Основные психопатологические синдромы детского и подросткового возраста
(по А.И. Ковалеву, 1998).
название | характеристика | При каких заболеваниях встречается |
Синдром невропатии | ||
Синдром «конституциональной» или врожденной «детской нервности», возникающий примерно до трехлетнего возраста. Характеризуется незрелостью регуляции висцеровегетативных функций, проявляется в первичных нарушениях сна, аппетита, диспепсических явлениях колебаниях температуры, тахикардии, тахипноэ, одышкой, склонностью к аллергическим реакциям, метеотропностью, чувствительностью к изменению условий кормления в сочетании с повышенной нервно-психической возбудимостью, реакциями на внешние раздражители в виде аффективно-респираторных приступов, капризности, пугливости. | Первые проявления данного синдрома можно диагностировать уже в грудном возрасте в виде соматовегетативных расстройств (нарушений пищеварения, терморегуляции; диссомнии, гипергидроза). С возрастом на первый план выходят элементы эмоционально-гиперэстетических расстройств как следствия психогенных и экзогенных воздействий. Довольно часто встречаются аффективно-респираторные приступы. Дети склонны к повышенной возбудимости общей и вегетативной возбудимости. | Чаще встречается при резидуально-органических нервно-психических расстройствах и невротических реакциях. С возрастом проявления невропатии сглаживаются, но могут служить почвой для развития невротических и неврозоподобных синдромов. При ранней детской шизофрении невропатия сочетается с диссоциацией психических процессов. |
Синдром детского аутизма | ||
Вариант психофизического дизонтогенеза (асинхронии), проявляющийся дисгармоничным психическим развитием, при котором наблюдается сочетание опережающего развития одних психических функций и свойств и отставание других. детский аутизм встречается уже в раннем возрасте. У мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. | Детский аутизм характеризуется нарушением коммуникативного поведения, преимущественно на уровне социальной перцепции, своеобразной задержкой психического развития. Специфические психические расстройства возникают, развиваются и трансформируются по мере психического развития ребенка. Ведущие симптомы: выраженные трудности установления отношений с людьми с начала жизни; слабость эмоционального реагирования; стереотипный и аутистический характер игр; боязнь изменения обстановки, боязнь нового. Обязательные симптомы – страхи, нарушения сна и приема пищи. Дополнительные симптомы – хорошая механическая память, агрессивное или аутоагрессивное поведение. При детском аутизме может встречаться любой уровень умственного развития. | Встречается при болезни Каннера как ядерном варианте раннего детского аутизма; детской шизофрении, где имеет определенные особенности, сочетаясь с диссоциацией психических процессов; синдроме Аспергера. |
Гипердинамический синдром | ||
Возникает преимущественно в возрасте от 3 до 7 лет; является специфическим для психомоторного уровня патологического нервно-психического реагирования. У мальчиков встречается чаще, чем у девочек. | Ведущие симптомы: слабость торможения, двигательная расторможенность; неусидчивость; повышенная возбудимость. Обязательные симптомы – неустойчивость внимания, отвлекаемость, повышенная истощаемость, нарушение целенаправленности деятельности. Дополнительные симптомы – тики и другие гиперкинезы, импульсивные действия, проявления инфантилизма, задержка психомоторного развития. | Чаще встречается при резидуально-органических нервно-психических заболеваниях. Острое начало может встречаться при некоторых видах реактивных состояний, маниакальных расстройств, шизофрении, неврологической патологии. Следствием гипердинамического синдрома может быть ЗПР. |
Синдром детских патологических страхов | ||
