консультации. И в первом и во втором случае необходимо учитывать систему верований.

Система верований

Система верований – это наиболее сложный вопрос в психотерапии. Каждый человек верит во что-либо или в кого-либо. Мы можем верить в колдунов, магов, можем верить в Бога, деву Марию или Аллаха; верить в экстрасенса, психотерапевта или только в самого себя. Искусство психотерапевта заключается в определении индивидуальной системы верований и ее использовании.

Исключительным примером силы веры является история больного, погибающего от ракового заболевания. Ему сказали, что появился надежный препарат против рака, он нашел его с большим трудом и стал принимать. Через несколько месяцев его уже никто не узнавал. Этот человек был бодр и активен. Прошло еще около 8–10 месяцев, и однажды в печати он обнаруживает опровержение полезности этого препарата. Еще через 3–4 месяца он вновь попадает в клинику в тяжелом состоянии, и вновь врачи обнаруживают у него многочисленные метастазы рака. Зная предысторию, лечащий врач дает объявление в газете о новом противораковом препарате. Клиент поверил в него, достал с большим трудом, и вновь его здоровье пошло на поправку.

Итак, важно, во что верит ваш клиент: в препарат или в Бога, в кодирование или во врача. Верование – это мощный фактор излечения. Оно запускает внутренние механизмы выздоровления. Эффект плацебо – таблетки-пустышки доказан в медицине неоднократно.

Если обратиться к старинным русским заговорам, мы обнаружим, что они построены на системе верования в божественные силы и исполнении необычного ритуала. Заговоры имели следующие особенности: а) трехкратное повторение текста (иногда и большее количество); б) аналоговое сравнение заболевания с чем-либо (своеобразная метафора); в) ориентацию на систему верований, чаще всего в Бога, деву Марию, Христа. В совокупности это и делало заговор действенным.

Следует учитывать систему верований и при определении продолжительности лечения: настроен клиент на быстрое однократное лечение типа кодирования или для него важна продолжительная терапия; какой тип лечения приоритетнее для него – иглотерапия, лазеротерапия, психотерапия, медикаменты или травы. Предложите клиенту несколько вариантов лечения, и вы увидите его реакцию, по которой можете определить систему верований.

Когда клиент настроен решительно, поддержите эту решительность. Назначайте именно ту терапию, в которую он верит, но обязательно с дополнениями. Дополнения важны с психологических позиций. В глазах клиента они придают вес вашему мастерству. Если ваша точка зрения противоположна, то постарайтесь убедить в этом пациента. Когда клиент сомневается, определить его предпочтение можно по невербальным признакам – жестам, мимике, кивкам головы, движению глазных яблок, вегетативным реакциям. Невербальные реакции – главный инструмент в работе психотерапевта. По исследованиям специалистов, только 7% содержания сообщения передается смыслом слов (вербально), остальное – невербально. Невербальные реакции практически неконтролируемы. Основа их лежит в физиологии человека, они закреплены вековыми традициями каждого народа. Так, по невербальным признакам вы можете понять приоритеты клиента: если вы предлагаете фитотерапию, а он отрицательно качает головой, не говоря ни слова, но при переходе к психотерапии оживляется, то для вас становится ясно, на чем нужно сделать акцент. Предлагая выбрать метод лечения, вы продолжаете психотерапию. Самый плохой и непрофессиональный подход – выбор между вариантами: лечиться или не лечиться (Вы будете лечиться или нет?). Клиент может выбрать не лечиться у вас и лечиться у другого доктора. Поэтому предложите на выбор 2 – 3 метода лечения, и тогда речь пойдет только о варианте лечения, и не будет стоять вопрос лечиться или нет. Более того, выбор методики повышает доверие к врачу. Чувствуете, что доверия нет – завоюйте его, а если не получается, то попрощайтесь, потому что эффективное лечение, скорее всего, будет невозможным.

Наши рекомендации