Характеризуется различными страхами, возникающими без психологической и ситуационной обусловленности и проявляющимися чрезмерной интенсивностью и длительностью, не соответствующей силе и значимости вызвавшей ее причины. Психопатологическую очерченность страхи приобретают к 6-7 годам, что, вероятно, связано с формированием у ребенка самосознания. | Навязчивые страхи – возникают непроизвольно независимо от желания больного, против его воли, носят неотступный характер, связаны с первичным страхом и критичным к нему отношением (нозофобия, клаустрофобия и т.д.). Сверхценные страхи доминируют в сознании больного с убежденностью в их обоснованности и реальности фабулы. Характеризуются выраженностью и силой аффекта, отсутвием даже попыток его преодолеть (в дошкольном возрасте – страхи животных, персонажей фильмов, сказок). Бредовые страхи возникают независимо от психотравмирующей ситуации (аутохтонно), не поддаются коррекции, с переживанием скрытой угрозы со стороны живых и неодушевленных предметов, сопровождаются тревогой, настороженностью. Могут сочетаться с другими симптомами психотического уровня (с галлюцинациями) и сопровождаться эпизодами психомоторного беспокойства и соматовегетативными нарушениями. Ночные страхи возникают при пробуждении в просоночном суженном состоянии. Утром отмечается амнезия. Недифференцированные страхи – беспредметные, с соматовегетативным оформлением. | Встречаются при неврозах, органических заболеваниях головного мозга, шизофрении. Встречаются в рамках невротических расстройств, реже – при шизофрении. Встречаются при шизофрении, реже – как эпизоды при экзогенно-органических заболеваниях головного мозга и психогенных расстройствах. Встречаются в рамках психогенных расстройств, неврозоподобных состояний различного генеза, как дебютное проявление расстройств эпилептического генеза. Встречаются при диэнцефальных кризах. |
Синдром психического инфантилизма | ||
Психическая незрелость, проявляющаяся преимущественным нарушением темпа созревания психики с отставанием развития эмоционально-волевых свойств и форм реагирования личности. | Ребенок с темпово задержанным типом развития (гармоническим инфантилизмом)выглядит младше своего паспортного возраста, он живой, непосредственный, часто имеет инфантильный тип телосложения с детской пластичностью мимики и моторики. Эмоциональная сфера этих детей как бы находится на более ранней ступени развития, соответствуя психическому складу ребенка более младшего возраста. Дети неутомимы в игре и в то же время имеют низкую работоспособность, быстро пресыщаются интеллектуальной нагрузкой, незрелость регуляторных функций и мотивационно-волевой сферы затрудняет и их социальную адаптацию, в силу чего они не в состоянии следовать установленным правилам поведения. Показатели интеллектуального развития, как правило, соответствуют уровню актуального психофизического возраста, в котором находится ребенок. В отличие от гармонического инфантилизма, неравномерно задержанный тип развития (дисгармонический инфантилизм) характеризуется сочетанием психического инфантилизма с другими психопатологическими явлениями. При сочетании с психоорганическим синдромом отсутвует эмоциональная живость, яркость эмоций, эмоциональные проявления менее глубоки и дифференцированы. Характерна эйфоричность, благодушие, расторможенность. Интеллектуальная деятельность характеризуется инертностью, тугоподвижностью, персеверативностью и нарушением предпосылок интеллекта (внимания, памяти, психической работоспособности). При сочетании с церебрастеническим синдромом отмечается повышенная возбудимость, истощаемость, выраженная неустойчивость внимания, соматовегетативные нарушения. При сочетании с эндокринным синдромом клиническая картина определяется наличием черт инфантилизма и особенностей психики, типичных для того или иного типа гормональных расстройств. | Встречается как самостоятельное расстройство, при задержке развития головного мозга, его негрубом органическом поражении, при социальной запущенности. |
Синдром дисморфомании | ||
Проявляется болезненным убеждением (сверхценным или бредовым) о наличии у себя какого-либо воображаемого или переоцениваемого, утрируемого физического дефекта внешности или функции. Встречается преимущественно в подростковом или юношеском возрасте. | Ведущие симптомы – сверхценная или бредовая убежденность в своем физическом дефекте (косметическая дисморфомания); в исходящем от тела неприятном запахе (парфюмерная дисморфомания). Обязательные симптомы – гипотимно-напряженный аффект, иногда достигающий степени выраженной депрессии; сенситивные идеи отношения и толкования; «симптом зеркала» (подчеркнутое и длительное разглядывание себя в зеркале), «симптом фотографии» (уничтожение своих фотографий); аутодеструктивное поведение с целью коррекции дефектов; поведение избегания (общения). Дополнительные симптомы – обонятельные галлюцинации кататимного характера; сенестопатии, деперсонализационно-дереализационные расстройства. Дисморфофобия – более легкая степень расстройства непсихотического уровня с навязчивым страхом невротического характера, связанным с якобы имеющимся недостатком. Отмечается наличие критики к своему состоянию. | Может встречаться в виде реакции, свойственной подростковому возрасту (чаще у девушек); при акцентуациях характера и психопатиях; в виде реактивной дисморфомании, эндореактивной подростковой дисморфомании; при шизофрении (вялотекущей, параноидной, юношеской злокачественной), чаще у юношей. Рудиментарная дисморфомании отмечается и у здоровых подростков как временная реакция. |
Синдром нервной анорексии | ||
Характеризуется преднамеренным чрезвычайно упорным стремлением к качественному и/или количественному отказу от пищи и снижению массы тела. Преимущественно встречается в у девочек – подростков и молодых женщин. | Ведущий симптом – сверхценная или бредовая убежденность в избыточной массе тела. Дополнительные симптомы – сверхценное или бредовое поведение, направленное на снижение массы тела – ограничение или отказ от пищи, специальные физические нагрузки, вызывание рвоты, прием слабительных и т.п. Обязательные симптомы – отрывочные сенситивные идеи отношения, толкования, депримированность, анорексия или подавляемая булимия, соматоэндокринные расстройства. Синдром проходит в своем развитии три этапа. Дисморфоманический начинается с искаженного восприятия образа своего тела, при котором у больного возникает установка на низкий вес. Отмечается неглубокое снижение настроения и эпизодические рудиментарные идеи отношения. Аппетит сохраняется. Длительность этапа от 6 месяцев до 2-3 лет. Аноректический характеризуется стойким и упорным ограничением в еде вплоть до полного отказа. используются дополнительные методы борьбы с весом (физические нагрузки, слабительные и т.д.). возможно появление гиперкомпенсаторного поведения (повышенный интерес к приготовлению пищи), эксплозивные реакции. Появляются и нарастают признаки соматоэндокринных расстройств (исчезновение подкожно-жировой клетчатки, дисменорея, дистрофические изменения со стороны внутренних органов). Длительность этапа от 6 месяцев до 1,5 лет. Кахектический характеризуется тяжелым дефицитом веса, угасанием витальных функций, астенодинамическими нарушениями. | Может встречаться как самостоятельное психогенное заболевание пубертатного периода и при шизофрении. |
Синдром гебоидности | ||
Непсихотическое психическое расстройство, возникающее в юношеском возрасте и характеризующееся сочетанием патологически преувеличенных, заостренных и видоизмененных пубертатных свойств с аффективно-волевыми нарушениями и патологией влечений, приводящих к выраженной социальной дезадаптации. | Ведущие симптомы – сверхценные образования, патологические влечения, явления стереотипий. В основе этих расстройств лежат изменения эмоций (аффекта) и воли, которые клинически трудно разделимы, а их проявления искажены и диспропорциональны. Сверхценные образования проявляются в абсолютном непонимании абсурдности своих занятий и высказываний. Занятия чем-либо приобретают однообразный характер, носят непродуктивный характер. Патологические влечения выражаются в получении удовольствия от унижения окружающих, примитивной гедонистической мотивации своих поступков, стремлении к немедленной реализации расторможенных влечений. Явления стереотипий выражаются в том, что поведение больных постепенно становится все более бессмысленным и приводит к стереотипным поступкам, что проявляется даже в манере одеваться. Подростки игнорируют правила личной гигиены. В моторике утрачивается естественность, движения становятся вычурными, стереотипными, изменяется почерк. В дальнейшем действия все больше утрачивают смысл, приобретая характер стереотипий. В основе эмоционально-волевых нарушений лежит извращенность, диссоциация и парадоксальность проявлений. Снижается чувство эмпатии, сострадания, формируется так называемый «моральный дальтонизм». Доминирующими становятся немотивированная жестокость и злобность. | Чаще всего рассматривается в рамках подростковой вялотекущей шизофрении. Может рассматриваться как самостоятельный патологический вариант пубертатного криза и может входить в структуру формирующихся психопатий. |